Аудит расчетов с заказчиками на примере ООО «Столица»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2013 в 14:39, курсовая работа

Краткое описание

Аудит расчетов с покупателями и заказчиками является одной из важнейших составляющих аудита финансово-хозяйственной деятельности коммерческой организации. Проверка статей «дебиторская задолженность» в балансе и статьи «выручка» в отчете о прибылях и убытках позволяет выявить как непреднамеренные ошибки в учете, так и попытки манипулировать отчетностью с применением методов «креативной бухгалтерии».
Целью данного исследования является анализ организации учета и аудит расчетов с покупателями и заказчиками в ООО «Столица», а также выработка рекомендаций по устранению недостатков и оптимизации систем внутреннего контроля на предприятии.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Теоретические основы учета и аудита расчетов с покупателями и заказчиками………………………………………………………………………..5
1.1 Понятие и сущность расчетов с покупателями и заказчиками…………….5
1.2 Понятие и сущность аудита расчетов с покупателями и заказчиками…….7
1.3 Основные виды аудита расчетов с покупателями и заказчиками………...12
2. Учет расчетов с заказчиками на примере ООО «Столица»………………..15
2.1 Краткая характеристика ООО «Столица»………………………………….15
2.2 Отражение в учетной политике ООО «Столица» расчетов с
заказчиками………………………………………………………………………16
2.3 Отражение в бухгалтерском учете ООО «Столица» расчетов с
Заказчиками………………………………………………………………………20
3. Аудит расчетов с заказчиками на примере ООО «Столица»………………24
3.1 Планирование аудита расчетов с заказчиками…………………………….24
3.2 Анализ контрольной среды и процедуры по существу…………………...31
3.3 Итог проведение аудита расчетов с заказчиками и предоставление аудиторского заключения……………………………………………………….36
3.4 Выводы и рекомендации по устранению нарушений……………………..38
Заключение……………………………………………………………………….41
Список используемой литературы………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

ауудит тема 27.doc

— 277.50 Кб (Скачать файл)

Существуют два вида учетной  политики: учетная политика для целей  бухгалтерского учета и учетная  политика для целей налогообложения. Они могут быть оформлены в  виде двух разных документов или объединены в один.

В ООО «Столица» учетная политика для целей бухгалтерского учета и учетная политика для целей налогообложения оформлены в виде двух отдельных документов.

Обычно выделяют два  основных аспекта учетной политики: организационно-технический и методологический. Организационно-технический раздел посвящен организации процесса работы бухгалтерско-финансовой службы. Здесь раскрывается информация о том, кто и как ведет учет на предприятии.

В учетной политике ООО закреплен порядок осуществления бухгалтерского учета бухгалтерской службой как структурным подразделением, возглавляемым главным бухгалтером.

С точки зрения учета  расчетов с покупателями и заказчиками, больший интерес представляет методологический раздел учетной политики, в котором  закрепляются конкретные методы учета, выбранные компанией из нескольких, допускаемых законодательством. Для учета расчетов с покупателями и заказчиками наибольшее значение имеют следующие пункты учетной политики:

  • Момент признания выручки
  • Момент признания расходов
  • Порядок проведения инвентаризаций
  • Создание резерва по сомнительным долгам
  • Формы первичных документов для учета дебиторской и кредиторской задолженности и расчетов по их погашению
  • Регистры по учету дебиторской и кредиторской задолженности
  • Рабочий план счетов
  • График документооборота

В ООО «Столица»» и в налоговом, и в бухгалтерском учете доходы и расходы признаются по методу начисления, т.е. признаются в учете в том периоде, в котором они возникли, вне зависимости от их фактической оплаты.

О порядке проведения инвентаризаций в учетной политике ООО «Столица» ничего не говорится, и это следует считать серьезным упущением.

В соответствии с Федеральным  законом «О бухгалтерском учете» инвентаризация является обязательной в как минимум раз в году -  при составлении годовой отчетности. Установленный руководителем порядок проведения инвентаризации (даты, состав объектов инвентаризации, порядок формирования инвентаризационной комиссии и т.д.) должен быть закреплен в учетной политике организации.

