Бухгалтерский учет расчетов с поставщиками и покупателями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2014 в 15:15, дипломная работа

Краткое описание

Важнейшей составной частью работы бухгалтерии является учет расчетов с поставщиками и покупателями, контроль долговых обязательств возникающих при расчетах. Состояние расчетов по товарным операциям существенно влияет на финансовое положение, использование денежных средств в обороте, величину прибыли, фактически полученной предприятием в отчетном периоде. Можно иметь потенциально хорошие результаты от продажи продукции, товаров и услуг, от внереализационных и операционных доходов, но все или много потерять при существенном росте дебиторской задолженности покупателей и поставщиков.

Содержание

Введение 4
Глава 1 Теоретические аспекты учета расчетов с поставщиками и
покупателями 7
1.1 Экономическая сущность и формы расчетов 7
1.2 Значение и задачи бухгалтерского учета по расчетам с
поставщиками и покупателями 15
Глава 2 Учет и контроль расчетов с поставщиками и покупателями
на примере предприятия ЗАО «Контактор» 19
2.1 Учет и порядок расчетов с поставщиками на примере предприятия
ЗАО «Контактор» 19
2.2 Учет и порядок расчетов с покупателями на примере предприятия
ЗАО «Контактор» 29
2.3 Контроль расчетов с поставщиками и покупателями на примере
предприятия ЗАО «Контактор» 37
2.4 Инвентаризация расчетов с поставщиками и покупателями и
порядок списания просроченной задолженности на примере
предприятия ЗАО «Контактор» 40
2.5 Основные направления совершенствования учета расчетов
с поставщиками и покупателями 45
Глава 3 Анализ расчетов с покупателями и поставщиками на примере
предприятия ЗАО «Контактор» 48
3.1 Задачи анализа расчетов с поставщиками и покупателями
и источники информации для его проведения на примере
предприятия ЗАО «Контактор» 48
3.2 Анализ состава и структуры расчетов с поставщиками и
покупателями на примере предприятия ЗАО «Контактор» 51
3.3 Анализ ликвидности и платежеспособности на примере
предприятия ЗАО «Контактор» 62
Заключение 67
Список использованных источников 70

Вложенные файлы: 1 файл

Бухгалтерский учет расчетов с поставщиками и покупателями ЗАО «Контактор».doc

— 499.00 Кб (Скачать файл)

При расчете наличными денежными средствами за товарно – материальные ценности на подотчетное лицо выписывается заявка. По заявке формируется платежная ведомость или расходный кассовый ордер, которые регистрируются в «Книге регистрации приходных и расходных кассовых документов». По полученным денежным средствам подотчетное лицо отчитывается по авансовому  отчету (приложение  Ю) приходным ордером , товарным чеком, счет – фактурой.

На заводе «Контактор» также используется способ погашения обязательств по зачету взаимных требований. Общие требования к процедуре зачета определены ст.410 ГК РФ: обязательства одного участника договора полностью или частично прекращаются зачетом встречного однородного требования другого участника договора. Каждый взаимозачет оформляется актом сверки, соглашением о погашении взаимных требований (приложение Ф). В нем  должны быть указаны сведения об основаниях возникновения задолженности, дата проведения взаимозачета и сумма взаимных требований.

Рассмотрим бухгалтерские записи, отраженные в бухгалтерском учете ЗАО «Контактор», связанные с зачетом взаимных требований в таблице 2.

Таблица 2 -  Корреспонденция счетов по зачету взаимных требований

 

Содержание хозяйственных операций

Сумма, руб.

Корреспонденция счетов

Дебет

Кредит

Получены от поставщика материальные ценности

47540,94

10.1

60.1

Отражен НДС по поступившим ценностям

8557,36

19.1

60.1

Отгружена продукция  покупателям

56098,30

62.1

90.11

Отражена сумма НДС по отгруженной продукции

8557,36

90.3

76.Н


 

                                                                                              Продолжение таблицы 2

Содержание хозяйственных операций

Сумма, руб.

Корреспонденция счетов

Дебет

Кредит

Произведен зачет взаимных требований

56098,30

60.1

62.1

Начислена задолженность бюджету по НДС

8557,36

76.Н

68.2

НДС предъявлен бюджету к вычету

8557,36

68.2

19.1


 

