Бухгалтерские документы и их классификация. Влияние типологии документов на методику предупреждения и расследования преступлений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2012 в 09:41, контрольная работа

Краткое описание

Документация — основа построения системы бухгалтерского учёта, способ отражения в документах объектов бухгалтерского учёт. Бухгалтерские документы - это письменное распоряжение на совершение хозяйственной операции или письменное подтверждение факта осуществления операции.
Значение документов в бухгалтерском учете чрезвычайно велико. Они являются источником сведений, необходимых для принятия управленческих решений, обеспечивают контроль за сохранностью материальных ценностей и денежных средств, имеют документальную (юридическую) силу при возникновении споров или предъявлении претензий и исков, являются источником информации о финансово-хозяйственной деятельности с целью анализа и контроля со стороны учредителей, налоговой службы, аудита. От достоверности, реальности и своевременности составления первичных документов зависит качество бухгалтерского учета.

Содержание

Введение 3-4
1. Понятие и классификация бухгалтерских документов, требования предъявляемые к ним 5-10
2. Методика предупреждения и расследования преступлений с бухгалтерскими документами 11-13
3. Методы исследования документальных данных 14-33
Заключение 34
Литература 35-36

Вложенные файлы: 1 файл

Суд бухг.doc

— 161.00 Кб (Скачать файл)

Сотрудники правоохранительных органов, опираясь на иные источники исходной информации, не испытывают таких затруднений. В этой связи ориентированные не менее явные признаки подлога, они используют рассматриваемые далее приемы документальной проверки по сравнению с ревизорами чаще и намного целенаправленней. Те же причины предопределяют более высокую эффективность в деле выявления преступлений именно тех документальных ревизий, которые проводятся по инициативе правоохранительных органов на основе конкретных заданий, вытекающих из материалов предварительной проверки или расследуемого уголовного дела.

То же относится и к деятельности аудитора, выполняющего специальное  задание по инициативе хозяйствующего субъекта. Как правило, в этих ситуациях  аудитору предоставляется необходимая информация, в частности сведения о сомнительной деятельности персонала, в связи с которой организуется такая проверка.

2. Методы проверки взаимосвязанных  документов.

Некоторые подлоги, не вызывая противоречий в содержании отдельного документа, вызывают несоответствия в системе взаимосвязанной учетной документации. Для их обнаружения используют методы встречной проверки и взаимного контроля документов.

Встречная проверка – сопоставление  разных экземпляров одного и того же документа.

При правильной организации  первичного учета многие документы  составляются в двух и более экземплярах, каждый из которых при разном хозяйственном  назначении полностью тождествен по своему содержанию всем другим экземплярам. В зависимости от хозяйственного назначения экземпляры документа могут находиться в разных отделах одного и того же предприятия, в хозяйственной организации и на руках отдельных граждан, в различных взаимосвязанных предприятиях (поставщик и покупатель). В случае подлога эти документальные связи иногда нарушаются, что и устанавливают методом встречной проверки.

Встречная проверка оказывается  эффективной в двух основных ситуациях. Первая – когда хотя бы в одной  из организаций экземпляры документов сохранились, а во взаимосвязанной  с ней уничтожены или отсутствуют по каким-либо другим причинам. В этом случае в зависимости от цели проверки (имеющейся оперативной информации) на основе ее результатов можно восстановить содержание недостающих документов либо сделать вывод о том, что имеющиеся документы подложные.

Вторая ситуация характеризуется  тем, что все экземпляры документа  сохранились и находятся в  надлежащих местах хранения, но в их содержании обнаруживаются характерные  расхождения (в экземпляре накладной, имеющемся у поставщика, указаны  одни ценности, а в экземпляре покупателя – другие, чаще всего такие, которые можно легко списать в расход).

Прогнозирование таких  ситуаций при отсутствии хотя бы неполной информации о событии преступления крайне затруднительно. Это предопределяет различную эффективность метода в случаях применения его ревизором по собственной инициативе или в процессе им ревизии по заданию правоохранительных органов. При ревизиях, проводимых без такого задания, ревизор чаще всего подвергает встречной проверке только те документы, которые при внешнем осмотре показались ему подозрительными. Лишь в редких случаях объектом встречной проверки становятся другие документы, отобранные для этой цели с помощью экономического анализа или методом случайной выборки.

В ином положении находится ревизор, работающий по заданию правоохранительных органов, а также аудитор, выполняющий специальное задание. Встречная проверка применяется ими более целенаправленно, с ориентацией на материалы, полученные при осуществлении прокурорского надзора, расследования, поисковой работы соответствующих подразделений ОВД, а также службы экономической безопасности хозяйствующего субъекта.

