Бухгалтерский учет в оптовой торговле

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 09:50, курсовая работа

Краткое описание

Среди многообразия хозяйственных операций на оптовом торговом предприятии учет товарных операций является наиболее трудоемким. Одна из основных задач бухгалтерского учета товарных операций в оптовой торговле состоит в правильной организации учета, позволяющей своевременно получать информацию о ходе поступления товаров, о выполнении договорных обязательств поставщиками и получателями продукции, о состоянии товарных запасов, о ходе отгрузки и реализации ценностей и контроле за их сохранностью.

Содержание

Введение. 3
Экономическое содержание 4
1.1. Понятие оптовой торговли. 4
1.2. Цена товара и его контроль. 8
1.3. Учет поступления товаров. 17
1.4. Учет товарных потерь. 28
1.5. Учет переоценки товаров. 30
1.6. Учет товаров в местах хранения и отчетность материально ответственных лиц. 31
1.7. Учет товарных запасов в бухгалтерии. 37
1.8. Учет тары. 40
1.9. Инвентаризация товаров и тары на складах. 45
Усовершенствование учета в оптовой торговле. 51
Список использованной литературы. 56

Вложенные файлы: 1 файл

Бухучет.doc

— 240.50 Кб (Скачать файл)

Акт приемки продукции утверждает руководитель предприятия-получателя. Если по результатам приемки выявлены факты злоупотреблений или хищений продукции, руководитель предприятия-получателя обязан сообщить об этом органам МВД либо прокуратуры и направить туда соответствующие документы.

Акты приемки продукции по количеству и качеству регистрируются и хранятся в порядке, установленном на предприятии получателя. Претензии по поводу несоответствия продукции по качеству, комплектности таре упаковке и маркировке стандартам, техническим условиям, чертежам, рецептурам, образцам получатель (покупатель) предъявляет изготовителю (поставщику, отправителю). Если изготовитель или его местонахождение получателю неизвестны, претензия в двух экземплярах досылается отправителю (поставщику), который после ее получения направляет один экземпляр изготовителю, известив об этом получателя. Претензия по поводу недостачи продукции или ее ненадлежащего качества должна сопровождаться актом с вышеуказанными документами. В случаях, предусмотренных договором, вместе с претензией подается акт об уничтожении скоропортящейся продукции по указанию органов санитарного надзора, акт о сдаче продукции в металлолом и иные документы об использовании продукции в соответствии с фактическим качеством.

По получении претензии, руководитель или заместитель главы предприятия-отправителя (поставщика) назначает проверку по материалам претензии. Данные проверки рассматривает и утверждает также руководство отправителя (поставщика, изготовителя).

В случаях, когда согласно законодательству есть основания для возложения ответственности за недостачу груза на транспортную организацию, получатель имеет право в установленном порядке предъявить ей претензию.

Условия приемки импортных товаров по количеству и качеству устанавливаются в контрактах с иностранными поставщиками. Если порядок и сроки приемки товаров не были специально оговорены в договоре, то необходимо руководствоваться Инструкцией Госарбитража СССР "О порядке и сроках приемки импортных товаров по количеству и качеству и направления рекламационных актов", утвержденной 15.10.90.

При приеме товара у материально ответственного лица предприятия-получателя кладовщик выписывает приходную накладную или приходный ордер (см. ниже). Один экземпляр этой накладной он оставляет у себя, а второй передаёт материально ответственному лицу, доставившему товар.

В свою очередь материально ответственное лицо составляет отчет по выданной ему доверенности, к которому прикладывает расходную накладную от предприятия-поставщика, приходную накладную со своего склада и другие документы. Все это он передает в бухгалтерию своей фирмы, где на основании отчета отражаются соответствующие операции, что фиксируется на счетах бухгалтерскими проводками.

1.4 Учет товарных потерь

            Сумма товарных потерь вследствие естественной убыли при перевозках определяется исходя из массы товаров (нетто), принятых для перевозки, и нормы естественной убыли.

Естественная убыль не начисляется на товары, принимаемые и отпускаемые без перевеса по массе отправителя (по трафарету), без вскрытия тары; по товарам, реализованным транзитом; по штучным товарам и товарам, списанным в результате боя, лома, порчи.

Недостача, выявленная при приемке товаров (и превышающая установленные ранее нормы), оформляется соответствующим актом.

Если разница превышает норму естественной убыли, то поставщику предъявляется претензия, в которой излагается ситуация и выдвигаются требования на возмещение недостачи и, если в договоре были предусмотрены штрафные санкции, предъявляются требования по их оплате.

