Анализ показателей рентабельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2014 в 21:08, курсовая работа

Краткое описание

Западная экономика показала нам, что в рыночной экономике существует жестокая борьба между производителями за выживаемость, так называемая конкуренция в которой необходимо всегда быть информированным о любых изменениях происходящих в рыночной конъюнктуре и уметь принимать правильные решения. Необходимо, чтобы любой производимый продукт или оказываемая услуга были максимум конкурентоспособными.
Конечно, особую роль для любого предприятия играют такие понятия, как прибыль и рентабельность, потому что именно они играют наиболее определяющую роль в жизни предприятия. За счет увеличения этих показателей предприятие может функционировать и увеличивать масштабы своего производства: внедрять современные технологии, тем самым уменьшая себестоимость продукции, постоянные и переменные затраты и делать продукцию наиболее конкурентоспособной.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретический анализ рентабельности предприятия
1.1 Роль и значение рентабельности в предприятия
1.2 Показатели рентабельности
1.3 Методы повышения рентабельности производства
Глава 2. Анализ показателей рентабельности предприятия
2.1 Краткая характеристика предприятия
2.2 Технико-экономическая характеристика
2.3 Анализ показателей рентабельности предприятия
2.4 Анализ порога прибыли
2.5 Резервы увеличения рентабельности
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 54.99 Кб (Скачать файл)

Из всего выше изложенного можно сделать вывод, что за последние три года деятельности ОАО «АзРТИ» наиболее успешно предприятие проработало в 2003 году.

2.3 Анализ показателей рентабельности предприятия

Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, предпринимательской, инвестиционной), окупаемость затрат и т.д. Они более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами. Их применяют для оценки деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании.

Показатели рентабельности можно объединить в несколько групп:

показатели, характеризующие рентабельность (окупаемость) издержек производства и инвестиционных проектов;

показатели, характеризующие рентабельность продаж;

показатели, характеризующие доходность капитала и его частей.

Все эти показатели могут рассчитываться на основе балансовой прибыли, прибыли от реализации продукции и чистой прибыли.

Рентабельность производственной деятельности (окупаемость издержек) исчисляется путем отношения валовой (Прп) или чистой прибыли (ЧП) к сумме затрат по реализованной или произведенной продукции (И):

, или (3)

 

Она показывает, сколько предприятие имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. Может рассчитываться в целом по предприятию, отдельным его подразделениям и видам продукции.

Рентабельность продаж рассчитывается делением прибыли от реализации продукции, работ и услуг или чистой прибыли на сумму полученной выручки (ВР). Характеризует эффективность предпринимательской деятельности: показывает, сколько прибыли имеет предприятие с рубля продаж. Широкое применение этот показатель получил в рыночной экономике. Рассчитывается в целом по предприятию и отдельным видам продукции.

, или (3.5)

В процессе анализа следует изучить динамику перечисленных показателей рентабельности, выполнение плана по их уровню и провести межхозяйственные сравнения с предприятиями-конкурентами.

Уровень рентабельности производственной деятельности (окупаемость затрат), исчисленный в целом по предприятию, зависит от трех основных факторов первого порядка: изменения структуры реализованной продукции, ее себестоимости и средних цен реализации.

Факторная модель этого показателя имеет вид:

(4)

где

R- Уровень рентабельности  производственной предприятия

П- прибыль от реализации продукции

VPПобщ- объем резерв роста  прибыли от реализации продукции

УДi- удельный весь i-видов продукции

Цi- средних цена реализации i-видов продукции

Сi- себестоимости i-видов продукции

Составим таблицу, в которой покажем влияние каждого фактора на изменение уровня рентабельности (табл.2.2).

Таблица 2.2

Расчет влияния факторов на изменение уровня рентабельности производственной деятельности в отчетном году по сравнению с предыдущим

 

Показатель

Условия расчета

Порядок расчета

Уровень рентабельности, %.

 
 

выручка, тыс. руб.

Себестоимость продукции, тыс. руб.

     

База

36107

33759

(В01-С01)/С01

7%

 

Усл

52334

33759

(В02-С01)/С01

55%

 

Отчет

52334

50824

(В02-С02)/С02

2,97%

 
           

1. Изменение уровня рентабельности  за счет изменения объема реализованной  продукции:

Rvрп = Rусл - Rбаз = 55% - 7% = 48%.

2. Изменение уровня рентабельности  за счет изменения себестоимости  продукции:

Rс = Rотч - Rусл = 2,97% - 55% = - 52,03%.