При поступлении товарных ценностей от поставщиков, кладовщик, который является материально ответственным лицом, на основании товарных накладных выписывает приходные ордера. В течение  каждого месяца  в бухгалтерию поступают приходные ордера  (приложение Н) вместе с товарной накладной (приложение П);  счета – фактуры (приложение  Р) из отдела снабжения; выписки из лицевого счета с оправдательными документами.  Каждую полученную счет - фактуру бухгалтер  регистрирует в «книге регистрации   счетов-фактур» (приложение С)  по мере их поступления. Счета – фактуры хранятся в скоросшивателях по периодам в течении пяти лет. Счета – фактуры, представленные поставщиками, заносятся в книгу покупок (приложение Т), в целях определения сумм НДС, подлежащих зачету  (возмещению) в установленном федеральным законом порядке. Суммы НДС по приобретенным и оплаченным  товарам (работам, услугам) принимаются к зачету только при наличии счетов - фактур, подтверждающих стоимость приобретенных товаров и соответствующих записей в книге покупок. Если за поставленные  материальные ценности по счету - фактуре оплата была частичной, то НДС возмещают только на сумму оплаченного товара.

В таблице 3 предоставлена корреспонденция счетов по расчетам с поставщиками  сырья, товарно – материальных ценностей, основных средств

 

 

 

 

 

Таблица 3 - Корреспонденция счетов по расчетам с поставщиками материальных ценностей

Содержание хозяйственных операций

Сумма, руб.

Корреспонденция

Счетов

Дебет

Кредит

Отражена стоимость приобретенных материальных ценностей:

  • материалов;
  • основных средств.

 

 

722673,13

152594,07

 

 

10.1

08.2

 

 

60.1

60.1

Отражена сумма НДС по приобретенным материальным ценностям:

  • по материалам;
  • по основным средствам.

 

130081,17

27466,93

 

19.1

19.4

 

60.1

60.1

Произведена частичная  оплата за материалы

500000,00

60.1

51.1

  Произведена оплата за основные  средства

192501,00

60.1

51.3

Возмещен НДС по приобретенным материалам (частично)

76271,18

68.2

19.1

Возмещен НДС по приобретенным и введенным в эксплуатацию основным средствам

27466,93

68.2

19.4


 

Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками на ЗАО «Контактор» ведется на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» по субсчетам:

60.1 « расчеты по приобретенным  товарно-материальным ценностям»;

60.3 « расчеты по выполненным  работам, оказанным услугам».

Стоимость поступивших материальных ценностей отражается по кредиту счета 60, а по дебету счета 60 – отражается оплата за поставленные материальные ценности (работы, услуги), предоплата .

Для отражения в учете хозяйственных операций, связанных с НДС предназначены счет 19 «Налог на добавочную стоимость» и счет 68 «Расчеты по налогам и сборам».

Сумма НДС, по приобретенным материальным ценностям (работам, услугам), включается поставщиками в счета на оплату и отражается дебету счета 19 «Налог на добавленную стоимость» по субсчетам:

19.1 «НДС по приобретенным  материалам (работам, услугам) 18%»;

19.10 «НДС по приобретенным  материалам 10%»;

19.3 « НДС по приобретенным  основным средствам, меньше 10000 руб.»;

19.4 « НДС по приобретенным основным средствам, больше 10000 руб.».

После принятия на учет материальных ценностей и их оплаты сумма НДС, учтенная на счете 19, списывается с кредита счета в дебет счета 68.

Аналитический учет по счету 60 ведется по каждому поставщику и подрядчику. При этом построение аналитического учета обеспечивает возможность получения необходимых данных по расчетным документам, срок которых не наступил; поставщикам по неоплаченным в срок расчетным документам; поставщикам по полученному коммерческому кредиту, авансам выданным и т.д.

Вся поступившая  в бухгалтерию первичная документация по поставщикам и подрядчикам заносится в журнал операций. В конце отчетного периода для осуществления контроля и упорядочения данных о хозяйственных операциях, составляют сводные учетные документы. Регистром по счету 60 «Расчеты с поставщиками и покупателями» в условиях журнально-ордерной формы является Журнал-ордер №6, а в условиях  автоматизации на заводе «Контактор» - анализ счета 60 (приложение У).

Начинается и заканчивается анализ счета 60 суммами незаконченных расчетов – сальдо на начало периода и сальдо на конец периода.

Данные по счету 60 «Расчеты с поставщиками» отражаются в Главной книге

(приложение В), а из  Главной книги заносятся в  отчетность (приложение Б) Баланс (Ф.№1) и Приложение к балансу (Ф.№5).

Изучив порядок учета расчетов с поставщиками, рассмотрим учет расчетов с покупателями и заказчиками.

 

 

 

 

2.2 Учет и порядок расчетов с покупателями на примере предприятия ЗАО «Контактор»

 

Готовая продукция – это конечный продукт производственного процесса организации.

Учет готовой продукции на ЗАО «Контактор» ведется в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01. Положением определено, что готовая продукция является частью материально-производственных запасов (конечный результат производственного цикла, активы, технические и качественные характеристики которых соответствуют условиям договора или требованиям иных документов, в случаях установленных законодательством), предназначенных для продажи.

