Опыт организации учебно-исследовательской деятельности школьников в МБОУ Лицей №1 города Аксай

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2015 в 17:58, реферат

Краткое описание

Предмет исследования - организация учебно-исследовательской деятельности школьников в рамках дополнительного биологического образования
Цель исследования позволяет сформулировать задачи исследования:
Исследовать состояние проблемы организации учебно-исследовательской деятельности в теории и практике дополнительного биологического образования.
Определить условия организации учебно-исследовательской деятельности школьников в дополнительном биологическом образовании.
Разработать содержание блока учебных занятий «Юный исследователь» для школьников в рамках МАН ЮИ, методические рекомендации для учителей по организации учебно-исследовательской деятельности.

Содержание

Введение………………………………………………………..
3
1
Обзор литературы по проблеме организации учебно-исследовательской деятельности школьников в дополнительном биологическом образовании………………………....



6
1.1
Учебно-исследовательской деятельности: понятие, сущность, историко-педагогический анализ………………………………..

6
1.2
Дополнительное биологическое образование как сфера реализации учебно-исследовательской деятельности………….

15
1.3
Деятельностный подход в организации исследовательской деятельности школьников……………………………………….

19
2
Опыт организации учебно-исследовательской деятельности школьников в МБОУ Лицей №1 города Аксай

24
2.1
Технология организации учебно-исследовательской деятельности учащихся…………………………………………

24
2.2
«Малая Академия наук» как средство реализации учебно-исследовательской деятельности школьников…………………

39
2.3
Проверка эффективности учебно-исследовательской деятельности учащихся по биологии…………………………….

41

Выводы………………………………………………………….
50

Список использованных источников……………..

Вложенные файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.doc

— 3.65 Мб (Скачать файл)

• В кино садитесь на 2 или 3-й ряд в центре зала и наблюдайте за теми изменениями, которые происходят с вашим зрением за период занятий. Изображение вначале будет трудноразличимым, но если вы не будете забывать о моргании, и будете путешествовать взглядом по всему экрану, то вскоре детали изображения на экране станут более четкими. На первых порах очки надевайте к концу сеанса в случае крайней необходимости (при усталости глаз), а затем по мере улучшения зрения постепенно отказывайтесь от них.

• Для укрепления ослабленных глаз полезно смотреть вдаль, рисовать взглядом в небе различные фигуры, а также фиксировать взгляд на дальних предметах, рассматривать облака, восход и закат солнца.

В настоящее время учеными разных стран разработаны и совершенствуются методики сохранения и улучшения зрения. Одна из них, система Брэгга, включает в себя следующие положения.

      1. Стимуляция глаз с помощью холодной и горячей воды.
      2. Специальные упражнения по глубокому дыханию, которые увеличивают

количество крови, поступающей к глазу.

      1. Упражнения для релаксации глаз, снимающие напряжение.
      2. Питание, необходимое для здоровых глаз.

                        

Рисунок 4 – Фото автора

Заключение

Телефоны и компьютеры прочно вошли в жизнь школьников. Они помогают в учебном процессе и используются на досуге.  В связи с этим, глаза находятся в постоянном напряжении. Необходимо отдавать себе отчет в том, что состояние зрения зависит от нашего к нему отношения: при использовании современных технологий не стоит забывать о профилактике глазных заболеваний. Несложные упражнения помогут избежать неприятных ощущений и последствий. В связи с этим, считаю необходимым проводить  просветительскую работу среди учащихся и педагогов по гигиене зрения.

Список использованных источников

  1. Есакова Г. Ваши глаза: Как сохранить и улучшить зрение. М.: КронПресс, 2000. - 288 с.
  2. Копаева В. Г. Глазные болезни. Учебная литература для студентов медицинских вузов. М.: Медицина, 2002. – 560 с.
  3. Сонин Н. И., Сапин М. Р. Биология. Человек. 8 класс. Изд-во: «Дрофа», 2004. – С. 76-78.
  4. Сухорукова Л. Н., Кучменко В. С., Цехмистренко Т. А. Биология. Человек. Культура здоровья. 8 класс. М.: «Просвещение», 2009. – С. 134-136.
  5. Федоров А. И. Методы улучшения зрения: как избавиться от очков. СПб: Невский проспект, 2001. – 194 с.

Приложения

Приложение 1

Профилактические мероприятия по предупреждению развития заболеваний органов зрения в лицее.

Учитывая тот факт, что дети с нарушениями зрения есть в каждом классе любой школы необходимо объединить усилия врачей, учителей, медицинских сестер, педиатров, родителей в борьбе с возникновением зрительных заболеваний и их прогрессированием.

Все основные гигиенические вопросы режима для школьника в обычных школах имеют прямое отношение к работе учителя, а именно:

1. Построение учебного дня в  школе.

