Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2015 в 17:58, реферат
Предмет исследования - организация учебно-исследовательской деятельности школьников в рамках дополнительного биологического образования
Цель исследования позволяет сформулировать задачи исследования:
Исследовать состояние проблемы организации учебно-исследовательской деятельности в теории и практике дополнительного биологического образования.
Определить условия организации учебно-исследовательской деятельности школьников в дополнительном биологическом образовании.
Разработать содержание блока учебных занятий «Юный исследователь» для школьников в рамках МАН ЮИ, методические рекомендации для учителей по организации учебно-исследовательской деятельности.
Введение………………………………………………………..
3
1
Обзор литературы по проблеме организации учебно-исследовательской деятельности школьников в дополнительном биологическом образовании………………………....
6
1.1
Учебно-исследовательской деятельности: понятие, сущность, историко-педагогический анализ………………………………..
6
1.2
Дополнительное биологическое образование как сфера реализации учебно-исследовательской деятельности………….
15
1.3
Деятельностный подход в организации исследовательской деятельности школьников……………………………………….
19
2
Опыт организации учебно-исследовательской деятельности школьников в МБОУ Лицей №1 города Аксай
24
2.1
Технология организации учебно-исследовательской деятельности учащихся…………………………………………
24
2.2
«Малая Академия наук» как средство реализации учебно-исследовательской деятельности школьников…………………
39
2.3
Проверка эффективности учебно-исследовательской деятельности учащихся по биологии…………………………….
41
Выводы………………………………………………………….
50
Список использованных источников……………..
2 период – 20-е гг. XX в. – разработка теоретических аспектов и широкая апробация исследовательской деятельности школьников в учебном процессе, используемой в различных системах обучения (дальтон-план, метод проектов, бригадио-лабораторный метод).
3 период – 30-е – 50-е гг. XX в. – спад развития исследовательской деятельности при обучении.
4 период – 60-е – 80-е гг. XX в. – последовательное и концептуальное психолого-педагогическое обоснование необходимости использования исследования в обучении школьников, при этом подчеркивается дидактическая ценность отдельных исследовательских элементов с точки зрения изучения школьной программы и формирования учебных умений и навыков; широкое развитие организационных форм исследовательской деятельности в учреждениях внешкольного воспитания (научные сообщества учащихся, малые ученические академии); в этот период проявляется развитие социальной активности учащихся в исследовательской области, являющееся следствием обозначения социально-педагогического контекста исследовательской работы школьников посредством организации всероссийских слетов научных сообществ, привлечения их членов к участию в Выставке народного хозяйства СССР.
5 период – 90-е гг. XX в. – по настоящее время – становление концептуальных моделей исследовательской деятельности школьников в условиях различных типов образовательных учреждений (лицейское и гимнастическое образование, интегрированные учреждения основного и дополнительного образования); широкое применение исследовательской деятельности в качестве средства развития одаренных детей; разработка учеными инновационного подхода к образованию через построение моделей обучения как организации учебно-поисковой, исследовательской деятельности [7].
Необходимость приобщения учащихся к исследовательской деятельности была концептуально обоснована еще в трудах В.В. Давыдова. Проведя анализ работ отечественных и зарубежных психологов, В.В. Давыдов доказывает, что в обучении необходимо передавать не предметные знания, а «живой ход мысли исследователя». Поэтому «… содержание и способ развертывания учебного материала должны быть подобными изложению результатов исследования» [8]. Основополагающими аспектами исследовательской практики в учебном процессе являются проблемные ситуации и учебные проблемы: «проблемное обучение» (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин), «проблемно-развивающее обучение» (М.И. Махмутов).
В настоящее время психолого-педагогическими основами организации исследовательской деятельности школьников занимаются такие ученые как А.И. Савенков, А.В. Хуторской. А.И. Савенков понимает исследовательскую деятельность учащихся как «особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемой в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения» [18].
В свою очередь, А.В. Хуторской в своих работах представляет образование как организованное взаимодействие ученика с окружающим миром и с самим собой на основе самостоятельных исследовательских действий под руководством педагога [25].
Сегодня большинство методистов и учителей отмечают, что основная особенность исследовательской деятельности в образовательном процессе – то, что она является учебной. Это значит, что ее главной целью является развитие личностных качеств ребенка, а не получение объективно нового результата, как в «большой» науке. Наука нацелена на получение новых знаний, а цель исследований в образовании – приобретение учащимися исследовательских навыков, развитие исследовательского типа мышления, формирование личностной позиции школьника на основе полученных им знаний.
Цели учебно-исследовательской деятельности находят отражение в результатах освоения основной образовательной программы основного общего образования:
направленности через последовательное освоение: основных этапов учебно-исследовательской деятельности; технологий анализа инновационного потенциала продукта до начального момента его создания;
Анализируя данную проблему, можно говорить о непрерывном развитии содержания организации учебно-исследовательской деятельности учащихся, ее изменении в процессе обучения, что предполагает развитие исследовательских умений школьников, которые, в свою очередь, способствуют развитию творческого потенциала личности.
Однако успешная организация и реализация учебно-исследовательской деятельности учащихся предполагает соблюдение ряда условий, среди которых наиболее важными являются следующие:
Учебно-исследовательская деятельность в области естествознания, в частности в биологии, обеспечивает интеграцию теоретических знаний и способов практической деятельности: построение плана исследования, организация и осуществление эксперимента, моделирование, построение схем и диаграмм и т. д. Учащийся должен самостоятельно осуществлять формулировку исследуемой проблемы, анализировать причины ее возникновения, планировать и проводить эксперимент, интерпретировать результаты, делать выводы и выдвигать предположения [2]. При правильной организации учебно-исследовательской деятельности учащихся по биологии происходит формирование системы естественнонаучных знаний по проблемам общего, регионального и локального характера.
