Доходы предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 18:50, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность данной темы невозможно преувеличить. Бизнес не может рассчитывать на процветание, а вернее на выживание, не разрабатывая планов и не контролируя их выполнение. Планирование должно представляться в финансовом выражении, так как различные направления деятельности бизнеса измеряются общим мерилом- деньгами. Мир жесткой конкуренции требует гибкости и приспосабливаемости как в планировании, так и в практической деятельности.

Содержание

1. Доходы предприятия

1.1 Состав доходов предприятия как экономической базы формирования финансовых результатов

1.2 Планирование выручки и факторы на нее влияющие

1.3 Расчет порога рентабельности и его роль в финансовом управлении

2. Материал для выполнения расчетной части курсовой работы

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Сашки.doc

— 261.00 Кб (Скачать файл)

      Во-вторых, можно решить проблему максимизации прибыли и рационализации ее динамики при данных параметрах фирмы за счет относительного сокращения тех или иных затрат.

      В-третьих, такое деление затрат позволяет  определить минимальный объем производства и реализации продукции, при котором  достигается безубыточность бизнеса (порог рентабельности), и показать, насколько фактический объем производства превышает этот показатель (запас финансовой прочности фирмы).

      Порог рентабельности определяется как выручка от реализации, при которой предприятие уже ни имеет убытков, но не получает и прибыли, то есть финансовых средств от реализации после возмещения переменных затрат хватает лишь на покрытие постоянных затрат и прибыль равна нулю.

      Точка безубыточности в натуральном выражении  по производству и реализации конкретного  изделия определяется отношением всех постоянных затрат по производству и реализации конкретного изделия к разности между ценой (выручкой) и переменными затратами на единицу изделия.

      Точка безубыточности в стоимостном выражении  определяется как произведение критического объема производства в натуральном выражении и цены единицы продукции.

      Расчет  порога рентабельности широко используется при планировании прибыли и определении  финансового состояния предприятия.

      Два правила, полезных для предпринимателя:

      1. Необходимо стремиться к положению, когда выручка превышает порог рентабельности, и производить товаров в натуре больше их порогового значения. При этом будет происходить наращивание прибыли фирмы.

      2. Следует помнить, что сила воздействия  производственного рычага тем больше, чем ближе производство к порогу рентабельности, и наоборот.

      Это означает, что существует некоторый  предел превышения порога рентабельности, за которым неизбежно должен последовать  скачок постоянных затрат (новые средства труда, новые помещения, увеличение издержек на управление предприятием).

      Фирма должна обязательно пройти порог  рентабельности и учитывать, что  за периодом увеличения массы прибыли  неизбежно наступит период, когда  для продолжения производства (наращивания  выпуска продукции) просто необходимо будет резко увеличить постоянные затраты, следствием чего неизбежно станет сокращение получаемой в краткосрочном периоде прибыли.

      Принимая  конкретное решение об объеме производства продукции, предпринимателю следует  считаться с этими выводами.

      С низким порогом рентабельности легче пережить падение спроса на продукцию или услуги, отказаться от неоправданно высокой цены реализации. Снижения порога рентабельности можно добиться наращиванием валовой маржи (повышая цену и / или объем реализации, снижая переменные издержки), либо сокращением постоянных издержек.

      Идеальные условия для бизнеса - сочетание  низких постоянных издержек с высокой  валовой маржой.

      Делением  постоянных затрат на коэффициент валовой  маржи получают порог рентабельности.

