Применение наглядности на уроках биологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 18:46, реферат

Краткое описание

Цель: заключается в изучении основных видов наглядных пособий, используемых на уроках биологии, в выяснении влияния наглядности на уровень знаний учащихся и в изучении комплексного применения наглядных материалов на всех этапах урока.
Задачи:
1. изучение теоретического материала, раскрытие сущности понятия "наглядность";
2. подготовка оборудования и материалов для успешного проведения эксперимента;
3. выявления влияния наглядности на уровень знаний учебного материала учениками.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (3).docx

— 42.02 Кб (Скачать файл)

Одним из важнейших видов  натуральных учебных пособий  являются микропрепараты. Они не заменимы в познании клеточного строения организмов, а также других микроскопически  малых природных объектов (бактерии, плесневые грибы, споры грибов, мхов и папоротников, пыльца растений, клетки крови и пр.).

Микропрепараты делятся  на:

- постоянные, изготовленные фабричным путем специально для обучения;

- временные, приготовленные учителем для урока или на уроке самими школьниками.

Постоянные микропрепараты представляют собой тончайшие срезы  тканей организмов, их органов. Клетки в большинстве своем не имеют  окраски и потому, даже при большом  увеличении микроскопа, бывает трудно рассмотреть внутриклеточные структуры, в том числе ядро. В связи  с этим клеточные микропрепараты окрашивают специальными красителями  для придания им большей наглядности. Учителям обязательно надо предупреждать  детей о том, что цвет не является естественным для микроструктур. Чтобы  можно было разобраться в изучаемом  микропрепарате, его используют в  комплексе с изображением - микрофотографией или таблицей для этого студией "диафильм" выпущены серии диапозитивов представляющих фотографии микропрепаратов  по курсу "Растения. Бактерии, Грибы Лишайники".

Временные препараты так  называются потому, что не сохраняются  долго. После ознакомления с микрообъектом  временный препарат смывается с  предметного стекла. Приготовление  микропрепарата - один из обязательных видов умений, формируемых в курсе  биологии, начиная с 6 класса.

На уроках биологии часто  используют коллекции, которые представляют монтаж натуральных объектов, объединенных определенной тематикой. Например, коллекции  могут быть использованы при изучении внешнего строения организмов или их частей ("Коллекция плодов и семян", "Представители отрядов насекомых" и др.). Такие коллекции называются морфологическими. Их используют для  сравнения объектов, выявления черт схожести и различия. Для изучения роли животных в природе существуют другие учебные коллекции: "Насекомые - опылители луговых растений", "Насекомые - вредители хлебных  культур", "Повреждения хвойных  деревьев короедами" и т.п. Выяснять взаимосвязи в органическом мире, рассматривать онтогенетическое развитие организмов, прослеживать общебиологические  закономерности помогают общебиологические  коллекции. Например, "Развитие тутового шелкопряда". "Развитие майского жука", "Защитные приспособления у животных" и др. Технологические коллекции демонстрируют продукты, получаемые из природных материалов, например, "Каменный уголь и продукты его переработки", "Зерновые культуры и крупы, получаемые из них" и др. 

Для изучения строения позвоночных  животных на уроках используют препарированные  скелеты (рыбы, лягушки, ящерицы, змеи, курицы и кошки) и их отдельные  кости. Используются также чучела животных (голубь, кролик, суслик и др.). Следует  заметить, что чучела животных необходимо содержать в особых коробках или  в застекленных шкафах, иначе они  быстро приходят в негодность - пересыхают и становятся очень ломкими, покрываются  пылью, теряют свою естественную окраску  и форму. Их достают из хранения только для демонстрации на уроке. Существующая практика использовать чучела животных для украшения кабинета не считается  удачной. 

Многие натуральные материалы  необходимы для проведения лабораторно-практических работ во всех курсах биологии с 6 по 11 классы. Это растения, отдельные их части, ткани, клетки, культуры бактерий, грибы шляпочные и плесневые, водоросли, одноклеточные животные, мелкие домашние животные (хомячки, мыши, рыбки, моллюски, дафнии и др.).

                         

1.3.2 Изобразительные  пособия

Обеспечить все уроки  натуральными объектами не представляется возможным не только потому, что  надо бережно относиться к природным  ресурсам, но и в связи с тем, что не все можно принести в  класс и не все можно увидеть  на живых объектах. Раскрытие процессов, закономерностей живой природы  требует включения в учебный  процесс специально разработанных  изобразительных пособий. Они выполняют  большую и очень важную роль.