2. Организация уроков и перемен.

3. Организация занятий и отдыха  во внешкольное время.

В первую очередь, нужно сказать об учащихся младших классов. Именно в младшем возрасте наблюдаются большие изменения состояния зрения за сравнительно короткий период. Следует помнить, что у детей младшего школьного возраста отсутствуют еще достаточные навыки чтения, письма, длительного сидения.

Вот почему для учащихся первых классов, впервые приступивших к занятиям, четыре урока ежедневно - это непосильная нагрузка, в том числе и для органов зрения. Поэтому учителю следует увеличивать число уроков в день постепенно. Несколько раз в неделю делать не по 4, а по 3 и даже по 2 урока в день. Это должно сопровождаться и сменой одного вида деятельности другим.

Исследования офтальмологов показали, что учащиеся 1-х классов при обычном режиме занятий к концу третьего, а особенно 4-го урока наблюдалось значительное понижение остроты зрения, устойчивости ясного видения, скорости зрительно-моторных реакций, общей работоспособности. Таким образом, количество уроков и их чередование по трудности и степени зрительного напряжения заметно уменьшает зрительную утомляемость.

Следует остановиться и на распределении учащихся по сменам. Учебные занятия в 2 смены еще имеют место в наших школах. С позиции гигиены детского зрения все учащиеся с 1 по 4 класс должны заниматься только в первую смену. Первая смена позволяет значительно легче организовать правильный режим дня, что обеспечивает меньшее утомление детей. У них остается больше времени для отдыха, пребывания на свежем воздухе, занятий спортом и т.д. Отдых же улучшает и состояние зрительных функций. Занятия в первую смену проходят и в более благоприятных условиях освещения.

Врачами доказано, что все зрительные функции резко снижаются в условиях плохой освещенности. Основные гигиенические требования, предъявляются к освещению, включают достаточность и равномерность освещения, отсутствие резких теней и блеска на рабочей поверхности. В солнечные дни избыток солнечных лучей создает на рабочем месте солнечные блики, слепит глаза и этим мешает работе. Для защиты от прямых солнечных лучей можно пользоваться легкими светлыми шторами или жалюзи.

В осенне-зимний период, как правило, естественного света не хватает, так как домашние уроки выполняются после 16 часов. В пасмурные дни, ранние утренние и вечерние часы для обеспечения оптимальной освещенности на рабочем месте необходимо включать искусственное освещение.

На освещенность помещения влияет чистота оконных стекол. Немытые стекла поглощают 20 % световых лучей. К концу зимы, когда на окнах накапливается особенно много пыли, грязи, эта цифра достигает 50 %.

Чтобы у школьников не развивалась близорукость, нужно улучшить гигиенические условия освещения рабочих мест и в школе, и дома. Стены в классах и поверхности столов следует окрашивать в светлые тона. Оконные стекла надо чаще мыть и протирать, нельзя ставить на подоконник предметы, закрывающие доступ света, например, высокие цветы. Обязательно надо учитывать тот факт, что в первом ряду от окна освещение обычно хорошее, а в третьем при пасмурной погоде может быть недостаточным. Чтобы все дети были в равных условиях, необходимо каждую четверть пересаживать их на другой ряд парт, оставляя на одинаковом расстоянии от классной доски.

Учителя должны регулярно проводить беседы с родителями об организации занятий в домашних условиях. Нельзя приступать к выполнению домашнего задания тотчас по приходу из школы. Это усугубляет наступившее в школе на протяжении уроков понижение зрительных функций. Тогда как 1 – 2 часа отдыха после занятий в школе значительно уменьшает общее утомление учащихся, что сопровождается улучшением зрительных функций. Поэтому, дома, как и в школе, занятия, требующие напряжения зрения, следует чередовать с такими занятиями, когда зрение напрягается меньше. Необходимо рекомендовать 10-20 минутные перерывы после 2-х часов непрерывных занятий.

Большое значение имеет и правильное устройство рабочего места школьника в домашних условиях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

Положение

о Малой Академии Наук «Юные исследователи»

Настоящее положение определяет статус, цели и задачи МАН, содержание и формы работы, права и обязанности членов МАН:

I. Общие положения:

1.1. Малая Академия Наук - добровольное  объединение учащихся, призванное  активизировать работу по пропаганде  научных знаний, профессиональной  ориентации и привлечению учащихся  к исследовательской, поисковой работе, проектному творчеству под руководством ученых, преподавателей вузов, учителей и других заинтересованных лиц.

Малая Академия Наук - это союз лицеистов, стремящихся развивать свои интеллект и совершенствовать знания в различных областях науки.

