Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2015 в 17:58, реферат
Предмет исследования - организация учебно-исследовательской деятельности школьников в рамках дополнительного биологического образования
Цель исследования позволяет сформулировать задачи исследования:
Исследовать состояние проблемы организации учебно-исследовательской деятельности в теории и практике дополнительного биологического образования.
Определить условия организации учебно-исследовательской деятельности школьников в дополнительном биологическом образовании.
Разработать содержание блока учебных занятий «Юный исследователь» для школьников в рамках МАН ЮИ, методические рекомендации для учителей по организации учебно-исследовательской деятельности.
Введение………………………………………………………..
3
1
Обзор литературы по проблеме организации учебно-исследовательской деятельности школьников в дополнительном биологическом образовании………………………....
6
1.1
Учебно-исследовательской деятельности: понятие, сущность, историко-педагогический анализ………………………………..
6
1.2
Дополнительное биологическое образование как сфера реализации учебно-исследовательской деятельности………….
15
1.3
Деятельностный подход в организации исследовательской деятельности школьников……………………………………….
19
2
Опыт организации учебно-исследовательской деятельности школьников в МБОУ Лицей №1 города Аксай
24
2.1
Технология организации учебно-исследовательской деятельности учащихся…………………………………………
24
2.2
«Малая Академия наук» как средство реализации учебно-исследовательской деятельности школьников…………………
39
2.3
Проверка эффективности учебно-исследовательской деятельности учащихся по биологии…………………………….
41
Выводы………………………………………………………….
50
Список использованных источников……………..
На начальном этапе организации ученического исследования у педагога возникает ряд вопросов. Первый и очень важный вопрос: «С чего начать учебное исследование?»
Прежде всего, необходимо определить круг интересов учащихся. С этой целью учащимся было предложено заполнить анкету. Школьникам была предложена анкета, четыре вопроса которой с выбором ответа и один, требующий развернутого ответа.
Анкета позволили определить отношение учащихся к исследовательской деятельности; выявить область знаний, к которой учащиеся проявляют наибольший познавательный интерес; раскрыть круг исследовательских проблем, решением которых хотели бы заняться школьники.
Анкетирование было проведено среди учащихся 9-11 классов. Во всех вопросах анкеты нужно было выбрать один или несколько вариантов ответа.
Вопрос I. Выберите утверждение (или несколько), которое (-ые) наиболее точно описывают Ваше отношение к исследовательской деятельности в школе (по различным предметам): 1) мне очень хочется заниматься исследовательской деятельностью, познавать новое, работать в коллективе единомышленников, гордиться успехами; 2) я бы хотел заниматься исследовательской деятельностью, но я не успеваю осваивать основную школьную программу; 3) я бы стал заниматься исследовательской деятельностью, только если за это по предмету поставят высокую отметку; 4) я бы не хотел заниматься исследовательской деятельностью; 5) свой вариант.
Анализ рисунка 1 говорит о том, что больше половины опрошенных старшеклассников имеют желание заниматься учебно-исследовательской деятельностью в лицее, но некоторые не могут этого делать, так как не успевают осваивать основную образовательную программу лицея (13,3 %). Количество учащихся, которых на реализацию учебных исследований мотивирует только хорошая отметка по предмету(23,35 %) и которые не хотят заниматься исследовательской деятельностью (23,35 %), представлено в равных соотношениях, что говорит об отсутствии познавательной активности со стороны детей.
Рис. 1 – Процентное соотношение ответов учащихся 9-11 классов на вопрос I анкеты
Вопрос II. Что Вас привлекает в исследовательской работе? Выберите варианты ответов, отражающие Ваше мнение: 1) изучение нового, ранее неизвестного; 2) работа с источниками информации; 3) экспериментальная работа; 4) творческая деятельность; 5) желание поделиться результатами работы со сверстниками.
Рисунок 2 – Процентное соотношение ответов учащихся на вопрос II анкеты
Анализируя результаты вопроса II анкеты, представленные на рисунке 2, следует отметить, что треть учащихся в учебно-исследовательской деятельности привлекает процесс познания новых фактов, изучение явлений, процессов. Также из результатов диаграммы видно, что важное место в учебном исследовании школьников занимает деятельностный компонент, так как большой процент старшеклассников выделяет творчество и эксперимент в качестве одного из основополагающих мотивов своей деятельности.
Вопрос III. Закончите фразу: «Мне нравится заниматься исследовательской работой…»: 1) индивидуально; 2) в коллективе; 3) с настоящими специалистами в исследуемой области; 4) свой вариант.
