Бюджетирование и внутренний контроль исполнения бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2012 в 17:21, дипломная работа

Краткое описание

Рыночная экономика динамична, отечественным организациям приходится работать в быстро меняющейся внешней среде, часто в условиях неопределенности. Расширяются масштабы рынка, меняются потребности, растут объемы покупательского спроса, усиливается конкуренция. В тоже время финансовые и материальные ресурсы все более ограничены. Это ставит перед предприятиями проблемы эффективности управления деятельностью, требует решения стратегических, тактических и текущих задач, обеспечивающих стабильность и экономический рост.

Содержание

Введение
1. Бюджетирование – составная часть управленческого учета
1.1. Бюджетирование как управленческая технология
1.1.1. Понятие, объект, назначение бюджетирования
1.1.2. Цели организации и цели (задачи) бюджетирования
1.1.3. Виды бюджетов, их классификация
2. Операционные бюджеты, особенности и порядок их составления
2.1. Бюджет (план) продаж
2.2. Бюджет запасов готовой продукции
2.3. Производственный бюджет
2.3.1. Бюджет производства (производственная программа)
2.3.2. Бюджет прямых материальных затрат (бюджет закупок основных материалов и запасов товарно-материальных ценностей)
2.3.3. Бюджет прямых затрат труда
2.3.4. Бюджет общепроизводственных расходов
2.4. Бюджеты (сметы) накладных коммерческих и управленческих расходов
2.5. Бюджет производственных затрат (производственной себестоимости)
3. Особенности и порядок составления основных бюджетов
3.1. Бюджет движения денежных средств
3.2. Бюджет доходов и расходов (БДиР)
3.3. Расчетный баланс
4. Бюджеты как инструмент финансового контроля
4.1 Бюджетный контроль, формы, виды контроля и связи между ними
4.2 Гибкие бюджеты и контроль
4.3 Учет и система контроля по центрам ответственности
4.4 Отчеты об исполнении бюджетов (смет), принципы их составления
4.5 Возможные проблемы финансового контроля.
Заключение
Литература
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

дпл.docx

— 640.86 Кб (Скачать файл)

Трудоемкость изготовления продукции определяется по каждому  виду продукции в часах или  человеко-часах на единицу продукции.

Оплата труда рабочих (заработная плата) рассчитывается в  д. е. на один час работы в зависимости  от принятых тарифных условий.

Сумма прямых затрат труда  рассчитывается по следующей схеме:

В соответствии с бюджетом производства и нормативами для  определения суммы прямых затрат на оплату труда, принятыми в условном примере, составлен бюджет прямых затрат на оплату труда в 200Х году.

 

Таблица 9 Смета прямых затрат на оплату труда в 200Х г.

Информация бюджета прямых затрат на оплату труда может быть представлена в виде плана графика, условный пример которого приведен в  таблице 10.

 

Таблица 10 Бюджет прямых затрат на оплату труда на 200Х год

Наряду с планом графиком прямых затрат труда должен быть составлен  график выплаты заработной платы  в соответствии с принятыми в  организации кассовыми днями, сроками  выдачи авансов и основной части  заработной платы.

Последовательность составления  бюджетов прямых затрат труда:

1. Установить наиболее  важные виды прямых производственных (операционных затрат) расходов на  оплату труда и категории персонала  чьи издержки на оплату труда  прямо пропорционально связаны  с объемом продаж и будут  изменяться в соответствии с  изменением объема продаж на  протяжении бюджетного периода.

2. Рассчитать (или уточнить) нормативы трудоемкости по видам  продукции в человеко-часах и  стоимость одного человека-часа, исходя из принятых в организации  тарифных условий. На основании  этих данных и объема производства  определить общую величину прямых  затрат труда на производство  продукции.

3. Отразить в бюджете  возможную индексацию оплаты  труда в течение бюджетного  периода и внести коррективы  в соответствующие периоды (месяцы) бюджета через изменения почасовой  ставки оплаты труда.

4. Составить бюджет прямых  затрат труда на планируемый  период и график выплаты заработной  платы в соответствии с принятыми  в организации кассовыми днями,  сроками выплаты авансов части  заработной платы.

2.3.4. Бюджет общепроизводственных  расходов 

Назначение бюджета –  определить часть условно-постоянных издержек необходимых для производства запланированного объема продукции.

Общепроизводственные расходы  относятся к числу накладных  расходов, включающих в себя все  экономические элементы издержек производства.

Термин «накладные» расходы  указывает на то, что они, в отличие  от прямых расходов носят общий, собирательный  характер, их величина, изменение, зависят  от множества различных факторов.

