Объект, предметная область, цели, методы и формы эпидемиологического познания в медицине
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2014 в 20:19, контрольная работа
Краткое описание
В российской и зарубежной медицинской литературе используются различные эпидемиологические термины, не имеющие общепринятых определений. Даже среди эпидемиологов нет единства в определении таких кардинальных понятий как эпидемиология, эпидемиологический подход к изучению болезней человека, эпидемиологические исследования.
Глава 1. Объект, предметная область, цели,
методы и формы эпидемиологического познания
в медицине.
В российской и зарубежной медицинской
литературе используются различные эпидемиологические
термины, не имеющие общепринятых определений.
Даже среди эпидемиологов нет единства
в определении таких кардинальных понятий
как эпидемиология, эпидемиологический
подход к изучению болезней человека,
эпидемиологические исследования.
Эпидемиологию, в самых общих
выражениях, можно определить как определенный
вид деятельности в медицине. Но какая
это деятельность - научная или практическая
или и то и другое вместе, в чем специфика этой
деятельности? А может быть эпидемиология
не вид деятельности, а только лишь специальный
метод изучения в медицине? Что означает
понятие «эпидемиологический
подход»? Чтобы ответить на эти и подобные
вопросы, необходимо подвергнуть анализу
содержание понятия «эпидемиология».
Исходной позицией в этом анализе
должно быть общенаучное (философское)
представление о человеческой деятельности,
которую схематично можно представить
в следующем виде (рис. 1.1).
Рис. 1.1 Схема общенаучного представления
о человеческой деятельности.
Примечание. Подробно специальные
методы, используемые в эпидемиологии
и формы научного познания разбираются
соответственно в главах 3 и 2.
Именно эта схема положена нами
в основу представлений об эпидемиологии
как специфическом виде человеческой
деятельности в медицине и здравоохранении.
Согласно общенаучному представлению,
большинство видов человеческой деятельности
состоит из познавательной и практической
составляющих. При этом приоритет принадлежит
не просто познавательной, а специально
организованной, то есть научной деятельности,
которая при качественной организации
способна добыть данные, необходимые для
эффективной практики. При описании научного
познания используют, в частности, такие
термины как научный подход, научные исследования
и наука. Именно поэтому доказательство
действительной, а не надуманной специфичности
эпидемиологии связано с анализом ее познавательной
научной деятельности.
Продолжающиеся
дискуссии о том, что такое эпидемиология,
по нашему мнению, прежде всего, связаны
с общенаучными (философскими) проблемами
познания.
Однако несмотря на все проблемы,
современная философия практически едина
в том, что представление
о любой науке, ее отличия от других
наук,основано
на четком определении объекта и предмета
данной науки. Еще в недавнем прошлом
многие философы считали эти слова синонимами,
мотивируя главным образом, тем, что оба
понятия происходят от латинскогоobjectum-
предмет, объект
В современной теории познания
принято различать объект и предмет научной
деятельности, науки.
Объект
познания — это определенное реальное
явление, существующее независимо от нашего
знания о нем. Другими словами объект не
прекратит своего существования, если
в процессе его изучения мы так о нем ничего
и не узнаем. Но, если мы сможем дать какое-то
имя этому объекту (например,
процесс возникновения и распространения
болезней в обществе), назвать хотя
бы некоторые его внешние отличительные
признаки (например,
эпидемии), то уже самых скудных знаний
достаточно для того, чтобы начать в принципе
изучение этого объекта.
Но сразу познать объект
в целом, не разобравшись во всех элементах
и свойствах его составляющих, во всем
многообразии его проявлений невозможно.
Поэтому познание объекта процесс длительный,
если не бесконечный, начинающийся прежде
всего с изученияотдельных
элементов, свойств, проявленийэтого
объекта. Из этого следует, что один или
группа исследователей в зависимости
от своих гипотез (но не произвольно), могут
выбирать для изучения чаще всего лишь
отдельные свойства, элементы, проявления
одного объекта. Именно они, эти отдельные
части, вместе составляющие объект, называютсяпредметом
изучения (исследования) этого объекта.
Выбор одного или нескольких предметов
образует новый научный подход в изучении
конкретного объекта. Первоначально новый
научный подход - этоидеяизучатьновую
составляющуюобъекта, объекта уже
изучаемого с помощью других, традиционных
подходов, которые, однако, не дали на данный
момент необходимых ответов. Новый научный
подход реализуется в научных исследованиях
добывающих факты, характеризующие данный
предмет. Постепенное накопление фактов,
их интерпретация и накопление знаний
формирует отдельную науку.