Рисунок 3 – Процентное соотношение ответов учащихся на вопрос III анкеты
Диаграмма, изображенная на рисунке 3, показывает, что для школьников первостепенное значение в процессе учебно-исследовательской деятельности имеет взаимодействие в коллективе (39,4 %). Однако индивидуальная работа над проблемой исследования также актуальна среди учащихся (30,3 %) и незначительно уступает групповой работе. Работа со специалистами в исследуемой области несколько уступает остальным видам деятельности (27,3 %), но также вызывает интерес у юных исследователей. Среди своих вариантов ответа учащиеся предложили индивидуальную работу, сопровождающуюся консультациями ученых.
Вопрос IV. Выберите наиболее интересное для вас направление исследования из списка: 1) филологическое (русский и иностранный языки, литература); 2) социально-экономическое (история, обществознание, право, экономика, ИДК); 3) естественнонаучное (математика, информатика, химия, биология, физика, география).
Рисунок 4 – Процентное соотношение ответов учащихся на вопрос IVанкеты
Как видно из диаграммы, половина учащихся отдают предпочтение естественнонаучному направлению (50 %), среди которых большой интерес для детей представляет биология. Значительно меньше приемников имеет социально-экономическая сфера деятельности (33,3 %) и филологическое направление (16,7 %). Полученные результаты еще раз подтверждают, что школьники высоко оценивают естественные науки и готовы осуществлять исследования в данном направлении (Рисунок 4).
Вопрос V предполагал развернутый ответ. Изучением каких проблем Вы бы хотели заниматься в выбранном направлении. Почему? Дайте развернутый ответ.
Наиболее актуальными ответами учащихся, выбравших в качестве направления своей деятельности естественнонаучную сферу, стали проблемы, связанные с экологией. Школьники отмечают, что в настоящее время остро стала проблема рационального природопользования и охраны окружающей среды, что и послужило основой для их выбора. Не менее значимыми являются для учащихся вопросы медицины. Изучение нарушения зрения, нервных процессов, а также проблемы хирургии особенно четко можно проследить среди ответов учащихся 10-11 классов, что непосредственно связано с предстоящим поступлением в ВУЗы, профессиональным самоопределением. Наконец, небольшая часть учащихся отдает предпочтение спорным вопросам биологии, а также биологическим проблемам, связанным с практической деятельностью.
Для работы с учащимися, выбравшими естественнонаучное направление, был разработан блок занятий «Юный исследователь», включающий 12 занятий. Спецкурс способствует последовательному включению учащихся в учебно-исследовательскую деятельность.
Целью разработанной серии занятий «Юный исследователь» является формирование гармоничного и всестороннего развития личности, способной к исследовательской деятельности, к пониманию проблем биологии и готовой взять на себя ответственность за их решение.
Основными задачами занятий в рамках объединения Малой Академии Наук являются:
Для эффективной организации учебного исследования учителю необходимо, в первую очередь, самому четко и ясно логически выстраивать структуру учебно-исследовательской деятельности учащихся и в соответствии с имеющимися представлениями организовывать ее. Независимо от различных видов исследовательской деятельности учащихся выделяются следующие основные этапы учебного исследования:
В соответствии с вышеизложенными этапами ученического исследования, разработанную серию занятий «Юный исследователь», можно представить в виде плана, отраженного в таблице 1.
Таблица 1 – Тематическое планирование лекционно-практического курса «Юный исследователь»
№ п/п |
Темы занятий |
Количество часов |
I. |
Модуль «Подготовительный» |
8 |
1. |
Вводное занятие. Что такое исследовательская деятельность. Значение исследовательской деятельности для школьника |
1 |
2. |
Определение проблемы исследования и способы ее решения |
1 |
3. |
Тематика исследовательских работ. Как сформулировать тему исследования? |
1 |
4. |
Как правильно сформулировать цель исследования? |
1 |
5. |
Объект и предмет исследования. Что это такое? |
1 |
6. |
Выдвигаем гипотезу исследования |
1 |
7. |
Как сформулировать задачи исследования? |
1 |
8. |
«Инструменты» исследования. Как правильно выбрать методику исследования? |
1 |
II. |
Модуль «Практический» |
2 |
9. |
Литературный обзор. Правила работы с литературными источниками. Оформление списка литературы |
1 |
10. |
Анализ данных и интерпретация результатов исследования |
1 |
III. |
Модуль «Контрольно-оценочный» |
2 |
11. |
Структура исследовательской работы. Как оформить работу? |
1 |
12. |
Готовимся к научной конференции. Оформление доклада |
1 |
На практике выполнение исследовательской работы учащихся осуществлялось поэтапно.
