Исследование учета расчетов по социальному страхованию

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 11:20, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является исследование методики расчетов отчислений в фонд социальной защиты населения и страховых взносов в «Белгосстрах».
Для достижения названной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть платежи в Фонд социальной защиты населения и обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний: экономическое содержание и роль в функционировании национальной экономики;
определить международные стандарты и зарубежный опыт учета пенсионного обеспечения;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ….......................................................................................................
ГЛАВА 1 ПЛАТЕЖИ В ФОНД СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ ОТ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ НА ПРОИЗВОДСТВЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ КАК ОБЪЕКТ УЧЕТА ……………………………………………
1.1 Платежи в Фонд социальной защиты населения и обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний: экономическое содержание и роль в функционировании национальной экономики……………………………………
1.2 Международные стандарты и зарубежный опыт учета пенсионного обеспечения …………………………………...
1.3 Нормативное правовое регулирование учета расчетов с ФСