Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 19:28, курсовая работа
Цель данной работы – проанализировать использование, возникновение и развитие контроллинга в России.
Задачи:
- рассмотреть общие аспекты контроллинга;
- выявить перспективы применения и развития его в России;
- сделать выводы по результатам работы.
Введение 5
1 Общие аспекты о контроллинге 7
1.1Понятие контроллинга 7
1.2 Цели и задачи контроллинга 9
1.3 Функции контроллинга 14
2 Возникновение и развитие контроллинга в России 19
2.1 Причины возникновения контроллинга 19
2.2 Ученые занимающиеся вопросами контроллинга 24
2.3 Развитие контроллинга 26
3 Применение и перспективы развития контроллинга в России 29
3.1 Контроллинг в России:предпосылки внедрения контроллинга и становление профессионалов 29
3.2 Перспективы развития контроллинга в России 33
Заключение 37
Список использованной литературы 39
Приложение А 40
- нет учета по процентам прибыли;
- сложности с разделением переменных и постоянных затрат;
- отсутствие контроля за достижением целей предприятия;
- недостаток информации для принятия управленческих решений, зачастую информация остается невостребованной;
- получение прибыли часто является единственной целью предприятия .
Необходимость появления на современных предприятиях такого феномена, как контроллинг, можно также объяснить следующими причинами:
1. повышение нестабильности внешней среды выдвигает дополнительные требования к системе управления предприятием:
• необходимость
в непрерывном отслеживании изменений,
происходящих во внешней и внутренней
средах предприятия – является основополагающим
требованием к системе
• увеличение
скорости реакции на изменения внешней
среды, повышение гибкости предприятия
– это одно из наиболее значимых
требований, так как чем быстрее
руководство предприятия
• необходимость продуманной системы действий по обеспечению выживаемости предприятия и избежанию кризисных ситуаций – представляет собой требование к системе управления по прогнозированию тенденций будущих изменений факторов внешней и внутренней среды предприятия, что обеспечивается службой контроллинга;
• смещение
акцента с контроля прошлого, на
анализ будущего – использование
прогнозирования расширяет
2. усложнение системы управления предприятием требует механизма координации внутри данной системы, так как для достижения поставленной перед предприятием цели необходимо совместное активное участие всех его подразделений. В этом случае служба контроллинга является необходимым звеном в обеспечении эффективного управления предприятием, так как налаженная система планирования, учета и анализа объединяет усилия всех подразделений в направлении достижения поставленных целей;
3. информационный бум при
4. общекультурное стремление к
синтезу, интеграции различных
областей знания и
Возникновение контроллинга, по мнению специалистов, обусловлено развитием рыночной экономики. По мере развития техники, технологии организация производства фирмы становится все более наукоемкой. Капиталовложения в здания, сооружения и оборудование растут постепенно, а в исследования и разработки — гигантскими темпами, достигая иногда 2/3 вложений в основные фонды, что по величине равно сумме всей прибыли в обрабатывающей промышленности.
По мере увеличения средств, которыми оно рискует, руководство фирмы все меньше понимает цели и последствия капитальных вложений. В результате ему все больше приходится полагаться на знания и советы различных технических специалистов, которые, как правило, не имеют прямых контактов с руководством и никогда не считались частью управленческого аппарата. Следовательно, в высшем звене управления принятие решения по важнейшим вопросам все больше становится групповым процессом.
Другая сложность заключалась в изменении технологии принятия решения. В начале XX в., когда происходили рост фирм и усложнение их производства, управленческий аппарат (персонал), именуемый «штаб», также приобретал все большую численность и знания. Первоначально штаб занимался подготовкой решений: собирал, классифицировал, анализировал и представлял необходимую для решений информацию. Задача штабных специалистов — поставлять информацию, а не участвовать в принятии решений.
Во второй половине XX в. ситуация быстро поменялась. Возник новый тип штабного руководителя, обладающий знаниями, которых нет у руководства фирмы, — это специалисты по отработке данных и по научному решению проблем, известные как экономисты-математики. Специалисты по обработке данных отвечают за входящую информацию для принятия решения, а экономисты-математики проводят анализ альтернативных решений.
Довольно быстро происходит процесс
интеграции традиционных методов учета,
анализа, нормирования, планирования и
контроля в единую систему получения,
обработки и обобщения
Эта система получила название «контроллинг» (упреждающий контроль на основе наблюдения за изменениями объекта). Наиболее полно система контроллинга как система управления была впервые описана и применена в США. Отсюда семантическое значение термина «контроллинг (от англ. To control — контролировать) и производных либо связанных с ним понятий, таких, например, как контроллер — руководитель службы контроллинга.
По аналогии с одинаковым звучанием
слова в русском языке «
Частично это так, но далеко не полностью, хотя первоначальное понятие контроллинга объединило совокупность задач в сфере учета и финансов, а контроллер был главным бухгалтером. Содержание контроллинга и работа контроллера не исчерпываются на сегодня только этими функциями в том объеме, в котором мы привыкли их видеть: они значительно шире и разнообразнее.
Контроллинг — это концепция, направленная на ликвидацию узких мест и ориентированная на будущее в соответствии с поставленными целями и задачами получения определенных результатов.
