Аудит как экономическая категория

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 13:33, курсовая работа

Краткое описание

Цель: раскрыть особенности аудита как формы экономического контроля. Задачи:
Раскрыть сущность аудита и его развитие в условиях рыночной экономики
Проанализировать нормативные документы, регулирующие аудиторскую деятельность, а также органы ее регулирующие
Рассмотреть методику проведения проверки финансового состояния предприятия и достоверности отчетности
Определить особенности проведения аудиторской проверки по поручению органов дознания.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Аудит и его роль в рыночной экономике 5
Сущность аудита и его развитие в условиях рыночной экономики 5
Нормативное регулирование аудиторской деятельности. 12
Глава 2. Аудит как вид независимого экономического контроля. 19
2.1. Методика аудиторской проверки финансового состояния предприятия и достоверности отчетности 19
2.2. Особенности проведения аудиторской проверки по поручению
органов дознания 26
Заключение 33
Список использованной литературы 35

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по аудиту.docx

— 73.58 Кб (Скачать файл)

д) является ли информация, отраженная в бухгалтерской отчетности, надежной, сопоставимой, понятной и уместной;

е) дает ли бухгалтерская  отчетность, в том числе отраженная в ней информация, достоверное представление об имевших место хозяйственных операциях и событиях, и позволяет ли эта отчетность предполагаемым пользователям судить о влиянии существенных операций и событий на бухгалтерскую отчетность;

ж) уместна ли используемая в бухгалтерской отчетности терминология, включая наименование каждой составляющей бухгалтерской отчетности».

Аудитор должен установить, содержит ли бухгалтерская отчетность соответствующую ссылку на примененные при составлении этой отчетности требования правил отчетности или их описание. Указание на то, что бухгалтерская отчетность составлена в соответствии с правилами отчетности, является надлежащим только в том случае, если бухгалтерская отчетность соответствует всем применимым требованиям правил отчетности, действовавшим в периоде, за который составлена бухгалтерская отчетность.

Если аудитор установил, что бухгалтерская отчетность недостоверна, то он должен обсудить это обстоятельство с руководством аудируемого лица и в зависимости от требований правил отчетности и от принятых руководством аудируемого лица решений должен определить, есть ли необходимость модифицировать мнение в аудиторском заключении.

 

2.2. Особенности проведения  аудиторской проверки по поручению 

органов дознания

Предварительное расследование  производится не только в форме предварительного следствия, но и в форме дознания (ч. 1 ст. 150 УПК). [7]

Согласно ч.1 ст. 150 уголовно-процессуального кодекса [7], дознанием называется «уголовно-процессуальная деятельность, осуществляемая уполномоченными на то государственными органами и должностными лицами с целью установления лица, совершившего преступление, и других обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения уголовного дела. Это форма предварительного расследования, осуществляемая дознавателем по уголовному делу, по которому производство предварительного следствия необязательно (п. 8 ст. 5 УПК), и где дознанием исчерпывается все расследование по уголовному делу».

Согласно п. 24 статьи 5 Уголовно-процессуального  кодекса [7] к органам дознания относятся государственные органы и должностные лица, уполномоченные в соответствии с УПК РФ осуществлять дознание и другие процессуальные полномочия.

Уголовно-процессуальным кодексом [7] предусмотрен перечень органов дознания:

1)полиция;

2) налоговая полиция — по делам об уклонении от уплаты налогов и сборов, а также по делам о сокрытии валютной выручки;

3) органы безопасности  по делам, отнесенным законом  к их ведению;

4) командиры воинских  частей, соединений, начальники воинских  учреждений — по делам о всех преступлениях, совершенных подчиненными им военнослужащими и военнообязанными во время прохождения ими сборов, а также по делам о преступлениях, совершенных рабочими и служащими Вооруженных Сил Украины в связи с выполнением служебных обязанностей либо в расположении части, соединения, учреждения;

5) таможенные органы —  по делам о контрабанде;

6) начальники исправительно-трудовых  учреждений, следственных изоляторов, лечебно-трудовых профилакториев и воспитательно-трудовых профилакториев по делам о преступлениях против установленного порядка несения службы, совершенных сотрудниками этих учреждений, а также по делам о преступлениях, совершенных в расположении указанных учреждений;

7) органы государственного  пожарного надзора — по делам  о пожарах и нарушениях противопожарных  правил;

8) органы пограничной  охраны — по делам о нарушении  государственной границы;

9) капитаны морских судов,  находящихся в дальнем плавании.