Из сказанного следует, что
один и тот же объект может изучаться разными
науками, но каждая наука специфична, если
она изучает свой предмет, хотя и в рамках
одного объекта. При этом ни одна наука
не может самостоятельно познать весь
объект целиком, но может, обобщая свои
знания и знания, накопленные другими
науками формулировать теоретические
представления об объекте в целом.
Таким образом, каждый научный
подход, соответствующие ему научные исследования
и наука имеют свой предмет изучения, методы
и особые формулировки целей, при этом только
предмет изучения ( в рамках одного объекта)
определяет специфику познания, тогда
как особенности реализации целей и специальные
(но не специфические)
методы изучения носят подчиненный предмету
характер.
Медицина, в процессе своего
развития, для решения стоящих перед ней
целей выработала различные подходы к
изучению болезней человека – клинический,
морфологический, физиологический, генетический
и другие. На основе этих подходов проводились
многочисленные исследования, накапливалась
и анализировалась специфическая информация,
что в итоге привело к образованию таких
медицинских наук, как клиника различных
болезней, анатомия, физиология, генетика
и т. д .
В Древнем Мире зародился, но
закрепился в медицине только в ХХ веке
новый – эпидемиологический подход, на
основе которого были разработаны специфические
исследования и постепенно сформировалась
новая наука - эпидемиология.
Поскольку как уже подчеркивалось представление
о любой науке, и ее отличия от других
наук,основано
на четком определении объекта и предмета
науки,особенностиэпидемиологическойдеятельности
в медицине, следует начать с определения
ее объекта и предмета.
Объект и предметная область
эпидемиологии.
В реальном мире существует
сложнейший процесс - процесс
возникновения и распространения болезней
в обществе.Именно
этот процесс является объектом изучениябольшинства
медицинских наук,включая
эпидемиологию, которые, добывают
знания необходимые, прежде всего для
познания причин этого явления.
Причины проявляют свое патологическое
влияние на разных уровнях организации
жизни: суборганизменных (органном,тканевом,
клеточном, молекулярном и др), организменном
и надорганизменном (или уровень общества,
населения, популяционный уровень).
Ни одной медицинской науке
не под силу изучать проявления на всех
уровнях организации жизни и, следовательно,
ни одна наука не может считать своим предметом весьпроцесс
возникновения и распространения болезни.
Основным
предметомэпидемиологических исследований,
а, следовательно, и эпидемиологии, в отличие
от других наук является патология, проявляющаяся
нанадорганизменном
уровне (уровне общества, популяционном
уровне)то естьзаболеваемость.
При этом эпидемиология изучаетзаболеваемость
населения любыми болезнямнезависимо
от их происхождения, тем более что для
многих болезней оно еще далеко не расшифровано.
Поскольку любая патология
это проявление объективно существующего
процесса возникновения и распространения
болезней, следовательно, изаболеваемость
какой-либо болезнью также есть объективное
явление, (а не статистическая
величина) представленное всеми
существующими,т.е.
выявленными и не выявленнымислучаями
этой болезни в данное время и на данной
территории. Для болезней считающихся
неинфекционными заболеваемость отражает
просто объективную сумму случаев болезни.
Заболеваемость типичными инфекционными
болезнями это не просто сумма заболевших
(больных) – это
проявление сложного процесса, обусловленного
различными механизмами распространения
инфекции в обществе.
Заболеваемость не имеет качественных
признаков, поэтому изучение заболеваемости
неразрывно связано с ее измерением. Измеряется(оценивается)
заболеваемостьвыявленными
и учтенными случаями болезни, выраженными
в абсолютных цифрах заболевших или относительных
величинах.Без цифр
отражающих заболеваемость невозможно
полноценное эпидемиологическое познание.Именно
с изучения динамики и структуры различных
распределений величин заболеваемости
начинаются любые эпидемиологические
исследования.
Заболеваемость
отражает (проявляет) влияние на население (известных и неизвестных)причин
различного происхождения.Осознание
такой причинно-следственной связи привело
к возникновению идеи вначале выявить
различия в частоте случаев заболеваний
разных групп населения в разное время,
на разных территориях, а затем, сравнивая
выявленные различия заболеваемости с
набором и активностью различных факторов,
попытаться выявить причины, определившие
эти различия, т.е. причинывозникновения
и распространения изучаемой болезни.Именно
так, и часто успешно, проводились и проводятся
эпидемиологические исследования. Полученные
в исследованиях данные постепенно накапливались
и обобщались, и формировалась эпидемиология
как наука.
Неслучаен факт проведения
первого эпидемиологического исследования
именно в Англии, которая первой в начале
19 века начала внедрять систему регистрации
и учета вначале случаев
смертей(с указанием ее причины, даты,
места жительства умершего), затем ислучаев
заболеваний(с указанием диагноза).