      Порог рентабельности - это такая выручка от реализации, при которой предприятие уже не имеет убытков, но еще не имеет и прибылей. Валовой маржи хватает на покрытие постоянных затрат и прибыль равна нулю. 
Прибыль = Валовая маржа  -  постоянные затраты  = 0

      Рассмотрим  на примере: 
Исходные данные для определения порога рентабельности

      Показатели        Исходный  вариант        Вариант 10 % роста выручки 
      Выручка от  
реализации
      10 000       11 000
      Переменные  
затраты
      8 600       9 460
      1. Валовая маржа        1400       1540
      2. Коэффициент  
валовой маржи
      1400/10000 = 0,14       1540/11000 = 0,14
      3. Постоянные  
затраты
      1200       1200
      4. Порог рентабельности        1200/0,14 = 8571,4       1200/0,14 = 8571,4
      5.1 Запас финансовой прочности       10000,0       11000,0
      5.2 Запас финансовой прочности, %       8571,4/1428,6       8571,4/2428,6
      6. Прибыль        1428,6/10000 х 100 = 14 % 1428,6 х 0,14 = 200       2428,6/11000 х 100 = 22% 2428,6 х 0,14 = 340
 

      Отсюда, порог рентабельности равен 8571,4 тыс., то есть при достижении выручки от реализации в 8571,4 тыс. предприятие достигает, наконец окупаемости постоянных и переменных затрат. Каждая следующая проданная единица товара уже будет приносить прибыль. 
Зная порог рентабельности, можем определить запас финансовой прочности предприятия.

      Разница между достигнутой фактической  выручкой от реализации и порогом рентабельности составляет запас финансовой прочности предприятия. Если выручка от реализации опускается ниже порога рентабельности, то финансовое состояние предприятия ухудшается, образуя дефицит ликвидных средств.

      Запас финансовой прочности = 10 000 тыс. - 8571,4 тыс. = 1428,6 тыс., что соответствует примерно 14 % выручки от реализации. Это означает, что предприятие способно выдержать 14 % -ное снижение выручки от реализации без серьезной угрозы для своего финансового положения.

      Запас финансовой прочности показывает, на сколько можно сократить реализацию (производство) продукции, не неся при этом убытков. Превышение реального производства над порогом рентабельности есть запас финансовой прочности фирмы:

      Запас финансовой прочности = Выручка – Порог рентабельности

      Запас финансовой прочности предприятия  выступает важнейшим показателем  степени финансовой устойчивости. Расчет этого показателя позволяет оценить  возможности дополнительного снижения выручки от реализации продукции  в границах точки безубыточности.

      На  практике возможны три ситуации, которые  по-разному будут отражаться на величине прибыли и запасе финансовой прочности  предприятия:

      1) объем реализации совпадает с  объемом производства;

      2) объем реализации меньше объема  производства;

      3) объем продаж больше объема производства.

      Как прибыль, так и запас финансовой прочности, полученной при избытке  произведенной продукции, меньше, чем  при соответствии объемов продаж объему производства. Поэтому предприятие, заинтересованное в повышении как  своей финансовой устойчивости, так и финансового результата, должно усилить контроль над планированием объема производства. В большинстве случаев увеличение товарно-материальных запасов предприятия свидетельствует об избытке объема производства. Прямо о его избытке свидетельствует увеличение запасов в части готовой продукции, косвенно - увеличение запасов сырья и исходных материалов, так как издержки за них предприятие несет уже при их покупке. Резкое увеличение запасов может свидетельствовать об увеличении объема производства в недалеком будущем, что также должно быть подвергнуто строгому экономическому обоснованию.

      Таким образом, при обнаружении прироста запасов предприятия в отчетном периоде можно делать вывод о  его влиянии на величину финансового  результата и уровень финансовой устойчивости. Поэтому для того, чтобы достоверно измерить величину запаса финансовой прочности, необходимо произвести коррекцию показателя выручки от реализации на сумму прироста товарно-материальных запасов предприятия за отчетный период.

      В последнем варианте соотношений - при  объеме продаж большем, чем объем  произведенной продукции, - прибыль  и запас финансовой прочности  больше, чем при стандартном построении. Однако факт продажи продукции, которая  еще не была произведена, то есть фактически не существует еще в данный момент (например, при предоплате большой партии товара, которая не может быть произведена за текущий отчетный период), накладывает на предприятие дополнительные обязательства, которые должны быть выполнены в будущем. Существует внутренний фактор, уменьшающий фактическую величину запаса финансовой прочности, - это  скрытая финансовая неустойчивость. Признаком наличия у предприятия скрытой финансовой неустойчивости является резкое изменение объема запасов.