2.2 Ученые занимающиеся вопросами контроллинга
В российской науке и практике понятие контроллинг используют применительно к бизнес-процессам в целом или к таким их функциям, как финансы, сбыт. Что касается внутрифирменного развития персонала, то здесь вопрос создания эффективной системы контроллинга, который обеспечивал бы методическую и инструментальную поддержку основных функций, то есть планирования, контроля, учета, анализа и оценки ситуации для принятия решений по развитию персонала организации, пожалуй, разработан в наименьшей степени. Проблема же создания эффективных, простых, универсальных методов оценки эффективности самих мероприятий по обучению персонала является предметом принципиальных дискуссий не только в российской, но и в зарубежной науке и практике. Причем под эффективностью здесь понимается оценка соотношения затрат на обучение и полученных результатов по возможности в денежном выражении и оценка
воздействия этих мероприятий на достижения целей организации. Интерес к этой проблеме стал проявляться в России в начале 1990-х годов с развитием частного бизнеса и началом перехода к рыночной экономике. За рубежом контроллинг персонала получил свое развитие в 80-е годы, когда стали обсуждаться возможности его применения в различных функциональных областях. Наибольшее применение сам термин «контроллинг» получил в немецкоязычной научной литературе.
Проблемы внедрения и
Общие вопросы контроллинга персонала, проблемы управления и развития персонала организации, использования и раскрытия трудового потенциала, вопросы учета человеческих ресурсов были рассмотрены в трудах СВ. Андреева, В.Б. Бычина, В.П. Галенко, П.В. Журавлева, Н.А. Иванова, Д.М. Иванцевича, Ю.А. Кузнецова, М.Н. Кулапова, А.Я Кибанова, А.А. Лобанова, В.М. Маневича, Н.К. Маусова, Ю.Г. Одегова, А.И. Турчинова, Н.И. Шаталовой, Т.К.Амлинга и других; проблемы использования контроллинга персонала в изменяющихся структурах встречаются у Х.Бреде.
Всевозможные методы и инструменты измерения и оценки эффективности внутрифирменных мероприятий по обучению персонала, определению их результативности рассматриваются в работах М. Ашендорфа, Л. Балдина, Е. Бателя, и других.
Несмотря на то, что теоретические и практические положения контроллинга профессионального обучения персонала исследуются как зарубежными, так и отечественными авторами, проблема оценки эффективности внутрифирменных мероприятий по обучению, оценки их
влияния на степень достижения результатов
фирмы проработаны недостаточно
и на сегодняшний день не существует
универсальных методик
Истоки российской теории и практики
контроллинга лежат исключительно
в области западных научных школ.
Это тот редкий случай, когда по
конкретному зарождающемуся научному
направлению полностью отсутств
В научных трудах российских ученых вопросы теории контроллинга обычно рассматривают как бы «вне времени и пространства», т. е. отсутствует четкое разграничение концепций контроллинга по отдельным хронологическим периодам и по отдельным школам. Принято сравнивать американскую и немецкую школы контроллинга (А. М. Карминский, Н. И. Оленев, А. Г. Примак, С. Г. Фалько, М. Л. Слуцкин, Л. В. Попова, Р. Е. Исакова и др.), но нет анализа особенностей российской модели контроллинга и ее отличия от зарубежных воззрений.
2.3 Развитие контроллинга
В нашей стране интерес к контроллингу начал проявляться в начале 1990-х годов в условиях реформирования российской экономики. Вместе с тем в России пока известны лишь единичные примеры использования контроллинга. До 1997 года к теме контроллинга обращались в основном зарубежные авторы, а отечественные публикации представляли собой тезисы докладов и научные статьи. В 1997 году в издательстве "Финансы и статистика" вышел перевод монографии Д. Хана "Планирование и контроль: концепция контроллинга", положившая начало целому ряду отечественных работ о контроллинге. Термин стал появляться в литературных источниках, посвященных бухгалтерскому и управленческому учету, стратегическому и оперативному менеджменту, принятию решений, информационным технологиям и др.
В силу многолетнего централизованного планового хозяйства корни контроллинга в России короткие. С 1991 по 1995 г. контроллинг если и был, то понимался как учет затрат и результатов. С этого периода до 1998 г. им занимались банки. С 1998 г. сферу контроллинга должны были активизировать промышленные предприятия. В этот период предприятия вынуждены были осваивать современные методы менеджмента, планирования и бюджетирования. С 2000 г. контроллер уже не только готовит и предоставляет данные и информацию, но и активно как партнер участвует в ее интерпретации.
Развитие контроллинга в России было поддержано программой Европейского Союза «Программа содействия и технической поддержки новых независимых государств бывшего Советского Союза и Монголии» (ТАСИС). С 2001 г. эта программа способствовала ускорению реформации российского учета, и в результате были созданы предпосылки для российской системы управленческого учета и контроллинга, признанной во всем мире.
Российская модель контроллинга —
информационно-аналитическая и
В России контроллинг практикуется более 15 лет. С тех пор, как специалисты в области экономики начали активно обсуждать проблематику контроллинга, с тех пор контроллинг начинал внедряться и развиваться. За это время был пройден путь от недопонимания к преувеличению возможностей и естественных возврат к стационарному состоянию его развития и внедрения. Утвердилось понимание контроллинга не только как философии и образа мышления руководителей, но и как плодотворный практической деятельности, направленной на эффективное использование ресурсов и развитие организации с акцентом на долгосрочную перспективу.
Успешное развитие идей, методологии и практики контроллинга базируется на трех этапах:
Информация о работе Возникновение и развитие контроллинга в России