По характеру отнесения  на себестоимость продукции они  являются косвенными, не могут быть отнесены прямо на изделие, если их выпускается два и более наименования.

Общепроизводственные расходы  неоднородны, методы их расчета различны, поэтому по каждому виду расходов составляется постатейная смета.

По экономическому содержанию большая часть общепроизводственных расходов состоит из затрат на содержание и обслуживание средств труда (главным  образом оборудования). Другая часть  представляет собой расходы по управлению и обслуживанию производства (цеховые  расходы).

В состав общепроизводственных расходов входят:

расходы на содержание и  эксплуатацию оборудования;

амортизация основных средств  и иного имущества, используемого  в производстве;

расходы по страхованию имущества;

расходы на отопление, освещение  и содержание помещений;

арендная плата за помещения, машины, оборудование и др. используемые в производстве;

оплата труда работников, занятых обслуживанием производства;

другие, аналогичные по назначению управленческие расходы.

Составлению бюджета общепроизводственных расходов предшествуют классификация  их на постоянные и переменные в  зависимости от изменения объема выпускаемой продукции.

В соответствии с этим бюджет общепроизводственных расходов состоит  из двух частей: переменные накладные  расходы и постоянные накладные  расходы. Для формирования переменной части расходов определяются ставки, постоянная часть расходов планируется  с помощью составления сметы.

Деление накладные расходов на переменные и постоянные в бюджете  общепроизводственных расходов важно  с точки зрения финансового контроля и управления. Переменные накладные  расходы нормируются, определяются ставки начисления их на один час труда  основных производственных рабочих. Они  относятся к контролируемым расходам.

Постоянные расходы, будучи выделенными, из общего состава производственных накладных расходов, хотя и считаются  неконтролируемыми, в условиях гибкого  бюджетирования в определенной степени становятся управляемыми.

В таблице 11 приведена смета (бюджет) общепроизводственных расходов в соответствии с их классификацией. Смета рассчитывается на планируемую  деятельность, выраженную в человеко-часах  труда основных производственных рабочих.

 

Таблица 11 Смета (бюджет) общепроизводственных накладных расходов на 200Х г.

Сметные затраты по статьям  переменных накладных расходов определяются путем умножения сметного труда  основных производственных рабочих (см. Бюджет прямых затрат на оплату труда, таблица 10) по каждому участку в  человеко-час на сметную (нормативную) ставку начисления переменных накладных  расходов (д. е. на 1 человеко-час труда). Предполагается, что все переменные накладные расходы зависят от продолжительности труда основных производственных рабочих.

При составлении сметы  общепроизводственных расходов следует  из состава постоянных расходов выделять (в том числе) амортизацию. Экономически амортизация не вызывает оттока денежных средств как другие расходы. Амортизационные  отчисления представляют форму накопления средств для приобретения и восстановления окончательно износившихся средств  труда.

Для того чтобы выделить (показать) общепроизводственные накладные  расходы по каждому подразделению  организации составляются дополнительные расчеты, результаты которых сводятся в отдельные сметы. Эти сметы  позволяют руководителям подразделений  сосредоточить внимание на контроле тех издержек, за которые они несут  непосредственную (персональную) ответственность. В свою очередь сметы подразделений  помогают руководителю производства при  анализе исполнения оценивать деятельность каждого подразделения и его  руководителя.

Последовательность составления  бюджета общепроизводственных накладных  расходов.

1. Определить виды накладных  расходов, которые должна понести  организация на содержание и  эксплуатацию средств труда (оборудования).

2. Определить накладные  расходы на содержание и обслуживание  цеха (общецеховые расходы).

3. Составить постатейные  сметы наиболее важных видов  общепроизводственных затрат (смета  затрат на ремонт оборудования, на ремонт и обслуживание цеховых  зданий и сооружений и др.).

4.Выделить в составе  общепроизводственных расходов  переменную часть и постоянную (условно-постоянную) части.

5.Определить сметные ставки  начисления цеховых общепроизводственных  расходов на один час или  человеко-час планируемых трудовых  затрат.

6. Для контроля и управления  общепроизводственными затратами  можно составить помесячный план-график (см. таблицу 12). Главным методом  контроля и регулирования общепроизводственных  расходов является анализ исполнения  сметы (бюджета), как средства  обратной связи.

Для этого достаточно контролировать исполнение постатейных смет затрат по местам их возникновения за которые  несет ответственность руководитель (менеджер) центра ответственности.

