Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 18:28, курсовая работа
Цель курсовой работы – рассмотреть концепции бухгалтерской (финансовой) отчетности России.
Основные задачи данной курсовой работы:
- рассмотрение цели и задач подготовки и представления российской бухгалтерской (финансовой) отчетности;
- сущность международных стандартов финансовой отчетности;
Введение………………………………………………………………….. 2-4
1. Задачи и цели подготовки и предоставление российской бухгалтерской (финансовой) отчетности
1.1. Сущность, цели и задачи бухгалтерской отчетности …………….. 5-7
1.2. Бухгалтерский учет и финансовая отчетность…………………….. 7-8
1.3. Классификация пользователей бухгалтерской отчетности………. 9-10
1.4. Нормативное регулирование бухгалтерской (финансовой) отчетности
в Российской Федерации ………………………………………………… 10-14
2. Сущность международных стандартов финансовой отчетности
2.1. Классификация систем бухгалтерского учета …………………… 15-18
2.2. Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО)…. 18-19
2.3. Совет по международным стандартам финансовой отчетности
(СМСФО) ……………………………………………………………….. 19-22
2.4. Установление МСФО……………………………………………… 22-23
3. Гармонизация бухгалтерского учета с международными стандартами финансовой отчетности
3.1. Национальные бухгалтерские стандарты ………………………… 24-25
3.2. Отличия российских положений по бухгалтерскому учету
(ПБУ) и МСФО…………………………………………………………….. 25-26
3.3. Необходимость и цели реформирования бухгалтерского учета
в России …………………………………………………………………… 26-29
3.4. Концепция развития учета и отчетности в РФ на среднесрочную перспективу (2004-2010г.г.) …………………………………………… 29-31
Заключение……………………………………………………………… 32-34
Список используемой литературы…………………………………… 35-37
- информирование о позиции членов Совета по основным проектам, связанным с разработкой стандартов;
- предоставление других консультаций попечителями и СМСФО.
КИМФО состоит из экспертов в области бухгалтерского учета из 12 стран. Назначаются они попечителями. КИМФО создан в декабре 2001г. на основе Постоянного комитета по интерпретации (ПНК), созданного в 1997г. для представления концептуально выверенных и практически реализуемых интерпретаций МСФО, которые использовались бы во всем мире в отношении вновь возникших вопросов финансовой отчетности, а также в случае возникновения неудовлетворительных или противоречивых интерпретаций в отсутствие официальных разъяснений.
КИМФО в соответствии с МСФО:
- проводит аналогии с требованиями и руководством в МСФО,
- затрагивающими сходные или связанные проблемы;
- использует критерии определения признания и оценки активов, обязательств, доходов и расходов, установленные в Принципах подготовки и составления финансовой отчетности СМСФО;
- принимает во внимание решения других органов, устанавливающих стандарты, и принятую отраслевую практику в той степени, в какой они соответствуют положениям СМСФО.
Интерпретации КИМФО обозначаются как lER1C-1, IFRtC-2 и т.п. После утверждения СМСФО интерпретации становятся частью нормативной базы СМСФО, имеющими такую же силу, как и сами МСФО. Первый проект интерпретации IFRIC опубликован для обсуждения в мае 2003г. В настоящее время существует 31 интерпретация, имеющая номера с 1 по 33, исключая 4 и 26.
2.4. Установление МСФО
Работая над стандартами, СМСФО стремится привлечь общественность, публикуя дискуссионные документы по стандартам, целью которых являются:
- изложение сущности вопроса, масштабов проекта и моментов, касающихся финансовой отчетности;
- обсуждение результатов исследований и соответствующей литературы;
- представление вариантов решения обсуждаемых вопросов, а также аргументов и последствий каждого из них.
После получения, анализа и обобщения комментариев на дискуссионные документы СМСФО разрабатывает и публикует Проект положения (ПП), к которому общественность также может представить свои комментарии. В ПП изложены предлагаемые стандарты, переходные положения и основы для заключения СМСФО, излагающего позицию Совета.
Для публикации стандарта, ПП или окончательного варианта интерпретации нужно согласие восьми членов СМСФО. Публикация дискуссионного документа должна быть одобрена простым большинством присутствующих на заседании членов Совета, если их количество составляет не менее 60% от общего числа членов СМСФО.
Этапы разработки и утверждения МСФО.
