Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 19:27, курсовая работа
Ценность бюджетирования для организации справедливо высока, так как оно осуществляет координацию всех сторон деятельности экономического субъекта, обеспечивает прозрачность бизнес-процессов, необходимо для принятия управленческих решений. Все это и обеспечивает актуальность данной темы.
Целью данной курсовой работы является исследование теоретических основ бюджетирования в современных условиях, а также видов бюджетов.
ВВЕДЕНИЕ......................................................................................................
1. СУЩНОСТЬ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ.....................................................................................................
1.1 Сущность бюджетного планирования.....................................................
1.2 Основные функции бюджетирования......................................................
2. ВИДЫ БЮДЖЕТОВ....................................................................................
2.1 Классификация бюджетов.........................................................................
2.2 Методы разработки бюджетов..................................................................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................................................
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.............................................................
Оперировать таким гибким бюджетом очень удобно. Если ситуация меняется, не приходится перекраивать все планы и ломать голову над тем, что теперь делать. Вступает в силу соответствующий вариант бюджета, из которого вытекают конкретные управленческие действия: расширение штата, привлечение кредитов, закупка дополнительного оборудования и т. д
Глубина проработки и степень подробности того или иного бюджета зависят от вида деятельности компании и важности для нее тех или иных вопросов.
В большинстве российских компаний многие объективно необходимые бюджеты сегодня либо не составляются вообще, либо формируются в упрощенном виде. В результате у руководителей предприятия повышается риск пропустить какую-нибудь критически важную тенденцию. Поэтому лучше потратить время на подготовку и анализ исполнения нескольких бюджетов, чем потом ломать голову над тем, как выйти из финансового пике»6.
Таким
образом, бюджет, или смета, представляет
собой количественный план в стоимостном
и натуральном выражении, подготовленный
и принятый до определенного периода.
Он обычно показывает планируемую величину
доходов, расходов, капитал, который следует
привлечь для достижения поставленной
перед предприятием цели. Бюджет разрабатывается
как для предприятия в целом, так и для
его подразделений. Следовательно,
если бюджет – это набор показателей,
то бюджетирование (в общем понятии) - это
совокупность процессов составления планов
и бюджетов, их утверждения, исполнения,
контроля, анализа и корректировок.
1.2
Основные функции
Для полного осмысления бюджетирования необходимо перечислить функции, которые оно выполняет. А. И. Кучеренко, доц. РЭА им. Г. В. Плеханова, в статье «Бюджетирование как метод финансового планирования деятельности организации» выделяет следующие семь функций бюджетирования:
1)
аналитическую: переосмысление
2)
финансового планирования: вынуждает
планировать и тем самым
3)
финансового учета: вынуждает
учитывать и обдумывать
4) финансового контроля: позволяет сравнивать поставленные задачи и полученные результаты; выявляет слабые и сильные стороны;
5)
мотивационную: осмысленное
6) координационную: координация функциональных блоков оперативного планирования;
7) коммуникационную: согласование планов подразделений компании;
нахождение компромиссов; закрепление ответственности исполнителей.
Функции бюджета изменяются в зависимости от того, в какой фазе формирования и реализации он находится. В начале отчетного периода бюджет представляет собой план продаж, расходов и других финансовых операций в наступающем периоде. В конце он играет роль измерителя, позволяющего сравнивать полученные результаты с плановыми показателями и корректировать дальнейшую деятельность.»7.
Существуют
также другие точки зрения, касающиеся
определения функция
Если
проанализировать все точки зрений,
то сегодня можно выделить девять
функций, которые выполняет
- планирование;
- учет (фиксирование достижений);
-
эффективная координация и
- мотивация;
- контроль;
- анализ;
- оценка;
-
формирование финансовой
- обучение.
Планирование
(трансформация целевых
Бюджет заставляет менеджеров заглядывать вперед, пытаясь предусмотреть возможные проблемы и пути их решения.
Учет (фиксирование достижений). В процессе бюджетирования можно опираться на разные учетные системы, которыми могут быть бухгалтерский, управленческий учет. Учет в процессе бюджетирования фиксирует достижения и является базой для других функций процесса бюджетирования: контроля, оценки и анализа.
Эффективная координация и связь. Каждый центр ответственности влияет на работу других центров ответственности и сам непосредственно зависит от их деятельности. В процессе разработки и принятия бюджета координируются виды деятельности предприятия таким образом, что все структурные подразделения предприятия работали согласованно, как единое целое и воплощали цели предприятия в результат. Важным моментом является координация планов производства, продаж, закупки материалов. Так, план закупки материалов должен отражать потребности производства - количество продукции, определенное бюджетом производства.
Планы высшего руководства не будут осуществлены, пока все исполнители не поймут содержание этих планов, которые должны включать в себя конкретные пункты: сколько товаров и услуг необходимо произвести; какие методы, каких людей, какое оборудование будет использовано; сколько сырья и материалов необходимо; какие расценки установить и так далее.
