Аудит в системе финансового контроля Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 06:19, контрольная работа

Краткое описание

Понятие аудиторской деятельности;
Виды аудита;
Цели и задачи аудита;
Виды сопутствующих аудиту услуг;

Вложенные файлы: 1 файл

Аудит.doc

— 586.50 Кб (Скачать файл)

    Офертой признается  адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое достаточно определенно и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение. Оферта должна содержать существенные условия договора.

    Оферта связывает  направившее ее лицо с адресатом  (аудиторской фирмой или аудитором) с момента ее получения адресатом.

    Аудитор, рассмотрев  полученное предложение, направляет экономическому субъекту письмо-обязательство до заключения договора для документального подтверждения согласия на проведение аудита и разъяснения его условий. Для разовых соглашений между аудитором и экономическим субъектом письмо-обязательство является офертой.

    Письменное  подтверждение экономическим субъектом  своего согласия на условия  письма-обязательства являются акцептом.

   В случае, если потенциальный клиент в самый последний момент передумал заключать договор на аудиторскую проверку с данной аудиторской фирмой (аудитором), он направляет аудиторской фирме (аудитору) извещение об отказе от оферты. Если извещение об отзыве оферты поступило раньше или одновременно с самой офертой, оферта считается аудиторской фирмой (аудитором) не полученной.

 

 

        6.2  Выбор экономического субъекта аудиторскими организациями и аудиторами.

 

    В связи с расширением круга организаций, обязанных проходить аудиторскую проверку и представлять аудиторские заключения собранию акционеров, пайщиков и т.п. , у аудиторских фирм одновременно растет число клиентов по другим вопросам деятельности. Оперативное и эффективное проведение аудиторской деятельности требует предварительной работы и планирования.

    Предварительная  деятельность начинается с принятия решения о начале или продолжении сотрудничества с клиентом, т.е. с выбора клиентов. В условиях усиливающейся конкурентной борьбы между аудиторскими фирмами важнейшим аспектом деятельности аудиторской фирмы является система подбора новых клиентов, а также политика фирмы в отношении имеющихся клиентов. Аудиторские фирмы не обязаны сотрудничать с нежелательными клиентами и продолжать обслуживание клиентов, взаимоотношения с которыми стали почему-то нежелательными.

    Клиентов аудиторской  фирмы можно условно разделить на несколько типов в зависимости от взаимоотношений «клиент-аудитор» в ходе аудиторской проверки:

    —  формально-официальный: клиенты этого типа не собираются устанавливать с аудитором тесные контакты и требуют быстрейшего проведения аудиторской проверки;

    —  неформальный: клиенты устанавливают с аудитором  тесный контакт и надеются  на его помощь. В этом случае внешний аудитор выполняет некоторые функции внутреннего аудита и оказывает ряд сопутствующих услуг (консультации, анализ и т.п. ).

    Свою работу  аудиторы должны начинать с  ознакомления с проверяемым субъектом, для чего изучают учредительные документы, внутренние положения, учетную политику организации и т.д. Большую помощь при этом могут оказать беседы с руководителем и специалистами организации, проведение экспресс-аудита путем устного тестирования. Необходимо ознакомиться также с отчетностью, ее основными показателями, чтобы выявить масштабы деятельности организации и результаты ее работы за исследуемый период.

    К числу  основных процедур отбора клиентов  относятся:

      ► оценка характера отрасли;

     ► определение цели аудиторской проверки у данного клиента и возможного использования ее результатов;

      ►  выяснение особенностей руководителей;

      ►  предварительная оценка потенциальной трудоемкости и сложности аудита, а также аудиторского риска;

      ►  оценка причины смены или смен аудиторов;

      ►   знакомство с оговорками прежних аудиторских заключений о результатах аудита;

      ►   выяснение характера и проблем взаимоотношений с налоговыми органами, банками, партнерами, акционерами и другими потребителями информации финансовой отчетности потенциального клиента;

      ►  получение рекомендаций (от различных организаций, профессионалов и т. д.);

      ►  экспресс-анализ отчетности;

      ►  предварительное знакомство с состоянием бухгалтерского учета и отчетности, текущими и предстоящими проблемами клиента;

      ►  оценка собственной способности аудиторской фирмы или аудитора к выполнению работы (с учетом наличия соответствующего персонала, знания отрасли клиента и т.д.).