Определение и анализ соответствующих вопросов и рассмотрение возможности применения Принципов подготовки и составления финансовой отчетности к данным вопросам | |
|
|
Изучение национальных требований и практики бухгалтерского учета и обмен мнениями с национальными органами, которые устанавливают стандарты | |
|
|
Консультации с Консультативным советом по стандартам относительно включения данной темы в повестку дня СМСФО | |
|
|
Создание консультативной группы для оказания консультативной поддержки СМСФО | |
|
|
Публикация Дискуссионного документа (ДД) для всеобщего обсуждения | |
|
|
Публикация Проекта положения (ПП) для всеобщего обсуждения | |
|
|
Рассмотрение всех комментариев, полученных в установленный период | |
|
|
При необходимости проведение общественных слушаний и тестирования в реальной обстановке | |
|
|
Утверждение стандарта – по крайней мере восемью голосами членов СМСФО. |
3. Гармонизация бухгалтерского учета с международными стандартами финансовой отчетности
3.1. Национальные бухгалтерские стандарты
Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ) являются национальными стандартами бухгалтерского учета. Положения разрабатываются и утверждаются Минфином РФ и регламентируют организацию и правила ведения учета, а также порядок подготовки и представления бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Перечень действующих ПБУ:
ПБУ 1/08 |
«Учетная политика организации» |
Приказ Минфина РФ от 6 октября 2008г. №106н (ред. 08.11.2010г.) |
ПБУ 2/08 |
«Учет договоров строительного подряда» |
Приказ Минфина РФ от 24 октября 2008г. №116н (ред. 08.11.2010г.) |
ПБУ 3/06 |
«Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» |
Приказ Минфина РФ от 25 декабря 2007г. №147н (ред. 24.12.2010г.) |
ПБУ 4/99 |
«Бухгалтерская отчетность организации» |
Приказ Минфина РФ от 6 июля 1999г. №43н (ред. 08.11.2010г.) |
ПБУ 5/01 |
«Учет материально-производственных запасов» |
Приказ Минфина РФ от 9 июня 2001г. №44н (ред. 25.10.2010г.) |
ПБУ 6/01 |
«Учет основных средств» |
Приказ Минфина РФ от 30 марта 2001г. №26н (ред. 24.12.2010г.) |
ПБУ 7/98 |
«События после отчетной даты» |
Приказ Минфина РФ от 25 ноября 1998г. №56н (ред. 20.12.2007г.) |
ПБУ 8/01 |
«Условные факты хозяйственной деятельности» |
Приказ Минфина РФ от 28 ноября 2001г. №96н (ред. 27.04.2012г.) |
ПБУ 9/99 |
«Доходы организации» |
Приказ Минфина РФ от 6 мая 1999г. №32н (ред.08.11.2010г.) |
ПБУ 10/99 |
«Расходы организации» |
Приказ Минфина РФ от 6 мая 1999г. №33н (ред. 08.11.2010г.) |
ПБУ 11/08 |
«Информация о связанных сторонах» |
Приказ Минфина РФ от 29 апреля 2008г. №48н (ред. 29.04.2008г.) |
ПБУ 12/2000 |
«Информация по сегментам» |
Приказ Минфина РФ от 27 января 2000г. №11н (ред. 08.11.2010г.) |
ПБУ 13/2000 |
«Учет государственной помощи» |
Приказ Минфина РФ от 16 октября 2000г. №92н (ред. 08.11.2010г.) |
ПБУ 14/07 |
«Учет нематериальных активов» |
Приказ Минфина РФ от 27 декабря 2007г. №153н (ред. 18.09.2006г.) |
ПБУ 15/08 |
«Учет расходов по займам и кредитам» |
Приказ Минфина РФ от 6 октября 2008г. №107н (ред. 08.11.2010г.) |
ПБУ 16/02 |
«Информация по прекращаемой деятельности» |
Приказ Минфина РФ от 2 июля 2002г. №66н (ред. 08.11.2010г.) |
ПБУ 17/02 |
«Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы» |
Приказ Минфина РФ от 19 ноября 2002г. №115н (ред. 18.09.2006г.) |
ПБУ 18/02 |
«Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» |
Приказ Минфина РФ от 19 ноября 2002г. №114н (ред. 24.12.2010г) |
ПБУ 19/02 |
«Учет финансовых вложений» |
Приказ Минфина РФ от 10 декабря 2002г. №126н (ред. 08.11.2010г.) |
ПБУ 20/03 |
«Информация об участии в совместной деятельности» |
Приказ Минфина РФ от 24 ноября 2003г. №105н (ред. 1809.2006г.) |
ПБУ 21/08 |
«Изменение оценочных платежей « |
Приказ Минфина РФ от 6 октября 2008г. №106н (ред. 25.10.2010г.) |
3.2. Отличия российских положений по бухгалтерскому учету (ПБУ) и МСФО
Основные отличия МСФО и ПБУ
Отличия |
МСФО |
ПБУ |
Обязательность применения |
Носят рекомендательный характер |
Обязательны к применению |
Основная сфера деятельности |
Определяют в основном правила составления финансовой отчетности |
Определяют правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности |
Основные пользователи информации |
Инвесторы |
Регулирующие органы |
Основное требование к отчетности |
Объективное отражение деятельности фирмы |
Соответствия действующим правилам и нормативным актам |
Использование профессионального суждения при подготовке отчетности |
Допускается |
Не допускается |
Метод начисления (допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности) |
Признание в отчетном периоде всех расходов и доходов, относящихся к этому периоду |
Признание в отчетном периоде расходов и доходов, подтвержденных первичными бухгалтерскими документами |
Требования осмотрительности |
Большая готовность к учету расходов и пассивов, чем возможных доходов и активов |
Провозглашено, но часто не соблюдается, особенно из-за противодействия налоговых органов |
Требование приоритета содержания перед формой |
Используется достаточно широко |
Провозглашено, но используется не в полной мере из-за отсутствия механизма реализации |
Требование полноты |
Финансовая отчетность должна включать все значительные показатели |
Провозглашено, но на практике не соблюдается |
РСБУ |
МСФО |
Организация имеет право на получение выручки, вытекающие из конкретного договора или подтвержденное иным образом |
Данное условие отсутствует |
Сумма выручки может быть определена |
Сумма выручки может быть надежно измерена |
Имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет увеличение экономических выгод организации |
Возникновение соответствующих экономических выгод, связанных со сделкой, является вероятным |
Право собственности (владения, пользования и распоряжения) на продукцию (товар) перешло от организации к покупателю или работа принята заказчиком (услуга оказана) |
Компания перевела на покупателя значительные риски и вознаграждения, связанные с владением активом |
3.3. Необходимость
и цели реформирования
До перехода на рыночную экономику использовалась система бухгалтерского учета, отвечающая требованиям планируемой экономики. Основным потребителем информации, формируемой в бухгалтерском учете, было государство, т.е. отраслевые министерства и ведомства, планирующие, статистические и финансовые органы.