В первую очередь, за каждым учащимся был закреплен научный руководитель. В качестве научных руководителей по исследовательской работе школьников были выбраны студенты 4 курса Академии биологии и биотехнологии, проходившие практику на базе МБОУ Лицей №1.
В обязанности руководителей исследовательских работ входило: выбор темы учебно-исследовательской работы совместно с ее исполнителями; составление плана учебно-исследовательской работы; помощь в методической, организационной и технической областях исследования, систематическое консультирование учащихся и контроль выполнения ими учебного исследования; методическая помощь школьникам при их подготовке к участию в научно-практической конференции; контроль соблюдения учащимися техники безопасности при выполнении учебного исследования.
Учебно-исследовательская деятельность требует определенного уровня подготовки, как учащегося, так и педагога. В настоящем курсе занятий сделана попытка рассмотреть весь процесс организации учебно-исследовательской деятельности, начиная с определения проблемы исследования до его публичной защиты.
Излагаемый теоретический материал предполагает прослушивание 12 лекционных занятий, которые условно можно разделить на три модуля.
Первый модуль «Подготовительный» включает в себя определения ведущих понятий учебно-исследовательской деятельности, соотносимых с процессом последовательности ее проведения – выявление проблемы, формулировка темы, определение цели, объекта и предмета, выдвижение гипотезы, постановка задач, выбор методов исследования. Совместная работа с учащимися позволила нам охарактеризовать каждый из вышеперечисленных этапов учебного исследования; рассмотреть требования, предъявляемые к формулировке темы; разграничить такие понятия как объект и предмет исследования; описать теоретические и эмпирические методы исследования.
Занятия, проводимые в рамках данного модуля, способствовали репродуктивному усвоению элементов научной методологии на начальных этапах формирования исследовательских навыков, что в дальнейшем делает возможным содержательное и самостоятельное научное исследование [21].
Второй модуль «Практический» охватывает круг вопросов, касающихся самостоятельного сбора и анализа информации в литературных источниках по конкретной научной проблематике; способов обработки первичного материала и его эффективного представления результатов. Данный модуль представлен двумя лекционными занятиями №9 и №10.
Здесь школьники узнали, что представляет собой литературный обзор, каким образом он осуществляется, а также получили информацию о правилах оформления списка использованных литературных и интернет-источников.
Сложным для восприятия учащимися оказалось занятие №10, посвященное анализу данных и интерпретации результатов исследования, так как школьникам еще достаточно сложно перевести первичные данные, полученные непосредственно в ходе исследования, в схемы, обобщенные таблицы, графическую форму демонстрации данных. Для облегчения понимания данного этапа исследовательской работы юным ученым был представлен конкретный материал, на примере которого и были осуществлены анализ и интерпретация исследовательского материала.
Проведенное занятие способствовало развитию умений учащихся обрабатывать собственные данные и представлять результаты исследования.
В «Контрольно-оценочном» модуле были освещены:
-структура исследовательской работы;
-основные правила ее оформления;
-рекомендации по подготовке
к научно-практической
На занятии №11 нами были рассмотрены вопросы о наличии рекомендуемых разделов в исследовательской работе, особенности каждого из представленных разделов, а также оговорили правила оформления титульного листа.
Последнее занятие было полностью посвящено подготовке доклада для научно-практической конференции. Здесь учащиеся фиксировали рекомендации о построении выступления, подготовке презентации, и даже узнали о правилах этики, принятых в научном мире. Важное место в лекции занимает обсуждение критериев оценивания учебно-исследовательской работы.
Курс занятий построен по единому плану:
-вступление, где учитель подготавливает учащихся к восприятию нового материала и выявляет связь с темой предыдущего занятия;
-теоретический блок, включающий необходимый минимум теоретической информации по изучаемой теме;
-практический блок, обеспечивающий развитие практических умений и навыков исследовательской деятельности по теме занятия;
-контрольный блок, охватывающий совокупность вопросов по теоретическому блоку информации.
Важно отметить, что параллельно прослушиванию лекций в рамках серии занятий «Юный исследователь» учащиеся осуществляли собственное исследование, которое контролировалось и корректировалось научными руководителями, прикрепленными к каждому школьнику.
В связи с этим были разработаны рекомендации для научных руководителей, сопровождавших учебно-исследовательскую работу старшеклассников.