Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 08:16, реферат
Охотничье хозяйство принадлежит к числу стариннейших и традиционных для России форм природопользования. В нем органично слились практическая сметка россиян и их любовь к природе. Торговля "мягкой рухлядью" в XVII в. давала до четверти доходов государства от экспорта. Государевы посольства везли с собой в качестве ценнейших даров "сорок сороков" темнейших шкурок соболя, большое количество белейших шкурок песца, практически неизносимые выдровые шкуры. Доля пушнины во внешнеторговом обороте страны составляла заметную долю вплоть до середины прошлого столетия, когда ее потеснили нефть и древесина. Занятие промысловой охотой гарантировало устойчивый образ жизни и основные доходы значительной части населения отдаленных районов Европейского Севера, Сибири и Дальнего Востока; составляло ядро местных экономических комплексов. Любительская охота имела и имеет миллионы горячих приверженцев и играет важную социальную и природоохранную роль.
Другой пример касается т. н. "обогащения фауны". Американцы не всегда соблюдали строгие каноны в этом деликатном вопросе и наделали много ошибок, основательно, например, загрязнив фауну Техаса десятками чужеземных видов птиц и зверей. Но один опыт принес колоссальный успех. Речь идет об акклиматизации фазана, который отсутствовал в фауне Америки, и был впервые завезен на континент в 1773 г. После нескольких неудачных попыток, выпущенные птицы прижились и стали с помощью человека заселять новые места. Только за 1938 - 1967 гг. в 27 штатах было выпущено 393,3 тыс. фазанов. Численность этих птиц в США и Канаде достигла многих миллионов, они стали одним из главных объектов любительской охоты. Максимальный годовой объем отстрела фазана в Соединенных Штатах составляет 10 - 12 млн. особей. За 1941 - 1970 гг. в 40 штатах США (везде, где велась охота на фазанов) отстреляно 415 млн. этих птиц, в 5 провинциях Канады - 8 млн.
С этим грандиозным проектом сравнима лишь акклиматизация в Евразии североамериканского грызуна - ондатры, имеющая, однако, противоречивые экологические и хозяйственные последствия.
Наконец еще одно важное обстоятельство, объясняющее, почему "у них" иногда бывает густо, а "у нас" - пусто. Дело в том, что мы хронически эксплуатируем многие популяции дичи, особенно копытной, при отсутствии у них промысловой плотности населения. Наглядный пример тому - лось в Московской области. Это вызывает неполное освоение имеющейся биологической продуктивности угодий, недобор трофеев и замедленное воспроизводство популяций. В итоге численность животных продолжает оставаться на более низком уровне, чем позволяет качество угодий. Американцы и особенно канадцы вовлекают в охотничий оборот преимущественно "созревшие" популяции, ведя их оценку и эксплуатацию по своеобразным охотничьим выделам (так в Канаде).
Большая и сложная деятельность охотничьего (и рыболовного) хозяйства США была бы невозможной без сильного и квалифицированного управления отраслью, без серьезного финансирования, профессиональных кадров и постоянной доброжелательной помощи государства. Во главе отрасли находится мощная Служба рыбы и дичи Министерства внутренних дел США (последнее не занимается в этой стране полицейскими функциями). Она авторитетна, обладает необходимыми полномочиями, оснащена без ограничений специальной техникой, вооружением и транспортом (вплоть до воздушного), хорошо финансируется. По имеющимся у автора статьи сведениям, лет 15 - 20 назад годовой бюджет этой службы составлял 1 млрд. долл., получаемых из 100 источников. На долю бюджетного финансирования приходилось около четверти этой суммы, собираемой из платы за охотничьи и рыболовные лицензии (государство не оставляет ее себе). Работники службы высказывали мнение о том, что ее бюджет необходимо увеличить в 4 - 5 раз. Конечно, за истекшие годы их пожелание удовлетворено если не полностью, то в значительной степени, и служба получает на свою деятельность несколько миллиардов долларов.
Финансирование Департамента по охране и развитию охотничьих ресурсов МСХ России на 2003 г. составляло 704,6 млн. руб., в т. ч. из федерального бюджета - 508,7 млн. Американский 1 млрд. (используем имеющуюся минимальную цифру) и российских 23 млн. долл., причем на вдвое большую площадь страны... Не удивительно, что в России такой размах приобрело браконьерство, подорвавшее во многих регионах поголовье охотничьих зверей и птиц. Служба охотничьего надзора маломощна и почти беспомощна перед лицом вооруженных до зубов, механизированных нарушителей. Нередко ключом к охоте на лицензионные виды животных и в закрытых для простых смертных угодьях становятся доллары "новых русских".
Кстати, идея объединения охотничьих и рыболовных дел заслуживает всяческого внимания. В США нельзя встретить государственного "егеря-охотника" и "егеря-рыболова", занятых в одних и тех же угодьях разными делами. Там охраной рыбы и дичи и контролем над их использованием занимается инспектор Службы рыбы и дичи. А стало это возможным после того, как пресноводное любительское рыболовство отделили организационно от морского промыслового и создали специальную структуру по океаническому рыболовству...
В России последние десятилетия
характеризуются разрушением
Довершим наш сравнительный
анализ возвращением в экономику
охотничьего хозяйства США. В
этой стране, как мы уже видели из
Приложения 1, в сфере охотничье-рыболовного
хозяйства вращаются очень
Кроме того, целевая федеральная помощь предоставляется штатам и территориям через акцизные налоги на охотничье оборудование и боеприпасы на основании известного Закона о федеральной помощи в восстановлении дикой природы (Акт Питтмана - Робертсона от 1937 г.). Он предусматривает взимание 11% федерального акцизного налога на спортивное оружие, боеприпасы и оборудование по стрельбе из лука и 10% налога на револьверы и пистолеты.
Фонды Питтмана - Робертсона обеспечивают финансовой поддержкой селекцию, восстановление и улучшение среды обитания диких животных, управление дикой природой, научные охотоведческие и ихтиологические исследования и распространение специальной информации об итогах реализации проектов. Средства из этих фондов распределяются ежегодно по отдельным штатам и территориям по формуле, основанной на общей площади земли и числе лицензированных охотников в штате. Каждый штат должен вкладывать и собственные средства в соотношении 1 : 3, т. е. на каждые 3 долл. федеральных фондов, полученных штатом, добавлялся 1 долл. штата. С 1937-го по 1985 г. Акт Питтмана - Робертсона обеспечил вложение более 2 млрд. долл. для восстановления дикой природы в стране (примерно по 120 млн. долл. ежегодно в 1980-х гг.). В течение 2002-го бюджетного года предполагалось получить и распределить приблизительно 132 млн. долл.
Средства, выделяемые в России, в т. ч. Росохотрыболовсоюзом, на биотехнические мероприятия, организацию и проведение охотоведческих исследователей, на экспериментальные работы в охотничьем хозяйстве и др. аналогичные цели несравненно меньше и не могут оказывать реального влияния на общую обстановку.
Все это позволяет считать
Заключение. Очевидно, что причины, вызвавшие упадок российского охотничьего хозяйства, многообразны и что от американских образцов его в настоящее время отделяет настоящая пропасть. Причем пропасть эта образовалась не только (и не столько) по природным причинам, а вследствие длительных и все увеличивающихся расхождений в культуре биологического природопользования и в общей культуре и богатстве населения. Мы не можем мечтать о полном возрождении охотничьего хозяйства страны, пока не будут восприняты и внедрены в жизнь идеи разумного природопользования, пока не будет наведен элементарный экологический порядок в наших полях, лесах, на наших водоемах.