Изобразительные пособия  отличаются очень большим разнообразием. К ним относятся объемные - муляжи и модели; рисованные - таблицы (рисованные и монтировочные), географические карты, репродукции картин, портреты ученых, дидактический раздаточный материал.

Муляжи - это пособия, которые  точно копируют натуральные объекты. Фабрично изготовлены следующие  муляжи "Набор плодов гибридных  и полиплоидных растений с исходными  формами", "Плодовые тела шляпочных  грибов" и др. Они показывают форму, размеры, окраску природных объектов. Их используют в тех случаях, когда  нет возможности применить натуральный  объект или натуральный объект по какой-либо причине не дает учащимся полного представления о нем.

Модели являются изображениями  натуральных объектов, но они не копируют объект, а представляют его  самые главные свойства в схематизированном  виде.

Модели могут быть плоскостные  и объемные, статические и динамические, например плоскостная модель, демонстрирующая  работу клапанов сердца, или аппликативная  модель внутреннего строения жука. Объемная модель сердца фабричного изготовления дает возможность детально ознакомиться с особенностями его внешнего и внутреннего строения. Многие статические  модели разбираются. Это позволяет  изучать внешнее и внутреннее строение органа (например, модели строения цветка, глаза, уха, почки человека и  др.). Динамические модели, как правило, знакомят с процессами, протекающими в организме. К ним относятся  магнитные модели "Биосинтез белков", "Законы Менделя", "Цикл размножения  мха", "Модель биогеоценоза" и  др.

Наиболее часто в обучении биологии используются таблицы. Они  могут быть рельефными и печатными

Рельефные таблицы - красочные  изображения предметов, представляющие барельефы из пластика. Неглубоким рельефом выделены контуры организма, системы органов, части органа. Такие  таблицы долговечны, легко моются, но для их хранения нужно значительно больше места, нежели для печатных таблиц.

На уроках биологии используют карты: зоогеографические, карты растительности, охраняемых территорий, экологические  карты региона и др. Их применяют  для ознакомления учащихся Районами распространения определенных объектов, при изучении вопросов охраны природы. Использование карт в учебном  процессе связано с проблемой  их размещения в кабинете.

В целях эстетического  воспитания учащихся на уроках биологии необходимо использовать репродукции  картин. Этот вид оборудования, к  сожалению, учитель применяет не часто. На уроках используются портреты выдающихся ученых-биологов. Нередко  такие портреты украшают кабинет  биологии.

Из вербальных средств  на уроках биологии часто используется дидактический материал. Этот вид  учебного оборудования представляет собой  печатное пособие, по которому учащиеся самостоятельно выполняют задания  преподавателя. Многие издательства выпускают  специальные пособия, содержащие разного  рода карточки-задания для самостоятельной  работы учащихся на уроке и дома, например дидактические карточки по курсу биологии 7 класса, их материал полностью соответствует содержанию программы и учебника. Карточки-задания, различные тесты, рабочие тетради  помогают учителю осуществить дифференцированный подход в обучении на уроках биологии.

Использование дидактического материала положительно влияет на эффективность  усвоения учебного содержания, способствует повышению интереса к биологии и  экономит время на проведение самостоятельных  работ.

Как правило, школы испытывают потребность в изобразительных  пособиях. В этих случаях учитель  привлекает хорошо рисующих школьников для создания пособий по рисункам из книг. Также можно изготовить модели и муляжи. В школах почти весь гербарный материал, коллекции собраны и хорошо оформлены учениками. Особенно интересными являются изготовленные учащимися раздаточные материалы к разным урокам.

Все названные виды наглядных  пособий широко используются в школе. С их помощью в учебно-воспитательном процессе раскрываются основные понятия  биологии. Поэтому такие средства наглядности считаются основными.

 

1.3.3 Лабораторное  оборудование

Важными для уроков биологии являются вспомогательные средства обучения, в том числе различные  приборы. Изучать микропрепараты невозможно без микроскопа. Хорошо, если в школе  имеются микроскопы разных конструкций  и степеней увеличения (монокулярные и бинокулярные). Приборы используют для ознакомления с методами биологических  исследований, для проведения опытов по физиологии организмов. Так, с помощью  приборов можно показать всасывание воды корнем, газообмен в процессе дыхания, механизм вдоха и выдоха и др.