Инвентаризация является одной из самых эффективных контрольных процедур, которая всегда актуальна для учета расчетов с покупателями и заказчиками, поскольку позволяет выявить просроченную задолженность.

По результатам проведенной  на последний день отчетного (налогового) периода инвентаризации дебиторской  задолженности определяется сумма резерва по сомнительным долгам. Поскольку Налоговый кодекс не устанавливает процедуры проведения инвентаризации, при создании резерва в налоговом учете должны использоваться данные инвентаризации из бухгалтерского учета. Основанием для этого служит статья 11 НК РФ, а также мнение Минфина.

Более подробно останавливаться  на этом вопросе нецелесообразно, поскольку  в учетной политике ООО четко  сказано, что в отчетном году резервы  сомнительных долгов по расчетам с  другими организациями и гражданами за продукцию, товары, работы и услуги не создаются ни для целей бухгалтерского учета, ни для целей налогообложения.

Заметим, что создание резерва по сомнительным долгам - это  право, а не обязанность организации. Следовательно, не создавая такого резерва, ООО не нарушает требований законодательства.

Согласно новому ПБУ 1/08, в учетной политике теперь необходимо закрепить все формы первичной документации (ранее это относилось только к формам, разрабатываемым фирмой самостоятельно). Унифицированные формы можно просто перечислить, а формы, разработанные фирмой самостоятельно, оформить в виде приложений. В учетной политике ООО «Агма-М» данное требование не соблюдено. В компании поступают так: при отсутствии унифицированной формы для какой-либо операции берется ближайшая подходящая по смыслу унифицированная форма. В частности, для оказания услуг применяется форма ТОРГ-12, которая изначально предназначена для товаров.

Рабочий план счетов должен содержать названия синтетических  и аналитических счетов, используемых для учета расчетов с покупателями и заказчиками, включая все открытые к счетам субсчета. В ООО рабочий план счетов оформлен в качестве приложения к учетной политике.

Определение графика  документооборота необходимо для своевременного отражения операций в учете и  правильного закрытия отчетных периодов. В ООО формальный график документооборота отсутствует.

Регистры учета дебиторской  и кредиторской задолженности в  ООО ведутся при помощи специализированной бухгалтерской программы. В случае автоматизированного ведения учета  в учетной политике необходимо сделать ссылку на номера регистров и обозначить название программы. Название программы в учетной политике ООО обозначено, но ссылок на номера регистром нет.

Итак, в данном разделе  было рассмотрено отражение в  учетной политике ООО расчетов с  покупателями и заказчиками. В учетной политике закрепляются основные правила учета (в тех случаях, когда законом предусматривается несколько вариантов учета), правила документооборота и технология обработки учетной информации. Учетной политике обычно сопутствуют рабочий план счетов, используемые фирмой формы первичных документов, положение об инвентаризации и иные внутренние документы.

В ООО «Столица» учетная политика в целом соответствует требованиям нормативных актов, но имеют место также определенные упущения, которые необходимо исправить.

Несоблюдение положений  учетной политики может привести к искажению какой-либо строки (статьи) формы бухгалтерской отчетности или сумм начисленных налогов.

 

2.3 Отражение  в бухгалтерском учете ООО «Столица» расчетов с заказчиками

В данном разделе будут рассмотрены расчеты с покупателями и заказчиками, производимые в обычном порядке, а также расчеты, осуществляемые с помощью векселей, и расчеты по авансам.

Для учета расчетов с  покупателями и заказчиками используются синтетические счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» (за исключением субсчета «Авансы полученные») и 63 «Резервы по сомнительным долгам» (в части, относящейся к покупателям и заказчикам). Аналитический учет ведется по данным счетам в хронологическом порядке по каждому покупателю (заказчику). В настоящее время в ООО счет 63 не используется, поскольку резерв по сомнительным долгам не создается.

Заметим, что в составе  выручки основную долю занимает реализация услуг, однако часть выручки приходится на реализацию товаров (рекламных перетяжек, баннеров, фирменных сувениров, полиграфической продукции и т.п.).

Типовые хозяйственные  операции по учету расчетов с покупателями и заказчиками в ООО приведены  в Таблице 2.