    На стадии  предварительного планирования  с руководством экономического субъекта должны быть обсуждены и согласованы также соответствующие организационные вопросы, связанные с созданием нормальных условий для работы и оплатой оказанных услуг.

    Большой осторожности  требует проверка тех организаций, у которых сложилась сомнительная репутация. Поэтому, прежде чем заключить договор с такими организациями о проведении аудита, необходимо выяснить, кто их руководитель, учредители, уровень квалификации учетно-финансовых работников организации, каковы результаты предыдущих проверок в данной организации (если это возможно), получить сведения о формах и методах организации управления, учета, оценить эффективность системы внутрихозяйственного контроля и др. Только в результате предварительного изучения экономического субъекта можно определить примерный объем и трудоемкость предстоящих работ, а также продолжительность аудита. В соответствии с объемом работы, ее сложностью и продолжительностью определяется стоимость аудита.

    Получив письмо-предложение  о проведении аудита, аудитор (аудиторская фирма) должен также проверить и соблюдение принципа независимости, закрепленного в настоящее время ст. 12 Закона «Об аудиторской деятельности».

    Аудиторская  проверка не может проводиться:

    1) аудиторами, являющимися:

      —  учредителями;

     — собственниками или акционерами;

      --  руководителями и иными должностными лицами проверяемого субъекта, несущими ответственность за соблюдение бухгалтерской отчетности либо состоящими с указанными лицами в близком родстве (родители, супруги, братья, сестры, сыновья, дочери, а также братья, сестры, родители и дети супругов);

    2) аудиторскими  фирмами в отношении экономических  субъектов, являющихся:

     --   их учредителями, собственниками, акционерами, кредиторами, страховщиками;

      —  их дочерними предприятиями, филиалами и представительствами или имеющих в своем капитале долю аудиторской фирмы;

    -- а также аудиторскими фирмами, в отношении которых проверяемый субъект является  учредителем, собственником или акционером.

    3) аудиторами и аудиторскими фирмами, оказывающими данному экономическому субъекту услуги по ведению бухгалтерского учета или составлению финансовой отчетности.

    Если перечисленные обстоятельства будут выяснены после заключения договора на проверку или выдачи поручения, договор подлежит расторжению, а поручение отзывается.

    При умышленном сокрытии аудитором (аудиторской фирмой) подобных обстоятельств заказчику возмещаются понесенные им расходы в связи с заключением договора, а лицензия аудитора может быть аннулирована.

    По итогам предварительного планирования аудиторская организация должна решить, согласна ли она работать с данным клиентом. На принятие этого решения влияют несколько факторов. Во-первых, аудиторская организация должна убедиться в принципиальной возможности проведения аудита. Во-вторых, аудитор должен оценить субъективные факторы, влияющие на его желания работать с клиентом: репутация клиента, платежеспособность и т.д. В-третьих, аудитор должен оценить наличие в своей организации необходимых кадров.

    Если по итогам предварительного планирования аудиторская организация и экономический субъект пришли к соглашению о возможности аудита и согласовали принципиальные моменты его проведения, они должны перейти к документальному оформлению своих взаимоотношений.

 

 

 

          6.3 Письмо-обязательство о согласии на проведение аудита.

 

    Письмо-обязательство  аудитора - документ, регламентирующий обязательства и ответственность экономического субъекта — клиента и аудитора (аудиторской фирмы) на этапе заключения соглашения о проведение аудиторской проверки.

    Письму-обязательству  должно предшествовать официальное предложение экономического субъекта с просьбой о проведение аудита и (или) оказание аудиторских услуг.

   Письмо-обязательство направляется исполнительному органу экономического субъекта до заключения договора на проведение аудита во избежание неправильного понимания им условий предстоящего договора, цели и масштаба аудита.

    Если цели  и масштаб аудита определены между сторонами в долгосрочном договоре, письмо-обязательство может не составляться либо давать лишь дополнительную информацию для экономического субъекта.

    В связи  с этим письмо-обязательство может  содержать:

     — обязательные указания;

      — дополнительную информацию.

    Обязательные  указания включают указания:

      — по условиям аудиторской проверки;

      — по обязательствам аудиторской организации;

      — по обязательствам экономического субъекта. Подробнее с этими указаниями можно познакомиться,

изучив международный  стандарт аудита «Условия договоренности об аудите».