Изменение системы общественных отношений, пользователей информации, гражданско-правовой среды, а также необходимость приведения отечественной системы бухгалтерского учета в соответствие с МСФО обусловили необходимость соответствующей трансформации системы бухгалтерского учета в России.
Реформирование бухгалтерского учета в России осуществляется на основе Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, утвержденной постановлением Правительства РФ от 06.03.98 г. № 283.
Основная цель реформирования бухгалтерского учета – ведение национальной системы бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями рыночной экономики. В соответствии с этой целью главные задачи реформирования определены следующим образом:
- формирование системы национальных стандартов учета и отчетности, обеспечивающих полезность информации для внешних пользователей;
- обеспечение увязки реформы бухгалтерского учета в России с основными тенденциями гармонизации стандартов на международном уровне;
- оказание методической помощи организациям в понимании и внедрении управленческого учета.
Основные направления реформирования бухгалтерского учета и меры по выполнению задач по каждому направлению определены Программой реформирования бухгалтерского учета, а также Концепцией развития бухгалтерского учета и отчетности в РФ на среднесрочную перспективу.
Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности
Указанная программа утверждена постановлением Правительства РФ от 06.03.98 г. № 283.
Основные направления реформирования бухгалтерского учета:
- законодательное и нормативное регулирование (на уровне Президента и Правительства РФ);
- формирование нормативной базы (стандартов);
- методическое обеспечение (инструкции, методические указания, комментарии);
- кадровое обеспечение (формирование бухгалтерской профессии,
- подготовка и повышение квалификации специалистов бухгалтерского учета);
- международное сотрудничество.
Для выполнения задач по каждому направлению намечено осуществить следующие меры:
1) подготовить необходимые
изменения и дополнения в
2) разработать и утвердить около 20 новых положений (стандартов) по бухгалтерскому учету и пересмотреть существующие на основе международных учетных стандартов, а также новые планы счетов бухгалтерского учета для коммерческих и бюджетных организаций;
3) разработать:
- методические указания (инструкции и рекомендации) по бухгалтерскому учету в разрезе положений, в том числе методические рекомендации по учету затрат на производство, реализацию продукции, работ, услуг;
- типовые методические рекомендации по организации бухгалтерского учета на малых предприятиях с учетом требований международных стандартов;
пересмотреть:
- регистры бухгалтерского учета для коммерческих и бюджетных организаций, кредитных учреждений и профессиональных участников рынка ценных бумаг, управляющих компаний и инвестиционных фондов;
- первичную учетную документацию с учетом требований рыночной экономики и международных стандартов;
4) для улучшения кадрового обеспечения предусмотрено:
пересмотреть программы обучения специалистов разных уровней:
а) начального (бухгалтер-счетовод);
б) среднего (бухгалтер-техник);
в) высшего (бухгалтер-экономист);
г) профессиональных бухгалтеров (главные бухгалтеры, финансовые менеджеры, аудиторы);
д) постоянно пересматривать программы переподготовки сотрудников бухгалтерских служб;
е) разрабатывать учебно-
ж) проводить аттестацию профессиональных бухгалтеров;
з) разрабатывать нормы профессиональной этики;
5) в области международного сотрудничества намечены вступление в СМСФО, взаимодействие с международными и национальными специализированными организациями, в том числе Координационным советом по методологии бухгалтерского учета стран СНГ. Важная роль в улучшении международного сотрудничества отводится созданному в декабре 1997 г. Международному центру по реформе бухгалтерского учета.
В работе по всем направлениям реформирования бухгалтерского учета активное участие принимает ИПБ. Ряд положений Программы в области совершенствования методологического обеспечения системы бухгалтерского учета, обеспечения достоверного и полного раскрытия бухгалтерской отчетности и развития бухгалтерской профессии, подготовки и повышения квалификации специалистов бухгалтерского учета конкретизирован письмом Правительства РФ «Mеры по реализации в 2001-2005 годах Программы реформирования бухгалтерского учета от 13.04.01 г. № КА-П13-06573.