Встречная проверка применяется  и непосредственно в юридической  практике, однако по сравнению с  ревизиями в относительно ограниченном объеме – для решения наиболее общих задач выявления и раскрытия преступлений.

После установления с  помощью данного метода принципиальной схемы противоправных действий и  конкретных механизмов следообразования вся дальнейшая работа по сличению документов в рамках возбужденного уголовного дела на основе задания следственных органов выполняется обычно работниками контрольно-ревизионного аппарата.

Метод взаимного контроля представляет собой сопоставление  самых различных документов, прямо  или косвенно отражающих проведенную операцию. В отличие от встречной проверки, метод взаимного контроля, подчас не давая таких однозначных результатов, имеет более широкую сферу для своего применения. Он может быть использован в совокупности со встречной проверкой и вполне самостоятельно в отношении таких бухгалтерских документов, которые составляют всего в одном экземпляре (например, платежная ведомость, закупочная ведомость, табель и т.п.). Как и встречная проверка, метод взаимного контроля используется прежде всего для выявления признаков подлога в конкретных учетных документах. Такими признаками может быть, во-первых, отсутствие каких-либо взаимосвязанных документов, обычно имеющихся в аналогичных случаях (например, отсутствие транспортных документов и счетов за транспортные услуги в заготовительной организации, якобы закупившей и реализовавшей в большом объеме картофель и овощи), во-вторых, противоречия в содержании нескольких различных документов, отражающих одну и ту же или взаимосвязанные с ней хозяйственные операции.

Сопоставлению могут подвергаться различные бухгалтерские документы одной или нескольких организаций. Так, платежную ведомость сопоставляют с расчетной ведомостью ведомостью, с первичными документами, отражающими движение ценностей, изготовление или погрузка которых отражены в нарядах, с другими данными, полученными в бухгалтерии одной и той же организации9.

Неувязки в содержании сопоставленных документов в ряде случаев  свидетельствуют о подлоге. Выявление  таких неувязок обычно не вызывает больших затруднений. Дело в том, что преступники, как правило, имеют возможность фальсифицировать лишь часть взаимосвязанных документов. Расширение круга исследуемых объектов быстро приводит к обнаружению преступления. Взаимный контроль, кроме самого подлога, позволяет установить и причастных к нему лиц, так как учитываются данные о реальном распределении учетно-контрольных функций в организации.

Эффективное применение метода взаимного контроля предполагает анализ всей цепочки взаимосвязанных  документов с целью выбора такого ее звена, которое преступники, как правило, не могут фальсифицировать (документы в ГИБДД, таможенных органах, транспортных организациях и т.п.).

Выявляемые при помощи взаимного контроля несоответствия не всегда связаны с подлогами, а  тем более с преступлениями против собственности. Во многих случаях они порождаются неточностью показателей отдельных документов, незаполнением в них некоторых реквизитов.

Особенно осторожный подход необходим к оценке расхождений, выявленных между бухгалтерской  документацией и данными небухгалтерского (оперативно-учетного и неофициального) учета. В этих ситуациях очень важно максимально расширить круг исследуемых документов, отыскать дополнительные учетные данные, исключающие версию о случайных ошибках. Отражение спорной операции в документах пропускной системы или в путевых листах автотранспорта исключит версию о случайном происхождении выявленных несоответствий, что будет способствовать полному и правильному установлению обстоятельств уголовного дела.

Последовательный анализ многих документов может также преследовать цель выявления в них взаимосвязанных подлогов, направленных на сокрытие преступлений. Так, выявление последующих дописок штрихов и цифр в платежных ведомостях достаточно для изобличения бухгалтера по расчетам и кассира. Уточнение роли других лиц, например мастера или табельщика, требует анализа дополнительной документации. Прежде всего в таких ситуациях необходимо обратиться к табелям учета рабочего времени. Если будет установлено, что именно тем лицам, против фамилий которых в платежных ведомостях были выполнены дописки штрихов в графе «Сумма к выдаче», сделаны приписки количества рабочих дней в табелях, то участие в преступлении составителя табеля получит свое убедительное подтверждение.

С другой стороны, отсутствие подлога во взаимосвязанном документе (например, невключение в табель фамилий вымышленных лиц, фигурирующих в расчетных и платежных ведомостях, либо присутствие таких фамилий только в платежной ведомости) также имеет немаловажное значение. Это обстоятельство, как правило, исключает версию о соучастии в преступлении определенных работников, способствует достижению объективной истины при расследовании уголовного дела10.

3. Методы проверки  документов, отражающих однородные  операции.

Проверкой нескольких документов, отражающих одну и ту же хозяйственную операцию, нередко удается изобличить правонарушителя.