 

 

 

Таблица 2 - Отражение в учете операций с покупателями и заказчиками

Хозяйственная операция

Дебет

счета

Кредит счета

Первичные документы

Сумма

Отражена выручка от реализации услуг с учетом предоставленной  скидки

62

90, с/с «Прочие доходы»

Акт приемки-передачи услуг, договор

15000

Начислен НДС с суммы  реализации

90, с/с «НДС»

68, с/с «Расчеты по  НДС»

Счет-фактура

2700

Получена оплата от покупателя с учетом скидки от стоимости услуг

51

62

Платежное поручение

15000

Приняты на учет баннеры, возвращенные покупателем (покупатель принял товар к учету, а потом  возвращает)

41

60

Накладная №ТОРГ-12 покупателя

5973

Отражен НДС по возвращенным товарам

19

60

Счет-фактура покупателя

1075

Сторнируется отгрузка покупателю (заказчик возвращает бракованную  полиграфическую продукцию, не принятую к учету)

62

90, с/с «Выручка»

Претензия покупателя, акт о возврате товара, накладная покупателя на возврат

2364

Сторнируется списанная  себестоимость отгруженных товаров (полиграфическая продукция)

90, с/с «Себестоимость

продаж»

41

Претензия покупателя, акт  о возврате товара, накладная покупателя на возврат

1986

Сделана запись в книгу  покупок по операции возврата

68, с/с «Расчеты по  НДС

90, с/с «НДС»

Счет-фактура, выставленный покупателю

426

Сторнирована выручка  по ранее отгруженным сувенирным товарам на сумму предоставленной  скидки (если скидка отражена 31 декабря текущего года по продажам прошлого года)

62

90, с/с «Выручка»

Накладная на отгрузку

981

Сторнирован ранее начисленный  НДС на сумму налога, относящегося к скидке (если скидка отражена 31 декабря  текущего года по продажам прошлого года)

90, с/с «НДС»

62

Счет-фактура

177

В текущем году выявлен  убыток прошлых лет, связанный с  предоставлением скидки на услуги

91, с/с «Прочие расходы»

62

Справка бухгалтера

443

Списана себестоимость  предоставленного бонуса (подарка) покупателю

90, с/с «Себестоимость продаж»

41

Накладная на отгрузку

1029

Покупатель учел предоставленную  скидку в виде уменьшения задолженности

60

91, с/с «Прочие доходы»

Уведомление поставщика

492

Восстановлена (сторнирована) часть НДС по предоставленной  скидке

68, с/с «Расчеты по НДС»

19

Счет-фактура, уведомление  поставщика

89

Списан на расходы  восстановленный НДС

91, с/с «Прочие расходы»

19

Счет-фактура, уведомление  поставщика, справка бухгалтера

89

Отражено исполнение обязательств перед поставщиками зачетом  встречных требований, исполнение обязательств по договорам мены.

60

62

Договор мены,  
Акт о прекращении встречных требований.

3292


 

В Таблице 2 приведены  наиболее распространенные из возможных  проводок, поскольку для любой  компании реализация, возвраты продукции, НДС являются важнейшими аспектами деятельности. Те виды проводок, которые в ООО не используются, не принимались во внимание.

В ООО «Столица» очень много операций по авансам, как выданным, так и полученным. Это связано с тем, что ООО обычно требует с заказчиков частичной предоплаты (как правило, 30% от общей суммы договора). При этом компания сама выдает авансы поставщикам материалов для производства рекламной продукции.

Авансы выданные учитываются  на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», субсчет «Авансы выданные». Авансы могут выдаваться под поставку продукции (товаров, работ, услуг), а при нарушении условий договоров поставки, суммы авансов возвращаются несостоявшемуся покупателю. У ООО хорошо налажены отношения с ключевыми поставщиками, соответственно, сбои поставок бывают крайне редко.

Стандартные хозяйственные  операции по авансам выданным приведены в Таблице 3.