Обязательные аудиторские  проверки любых экономических субъектов  могут проводиться по поручению  органов дознания, следователя, прокурора, суда и арбитражного суда.

В соответствии с п. 10 Временных  правил аудиторской деятельности в  Российской Федерации "орган дознания и следователь при наличии  санкции прокурора, прокурор, суд  и арбитражный суд вправе в  соответствии с процессуальным законодательством дать аудитору или аудиторской фирме поручение о проведении аудиторской проверки экономического субъекта при наличии в производстве указанных органов возбужденного (возобновленного производством) уголовного дела, принятого к производству (возобновленного производством) гражданского дела или дела, подведомственного арбитражному суду. Содержание такого поручения должно соответствовать обстоятельствам, послужившим основанием для возбуждения (возобновления производством) уголовного дела, принятия к производству (возобновления производством) гражданского дела или дела, подведомственного арбитражному суду".

Для этого орган дознания и следователь составляет соответствующее  постановление, в котором указывает  основания для назначения ревизии  по уголовному делу, фамилию, имя, отчество аудитора или наименование аудиторской фирмы, которыми должна быть проведена ревизия, а также вопросы, поставленные перед аудитором (аудиторской фирмой), и материалы, представляемые в их распоряжение.

Проведение обязательных аудиторских проверок по поручению  правоохранительных органов при отсутствии дела, расследуемого в порядке уголовного, гражданского, арбитражного судопроизводства, не соответствует действующему законодательству.

Лицо, производящее дознание, следователь, прокурор вправе требовать  от ревизора - аудитора:

- неукоснительно соблюдать  при осуществлении ревизионной  проверки требования законодательства  Российской Федерации;

- немедленно сообщать  о невозможности своего участия  в проведении ревизии вследствие  обстоятельств, по которым аудитор  не может проводить ревизию, а также в связи с отсутствием лицензии, позволяющей произвести проверку организации по данному виду аудита; о необходимости привлечения к участию в ревизии дополнительных аудиторов в связи со значительным объемом работы или по каким-либо иным обстоятельствам, возникшим после назначения ревизии;

- обеспечивать сохранность  документов, получаемых и составляемых  им в ходе ревизии, и не  разглашать их содержание без  согласия лица, поручившего проведение  ревизии.

При проведении обязательной аудиторской проверки не требуется  принятия какого-либо “особого” решения органами управления АО.

Достаточным документом будет  являться поручение указанных органов  как особый процессуальный акт предварительного расследования (дознания, следствия) или  судебного разбирательства.

Срок проведения аудиторской проверки в этом случае определяется по договоренности аудитором (аудиторской фирмой) и не должен превышать двух месяцев.

Государственные органы, выдавшие поручение, обязаны:

- обеспечить надлежащие  условия работы;

- обеспечить безопасность  аудитора и членов его семьи  (в случае необходимости).

Временными правилами  аудиторской деятельности аудитору предоставлено право отказаться от проведения аудиторской проверки в случае:

1) не предоставления проверяемым  экономическим субъектом необходимой документации;

2) не обеспечения государственными  органами, поручившими проведение проверки, личной безопасности аудитора и членов его семьи при наличии такой необходимости.

С согласия аудиторов проверка может проводиться по документам финансовой отчетности, изъятым (затребованным) в установленном порядке органом дознания, прокурором, следователем, судом и арбитражным судом.

Оплата работы аудитора (аудиторской  фирмы) при проведении проверки по поручению  органа дознания производится предварительно за счет проверяемого экономического субъекта по ставкам, ежегодно утверждаемым Советом Министров - Правительством РФ с учетом средней ставки оплаты, сложившейся на рынке аудиторских услуг.

Повторные аудиторские проверки экономического субъекта по тем же основаниям, по поручению государственных  и правоохранительных органов, производятся только за счет средств республиканского бюджета и не могут быть осуществлены аудитором, проводившим первоначальную проверку.

Назначение судебно-бухгалтерской  экспертизы осуществляется либо органами предварительного следствия, либо судами при расследовании или решении уголовных и гражданских дел.

Эксперт-бухгалтер исследует  документы и учетные регистры, изъятые в ходе следствия. Иногда сам эксперт-аудитор присутствует при изъятии этих документов.

Эксперт-бухгалтер, изучая учетные  регистры и первичные документы, обязан отметить нарушение правил ведения  учета, не квалифицируя их.

Эксперт-бухгалтер обязан воздерживаться от категоричных оценок обнаруженных фактов, он стремится добиться истины.

Эксперт-бухгалтер осуществляет экспертизу в рамках вопросов, поставленных ему следователем или судом. Он ограничивается прошлыми фактами, давая им оценку.

