Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 13:43, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является освещение теоретических и практических аспектов бюджетирования в системе бухгалтерского (управленческого) учета, и, в частности, раскрытие классификации бюджетов и их назначения в управленческом учете.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий круг задач:
рассмотреть основы бюджетирования в организации;
раскрыть классификацию бюджетов и их назначение в управленческом учете;
сформулировать возможные пути усовершенствования процесса бюджетирования.
введение 1
1 ГЛАВА. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ 1
1.1 Сущность, функции бюджетирования2
1.2 Принципы и этапы бюджетирования3
1.3 Виды бюджетов 3
2 ГЛАВА. Внедрение бюджетирования для повышения эффективности финансового планирования на предприятии 4
2.1 Общие положения планирования деятельности предприятия5
2.2 Разработка операционного бюджета промышленного предприятия
2.3 Бюджет прибылей и убытков, бюджет движения денежных средств и баланс6
3 ГЛАВА. Возможные пути совершенствования системы бюджетирования на предприятии 1
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 1
библиографический список 1
Важнейшей предпосылкой эффективности функционирование какого - либо экономического инструмента, в том числе и бюджетирования, есть разработка научно обоснованных принципов, их внедрение и использование в практической деятельности. Важнейшими среди таких принципов есть:
- принцип полноты - состоит в том, что разработка бюджета должна охватывать все стороны деятельности и все подразделения предприятия. На предприятии могут разрабатываться разные виды бюджетов. В зависимости от объекта охвата это могут быть общий (сводный) бюджет предприятия и функциональные бюджеты отдельных его подразделений. Кроме того, в зависимости от периода бюджетирования выделяют стратегические (несколько лет), тактические (квартал - год) и оперативные (до 1 месяца) бюджеты.
- принцип реальности, который выходит из необходимости приоритета реализации продукции над ее производством и учета ограниченности ресурсов, которые есть в распоряжении предприятия;
- принцип интегрированности, который предопределяется потребностями тесной взаимосвязи (как горизонтально, так и вертикально) между разными видами и уровнями бюджетов. Выполнение этого принципа означает: при разработке бюджетов низшего уровня (например, бюджеты отдельных подразделений предприятия) обязательно учитываются задачи, предусмотренные бюджетом высшего уровня (бюджет предприятия). Аналогично и во временном плане разработка краткосрочных (текущих) бюджетов осуществляется, базируясь на задачах, предусмотренных более долгосрочными (стратегическими) бюджетами;
- принцип гибкости, который допускает при разработке и выполнении бюджетов возможность их корректирования при изменении внутренних или внешних условий деятельности предприятия;
-
важным для процесса
Процесс бюджетирования состоит из ряда логически взаимосвязанных этапов, соблюдение которых даст возможность компании достичь успеха при составлении бюджетов и обеспечит реализацию вышеперечисленных принципов. оперативный бюджет планирование
Первый этап - рыночный анализ внешней среды и прогнозирование возможных изменений в ней; реализация этого этапа направлена на обоснованность и реальность бюджетирования.
Второй этап - оценка возможностей предприятия, в том числе производственных мощностей, трудовых ресурсов, финансовых средств и источников их получения.
Третий этап состоит в разработке ценовой политики предприятия по видам продукции и рынкам сбыта.
Четвертый этап - разработка системы норм и нормативов (затрат сырья и материалов, запасов сырья, материалов и готовой продукции). Без создания такой нормативной базы процесс бюджетирования в лучшем случае не даст ожидаемых результатов, а быстрее всего будет дискредитирован. На этом этапе обеспечивается обоснованность и экономичность бюджетирования.
Пятый, центральный этап состоит в разработке системы операционных, финансовых и функциональных бюджетов.
Последний, шестой этап состоит в реализации бюджетов, контроле по их выполнению, анализе отклонений и факторов, которые обусловили их, а также корректировке в случае необходимости.
Эти этапы являются как бы макетом, моделью процесса бюджетирования и придерживаться в точности каждого из них не следует, при составлении бюджетов нужно учитывать специфику деятельности предприятия, отраслевые особенности, правильно выбрать бюджетный период, а это иногда очень сложно сделать.
Бюджетный
цикл – составная часть
-
планирование с участием
-
определение показателей,
- оценка возможных изменений в планах, связанных с изменениями условий функционирования;
- корректировка планов с учетом возможных изменений.
Как было отмечено раньше, бюджет очень объёмное понятие и каждое предприятие трактует его по-своему и в каждой компании выделяется своя классификация бюджетов.
В зависимости от поставленных задач бюджет может быть общим (генеральным) или частным, гибким или статическим.