Начиная с этого момента, появилась возможность,
используя результаты «игры» в цифры
заболеваемости, смертности и других явлений,
отражающих исходы болезни, попытаться
выявить причины этих явлений.
Первое, и при этом успешное,
эпидемиологическое исследование связано
с поиском причины эпидемии холеры в Лондоне.
Английский врач анастезиолог Джон Сноу
(Snow) в исследованиях 1849 –1854 г. за 30 лет
до открытия Р. Кохом возбудителя холеры
доказал, что холера передается через
воду, а не через воздух, как считали большинство
ученых того времени.
Начиная со средины 19 века, эпидемиологические
исследования являются основной формой
познавательной деятельности в эпидемиологии,
и используются, как для получения новых
знаний, так и в практике работы эпидемиологов.
Необходимость иметь объективные
данные о заболеваемости различными болезнями
остается актуальной и для эпидемиологии
современного периода. Например, основным
условием, определяющим выявление причин
госпитальной инфекции, остается внедрение
системы выявления, регистрации и учета
всех случаев заболеваний, считающихся
госпитальной инфекцией. Тоже можно сказать
и о многих других заболеваниях.
Кроме
заболеваемости,к не менее
значимым предметам эпидемиологии относятсяявления,
отражающие исходы болезни–смертность,
летальность, инвалидизация, временная
утрата трудоспособности и даже выздоровление.
Все вместе они формируютпредметную
область эпидемиологии. Предметная
область эпидемиологии имеет тенденцию
к расширению. В последнее время предметом
эпидемиологических исследований все
чаще становятся, так называемые, «состоянияпредболезни».
Обращаем
внимание читателя, что в следующих разделах
обсуждение различных вопросов эпидемиологии
и эпидемиологических исследований будет
в основном связано с заболеваемостью
– основным предметом эпидемиологии.
Классическая советская эпидемиология,
в значительной степени оторванная от
«мировой» эпидемиологии ограничивала
эту науку только областью инфекционной
патологии. При этом предметом эпидемиологии
назывался эпидемический
процесс– т.е. процесс возникновения
и распространения инфекций в обществе.
Многие российские ученые до сих пор категорически
придерживаются этого представления.
Однако, как обсуждалось выше
процесс распространения болезней (любых,
включая инфекционные) чрезвычайно сложное
явление, которое является объектом, но
не предметом науки.
.Раскрытие причин и
механизма распространения инфекционных
болезней невозможно без таких
наук как, например, клиника инфекционных
болезней, микробиология, гигиена, биология,
но при этом предметом изучения
каждой из них являются отдельные
составляющие эпидемического процесса.
Эпидемиология, несомненно, вносит
существенный вклад в раскрытии
тайн эпидемического процесса, но
ее предметом, при изучении инфекционной
патологии, является не весь эпидемический
процесс, а заболеваемость населения
инфекционными болезнями. Однако
такая заболеваемость является
лишь частью основного предмета
эпидемиологии - заболеваемости населения
любыми болезнями, независимо от
их этиологии. Для объяснения
причин выявленных особенностей
заболеваемости населения инфекционными
болезнями, эпидемиология использует
знания, добытые уже упомянутыми
и другими науками. Такой обмен
и использование знаний в принципе
является обязательным для познания
любого явления жизни.
В зарубежной и российской эпидемиологической
литературе чаще всего не упоминают объект
эпидемиологии, а в качестве предметов
эпидемиологии (кроме уже упомянутого
эпидемического процесса) называют –
популяцию людей, здоровье население,
частоту заболеваний в различных группах
населения.
Популяцию людей не следует
считать предметом эпидемиологиипо
следующим соображениям. В английском
языке словоpopulationможет
использоваться как социальный (население, жители,
народ), так и как биологический термин.
В биологии популяция – это совокупность
особей одного вида длительно занимающая
определенное пространство и воспроизводящая
себя в течение большого числа поколений.
При этом такое определение популяции
естественно не используется в отношении
людей.
В английской эпидемиологической литературе
термин популяция применяется только
для обозначения групп населения, выделенных
по каким-либо признакам (территориальным,
индивидуальным характеристикам людей,
факторам окружающей среды и др.). Например,
Дж. Роуз с соавт. (ВОЗ Женева 1984)
указывает, что термин «популяция» (population) «используется в статистическом
смысле слова и обозначает определенную
группу лиц, характеристики которой подлежат
описанию». Р. Биглхол с соавт. (ВОЗ.
Женева 1994) считает, что «…для целей эпидемиологии….
популяцией чаще всего является население,
проживающее в данном районе или стране».