По ряду тем бывают нужны определенные химические вещества, например йод - для окрашивания микропрепаратов и постановки опытов; свежая известковая вода - для демонстрации опытов по изучению газообмена; пероксида водорода - для выявления фермента каталазы в живых клетках растений и животных удобрительные смеси - для подкормки растений уголка живой природы некоторые ферменты - для опытов по пищеварению в курсе "Человек". Нужны также: физиологический раствор, марганцовокислый калий, глюкоза, крахмал, растительное масло, едкий натр, раствор медного купороса, соль поваренная, мука - для проведения опытов и лабораторных работ.

Приборы, химические реактивы, технические средства обучения обеспечивают более эффективную демонстрацию изучаемых предметов и процессов, но сами они, исключая микроскоп и  лупу, не являются предметом изучения, так как выполняют вспомогательную роль в обучении биологии. Такие средства обучения можно назвать вспомогательными.

 

1.3.4 Технические  средства обучения

На уроках биология используют различные экранно-звуковые средства обучения, среди которых ведущее  место принадлежит учебным кинофильмам.

Учебные кинофильмы по биологии состоят из одной-двух частей. Время  демонстрации одной части около 10 минут.

По методической направленности кинофильмы по биологии можно разделить  на две группы: фильмы, предназначенные  для использования в качестве источника новой информации при  изучении нового материала, и кинофильмы, носящие обобщающий характер и предназначенные  для демонстрации на обобщающих, заключительных уроках темы.

Методика использования  экранных пособий на уроках биологии имеет свою специфику. Она состоит  в том, что экранные пособия используются в комплексе с коллекциями, гербариями, таблицами, чучелами животных и другими  средствами наглядности. Такое комплексное  использование средств обучения значительно повышает эффективность  урока. Применение экранных средств  на уроке требует определенной организации  этого этапа урока. Перед показом  нужно поставит 2-3 узловых вопроса, на которые дети должны будут ответить, просмотрев фильм. После демонстрации проводиться беседа, в ходе которой учитель выясняет на сколько учащиеся усвоили материал, либо дается какое - либо задание по этому задание.

С развитием и совершенствованием проекционной техники в школу  вводятся экранные средства обучения. Н.М. Пожарицкая, Н.А. Пугал, А.М. Розенштейн и И.М. Машаров разработали методику их применения на уроках и внеклассных мероприятиях.

В настоящее время на пороге новые мультимедийные средства наглядности, весьма перспективные для обучения биологии в школе.

1.4 Методика применения  наглядности на уроках биологии  в современной школе

Каждый предмет учебного оборудования обладает специфическими особенностями и в учебном  процессе выполняет определенные функции, такие, как усиление наглядности, определение  дидактической направленности, ориентировка в учебном материале.

Особое внимание на уроках биологии уделяется комплексному применению наглядности. При этом создаются  условия для всестороннего познания изучаемых явлений и объектов. При создании комплексов средств  обучения необходимо учитывать: конкретные задачи обучения и воспитания, характер и объем научной информации, подлежащей усвоению, исходный уровень знаний. Следует иметь в виду при этом, что при выборе любого варианта комплексного применения средств наглядности  организующим звеном каждого комплекса  будет материал учебника, в котором  выражено основное содержание предмета по каждому учебному вопросу, его  граница, направленность, дидактическая  структура формирования знаний и  умений, в которую надлежит вписать  избранную систему средств наглядности.

При самостоятельном получении  знаний учащимися, например на лабораторной работе, могут быть использованы различные  коллекции насекомых. В данном случае могут демонстрироваться коллекции  различных отрядов насекомых: класс  Жесткокрылые, класс Чешуекрылые  и др. В этом случае учащимся дается задание и указания к работе, которое  направляет мысль и действие учеников. Задание заранее пишется на доске, либо на раздаточных карточках.

При проверке знаний можно  провести работу по "немым" дидактическим  карточкам.

Знакомство с внутренним строением насекомого целесообразно  начинать с пищеварительной системы, сравнивая ее с ранее изученными системами, используя таблицы. Затем  изучаются другие системы в сравнительном  плане, подчеркиваются прогрессивные  черты строения. В качестве закрепления нового материала можно использовать дидактические карточки. На заключительном этапе проводится работа с натуральными объектами - влажным препаратом "внутреннее строение майского жука". Учащиеся получают задание рассмотреть их, обратить внимание на взаиморасположение органов, найти отдельные органы.

Информация о работе Применение наглядности на уроках биологии