Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2012 в 17:21, дипломная работа
Рыночная экономика динамична, отечественным организациям приходится работать в быстро меняющейся внешней среде, часто в условиях неопределенности. Расширяются масштабы рынка, меняются потребности, растут объемы покупательского спроса, усиливается конкуренция. В тоже время финансовые и материальные ресурсы все более ограничены. Это ставит перед предприятиями проблемы эффективности управления деятельностью, требует решения стратегических, тактических и текущих задач, обеспечивающих стабильность и экономический рост.
Введение
1. Бюджетирование – составная часть управленческого учета
1.1. Бюджетирование как управленческая технология
1.1.1. Понятие, объект, назначение бюджетирования
1.1.2. Цели организации и цели (задачи) бюджетирования
1.1.3. Виды бюджетов, их классификация
2. Операционные бюджеты, особенности и порядок их составления
2.1. Бюджет (план) продаж
2.2. Бюджет запасов готовой продукции
2.3. Производственный бюджет
2.3.1. Бюджет производства (производственная программа)
2.3.2. Бюджет прямых материальных затрат (бюджет закупок основных материалов и запасов товарно-материальных ценностей)
2.3.3. Бюджет прямых затрат труда
2.3.4. Бюджет общепроизводственных расходов
2.4. Бюджеты (сметы) накладных коммерческих и управленческих расходов
2.5. Бюджет производственных затрат (производственной себестоимости)
3. Особенности и порядок составления основных бюджетов
3.1. Бюджет движения денежных средств
3.2. Бюджет доходов и расходов (БДиР)
3.3. Расчетный баланс
4. Бюджеты как инструмент финансового контроля
4.1 Бюджетный контроль, формы, виды контроля и связи между ними
4.2 Гибкие бюджеты и контроль
4.3 Учет и система контроля по центрам ответственности
4.4 Отчеты об исполнении бюджетов (смет), принципы их составления
4.5 Возможные проблемы финансового контроля.
Заключение
Литература
Приложения
Бюджетирование и внутренний контроль исполнения бюджета.
Введение
1. Бюджетирование – составная часть управленческого учета
1.1. Бюджетирование как управленческая технология
1.1.1. Понятие, объект, назначение бюджетирования
1.1.2. Цели организации и цели (задачи) бюджетирования
1.1.3. Виды бюджетов, их классификация
2. Операционные бюджеты, особенности и порядок их составления
2.1. Бюджет (план) продаж
2.2. Бюджет запасов готовой продукции
2.3. Производственный бюджет
2.3.1. Бюджет производства (производственная программа)
2.3.2. Бюджет прямых материальных затрат (бюджет закупок основных материалов и запасов товарно-материальных ценностей)
2.3.3. Бюджет прямых затрат труда
2.3.4. Бюджет общепроизводственных расходов
2.4. Бюджеты (сметы) накладных коммерческих и управленческих расходов
2.5. Бюджет производственных затрат (производственной себестоимости)
3. Особенности и порядок составления основных бюджетов
3.1. Бюджет движения денежных средств
3.2. Бюджет доходов и расходов (БДиР)
3.3. Расчетный баланс
4. Бюджеты как инструмент финансового контроля
4.1 Бюджетный контроль, формы, виды контроля и связи между ними
4.2 Гибкие бюджеты и контроль
4.3 Учет и система контроля по центрам ответственности
4.4 Отчеты об исполнении бюджетов (смет), принципы их составления
4.5 Возможные проблемы финансового контроля.