    К дополнительной  относится информация, включенная в текст письма-обязательства по желанию аудиторской фирмы или клиента.

    К ней относятся: 

      ► общие сведения об оказываемых аудиторской фирмой услугах, квалификации ее персонала;

      ► примерный календарный план проведения аудита и состав группы аудиторов;

      ► общая характеристика применяемых методов аудита;

      ► предлагаемые условия оплаты труда;

     ► предложение об использовании услуг независимых экспертов и др.

    Жесткие рекомендации  по составлению письма-обязательства аудитора перед клиентом отсутствуют, а содержание письма определяется прежде всего запросами клиента, его финансовым состоянием, степенью взаимного доверия между аудитором и клиентом.

    Письмо-обязательство  документально подтверждает согласие аудитора с условиями, предложенными клиентом, понимание аудитором поставленной перед ним задачи на проведение аудита, степени ответственности перед клиентом.

    В тоже время  руководство экономического субъекта  не всегда правильно понимает  цели и задачи аудита и не  представляет, какие действия потребуются от него и работников предприятия, а также степень ответственности за предоставленную для проверки документацию.

    Во избежание  неразрешимых конфликтов по ходу  проведения аудиторской проверки все эти вопросы должны быть разъяснены клиенту до начала проверки и даже до заключения договора.

    Письмо-обязательство,  посланное аудиторской фирмой своему клиенту до начала проверки, помогает избежать недоразумений и конфликтов при формировании аудиторского заключения по итогам проверки.

    Если аудиторская  организация решила, что в направлении нового письма-обязательства (при повторном аудите) нет необходимости, она вправе напомнить клиенту содержание прежнего письма-обязательства.

 

 

         6.4 Договор на оказание аудиторских услуг

 

      Договор на оказание аудиторских услуг регулирует взаимоотношения аудитора, аудиторской фирмы с клиентом. По договору на оказание аудиторских услуг исполнитель-аудитор обязуется оказать услуги (совершить определенные действия), а заказчик-клиент - оплатить эти услуги. Этот документ подтверждает и фиксирует официальное, юридическое соглашение интересов участвующих сторон.

    Общие положения  указанного договора определяются  согласно статьям ГК РФ. Однако  договор на оказание аудиторских услуг может иметь существенные отличия от других договоров, используемых в хозяйственной практике. Так при заключении договора следует принимать во внимание уровень аудиторского риска и, следовательно, определить в нем разделение ответственности между аудитором и заказчиком перед третьими лицами (пользователями информации финансовой отчетности). Это связано с тем, что аудитор несет ответственность не только перед клиентом, но и перед пользователями информации финансовой отчетности (акционерами, учредителями, кредиторами) проверяемого экономического субъекта при нанесении им ущерба в результате неквалифицированной проверки.

    В договоре  на оказание аудиторских услуг  следует точно (недвусмысленно) сформулировать права, обязанность и ответственность сторон. При этом подход здесь должен быть принципиальным, объективным и деловым с таким учетом различных ситуаций (которые могут возникнуть в процессе проведения аудита или после его завершения), чтобы не нанести ущерба ни клиенту, ни репутации аудиторов.

    В договоре  на оказание аудиторских услуг  целесообразно отразить случаи (причины), когда аудитор может выдать клиенту отрицательное заключение или вовсе отказаться от выдачи заключения. Необходимо также укать сроки представления клиентом документов, необходимых для проведения проверки, поскольку зачастую клиенты приглашают аудитора, когда их бухгалтерский отчет еще не готов, что очень осложняет работу.

    Важным условием  при заключении договора является  оценка стоимости аудиторских  услуг. Здесь необходима системная  объективная оценка объема и трудоемкости предстоящих работ, времени их выполнения, а также уровня возможного аудиторского риска и предполагаемого эффекта (экономии, сохранения средств) от аудирования, получаемого клиентом.

    Желательно, чтобы  в договоре была предусмотрена  предварительная оплата заказчиком, хотя бы 50%, стоимости аудиторских услуг. Предоплата в определенной мере обеспечивает финансовую независимость аудитора в процессе аудита и исключает возможность диктовки клиентом невыполнимых условий путем угрозы невыплаты аудитору стоимости выполненных работ.

Информация о работе Аудит в системе финансового контроля Российской Федерации