Признание поставщиком предъявленных ему штрафных санкций оформляется на общую их сумму корреспонденцией.

В случае непринятия поставщиком штрафных санкций подается заявление в арбитражный суд. После решения суда о правомочности выдвинутых требований, делается аналогичная проводка (Дт 63 Кт 80) на присужденную сумму. Если же суд не признает правильности выставленных штрафных санкций, то никаких проводок по выставленным штрафным санкциям не производится. При отклонении иска судом его суммы (в том числе и недостачи сверх норм естественной убыли) списываются проводкой.

В дальнейшем при оплате поставщиком как недостающих товаров, так и штрафных санкций составляется на сумму поступивших средств.Необходимо помнить, что штрафные санкции признаются внереализационными доходами и формируют налогооблагаемую прибыль, которая также подлежит обложению НДС. С этой целью на счете 80 целесообразно организовать субсчет «Штрафы, пени, неустойки».

Пример: Организация получила товары от поставщика на сумму 11000 тыс. руб., в том числе НДС (10%) - 1000 тыс. руб., что отражено в сопроводительном документе (счете-фактуре).При приемке товара выявлена недостача товара по отпускным ценам на 100 тыс. руб., в том числе 10 тыс. руб. в пределах норм естественной убыли при перевозках, 90 тыс. руб. - по вине поставщика.На недостачу товаров по вине поставщика составлен акт. Поставщику предъявлена претензия.

Учет поступления товара по покупным ценам отражается записями:

1. Оприходованы товары на сумму 9900 тыс. руб. (10000 - 100); НДС на полученный  товар составляет 990 тыс. руб. (1000 - 10). Отражается задолженность поставщикам  согласно счету-фактуре без учета суммы недостачи 10890 тыс. руб. (11000 – 110):

Дт 41 "Товары" 9900

Дт 19 "ЦЦС по приобретенным ценностям" 990

Кт 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" 10890

2. Выявленная недостача в пределах  норм естественной убыли составляет 11 тыс. руб., что отражается проводкой:

Дт 84 "Недостачи и потери от порчи ценностей" 11

Кт 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" 11

3. Предъявление претензии поставщику  на недостачу свыше естественной  убыли, составляющую 99 тыс. руб., фиксирует  в учете запись:

Дт 63 "Расчеты по претензиям" 99

Кт 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" 99

Таким образом, кредитовый оборот по счету 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" по данной хозяйственной операции равен 11000 тыс. руб. (10890 + 11 + 99), что соответствует сумме, выставленной поставщиком к оплате в счете-фактуре.

 1.5 Учет переоценки товаров

              При переоценке (уценке, дооценке) товаров  на оптовых складах изменяется их продажная цена.

Суммы уценки (дооценки) представляют собой разницу между стоимостью остатков товаров по прежним и вновь установленным продажным ценам.

Для предприятий, ведущих учет по покупным ценам, результат переоценки отражается в учете только в случае снижения в течение года цен на товары либо морального устаревания ценностей и потери их первоначального качества (согласно п. 62 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ).

Оформляется переоценка инвентаризационной описью-актом, где помимо наименования, количества и другой информации о товаре указываются старая и новая цена, стоимость товаров в новых и старых ценах, сумма дооценки при повышении цен и сумма уценки при их снижении. Для отражения операций, связанных с результатами переоценки товаров, а также данных об отклонениях их стоимости в текущих рыночных ценах от стоимости, определившейся в бухгалтерском учете, используется счет 14 "Переоценка материальных ценностей".

При переоценке на суммы увеличения стоимости товаров делается дооценка, что отражается проводкой:

Дт 41 "Товары"

Кт 14 "Переоценка материальных ценностей".

На суммы уменьшения стоимости товаров делается проводка (уценка):

Дт 14 "Переоценка материальных ценностей"

Кт 41 "Товары".

Так как повышение или понижение цен на товары влечет за собой соответственно увеличение или уменьшение торговой надбавки, счет 14 можно закрыть счетом 42 "Торговая наценка". Исключение составляет уценка товаров по морально устаревшим и потерявшим свое первоначальное качество товарам, когда часть потерь от уценки (на сумму превышения стоимости товаров по покупным ценам над стоимостью по ценам возможной реализации) списывают в дебет счета 80 "Прибыли и убытки".

1.6 Учет товаров в местах хранения и отчетность материально ответственных лиц

1.Учет товара на складе оптового  предприятия ведет материально ответственное лицо. Складской учет ведется в натуральных показателях по номенклатурным номерам товаров (тары). Порядок учета товара на оптовом складе может быть различен в зависимости от способа хранения товара и от некоторых факторов, как-то: частота поступлений товаров на склад, совместимость товаров по условиям хранения, их натуральные характеристики, а также объем и ассортимент товаров и т. д. Возможны партионный, сортовой или партионно-сортовой способы.