Данные, полученные в ходе аудиторской проверки проводимой по поручению государственных и правоохранительных органов, могут быть преданы гласности, до вступления в силу приговора (решения) суда, только с разрешения указанных органов и только в том объеме, в каком они признают это возможным.  

Следует также отметить, что согласно п. 17 Временных правил заключение аудитора (аудиторской фирмы) по результатам проверки, проведенной по поручению государственных органов, приравнивается к заключению экспертизы, назначенной в соответствии с процессуальным законодательством

Акт ревизии состоит из трех частей: вводной, аналитической  и итоговой.

Во вводной части указывается:

- для аудиторской фирмы:  юридический адрес и телефоны; порядковый номер, дата выдачи  и наименование органа, выдавшего  лицензию на осуществление аудиторской деятельности, а также срок действия лицензии; номер регистрационного свидетельства; номер расчетного счета; фамилия, имя и отчество всех аудиторов, принимавших участие в ревизии. Для аудитора, работающего самостоятельно: фамилия, имя, отчество, стаж работы в качестве аудитора; дата выдачи и наименование органа, выдавшего лицензию на осуществление данного вида аудита, а также срок действия лицензии; номер регистрационного свидетельства; номер расчетного счета;

- краткое изложение обстоятельств  дела, вызвавших назначение ревизии,  объяснения по данному поводу  материально ответственных лиц  ревизируемой организации;

- перечень основных документов, полученных и относящихся к  предмету ревизии;

- ревизируемый период времени;

- перечень лиц, ответственных  за финансово - хозяйственную  деятельность ревизируемой организации, с указанием периода их работы;

- вопросы, поставленные  на разрешение ревизора - аудитора, которые приводятся дословно  согласно постановлению, которое  вынесло лицо, производящее дознание, следователь или прокурор;

- место и время (начало  и окончание) ревизии;

- лица, присутствующие при  ревизии.

В акте повторной ревизии, кроме того, перечисляются выводы первичной ревизии.

В аналитической части  акта ревизии отражаются:

- фактические данные, установленные  ревизором - аудитором, с указанием состояния бухгалтерского учета, финансовой отчетности и их соответствие требованиям действующих правовых актов. При этом указывается полное наименование нормативного акта, кем, где и когда он принят, а при необходимости - извлечения из него;

- примененные методики  при ревизионном исследовании;

- документы, исследованные  по каждому пункту исследования.

В итоговой части должны содержаться ответы на поставленные вопросы в той последовательности, в которой были расположены в вводной части акта ревизии.

Каждая страница акта ревизии  подписывается ревизором - аудитором  и заверяется его личной печатью. При проведении ревизии аудиторской фирмой акт ревизии, кроме того, должен быть подписан в целом руководителем аудиторской фирмы либо уполномоченным им иным должностным лицом и заверен печатью.

Некоторые работники правоохранительных органов требуют от аудитора (аудиторской фирмы) прилагать к акту ревизии копию лицензии на осуществление аудиторской деятельности. Считаем, что это излишне, так как все данные, содержащиеся в лицензии, целесообразно отражать в вводной части акта ревизии.

Акт ревизии, как и любое  другое доказательство, подлежит оценке лицом, производящим дознание, следователем, прокурором по общим правилам, содержащимся в ст. 71 УПК РСФСР. 

Заключение

Аудит - это предпринимательская деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, документов бухгалтерского учета, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов, а также оказанию иных аудиторских услуг.

Этапы развития аудита в  условиях рыночной экономики

  1. Предприняты попытки разработки методического обеспечения аудита и подготовка аудиторов в вузах.
  2. Процесс экономических преобразований, развитие предпринимательской деятельности, создание аудиторских организаций, и появление общественных организаций, объединяющих бухгалтеров-аудиторов.

3) Регламентация аудита на государственном и морально-этическом уровне.

4) Вступление в силу Федерального закона от 07.08.2001 № 119-фз «Об аудиторской деятельности», с последующей редакцией в 2003 и в 2008 году.

Уровни государственного регулирования аудита:

  1. Федеральные законы и Указы Президента.
  2. Постановления Президента РФ, Правительства РФ, приказы и разъяснения Минфина России, департамента регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности.
  3. Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности и Законодательные и подзаконные нормативные акты.
  4. Правила (стандарты) аккредитованных профессиональных объединений и Нормативные документы министерств и ведомств
  5. Внутрифирменные аудиторские стандартами

Информация о работе Аудит как экономическая категория