Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 10:41, курсовая работа
Целью данной работы является анализ причин конфликтности личности в компании ИМЭКС.
Исходя из поставленной цели, определены следующие задачи:
сделать краткий аналитический обзор зарубежных и отечественных источников по проблеме конфликтов в организации;
определить понятийный аппарат рассматриваемого феномена;
оценить конфликтность в коллективе компании «ИМЭКС» методом тестирования;
выявить психологические причины конфликтности людей в условиях организации;
представить результаты практической части и разработать практические рекомендации.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ КОНФЛИКТОВ 6
1.1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ КОНФЛИКТА 6
1.2 ПРАКТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ КОНФЛИКТА 15
2 ПОНЯТИЙНАЯ СХЕМА КОНФЛИКТА В ОРГАНИЗАЦИИ 17
2.1 ПРИЧИНЫ И ФУНКЦИИ КОНФЛИКТОВ 17
2.2 КЛАССИФИКАЦИИ КОНФЛИКТА 22
2.3 СТРУКТУРА И УРОВНИ КОНФЛИКТА 27
2.4 ТЕОРИИ ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ В КОНФЛИКТЕ 37
2.5 ПОДХОД К. ТОМАСА К ИЗУЧЕНИЮ КОНФЛИКТНЫХ ЯВЛЕНИЙ 44
3 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРИЧИН КОНФЛИКТНОСТИ ЛИЧНОСТИ В ОРГАНИЗАЦИИ 49
3.1 ФОРМИРОВАНИЕ ВЫБОРКИ И ОПИСАНИЕ ЭТАПОВ ИССЛЕДОВАНИЯ 49
3.2 ОПИСАНИЕ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ МЕТОДОВ И МЕТОДИК 50
3.3 ОБРАБОТКА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ПОЛУЧЕННЫХ ДАННЫХ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 61
ПРИЛОЖЕНИЯ 64
3.2 Описание используемых методов и методик
Для оценки уровня конфликтности личности в организации был применен метод тестирования. В рамках этого метода были применены три методики: методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса, методика самооценки степени конфликтности личности и оценки экспертом степени конфликтности личности, социометрия группы.
A. Методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению.
Тест адаптирован для изучения личностной предрасположенности к конфликтному поведению. В данном подходе к изучению конфликтных явлений делается акцент не только на разрешение конфликтов, а на управление ими. В соответствии с этим, считается нужным сконцентрировать внимание на том, какие формы поведения в конфликтных ситуациях характерны для людей, какие из них являются более продуктивными или деструктивными, каким образом возможно стимулировать продуктивное поведение.
Для
описания типов поведения людей
в конфликтных ситуациях
В опроснике К.Томаса по выявлению типичных форм поведения описывается каждый из пяти перечисленных возможных вариантов двенадцатью суждениями о поведении индивида в конфликтной ситуации. В различных ситуациях они сгруппированы в 30 пар, в каждой из которых респонденту предлагается выбрать то суждение, которое является наиболее типичным для характеристики его поведения. Оптимальным поведением в конфликтах считается такое, когда применяются все стратегии и каждая из них имеет значение в интервале от 5 до 7 баллов (минимум – 0 баллов, максимум – 12 баллов). Бланк и ключ методики представлены в приложении А.
B. Методика диагностики самооценки степени конфликтности личности, а также оценки экспертом степени конфликтности личности (Ладанов И.Д.)
Шкала используется для самооценки и для оценки степени конфликтности других лиц. Сумма в 70 баллов указывает на очень высокую степень конфликтности; 60 баллов – на высокую; 50 – на выраженную конфликтность. Сумма 11-15 баллов свидетельствует о склонности избегать конфликтных ситуаций (Приложении Б).
C. Социометрия (Приложение В).
Сущность методики сводится к выявлению системы «симпатий» и «антипатий» между членами группы, т.е. иными словами, к выявлению системы эмоциональных отношений в группе путем осуществления каждым из членов группы определенных «выборов» из всего состава группы по заданному критерию.
3.3 Обработка и интерпретация полученных данных
Исследование проводилось в три этапа.
На первом этапе путем стороннего наблюдения в естественных условиях была выявлена напряженность в отношениях.
На втором этапе было проведено метод-тестирование, в рамках которого применялись три методики: диагностика стратегий поведения в конфликте К. Томаса, диагностика самооценки степени конфликтности и оценки экспертом степени конфликтности личности, социометрия группы.