3. Общее изменение уровня  рентабельности:

 

R = Rотч - Rбаз = 2,97% - 7% = -4,03%.1

Тот же результат можно получить как сумму изменений за счет влияния каждого фактора:

R = 48 - 52,03 = -4,03 %

Полученные результаты свидетельствуют о том, что уменьшение уровня рентабельности произошло в связи с повышением себестоимости продукции. При увеличении себестоимости продукции с 33759 тыс. руб. до 50824 тыс. руб. рентабельность уменьшилась на 52,03%.

Рост выручки реализованной продукции на 16227 тыс. руб. вызвал увеличение уровня рентабельности на 48%.

В итоге общее изменение уровня рентабельности в 2002 г. по сравнению с 2001 г. составило -4,03%. Т.е. с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции, предприятие стало получать прибыли на 4,03 коп. меньше в отчетном году по сравнению с предыдущим.

Проведем анализ рентабельности производственного капитала(П), исчисляемой как отношение балансовой прибыли к среднегодовой стоимости основных средств(F) и материальных оборотных фондов(E):

(5)

Анализ будем проводить аналогично факторному анализу рентабельности в предыдущих пунктах, т.е. методом цепных подстановок.

Изменение уровня рентабельности производственной деятельности за счет изменения величины балансовой прибыли:

Rп = Rусл1 - Rбаз = 2,14% - 5% = -2,86%.

Изменение уровня рентабельности за счет изменения среднегодовой стоимости ОПФ:

Rф = Rусл2 - Rусл1 = 2,2% - 2,14% = 0,06%

Изменение уровня рентабельности за счет изменения среднегодовой стоимости остатков оборотных средств:

Rс = Rотч - Rусл2 = 2% - 2,2% = -0,2%

Общее изменение уровня рентабельности производственной деятельности:

R = Rотч - Rбаз = 2% - 5% = -3%.

Тот же результат можно получить как сумму изменений за счет влияния каждого фактора:

R = -2,86 + 0,06 +(-0,2) = -3 %

Таблица 2.3

Расчет влияния факторов на изменение уровня рентабельности производственного капитала в отчетном году по сравнению с предыдущим

 

Показатель

Условия расчета

Порядок расчета

Уровень рентабельности, %.

 
 

Балансовая прибыль, тыс. руб..

Среднегодовая стоимость основных средств, тыс. руб.

Среднегодовая стоимость остатков оборотных средств

     

База

1815

20578

15208

П1/(F1+E1)

5%

 

Усл1

766

20578

15208

П2/(F1+E1)

2,14%

 

Усл2

766

19547

15208

П2/(F2+E1)

2,2%

 

Отчет

766

19547

18560,5

П2/(F2+E2)

2%

 
             

По результатам проведенного анализа можно сделать следующие выводы:

Наибольшее уменьшение уровня рентабельности производственной деятельности произошло в связи с уменьшением величины балансовой прибыли. При снижении величины прибыли на 1049 тыс. руб. уровень рентабельности снизился на 2,86%.

За счет уменьшения среднегодовой стоимости ОПФ на 1031 тыс. руб. уровень рентабельности увеличился на 0,06%.

Увеличение среднегодовой стоимости остатков оборотных средств на 3352,5 тыс. руб. привело к уменьшению рентабельности за счет влияния этого фактора на 0,2%

В итоге общее изменение уровня рентабельности производственной деятельности в 2002 г. по сравнению с 2001 г. составило -3%. Т.е. с каждого рубля стоимости ОПФ и ОС, предприятие стало получать прибыли на 3 коп., меньше в отчетном году по сравнению с предыдущим.

2.4 Анализ порога  прибыли

Снижение уровня рентабельности произошло за счёт роста уровня себестоимости. На величину себестоимости влияют различные факторы, которые можно свести в две группы.

Первая группа - внешние факторы, отражающие общий уровень развития экономики страны и независящие от деятельности хозяйствующего субъекта.

Вторая группа - внутренние факторы, непосредственно связанные с результатами деятельности хозяйствующего субъекта, с предпринимательской активностью. К этим факторам относится объём выручки от реализации продукции, формы и системы оплаты труда, повышение производительности труда, улучшение использования основных фондов и оборотных средств и т.п.На уровень себестоимости продукции большое влияние оказывает выручка от реализации продукции. Все затраты по отношению к выручке, к объёму выручки, можно разделить на две группы: условно-постоянные и условно-переменные.