Сортовой способ учета на складах применяется в том случае, если хранение товаров организовано по наименованию и сортам без учета времени поступления и цены их приобретения (вновь поступившие товары складируются и учитываются вместе со старыми). При этом материально ответственные лица на каждую номенклатуру товара заводят новую карточку складского учета или отводят несколько страниц в товарной книге кладовщика (в зависимости от объема операций по приходу и расходу товаров).

Номенклатуры в данном случае различаются не только по типу и марке товара, но и по сорту, единице измерения, цвету и т. п. (в случае, если по этим признакам необходимо вести отдельный учет). Например, если продаются автомобили, то цвет товара может иметь значение, в то время как цвет пакета молока принципиального значения не имеет и поэтому как идентифицирующий признак не рассматривается.

При сортовом способе хранения экономично используется складская площадь, возможно более оперативное управление остатками товаров, однако трудно выделять товары одного сорта, поступившие по разным ценам.

Так как при сортовом способе учета отдельный аналитический учет по ценам и (или) партиям не ведется, а в условиях свободного рынка товар одного сорта поступает по разным ценам, то выбор товара для реализации осуществляется произвольно. При этом возможно использовать для оценки товаров методы: средней цены, цены единицы запасов, ФИФО (по ценам первых закупок), ЛИФО (по ценам последних закупок). Соответствующий пример расчета учетной цены различными способами приведен в подразделе "Аналитический и синтетический учет отгруженных товаров и их реализации со складов оптовых предприятий".

Записи в карточку, книгу (занесение в базу данных, если учет на складе компьютеризирован) делаются на основании любого первичного документа (каждого приходного или расходного) или накопительных ведомостей (при большом объеме записей). Карточки и страницы в товарной книге нумеруются в бухгалтерии и выдаются материально ответственным лицам под расписку в специальном журнале.

На складах с небольшим ассортиментом товаров и незначительным количеством операций материально ответственные лица могут вести учет непосредственно в товарном отчете (при этом карточки и товарные книги не ведутся).

При партионном способе учета каждая партия товара на складе хранится отдельно. Под партией понимаются товары, поступившие одновременно по одному транспортному документу. В составе партии могут быть товары как различных сортов, так и наименований. Каждую партию регистрируют в журнале учета поступающих товаров. Порядковый номер регистрации является одновременно номером этой партии. Он указывается в расходных документах рядом с наименованием товара, отпущенного из данной партии.

На каждую партию товара материально ответственное лицо открывает партионную карту (или заводит отдельную запись в базу данных, если учет на складе компьютеризирован) в двух экземплярах: один - для склада, второй - для бухгалтерии. Форматы записей или формы партионных карт и порядок занесения в них информации зависят от вида товара.

Записи в приходной части партионной карты ведут на основании сопроводительного документа к поступившему товару с указанием его номера и даты, номера склада, лица, принявшего товар, поставщика, количества товара (по наименованиям, сортам и ценам), места хранения (по продовольственным товарам - общее количество мест; для непродовольственных - номер каждого товарного места в отдельности).

В расходной части партионной карты указывают дату отпуска товара, номер документа, количество отпущенного товара в натуральных показателях, итог за месяц и остатки товара на конец месяца; при этом подсчет остатков может вестись нарастающим итогом после каждого отпуска.

По непродовольственным товарам записи ведут линейно-позиционным способом по каждому тарному месту (вплоть до конкретной единицы товара, например, при учете ювелирных изделий или продукции, имеющей уникальный заводской номер, используемый в учете). Это усиливает контроль за сохранностью ценностей и предупреждает возникновение пересортицы. С этой же целью рекомендуется указывать номера партий на товарных местах (ящиках, кипах и др.), а на куски тканей выписывать и наклеивать кусковые ярлыки (партионно-кусковой учет). В случае учета по конкретной единице товара используются уникальные заводские номера или при поступлении партии товара к каждому товару прикрепляется ярлык с его индивидуальным номером, который заносится в партионную карту (лист) в момент оприходования товара на склад.

После полной реализации партии партионная карта закрывается материально ответственным лицом. Составляется акт об израсходовавши товаров партии, который подписывается товароведом и заведующим складом. Форма акта зависит от вида товара и наличия отклонений от оприходованного количества. Акт с партионной картой и отчетом по товарам и таре материально ответственное лицо передает в бухгалтерию для проверки.

Информация о работе Бухгалтерский учет в оптовой торговле