На третьем этапе, после
Таблица 6 - Результаты тестов и оценки экспертов.
№ испытуемого | Ранг экспертов | Диагностика
стратегий поведения в |
Самооценка уровня конфликтности | Оценка экспертом конфликтности сотрудников | ||||||||
Соперничество | Сотрудничество | Приспособление | Компромисс | Избегание | ||||||||
Группа № 1 (повышенная конфликтность) | ||||||||||||
6 | 10 | 6 | 4 | 5 | 8 | 4 | 40 | 56 | ||||
8 | 9 | 6 | 6 | 6 | 5 | 7 | 36 | 52 | ||||
4 | 8 | 6 | 5 | 7 | 5 | 5 | 49 | 50 | ||||
7 | 7 | 0 | 3 | 3 | 9 | 9 | 50 | 58 | ||||
12 | 6 | 2 | 6 | 9 | 6 | 8 | 27 | 60 | ||||
Группа № 2(пониженная конфликтность) | ||||||||||||
1 | 5 | 4 | 9 | 1 | 7 | 9 | 45 | 53 | ||||
13 | 4 | 3 | 9 | 5 | 12 | 8 | 30 | 46 | ||||
10 | 3 | 3 | 8 | 5 | 4 | 8 | 30 | 49 | ||||
9 | 2 | 2 | 9 | 10 | 5 | 10 | 30 | 40 | ||||
3 | 1 | 2 | 7 | 5 | 7 | 9 | 21 | 21 |
На основе оценок эксперта были выделены две подгруппы (повышенная или пониженная конфликтность).
По результатам социометрии менее конфликтные люди получили больше положительных выборов, т. е. с ними предпочли бы иметь профессиональные отношения.
Следующим этапом исследования было проведено выяснение влияния одних факторов на другие.
В
результате исследования установлено
наличие связи между
Помимо этого было выявлено, что личности, у которых наименьшие значения по шкале рангов (конфликтности) выбирают в качестве способа взаимодействия сотрудничество. Также была обнаружена связь между стратегией сотрудничества и самооценкой уровня конфликтности, т.е. люди, считающие себя неконфликтными, склонны к сотрудничеству в конфликтной ситуации.
Была обнаружена следующая зависимость между оценками независимого эксперта и количеством положительных выборов по результатам социометрии: оценки независимого эксперта отражают то, что в отношениях предпочтение отдается неконфликтным членам коллектива. Менее привлекательными для построения отношений в группе испытуемых являются более конфликтные личности. Получается, что более конфликтные личности отдают предпочтение стратегии соперничества. Однако в данной выборке более конфликтные сотрудники оценили свой уровень соперничества как средний и ниже среднего. Можно предположить, что данные сотрудники не до конца осознают собственную потребность в соперничестве, могут бороться за собственные интересы на уровне скрытых мотивов, т. е. демонстрировать одно поведение, а на скрытом уровне соперничать и ущемлять интересы других.
Таким образом, из результатов исследования в компании «ИМЭКС» можно сделать следующие выводы:
Также были выявлены такие причины, как:
Для
минимизирования влияния
- расстановка людей с учетом
их индивидуально-
-использование внутренней
- ранняя диагностика конфликта и выявление его причин с тем, чтобы не допустить его дальнейшего разрастания;
- «выплескивание», «разрядка» негативных эмоций через совместные деятельности; обеспечение слаженности и организованности;
- постоянное изучение и оценка степени сплоченности группы;
- метод
последовательных взаимных
- переговоры участников конфликта;
- обращение к арбитру;
-обращение к посреднику. Здесь большую роль может сыграть работник психологической службы, роль которой заключается в управлении человеческими ресурсами, разрешения конфликтов, проведения переговоров внутри коллектива, между коллективом и администрацией, привлечения в необходимых случаях специалистов-конфликтологов
Следует отметить наличие пустых конфликтов (когда проявление грубости, резкости, раздражения со стороны собеседника обижает партнера и могут быть результатом нездоровья или плохого самочувствия) и содержательные конфликты (столкновение оценок, потребностей и т.д.), которые требуют грамотного разрешения.
При содержательных конфликтах можно использовать данную технологию.
1. При вступлении в конфликт:
-определите
свои задачи (каков должен быть
позитивный результат,
2. Возьмите на себя управление конфликта:
Информация о работе Исследование психологических причин конфликтности личности в организации