Условно-постоянными являются затраты, сумма которых не меняется при изменении выручки от реализации продукции. К этой группе относятся: арендная плата, амортизация основных фондов, износ нематериальных активов, износ малоценных и быстро изнашивающихся предметов и т.д. Условно-постоянные затраты анализируются по абсолютной сумме.

Условно-переменные затраты - это затраты, сумма которых изменяется пропорционально изменению объёма выручки от реализации продукции. Эта группа включает: расходы на сырьё, транспортные расходы, расходы на оплату труда и т.д. Переменные затраты анализируются путём сопоставления уровней затрат в процентах к объёму выручки.

Деление затрат на условно-постоянные и условно-переменные позволяет чётко показать зависимость между выручкой от реализации продукции, себестоимостью и размером прибыли от реализации продукции. Эта зависимость выражается с помощью графика рентабельности, который строится по данным таблицы:

Таблица 2.4

 

Показатель

2002 год

 

Выручка

52334

 

Себестоимость

50824

 

Постоянные издержки

17159

 

Переменные издержки

33665

 
     

Кроме того, для построения графика, необходимо рассчитать точку безубыточности. То есть определить минимальный объём выручки от реализации продукции, при котором уровень рентабельности хозяйствующего субъекта будет равен 0,00%.

Тмин = (Ипост * Т) / (Т - Ипер)

Где: Тмин - минимальный объём выручки, при котором рентабельность равна 0,00%,

Ипост - сумма условно-постоянных затрат,

Ипер - сумма условно-переменных затрат,

Т - выручка от реализации продукции.

В нашем случае точка безубыточности будет следующей:

Тмин=(17159*52334)/(52334-33665)=48101 тыс.руб.

На рисунке:

FC-условно-постоянные затраты;

VC-условно-переменные затраты;

TC-суммарные затраты  или себестоимость;

В - выручка от реализации продукции;

Q* - условный объем реализации  продукции.

Точка пересечения прямой суммарных затрат и прямой выручки называется точкой безубыточности. Она показывает ту предельную сумму выручки от реализации продукции в стоимостной оценке и в натуральных единицах, ниже которой деятельность хозяйствующего субъекта будет убыточной, так как линия себестоимости выше линии выручки от реализации продукции.

В нашем случае, точка безубыточности равна 4801 тыс.руб., а выручка от реализации продукции в 2002 году составила 52 334 тыс. рублей. То есть выручка от реализации ОАО «АзРТИ» находится выше точки безубыточности и предприятие получает прибыль в размере 1510 тыс. рублей.

Разница между выручкой от реализации и точкой безубыточности называется запасом финансовой прочности. В нашем случае он равен:

ЗФПабс.= В - Т = 52334-48101=4233 тыс.руб.,

где Т- значение точки безубыточности.

Кроме того, запас финансовой прочности может быть выражен в процентах, отношение абсолютного значения запаса финансовой прочности к значению выручки от реализации продукции:

ЗФП% = ЗФПабс./ В =4233*100%/52334=8%

Таким образом, предприятие будет сохранять наличие прибыли при снижении выручки на величину 4223 тыс.руб. или до 8%.

Как видно, этот рисунок позволяет довольно просто подойти к решению таких сложных проблем, как:

1.Что случится с прибылью, если выпуск продукции или  выручка от реализации уменьшится (возрастет)?

2.Что случится с прибылью, если цена будет увеличена (уменьшена), себестоимость снижена (увеличена), а реализация упадет (возрастет)?

Кроме того, на основе данных об условно-постоянных, условно-переменных затратах можно рассчитать силу воздействия операционного рычага. Сила воздействия операционного рычага показывает на сколько процентов изменится прибыль при изменении выручки на один процент. Сила воздействия операционного рычага (СВОР) рассчитывается следующим образом:

СВОР=(Выручка - Переменные затраты) / Прибыль

=(52334-33665)/1510=12

Таким образом, при увеличении выручки на один процент прибыль увеличится на двенадцать процентов. Такое большое значение операционного рычага говорит о значительной степени предпринимательского риска ОАО "АзРТИ".

2.5 Резервы увеличения рентабельности

Основными источниками резервов повышения уровня рентабельности продаж являются увеличение суммы прибыли от реализации продукции и снижение себестоимости товарной продукции. Для подсчета резервов может быть использована следующая формула:

 

*100 (5)

где РR - резерв роста рентабельности;

Информация о работе Анализ показателей рентабельности предприятия