1.2. В рамках деятельности Малой  Академии Наук проходят научно-практические  конференции, турниры, конкурсы проектных  и исследовательских работ учащихся, смотры, ярмарки, фестивали, семинары, выставки, форумы и пр.

1.2. Деятельность МАН  осуществляется на основе данного Положения под руководством учителей, преподавателей ПИ ЮФУ и других специалистов научных и общественных учреждений.

МАН создается при лицее, имеет свое название, эмблему, девиз.

II. Цель деятельности Малой Академии Наук «Юные исследователи»:

2.1. Поддержка исследовательской, поисковой  работы и проектной деятельности  учащихся.

2.2. Формирование детских творческих  научных коллективов.

2.3. Организация эффективного сотрудничества  представителей науки и средней  школы в целях развития личности, способной к самоактуализации в постоянно изменяющихся социокультурных условиях, отличающейся гуманистическим видением окружающего мира.

2.4. Создание единого информационно-образовательного  пространства учреждения, направленного  на развитие,  выявление и поддержку одаренных учащихся, развитие их интеллектуальных творческих способностей.

III. Задачи, решаемые Малой Академией Наук «Юные исследователи»

3.1. Создание условий для исследовательской, поисковой и проектной работы  школьников, овладения формами и методами научного познания и социального действия.

3.2. Привлечение высококвалифицированных  научных кадров для работы  с учащимися.

3.3. Обучение использованию новых  информационных технологий и  средств коммуникации.

3.4.  Обучение навыкам исследовательской, поисковой и проектной работы.

3.5. Знакомство с актуальными  проблемами науки, достижениями отечественных и зарубежных ученых.

3.6. Подготовка исследовательских  и проектных работ школьников  к участию в муниципальных, региональных, всероссийских и международных конкурсах и конференциях.

IV. Структура МАН ЮИ

4.1. Высшим органом Академии является  ежегодная Конференция. На конференции  заслушивается отчет президента, вице-президента Академии, избираются  Совет «академиков», президент и вице-президент Академии.

4.2. Руководящим органом  МАН является Совет "академиков", включающий в свой состав учащихся 9 -11 классов, руководителей отделов МАН из числа преподавателей школы, преподавателей вузов, выступающих в качестве научных консультантов, студентов вузов.

4.3. Во главе Совета "академиков" стоят Президент, назначенный из числа преподавателей школы и вице-президент, выбираемый Советом академиков из числа учащихся, входящих в Совет академиков.

4.4. Совет "академиков" планирует, координирует деятельность МАН. Решения, принимаемые Советом "академиков", является обязательным для всех участников МАН.

4.5. Для осуществления  своей деятельности Совет "академиков" собирается не реже одного раза в месяц.

4.6. В структуру МАН входят  НОУ - научно-исследовательское общество учащихся,  центр по подготовке к участию в конкурсах. В рамках деятельности МАН осуществляет работу "университет" (лекции преподавателей вузов для педагогов и учащихся).

4.7. В конце учебного  года президент МАН отчитывается  на научно-практической конференции о работе и ее результатах, награждаются учащиеся, имеющие высокие результаты.

4.8. МАН заинтересована  в увеличении числа своих членов, открыта для сотрудничества с научными центрами, общественными организациями и т.д.

4.9. Организационная и  финансированная поддержка МАН осуществляется педагогическим коллективом и администрацией  ОУ.

4.10. Работа МАН осуществляется  в следующих направлениях:

- индивидуальная работа, предусматривающая  деятельность в двух аспектах: а) отдельные задания (подготовка докладов, сообщений, компьютерное оформление докладов, рефератов и др.);

б) работа с учащимися по отдельной программе (подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, разработка тем научных исследований, консультации);

- групповая форма работы: работа над исследовательскими проектами;

- массовые формы: лекции  преподавателей вузов для педагогов  и учащихся, подготовка к предметным неделям, школьные олимпиады, школьная научно-практическая конференция.

Информационным ресурсом Академии должна выступать Wеb-страница на сайте МОУ Лицей №1, включающая постоянно действующий форум по проблемам проектной и исследовательской деятельности.

Печатным органом является Вестник Малой Академии Наук.

V. Режимы работы Школьной Академии Наук

Включают в себя: работу постоянного лицейского лектория; проведение конкурса проектных и исследовательских работ «Мир и мы»; проведение ежегодных научно-практических конференций по отделениям Академии; встречи с учеными; консультационный режим с использованием банка данных ученых-специалистов; осуществление экспериментальной работы; проведение «Недели науки» в образовательном учреждении; проведение научно-методических семинаров, деловых встреч, обмена опытом; создание банка данных и электронной библиотеки работ членов Малой Академии Наук.                                                                                                                     

Информация о работе Опыт организации учебно-исследовательской деятельности школьников в МБОУ Лицей №1 города Аксай