Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 18:28, курсовая работа
Цель курсовой работы – рассмотреть концепции бухгалтерской (финансовой) отчетности России.
Основные задачи данной курсовой работы:
- рассмотрение цели и задач подготовки и представления российской бухгалтерской (финансовой) отчетности;
- сущность международных стандартов финансовой отчетности;
Введение………………………………………………………………….. 2-4
1. Задачи и цели подготовки и предоставление российской бухгалтерской (финансовой) отчетности
1.1. Сущность, цели и задачи бухгалтерской отчетности …………….. 5-7
1.2. Бухгалтерский учет и финансовая отчетность…………………….. 7-8
1.3. Классификация пользователей бухгалтерской отчетности………. 9-10
1.4. Нормативное регулирование бухгалтерской (финансовой) отчетности
в Российской Федерации ………………………………………………… 10-14
2. Сущность международных стандартов финансовой отчетности
2.1. Классификация систем бухгалтерского учета …………………… 15-18
2.2. Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО)…. 18-19
2.3. Совет по международным стандартам финансовой отчетности
(СМСФО) ……………………………………………………………….. 19-22
2.4. Установление МСФО……………………………………………… 22-23
3. Гармонизация бухгалтерского учета с международными стандартами финансовой отчетности
3.1. Национальные бухгалтерские стандарты ………………………… 24-25
3.2. Отличия российских положений по бухгалтерскому учету
(ПБУ) и МСФО…………………………………………………………….. 25-26
3.3. Необходимость и цели реформирования бухгалтерского учета
в России …………………………………………………………………… 26-29
3.4. Концепция развития учета и отчетности в РФ на среднесрочную перспективу (2004-2010г.г.) …………………………………………… 29-31
Заключение……………………………………………………………… 32-34
Список используемой литературы…………………………………… 35-37
3.4. Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в РФ на среднесрочную перспективу (2004 – 2010 гг.)
Данная концепция разработана по решению Правительства РФ и направлена на повышение качества учетной и отчетной информации и обеспечение гарантированного доступа к ней заинтересованным пользователям. После всестороннего обсуждения проекта Концепции на методологическом Совете по бухгалтерскому учету в отчетности Минфина РФ одобрена приказом министра финансов РФ от 01.07.04г. №180.
Материал концепции сгруппирован в три раздела.
В разделе 1 «Необходимость дальнейшего развития бухгалтерского учета и отчетности» отмечены положительные изменения, обусловленные внедрением 20 отечественных стандартов по бухгалтерскому учету и отчетности, развитием рынка аудиторских услуг, появлением ряда профессиональных объединений, составлением крупнейшими хозяйствующими субъектами консолидированной финансовой отчетности по МСФО или иным международно-признанным стандартам.
Наряду с положительными изменениями отмечены существенные недостатки в действующей системе учета и отчетности в России:
- отсутствие официального статуса бухгалтерской отчетности, составляемой по МСФО;
- неоправданно высокие затраты хозяйствующих субъектов по трансформации отчетности, составленной по российским правилам, в отчетность, составляемую по правилам МСФО;
- формальный подход регулирующих органов и хозяйствующих субъектов к требованиям российских ПБУ;
- избыточность отчетности, представляемой органам государственной власти;
- излишние затраты из-за необходимости ведения параллельного бухгалтерского и налогового учета;
- слабость системы контроля качества бухгалтерской отчетности;
- низкий уровень профессиональной подготовки большинства бухгалтеров и аудиторов;
- недостаточность участия профессиональных общественных объединений в регулировании бухгалтерского учета и отчетности и в развитии бухгалтерской и аудиторской профессии.
В разделе 2 «Цель и основные направления дальнейшего развития бухгалтерского учета и отчетности» отмечено, что основной целью развития бухгалтерского учета и отчетности на 2004-2010гг. является создание условий и предпосылок для успешного выполнения возложенных на бухгалтерский учет функций, и в первую очередь функции формирования информации о деятельности хозяйствующих субъектов, полезной внутренним и внешним пользователям. При этом бухгалтерский учет должен развиваться как часть единой системы учета и отчетности в РФ, которая включает также статистический и оперативно-технический учет.