Частный
бюджет – это план деятельности
конкретного направления
Общий
(генеральный) бюджет – это скоординированный
план деятельности организации, разработанный
в целом исходя из учета основного
бюджетного фактора. Он объединяет частные
бюджеты подразделений
Операционный бюджет – текущий, периодический, характеризует планируемые операции на предстоящий период. Цель такого бюджета – разработка плана прибылей убытков. Если основной бюджетный фактор – объем продаж, то он формируется из таких вспомогательных смет, как: бюджет продаж, бюджет производства, бюджет материальных затрат, бюджет трудовых затрат, бюджет общепроизводственных расходов, бюджет общих и административных расходов, бюджетный отчет о прибылях и убытках.
Финансовый бюджет отражает предполагаемые источники финансовых средств и направления их использования. Цель финансового бюджета – планирование баланса поступления средств от видов деятельности и расходов, связанных с осуществлением деятельности таким образом, чтобы сохранялся нормальный уровень финансовой устойчивости предприятия в течение бюджетного периода. Его составными элементами являются сметы капитальных вложений, движения денежных средств и прогнозируемый баланс.
Форма бюджетов, в отличие от финансовой отчетности, не стандартизирована, его структура зависит от вида деятельности и размера организации, объекта планирования, степени квалификации разработчиков.
Статический
бюджет – это бюджет, планируемый
на конкретный уровень реализации.
Все частные бюджеты, входящие в
состав общего (генерального) бюджета,
являются статическими, так как доходы
и затраты предприятия
Гибкий
бюджет – это связывающее звено
между плановым бюджетом и достигнутыми
фактическими результатами. Он составляется
после анализа влияния
Гибкий
бюджет включает доходы и затраты, скорректированные
с учетом фактического объема реализации.
1.4
Генеральный бюджет
предприятия
Генеральный бюджет предприятия состоит из двух частей: операционный бюджет и финансовый бюджет.
Разработка операционного бюджета включает следующую последовательность.
В нем определяется объем, цены и стоимость различных видов продукции и услуг, намеченных к продаже. При подготовке этого бюджета используются оценки специалистов и экспертов по предполагаемому спросу на продукцию и услуги, данные анализа по удовлетворению спроса за прошлые сопоставимые периоды, специальные методики и модели по маркетинговым исследованиям.
Бюджет продаж служит отправной точкой планирования. На его основе составляются производственная программа, бюджет производственной себестоимости, бюджет денежных средств и др. разделы общего бюджета.
Цель
данного бюджета — рассчитать
прогноз объема производства товарной
продукции исходя из результатов
расчета предыдущего бюджета
и целевого остатка произведенной,
но нереализованной продукции (запасов
продукции). Формула расчета для каждого
вида продукции выглядит следующим образом:
Qn
= Впр + Ок - Он, где
(1)
Qn — продукция, предназначенная к выпуску в планируемом периоде;
Впр — прогноз объема продаж;
Ок — целевой остаток готовой продукции на конец планируемого периода;
Он — остаток продукции на начало планируемого периода.
Бюджет приобретения = Производственная потребность +Запасы Мк - Запасы Мн, где (2)
Запасы Мк – планируемые остатки материалов на конец прогнозируемого периода, ед., Запасы Мн – планируемые остатки материалов на начало прогнозируемого периода, ед.
Для того, чтобы рассчитать этот бюджет в денежном выражении, необходимо умножить количество приобретаемых материалов каждого вида на цену приобретения материалов каждого вида. Суммированием полученных значений по всем видам материалов рассчитывается бюджет приобретения материалов.
Ср
= Запасы ГПн + Сп – Запасы ГПк, где (3)
СР – прогнозируемая себестоимость проданной продукции, р., Запасы ГПн – прогнозируемые запасы готовой продукции на начало периода, р., Запасы ГПк – прогнозируемые запасы готовой продукции на конец периода, р., Сп – прогнозируемая себестоимость произведенной за период продукции, р.
Сп
= Зм + Зт + Знакл., где (4)
Зм – прогнозируемые прямые материальные затраты, р., Зт – прогнозируемые прямые трудовые затраты, р., Знакл. - прогнозируемые накладные производственные и непроизводственные расходы, р.
Для
варианта сокращенной себестоимости
смета себестоимости
Сп
= Зм + Зт + Зопр., где (5)
Зопр. – прогнозируемые общепроизводственные расходы, р.
Непроизводственные расходы в этом случае будут прогнозироваться в структуре бюджетов управленческих и коммерческих затрат.
Информация о работе Бюджеты, их назначение в управленческом учете