Таким образом, бюджеты можно рассматривать как один из способов распространения информации обо всех аспектах деятельности предприятия.
Мотивация (стимулирование). Эффективность внедрения бюджетирования на предприятии и его дальнейшее успешное функционирование во многом зависит от называемого «человеческого фактора». Бюджетное управление работает лишь тогда, когда все сотрудники, а руководители центров ответственности в первую очередь напрямую заинтересованы в выполнении запланированных бюджетов своих подразделений. Если исполнение бюджета не связано с системой мотивации, результата не будет.
Контроль. Тщательно подготовленный бюджет предприятия является наилучшим стандартом, с которым сравниваются фактически полученные результаты, поскольку он включает суммарную оценку эффекта всех переменных, которые прогнозировались во время разработки бюджета.
Общей практикой является сравнение текущих результатов с результатами за прошедший период или аналогичный период предыдущего года. Однако такие исторические факты имеют существенные недостатки, так как при таком сравнении не учитываются изменения в стратегии и направлениях деятельности компании в текущем периоде. Сравнение достигнутых показателей с бюджетными указывает области, куда следует направить в первую очередь внимание менеджмента компании, а анализ отклонений фактических и бюджетных показателей может помочь выявить эту проблемную область и определить новые возможности, показать, что первоначальный бюджет был нереалистичен.
Анализ. Сравнение фактических показателей с бюджетными и бюджетных показателей с целями предприятия показывает, куда следует направить внимание руководства в первую очередь и какие управленческие действия необходимо совершить. Анализ отклонений плановых и достигнутых показателей может помочь выявить проблемную область, новые возможности, не учтенные бюджетом предприятия. Кроме того, анализ дает возможность принятия таких важных решений, как:
- какую
продукцию выгоднее
- стоит ли продолжать выпускать полуфабрикаты на собственных производственных мощностях ил закупать их у поставщиков и тому подобное8.
Оценка. Отклонения от утвержденного
на предприятии бюджета,
Формирование финансовой осведомленности. Информация, представленная в бюджетах предприятия, дает возможность менеджерам иметь представления о планах, возможных более эффективных решениях по тому либо другому вопросу, кроме того, обеспечивает информационную прозрачность всех бизнес-процессов предприятия.
Обучение. Человек, его знания и опыт являются основой современного производства, успешной деятельности предприятия, главным оружием в конкурентной борьбе на рынке. Начальной точкой внедрения системы бюджетирования является процесс приобретения сотрудниками необходимых знаний.
Постановка
бюджетирования и сам бюджет предприятия
выступают основой для
Королев Андрей Николаевич - соискатель Российской академии государственной службы при Президенте РФ Герасимов В.М. – д.псх.н., профессор Российской академии государственной службы при Президенте РФ считают, что «теоретически, изначально функция бюджетов была в том, чтобы ориентировать сознание руководителей на защиту средств акционеров и гарантировать, что менеджеры беспокоятся о контроле затрат. Руководители и менеджеры в целом вели себя соответственно. Но с тех пор бюджеты попали во власть поколения увлеченных построением финансовых схем менеджеров, использовавших их в качестве средства удаленного контроля, чтобы «управлять посредством цифр»10.
Чтобы тактический план выполнял возложенные на него функции, он должен удовлетворять следующим требованиям:
1. Гибкость плана
(бюджеты, механизм
2. Полнота планирования (сценарии)
3. Поддержка со стороны высшего руководства
4. Комплексность планирования (подшивки бюджетов)
5. Ответственность за разработку и выполнение планов
6. Приоритет текущих решений перед планом (анализ План-Факт)
7. Точность, ясность,
лаконичность формулировки
8. Участие исполнителей в разработке плана (несколько пользователей, разграничение прав).
Таким
образом, на сегодняшний день бюджетирование
в организации выполняет
2. ВИДЫ БЮДЖЕТОВ
2.1 Классификация бюджетов
По мнению кандидата экономических наук Виталия Кандалинцева на пути бюджетирования организации предстоит пройти 5 шагов:
«1. Определить финансовую структуру компании: составить перечень подразделений, для которых будут формироваться бюджеты.
2. Выбрать виды необходимых бюджетов.
3. Определить формат бюджетов и технологию их составления.
4. Определить процедуру оценки, анализа и контроля исполнения бюджетов.
5. Распределить функции, обязанности, сферы ответственности и формы взаимодействия между участниками бюджетного процесса».11
Как можно заметить, одним из основных этапов организации бюджетирования является выбор необходимых видов бюджетов.
«Бюджет компании представляет собой, как правило, комплект главных бюджетных форм: Бюджет Доходов и Расходов, Бюджет Движения Денежных Средств и Прогнозный Баланс или Бюджет по Балансовому Листу, которые могут быть получены посредством формирования различных операционных, инвестиционных, финансовых бюджетов, а также различных функциональных бюджетов (Бюджет продаж, Бюджет Заработной платы и т.д.)». 12
Информация о работе Бюджетирование в современных условиях. Виды бюджетов