Дальнейшее развитие бухгалтерского учета и отчетности необходимо осуществлять по следующим основным направлениям:
1) повышение качества информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности;
2) создание инфраструктуры применения МСФО;
3) изменение системы
4) усиление контроля качества бухгалтерского учета;
5) существенное повышение
квалификации бухгалтеров и
Заключение
В условиях рыночной экономики любая коммерческая организация стремится к извлечению экономических выгод. Эта целевая направленность является существенной в деловой активности организации. Концептуальной основой бухгалтерской отчетности организаций в условиях рынка является формирование отчетных показателей для внешних пользователей. Поэтому бухгалтерская отчетность служит важной предпосылкой эффективных деловых связей всех участников рыночных отношений. Недостаток информации, представляемой пользователям отчетности, может существенно ограничить приток дополнительного капитала как одного из источников расширения деятельности организации, если деловые партнеры не могут получить интересующие их сведения о финансовой устойчивости, платежеспособности, перспективах развития организации.
В принципе российские отчеты соответствуют международным, если отчет составляется методом начисления. Однако, некоторые балансовые счета российской системы учета не поддаются соотнесению к международным стандартам в зависимости от положительного или отрицательного сальдо, как, например, балансовый счет 98 «Доходы будущих периодов». Поэтому подготовка балансового отчета, отвечающего GAAP на базе российских счетов, обеспечивается при ведении главной книги, проводок и журнальных записей по международным стандартам. В соответствии с международными стандартами, затраты необходимо начислять даже при отсутствии первичных документов в отчетном периоде, к которому они относятся, а при составлении финансовой отчетности делается допущение непрерывности деятельности фирмы. Учетная политика, принимаемая в российских фирмах, исходит из того, что предприятие свои обязательства будет погашать в будущем и отсутствует намерение ликвидации, хотя это нередко не соответствует действительности. Многие требования российских стандартов учета и отчетности совпадают с международными за некоторым исключением, однако они выполняются формально потому, что отчетность, в основном, составляется для налоговых органов, которые навязывают предприятиям небухгалтерские методы формирования отчетности. Отчетность же зарубежных фирм составляется для внешних заинтересованных партнеров, инвесторов.
Переход нашей страны к
рыночной экономике ведет к
Современная тенденция перехода бухгалтерского учета в России на международные стандарты очень сложна. Основной его целью является увеличение притока инвестиций в страну. В результате реформ инвесторы получат информацию, благодаря которой можно будет оценить объект возможных вложений. Следовательно, снизятся риски инвестирования, а значит, инвестиции станут более дешевыми. Это будет важным шагом в процессе построения взаимного доверия между Россией и международным сообществом. Очевидно, что ни один национальный финансовый рынок не сможет нормально развиваться в отрыве от международного. Однако не стоит ожидать, что после перехода на МСФО в Россию хлынет поток инвестиций. Качество финансовой отчетности способствует инвестиционному климату, но не является решающим фактором.
На первый взгляд кажется, что МСФО главным образом способствуют выходу на мировые финансовые рынки. Однако интерес большинства российских предприятий не ориентирован на мировой рынок. Внедрение МСФО позволит последовательно устранялись недостатки и несоответствия отечественной системы бухгалтерского учета в соответствии с запросами рыночной экономики без нарушения целостности этой системы. К тому же применение МСФО позволяет обеспечивать менеджеров такой информацией, которая значительно повышает эффективность управления, дает возможность грамотно общаться с акционерами и рынком, повысить прозрачность компании, укрепить систему корпоративного поведения, а следовательно, доверие к менеджменту. Помимо этого, использование МСФО способствует улучшению делового климата в стране и укреплению чувства уверенности у предпринимателей.
Так же необходимо добиться, чтобы предприятия переходили на международные стандарты с минимальными потерями. Во-первых, не надо заставлять всех делать это с завтрашнего дня. Это создаст напряженную обстановку в среде бухгалтеров, что может не привести желаемого результатам. Во-вторых, МСФО должны быть адаптированы к условиям российской экономики. В-третьих, нужно сформировать спрос на информацию, подготовленную по МСФО. Когда менеджеры и российское инвестиционное сообщество поймут, какую пользу они смогут извлечь, работая по международным стандартам, тогда и процесс перехода станет безболезненным.
На сегодняшний день можно подвести следующие итоги реформы бухгалтерского учета. Во-первых, из международных стандартов в российские были заимствованы ряд принципиально новых понятий. Например, такие, как «связанные стороны», «деловая репутация», «сегментная информация», «условные обязательства». Во-вторых, Россия стала признаваться международным профессиональным сообществом - представитель России входит в Консультативный совет лондонского комитета по МСФО. В-третьих, был создан Институт профессиональных бухгалтеров России - профобъединение, позитивную роль которого в преобразовании бухучета переоценить сложно. В-четвертых, все большее число компаний переходит на МСФО все более осознанно. В последние годы российская система бухгалтерского учета существенно эволюционирует в направлении международных стандартов.