      Итак, для измерения запаса финансовой прочности предприятия необходимо выполнение следующих шагов:

      1) расчет запаса финансовой прочности; 

      2) анализ влияния разности объема  продаж и объема производства  через коррекцию величины запаса  финансовой прочности с учетом  прироста товарно-материальных запасов предприятия;

      3) расчет оптимального прироста  объема реализации и ограничителя  запаса финансовой прочности. 

      Запас финансовой прочности, рассчитанный и  откорректированный, является важным комплексным показателем финансовой устойчивости предприятия, который необходимо использовать при прогнозировании и обеспечении комплексной финансовой устойчивости предприятия

      Эффект  операционного рычага состоит в том, что любое изменение выручки от реализации приводит к еще более  сильному изменению прибыли. Действие данного эффекта связано с непропорциональным воздействием условно-постоянных и условно-переменных затрат на финансовый результат при изменении объема производства и реализации. 
Чем выше доля условно-постоянных расходов в себестоимости продукции, тем сильнее воздействие операционного рычага.

      Сила  воздействия операционного рычага рассчитывается как отношение маржинальной прибыли к прибыли от реализации

      Маржинальная  прибыль рассчитывается как разность выручки от реализации продукции и общей суммой переменных затрат на весь объем производства.

      Прибыль от реализации рассчитывается как разность выручки от реализации продукции и общей суммой постоянных и переменных затрат на весь объем производства.

      Таким образом, размер финансовой прочности показывает, что у предприятия есть запас финансовой устойчивости, а значит, и прибыль. Но чем ниже разница между выручкой и порогом рентабельности, тем больше риск получить убытки

      Итак:

  • сила воздействия операционного рычага зависит от относительной величины постоянных затрат;
  • сила воздействия операционного рычага прямо связана с ростом объема реализации;
  • сила воздействия операционного рычага тем выше, чем предприятие ближе к порогу рентабельности;
  • сила воздействия операционного рычага зависит от уровня фондоемкости;
  • сила воздействия операционного рычага тем сильнее, чем меньше прибыль и больше
  • постоянные расходы

      Вывод

      Получение достаточной величины прибыли является конечной целью любой хозяйственной  структуры.

      Прибыльность  служит основным критерием выбора инвестиционных проектов и программ оптимизации текущих затрат, расходов, финансовых вложений.

      Операционный  анализ - анализ безубыточности.

      Ключевые  элементы операционного анализа: финансовый и операционные рычаги рентабельности и запас финансовой прочности.

      Порог рентабельности - это такая выручка  от реализации, при которой предприятие  уже не имеет убытков, но еще не получает и прибыли.

      Запас финансовой прочности - это сумма, на которую предприятие может себе позволить снижение выручки        

      На  основе анализа порога рентабельности и запаса финансовой прочности можно принять следующие управленческие решения: 
       - расчет и анализ объемов реализации на основе запланированной величины прибыли; 
       - разработка наиболее прибыльного и рентабельного ассортимента выпускаемой продукции; 
       - выработка ценовой политики и т.д. 
       При разработке оптимально ассортимента выпускаемой продукции финансовые менеджеры часто используют так называемое «правило 50 процентов». Это правило сводится к следующему: все виды продукции подразделяются на две группы в зависимости от доли переменных затрат в выручке от реализации. Если доля переменных затрат больше 50 процентов, то по данным видам продукции выгоднее работать над снижением затрат. Если доля переменных затрат меньше 50 процентов, то предприятию лучше сосредоточить свое внимание на увеличении рыночного сегмента – это дает большее увеличение доли валовой маржи. 
       При использовании данного приема в расчет обычно не включают: эффект экономии на масштабах производства, который приводит к замедлению роста переменных затрат в случае увеличения доли на рынке, и изменение цен, связанное с изменением объема реализации. Но, как показывает применение «правила 50 процентов», эти факторы не приводят к кардинальным изменениям при выборе приоритетного варианта. Если же они значительные, их можно без труда включить в расчет

Информация о работе Доходы предприятия