 

Таблица 12 План-график бюджета общепроизводственных расходов на 200Х г.

Примечание: Бюджет составлен на основе расчета распределение общепроизводственных расходов по видам продукции.

2.4. Бюджеты (сметы)  накладных коммерческих и управленческих  расходов 

Бюджеты накладных затрат на продажу и управление составляются в форме самостоятельных документов:

1. Бюджет коммерческих  расходов;

2. Бюджет управленческих  расходов.

Эти бюджеты отражают ожидаемые  расходы на реализацию (продажи) и  общие расходы на управление (общехозяйственные  расходы).

В отечественной экономической  литературе отдельные авторы называют эти расходы периодическими. Видимо это понятие – производное  от понятия используемого западными  экономистами, которые подразделяют «затраты на продукт» и «затраты на период». Затраты на продукт включаются в себестоимость продукции, они  связаны с физическими единицами, могут быть частично отнесены на готовую  продукцию на складе или товары отгруженные  и участвовать в процессе исчисления прибыли позже их фактического осуществления. Затраты же на период с движением  физических единиц готовой продукции не связаны, они сразу списываются в дебет счета «Продажи» и уменьшают прибыль. Классификация расходов «затраты на продукт» и «затраты на период» является относительно новой для отечественного учета, но имеет важное методологическое значение, в том числе при оптимизации величины прибыли. Нынешний план счетов предусматривает такую возможность.

При планировании коммерческих и управленческих расходов необходимо учитывать, что критерием их эффективности  является опережающий рост объема продаж по сравнению с темпами роста  этих расходов. В результате абсолютная величина накладных расходов повышается, а их доля в объеме продаж снижается. Эту закономерность необходимо учитывать  при составлении бюджетов коммерческих и управленческих расходов.

Следует иметь в виду, что в отдельные периоды жизненного цикла организации уровень и  темпы роста коммерческих и управленческих расходов могут нарушить отмеченную тенденцию, например, при трудностях с продвижением товаров или необходимостью завоевания новых рынков сбыта и  др. Но в любом случае необходимо предусматривать пределы, до которых  можно наращивать эти расходы  для целей бизнеса.

Бюджет накладных  коммерческих расходов (см. таблицу 13) составляется по видам реализуемой продукции. Коммерческие затраты содержат не только усилия и средства, связанные непосредственно с объемом продаж в течение бюджетного периода, но и с продвижением продукции на рынок (расходы на рекламу, на стимулирование спроса). Эти расходы отвечают целям организации не только в краткосрочном периоде, но и определяются долгосрочными (стратегическими) целями.

В состав коммерческих расходов включаются: оплата работников, занимающихся продажей продукции, расходы по доставке продукции до потребителя, амортизация  транспортных средств, затраты на рекламу, вознаграждение посреднику и другие.

Подавляющая часть этих расходов в течение годового бюджетного цикла  с изменением объема продаж остаются постоянными. К переменным следует  отнести только вознаграждение посредникам, так как оно определяется в  процентах от бюджетной выручки. Расходы на содержание транспортных средств можно отнести к полупеременным.

Бюджет управленческих расходов (см. таблицу 14). В состав управленческих расходов включаются расходы на содержание и оплату труда высшего и среднего управленческого персонала организации, часть накладных расходов, связанных с их деятельностью: услуги вспомогательных цехов, представительские, командировочные расходы, содержание служебного транспорта, аренда, консалтинговые услуги, услуги аудиторов со стороны, хозяйственные нужды, оплата связи, канцелярские расходы, расходы по содержанию офисного оборудования и т. п.

Наряду с планом-графиком распределения управленческих расходов внутри бюджетного периода (по месяцам), определяется доля структурных подразделений  в сумме общеорганизационных  управленческих расходов.

Так как управленческие расходы  относятся к постоянным затратам и оказывают непосредственное влияние  на изменение показателя прибыли, при  планировании их величины устанавливаются  лимиты в виде фиксированных сумм на предстоящий период. Доля оплаты труда составляющая значительную часть  управленческих расходов, в общем  фонде оплаты труда организации  может возрастать, но в общем объеме продаж она должна быть стабильной или снижаться с течением времени. Это соотношение должно быть заложено в стратегических бюджетах.

Последовательность составления  бюджетов коммерческих и управленческих расходов:

1.Определить наиболее  важные виды накладных расходов, которые соответствуют профилю  и структуре организации;

2.Распределить эти расходы  на управленческие и коммерческие  по их служебной и функциональной  роли;

Информация о работе Бюджетирование и внутренний контроль исполнения бюджета