Однако в результате проведенного анализа можно заключить, что данные отчетности, составленной по российским правилам, по-прежнему существенно отличается от финансовой информации, подготовленной в соответствии с МСФО. В основе таких отличий - разное понимание ряда основополагающих элементов постановки и ведения бухгалтерского учета. Это касается, в первую очередь, трактовки активов/имущества, капитала, применения метода начислений, требований осмотрительности, приоритета содержания перед формой и рациональности, а также возможности профессиональных суждений (оценок) при подготовке отчетности. Конкретным проявлением приведенных отличий становятся различия в порядке оценки, признания и отражения в отчетности отдельных видов активов, пассивов и операций: разный порядок начисления амортизации основных средств и нематериальных активов, учет материально-производственных запасов, различие методов оценки малоценных и быстроизнашивающиеся предметов, и т.д.
Таким образом, в связи с тем, что Программой реформирования бухгалтерского учета целью реформирования российского бухгалтерского учета является гармонизация российских стандартов бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами, вышеперечисленные несоответствия делают необходимым доработку существующих Положений по бухгалтерскому учету, а так же разработку новых стандартов бухгалтерского учета.
Список используемой литературы
1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая), принят Государственной Думой РФ 19.07.2000г. и утв. Федеральным законом №117-ФЗ от 05.08.2000г.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая), принят Государственной Думой РФ 21.10.1994г. и утв. Федеральным законом №51-ФЗ от 30.11.1994г.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая), принят Государственной Думой РФ 22.12.1995г. и утв. Федеральным законом №14-ФЗ от 26.01.1996г.
4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья), принят Государственной Думой РФ 01.11.2001г. и утв. Федеральным законом №146-ФЗ от 26.11.2001г.
5. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая), принят Государственной Думой РФ 24.11.2006г. и утв. Федеральным законом №230-ФЗ от 18.12.2006г.
6. Федеральный закон РФ «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996г. №129-ФЗ (с изм. и доп. от 06.12.2011г. №402-ФЗ).
7. Федеральный закон РФ «Об аудиторской деятельности» принят от 07.08.2001г. №119-ФЗ (с изм. и доп. от 30.12.2008г. №307-ФЗ).
8. Федеральный закон РФ «Об акционерных обществах» от 26.12.1995г. №208-ФЗ (действующая редакция).
9. Федеральный закон РФ «О рынке ценных бумаг» от 22.04.1996г. №39-ФЗ (действующая редакция).
10. Федеральный закон РФ «О консолидированной финансовой отчетности» от 27.07.2010г. № 208-ФЗ (с изм. и доп. от 29.12.2012г.).
11. Постановление Правительства РФ «О программе реформирования бухгалтерского учета» от 06.03.1998г. №283.
12. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утв. приказом Минфина РФ №34н от 29.07.98г. (ред. от 25.10.2010г.).
13. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008), утв. приказом Минфина РФ от 06.10.2008г. №106н (ред. от 08.11.2010г. №142н).
14. Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99), утв. приказом Минфина РФ от 06.07.1999г. №43н (ред. от 08.11.2010г. №142н)..
15. Положение по бухгалтерскому учету «События после отчетной даты» (ПБУ 7/98), утв. приказом Минфина РФ от 25.11.1998г. №56н (ред. от 20.12.2007г.).
16. Положение по бухгалтерскому учету «Условные факты хозяйственной деятельности» (ПБУ 8/01), утв. приказом Минфина РФ от 28.11.2001г. №96н (ред. от 27.04.2012г.).
17. Положение по бухгалтерскому учету «Информация о связанных сторонах» (ПБУ 11/2008), утв. приказом Минфина РФ от 29.04.2008г. №48н (в той же редакции).
18. Положение по бухгалтерскому учету «Информация по сегментам» (ПБУ 12/2000), утв. приказом Минфина РФ от 27.01.2000г. №11н (ред. 08.11.2010г.).
19. Положение по бухгалтерскому учету «Учет государственной помощи» (ПБУ 13/2000), утв. приказом Минфина РФ от 16.10.2000г. №92н (ред. от 18.09.2006г.).
20. Астахов В. «Бухгалтерский (финансовый) учет»: Учебник. – Ростов на Дону: Феникс, 2007г.
21. Бабаев Ю.А. «Бухгалтерский учет». – М: Вузовский учебник, 2007г.
22. Балашова М.Б. «Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу» //Международный бухгалтерский учет.- 2004г.