Заключение
Литература
Приложения
Выписка из Приложения 1 «Документы по финансовой структуре компании»
1.3. Положение о ЦФО (центр финансовой ответственности) производственного объединения
Приложение 2. Положение о бюджетном регламенте
Приложение 4. Положение о бюджетировании
4.1. Примерный формат и основные разделы Положения о бюджетировании и финансовом планировании в ПО или АО (цели, назначение, порядок разработки, заполнения, представления бюджетов и организации отчетности по ним)
Приложение 5. Внутренние нормативные документы для постановки бюджетирования в компании
5.1. Положение о планово-экономическом отделе (в части его участия в бюджетировании и финансовом планировании)
5.2. Положение о финансовом отделе (в части его участия в бюджетировании и финансовом планировании)
5.3. Должностная инструкция
экономиста-плановика
Введение
Рыночная экономика динамична, отечественным организациям приходится работать в быстро меняющейся внешней среде, часто в условиях неопределенности. Расширяются масштабы рынка, меняются потребности, растут объемы покупательского спроса, усиливается конкуренция. В тоже время финансовые и материальные ресурсы все более ограничены. Это ставит перед предприятиями проблемы эффективности управления деятельностью, требует решения стратегических, тактических и текущих задач, обеспечивающих стабильность и экономический рост.
Выполнение таких задач
возможно с помощью надежного
информационного обеспечения
В обстановке рыночной неопределенности
необходимо прогнозировать будущее, предвидеть
возможные изменения условий
деятельности с помощью опережающего
планирования и контроля, то есть с
помощью системы
Система бюджетирования охватывает как в целом организацию, включая производство, реализацию, распределение, финансирование, так и подразделения, занимающиеся отдельными видами финансово-хозяйственной или производственной деятельности. Бюджеты включаются в большинство контрольных систем организации, в том числе широко используются в системе учета и калькулирования по нормативным затратам.
Бюджетирование не является чем-то не известным для отечественной экономики. В условиях централизованно-планируемой системы хозяйствования, основанной на общественной собственности на средства производства и государственном управлении ресурсами, оно использовалось в основном в практике финансирования государственных предприятий путем составления бюджетов доходов и расходов, денежных потоков, и т.п.
На уровне организации
бюджеты (сметы) использовались для
характеристики целевого финансирования
их деятельности из государственного
бюджета и распределения
Документ, с помощью которого, планировались доходы и расходы, носил название «смета» (смета доходов и расходов, смета потребного количества материалов, рабочей силы и т.д.)
Бюджет и смета по сути
своей используют одни и те же методические
подходы, одни и те же контрольные
приемы: сопоставление сметных (бюджетных)
и фактических (отчетных) данных для
анализа степени исполнения сметы
(бюджета). Однако в условиях полной
финансово–хозяйственной
Авторы не углублялись
в сложные теоретические
При составлении пособия были использованы теоретические и практические разработки по вопросам бюджетирования отечественных и зарубежных специалистов по управленческому учету: С. А. Николаевой, М. А. Вахрушиной, В. Б. Ивашкевича, Ч. Т. Хорнгрена и Дж. Фостера, К. Друри, А. Апчерча.
В практической части пособия использованы рекомендации специалистов по постановке бюджетирования: В. Е. Хруцкого, Т. В. Сизовой, В. В. Гамаюнова.
Задача практического пособия – оказать помощь руководителям и специалистам плановых и учетных служб в работе связанной с планированием, бюджетированием и контролем затрат. Если они заинтересуются предложенным материалом и, тем более, найдут для себя что-либо полезное, авторы посчитают свою задачу в определенной степени, выполненной и с благодарностью примут все замечания и пожелания.
1. Бюджетирование – составная часть управленческого учета
1.1. Бюджетирование как управленческая технология
1.1.1. Понятие, объект, назначение бюджетирования
Бухгалтерский управленческий учет тесно связан со сметным (бюджетным) планированием и контролем, которое является его составной частью. Сложные рыночные процессы, с одной стороны, воздействуют на колебания объемов производства и реализации продукции, с другой – влияют на поведение затрат, а значит, и на прибыль. Чтобы выявить и проанализировать динамику производства требуется информация о затратах, не искаженная искусственным распределением накладных расходов по видам продукции. Такую информацию дает управленческий учет (директ-кост), позволяющий из предварительно составленных смет затрат, оперативно выявить отклонения фактических затрат от нормативных и тем самым управлять затратами. Методические основы управления затратами с помощью нормативов (стандартов) затрат также предоставляет управленческий учет (система стандарт-кост).