 

Таблица 3 - Отражение в учете операций по авансам выданным

Хозяйственная операция

Дебет счета

Кредит счета

Сумма

Выплата аванса поставщику рекламных материалов по договору

60, с/с «Авансы выданные»

51

11234

Оприходованы материалы (приняты работы, услуги) по акту

08 (10, 20, 26, 41...)

60

15986

Учтен НДС на основании счета-фактуры поставщика (подрядчика)

19

60

2877

Зачтен аванс на основании  бухгалтерской справки и договора

60

60, с/с «Авансы выданные»

11234


 

Необходимо очень внимательно  относится к учету НДС по авансам, поскольку требования законодательства не всегда однозначны, а арбитражная практика противоречива.

Учет расчетов с прочими  дебиторами ведется на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», на котором обобщается информация по операциям, не попадающим в другие категории  дебиторской задолженности. В частности, здесь могут отражаться расчеты по аренде, страхованию, транспортировке, беспроцентным займам, претензиям и др. Кроме того, в состав прочих дебиторов могут попасть сотрудники организации, например, в случае предоставления им займов, выдачи чековых книжек и т.д. такие операции учитываются на счете 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям». Также в эту статьи могут попасть расчеты с налоговыми органами и фондами по возврату налогов (счета 68, 69). Учет операций с прочими дебиторами ведется аналогично учету по покупателям и заказчикам (включая учет авансов). Важно не путать операции, подлежащие отражению на счете 76 с теми, что необходимо учитывать на счете 62.

 

3. Аудит расчетов  с заказчиками на примере ООО  «Столица»

3.1 Планирование расчетов с заказчиками

Начальным этапом проведения аудиторской проверки является планирование аудита. Этот этап, как правило, завершается  написанием письма-обязательства и  заключением договора.

Письмо-обязательство  готовится аудиторской фирмой и  выражает согласие на проведение проверки. Для разовых (единовременных) проверок письмо-обязательство обычно является офертой. Обычно такое письмо предшествует заключению договора. В письме-обязательстве формулируются условия проведения аудита.

При долгосрочном договоре о целях и масштабах аудита письмо-обязательство составляется только при возникновении новых обстоятельств в отношениях субъектов аудиторской деятельности.

Подготовка договора начинается после предварительного ознакомления с деятельностью будущего клиента и принятия решения о возможности оказания услуг. Подготовка договора включает определение трудоемкости, стоимости и сроков оказания аудиторских услуг, необходимости привлечения сторонних консультантов и экспертов, специалистов по оценке и т.д.

Договор может носить разовый (единовременная проверка) или долгосрочный (ежегодный аудит) характер. При повторном соглашении об оказании услуг условия договора могут пересматриваться, что должно быть оформлено письменно. Предметом долгосрочного договора может выступать одновременно проведение аудиторской проверки и оказание сопутствующих аудиту услуг. Долгосрочное соглашение обычно является рамочным, стоимость каждого конкретного этапа работ может быть сформулирована в дополнительном соглашении. В таком случае, порядок определения стоимости обычно прописывается в самом договоре. Оплата услуг обычно проводится поэтапно.

Существенные условия  договора включают:

  • предмет договора
  • условия оказания аудиторских услуг
  • права и обязанности сторон
  • стоимость и порядок оплаты аудиторских услуг
  • ответственность сторон и порядок разрешения споров

Обычно в договоре четко прописываются сроки предоставления заключения. Для многих клиентов критично, чтобы отчетность была проверена  до ее официального опубликования, с  тем чтобы компания могла своевременно внести исправления в отчетность. В России большинство аудиторских проверок проходит в феврале.

Для крупных компаний часто аудит разбивается на этапы. Сначала аудируется отчетность за 9 месяцев (аудиторы выезжают к клиенту  в ноябре-декабре), а в феврале уже проверяются данные последнего квартала и проводятся заключительные тесты и процедуры. Такая организация работы позволяет аудиторским фирмам более эффективно использовать свои кадровые ресурсы, а клиентам - снизить нагрузку на бухгалтерскую службу в отчетный период. Разумеется, такой порядок аудита и конкретные сроки выезда к клиенту также оговариваются в договоре.

Информация о работе Аудит расчетов с заказчиками на примере ООО «Столица»