Учебно-исследовательская деятельность в естественнонаучной области предполагает решение следующих задач.
Важным аспектом организации учебного исследования не только по биологии, но и в других областях науки является его соответствие возрастным, индивидуальным и интеллектуальным возможностям учащихся. Для наблюдений и исследований лучше выбрать объекты и явления, типично и ярко отражающие важнейшие стороны природных условий данной местности; находящиеся в свободном доступе для систематических и регулярных наблюдений; используемые для формирования естественнонаучного мировоззрения, логического мышления, познавательных интересов, совершенствования практических умений и навыков.
Широкие перспективы для осуществления учебно-исследовательской деятельности учащегося предоставляет дополнительное образование детей, нормативно ориентированное на образовательный процесс, включающий среди прочих видов деятельности и исследовательскую.
Исследовательская деятельность учащихся в условиях дополнительного образования детей – это систематическая комплексная реализация специфических исследовательских операций (формулирование проблемы исследования; постановка цели и построение гипотезы; сбор, обработка информации в ходе поисковой деятельности; считывание и оформление, анализ и интерпретация полученной информации для последующего построения логических выводов) для получения результатов исследования в соответствии со спецификой научной области, выбираемой учащимися для исследования на основе своих познавательных предпочтений.
Учебно-исследовательская деятельность в сфере дополнительного образования детей способствует созданию наиболее глубоких и содержательных учебно-исследовательских работ.
Педагогическая практика показывает, что организация учебно-исследовательской деятельности по биологии во время внеклассной работы повышает познавательный интерес школьников, стимулирует их для углубленного изучения предмета и побуждает к активной практической деятельности в области экологии.
Таким образом, учебно-исследовательская деятельность, пройдя длинный путь развития, получила концептуальные обоснования и широкое распространение в практике школ лишь в конце XX – начале XXI в.в. В настоящее время учебно-исследовательская деятельность является эффективным компонентом сферы дополнительного образования, поскольку стимулирует самостоятельную поисковую деятельность учащихся, позволяя формировать весь набор универсальных учебных действий; обеспечивает развитие творческого потенциала личности школьника посредством создания благоприятных условий для ее осуществления; способствует становлению педагога, как компетентного специалиста в области организации учебных исследований.
1.2 Дополнительное
биологическое образование как
сфера реализации учебно-
Сфера дополнительного образования школьников располагает большими возможностями совершенствования системы образования на современном этапе, обеспечивая устойчивую познавательную и творческую потребность обучающихся, максимально реализовать себя, профессионально и личностно самоопределиться.
В соответствии с действующими нормативными документами, целью дополнительного образования является развитие мотивации детей к жизни и творчеству, реализация дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества, государства [22]. Эта вариативная цель обусловлена в большей степени индивидуальными запросами, интересами детей и их семей, а не только заявленным социальным заказом.
Система дополнительного образования многократно являлась предметом психологических и педагогических исследований как сфера социального и культурологического образования, воспитания и развития учащихся. О.С. Газман, Д.В. Зубов, М.Б. Коваль, Л.С. Лотош, И.И. Митина, В.Д. Семенов, С.Б. Серякова, А.А. Усов в своих исследованиях говорили о высоком потенциале развития и становления личности ребенка учреждениями дополнительного образования. В.И. Андреев, В.А. Березина, В.В. Белова, Л.Н. Буйлова, Н.А. Морозова, А.В. Мудрик, Н.А. Чернова посвящали свои публикации научной и учебной литературы проблемам, возникающим в сфере дополнительного образования.
Современные исследователи понимают дополнительное образование как многоуровневое понятие. По мнению В.А. Сластенина, дополнительное образование представляет собой «целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, дополнительных образовательных услуг и иной информационно-образовательной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека, общества, государства» [20].
А.В. Мудрик, считающий развитие системы дополнительного образования приоритетным направлением XXI века, называет дополнительное образование сферой «…удовлетворения потребностей, реализации и формирования интересов современного человека на протяжении всей его жизни, начиная со старшего дошкольного возраста» [13].
Дополнительное образование представляет собой комплексную воспитательно-образовательную систему, способную обеспечить удовлетворение интересов и потребностей школьников в личностном и гражданском становлении.
Воспитательная система дополнительного образования имеет социокультурную направленность, индивидуально-личностную основу деятельности, формирующую потребность школьника в творческой самореализации, осмысления себя в творческом восприятии мира, во всестороннем совершенствовании внутреннего «Я». Стремление ребенка обрести интеллектуальные и нравственные ценности является важным аспектом в ситуации свободного выбора.
Открытая социально-воспитательная система учреждений дополнительного образования создает своеобразное психолого-педагогическое пространство, которое обуславливает совместную деятельность педагогов и учащихся, связанную с формированием у детей гражданских ценностей. Ценностные представления о гражданственности обеспечиваются посредством участия детей в социально значимой деятельности, соблюдении норм и правил как в кругу семьи, так и за ее пределами (на улице, в школе), уважительного отношения к старшим и сверстникам, оказания бескорыстной помощи нуждающимся [10].