На данном предприятии для поставки готовой продукции с покупателем заключается договор. В этом договоре  указывается наименование товара, ассортимент и качество продукции, количество, условия поставки, период отгрузки продукции, предоплата 50% или 100%. Так  на ЗАО «Контактор» заказ  на изготовление и последующую отгрузку продукции осуществляют покупателям только на условиях полной или частичной предварительной оплаты за продукцию.

На основании  письма – заявки, полученного от покупателей, отдел сбыта ЗАО «Контактор» выписывает счет на предоплату. Счет действителен в течении пятнадцати дней, при этом оплата данного счета покупателем означает согласие с условиями поставки, предусмотренных в договоре.

На данном предприятии применяются четыре способа расчетов с покупателями:

  • безналичный расчет (по платежным требованиям);
  • наличный расчет (через кассу предприятия);
  • взаимозачет;
  • с помощью векселей.

При безналичных расчетах с покупателями и заказчиками инициативу платежа проявляют покупатели, предоставляя в банк платежное поручение. После того как денежные средства будут зачислены на расчетный счет ЗАО «Контактор», обслуживающий банк подтверждает это выпиской с лицевого счета  и приложенными к выписке оправдательными документами.

При наличном расчете в отделе сбыта выписывают  накладную на сторону и счет-фактуру. На основании этих документов в бухгалтерии выписывают приходный кассовый ордер (приложение D)  и сразу же регистрируют его в журнале регистрации приходных и расходных кассовых ордеров, заносят в кассовую книгу (приложение Я). После внесения наличных денег в кассу, подотчетному лицу выдается квитанция к приходному кассовому ордеру.

Рассмотрим корреспонденцию счетов по расчетам наличными денежными средствами покупателями.

Таблица 4 – Корреспонденция счетов по учету наличных расчетов с покупателями.

Содержание хозяйственных операций

Сумма, руб.

Корреспонденция счетов

Дебет

Кредит

Получены денежные средства от покупателей в кассу

389974,64

50.1

62.10

Начислена выручка от продажи готовой продукции

389974,64

62.1

90.11

Отражен НДС с реализованной продукции

59487,63

90.3

76.н

Начислен НДС с реализованной продукции

59478,63

76.н

68.2


 

Покупатель может рассчитаться по своим обязательствам – векселем. Вексель – это ценная бумага, удостоверяющая ничем не обусловленное обязательство векселедателя либо иного указанного в векселе плательщика выплатить при наступлении предусмотренного векселем срока определенную сумму владельцу векселя.  Рассмотрим  учет расчетов по полученным векселям на примере ЗАО «Контактор».

В оплату отгруженной продукции покупатель индоссировал на продавца – ЗАО «Контактор» вексель третьего лица (приложение Э). Вексель выдан ЗАО «Контактор» на определенную сумму, которая составляет дебиторскую задолженность покупателей. Передача векселя была осуществлена на основании Акта приема-передачи векселей (приложение  Х), подписанного обеими сторонами сделки. Таким образом, на дату индоссамента задолженность покупателя перед ЗАО «Контактор» погашается. В свою очередь ЗАО «Контактор», передает векселя в оплату продукции полученной от поставщиков, на сумму равную сумме  векселей, полученных от третьих лиц. При  этом составляется служебная записка (приложение Щ) и  Акт приема-передачи векселей поставщику продукции (приложение Ш).

В бухгалтерском учете приобретение и выбытие векселей третьих лиц отражается на счете 58 «Финансовые вложения» на соответствующих субсчетах, в порядке предусмотренном для учета финансовых вложений Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций.

Рассмотрим корреспонденции счетов с применением вексельной формы расчетов на предприятии ЗАО «Контактор» в таблице 5.

Таблица 5 -  Корреспонденция счетов по расчетам  с  векселями

 

Содержание хозяйственных операций

 

Сумма, руб.

Корреспонденция  счетов

Дебет

Кредит

Отгружена продукция покупателю

1700000,01

62.1

90.11

Отражена сумма НДС по отгруженной продукции

259322,04

90.3

76.Н

Получен в оплату вексель от покупателя

1700000,00

58.2

62.10

Начислен НДС на основании записи в книге продаж

259322,04

76.Н

68.2

Получена продукция от поставщиков

1498476,60

10

60

Начислен НДС

269725,78

19.1

60

Выдан вексель, полученный ранее за отгруженную продукцию в оплату продукции, полученной от поставщиков

1700000,00

60.1

58.2

Возмещен НДС из бюджета

259322,03

68.2

19.1

Информация о работе Бухгалтерский учет расчетов с поставщиками и покупателями