Но некоторые подлоги  лишь косвенно отражаются в бухгалтерских  документах. Не возникает, например, никаких  противоречий между накладной и  транспортным документом, если с базы в магазин вместо колбасы 1 сорта вывезено колбаса высшего сорта. Но тем не менее подобные факты могут быть доказаны с помощью других бухгалтерских документов. Подлоги в подобных случаях отражаются в данных бухгалтерского учета в виде отклонений от обычного порядка движения ценностей. Так, если масса оставшегося товара и поступившего за определенный период меньше, чем расход за тот же период, то это свидетельствует об отражении необычной операции, так как нельзя израсходовать товара больше, чем его было получено. Такое расхождение может быть объяснено либо ошибкой материально ответственного лица, либо подлогом в документах.

Аналогичное значение имеет  обнаружение в одном или нескольких документах необъяснимых отклонений от показателей, содержащихся в других документах, отражающих однотипные операции. Так, если в накладной на отпуск товара средний вес одной упаковки того же товара, отпущенного по другим накладным, то есть основания предполагать совершение подлога.

Подобные отклонения можно обнаружить путем исследования учетных данных, отражающих однородные операции. Такое исследование может быть произведено с помощью двух универсальных по сфере применения методов – хронологического и сравнительного анализа, а также восстановления количественного учета, пересчета готовых блюд в продукты («оборотная калькуляция») и контрольного сличения остатков.

Хронологический анализ движения ценностей состоит в  том, что анализируются даты совершения тех или иных хозяйственных операций, отраженные в данных учета.

С помощью хронологического анализа выявляют самые разнообразные отклонения от обычного оборота ценностей. Простейшим видом таких отклонений является превышение расхода определенных ценностей над приходом (с учетом предстоящих остатков). Вызвано это следующим обстоятельством. Материально ответственные лица, отчитываясь перед бухгалтерией за определенный период времени (месяц, декада), обычно следят за тем, чтобы данные о приходе и расходе ценностей в целом за учетный период совпадали. Если же провести хронологический анализ операций внутри учетного периода, т.е. сопоставить данные о приходе и расходе за более короткий, чем отчетный, период (за день или по каждой операции отдельно), то иногда можно выявить указанное отклонение. Оно может быть связано с различными злоупотреблениями: например, реализацией неучтенной продукции, необоснованным списанием в расход фактически похищенных ценностей и т.д.

Вместе с тем превышение расхода над приходом бывает вызвано  иногда несвоевременным оформлением  документов и другими формальными нарушениями, что необходимо иметь в виду при оценке результатов анализа.

В тех случаях, когда  злоупотребления на данном предприятии  совершались систематически, аналогичные  отклонения от нормального оборота  могут выявиться в течение  нескольких смежных периодов. Для выявления подобной закономерности отклонений составляются аналитические таблицы.

В качестве оснований  для периодизации при составлении  таблицы могут быть использованы не только равномерные календарные  сроки, но и периоды, установленные  по каким-либо специальным признакам, например даты или часы поступления партии однородных товаров, даты выдачи подотчетных сумм, выпуска продукции и т.п.

Хронологический анализ помогает выявить не только несоответствия между приходом и расходом ценностей, но и более сложные системы признаков совершения преступлений.

Так по делам о легализации  доходов, добытых преступным путем, часто анализируют движение средств  на расчетных счетах отдельных организаций.

В качестве тревожных  симптомов признают внезапные «скачки» оборотов по расчетным счетам фирмы, обычно не осуществляющей крупные хозяйственные операции, однократность «транзитного» оборота по расчетному счету вскоре после его открытия в банке, систематические совпадения по сумме безналичных платежей, поступивших на расчетный счет фирмы, с суммой полученных фирмой с этого счета наличных денежных средств.

Метод сравнительного анализа  состоит в том, что между собой  сопоставляются данные ряда документов, отражающих разные, но аналогичные  хозяйственные операции. Критерии, по которым можно сопоставлять эти документы, могут быть самыми разнообразными: средний вес одной упаковки при реализации партии одного товара разным покупателям, отпускная цена за единицу одной и той же продукции разным покупателям и т.д.

Так, например, при проведении оперативно-следственных мероприятий в ходе расследования уголовного дела, возбужденного по факту совершения насильственного преступления в отношении одного из руководителей предприятия, был проведен анализ деятельности этого предприятия. В ходе изучения было обращено внимание на отпуск партии сахара одному из покупателей по очень низкой цене. В дальнейшем выяснилось, что ранее из-за несвоевременных поставок сахара между руководством фирм возникла конфликтная ситуация. Урегулированием этого вопроса занялись представители организованной преступной группировки, которые вынуждали фирму-поставщика «погасить набежавшие долги» путем явно невыгодных для нее операций.

Информация о работе Бухгалтерские документы и их классификация. Влияние типологии документов на методику предупреждения и расследования преступлений