Управление затратами (через отклонения) не сводится к простому уменьшению затрат. Оно используется для того, чтобы предпринимать соответствующие шаги к достижению определенного уровня дохода, для оценки результатов деятельности и, в случае необходимости, принятия соответствующих мер. В масштабе организации этим обуславливаются специфические действия в области управления затратами на уровне каждого подразделения (центра затрат).
В основе управления затратами можно выделить следующие составляющие:
● планирование затрат;
● установление уровня затрат;
● улучшение стоимостных показателей на каждом этапе деятельности организации.
Сохранение и снижение уровня затрат связано с управлением затратами уже на производственной стадии. Это обеспечивается через единую для всей организации систему финансирования, формируемую с помощью бюджетирования – процесса составления финансовых планов (бюджетов) и смет.
Термины и понятия, связанные с процессом бюджетирования: бюджет, план, смета, в отечественной экономической литературе трактуются по-разному, от чего теряется иногда смысл этого процесса.
Так, понятие, бюджет, часто отождествляется с планом хозяйственной деятельности организации на текущий период; процесс управленческого планирования – с бюджетированием; бизнес-план организации – со сводным бюджетом, а сметы производственных затрат, управленческие и коммерческие расходы – с бюджетами.
Практически, план по своему содержанию представляет собой намеченную на конкретный период времени программу действий (или работу) с указанием целей, содержания, объектов, методов, последовательности и сроков выполнения.
Бизнес-план, соответственно – комплексный план развития организации.
Смета – документированный план денежных средств для финансирования расходов организации (смета затрат на производство, смета строительных работ и т. п.).
А бюджет – финансовый план в стоимостном выражении, документ, обеспечивающий взаимоувязку расходов организации с имеющимися (или возможными) доходами.
Зарубежные экономисты не делают лингвистических различий между рассматриваемыми понятиями. Основное различие между сметой и бюджетом они видят в том, что смета – это документ (расчет), содержащий информацию для планирования и анализа регулируемых затрат на уровне производства, а бюджет (расчет) – на уровне финансов организации. В конечном итоге следует признать, что при всем различии выполняемой роли и методов расчета бюджет, план, смета взаимосвязаны единым процессом бюджетирования.
Специалисты по постановке внутрифирменного бюджетирования предлагают принятую во всем мире предпринимательскую терминологию, характеризующую этот процесс: бюджетирование, с одной стороны, процесс составления финансовых планов и смет, с другой – управленческая технология, предназначенная для выработки и повышения финансовой обоснованности принимаемых управленческих решений.
Объект бюджетирования – бизнес (вид или сфера хозяйственной деятельности).
Бюджетирование – это финансовое планирование, охватывающее все стороны деятельности организации, позволяющее составлять все понесенные расходы и полученные доходы (результаты) в финансовых терминах на предстоящий период. Это и запланированные финансовые сметы, и прогнозируемые объемы привлеченных внешних ресурсов и т. п.
Хорошо поставленная бюджетная
система очень важна для
В соответствии с этим назначение бюджетирования в самом общем виде – это основа:
● планирования деятельности и приятия управленческих решений;
● оценки всех аспектов финансового состояния организации;
● укрепление финансовой дисциплины и подчинения интересов отдельных структурных единиц интересам организации (компании) в целом и собственникам ее капитала.
1.1.2. Цели организации и цели (задачи) бюджетирования
Цели (задачи) бюджетирования исходят из целей деятельности организации.
Любая организация начинает планирование своей деятельности с выбора целей, определяющих содержание деятельности и задачи, решение которых способствует достижению целей.
В зависимости от характера и масштаба деятельности организаций возможно установление общих, главных, частных целей.
Основная общая цель организации – четко выраженная причина ее существования – обозначается как ее миссия.
Хотя миссия организации формируется в самом общем виде – в виде нефинансовых или приблизительно очерченных финансовых целей – выработанные на ее основе главные, частные цели служат в качестве критериев для всего последующего процесса принятия решений. Миссия, таким образом, является логической точкой отсчета для выбора наилучших альтернатив.
От того, какова миссия организации, ее главные и частные цели, зависят цели и задачи бюджетирования. При этом следует:
Информация о работе Бюджетирование и внутренний контроль исполнения бюджета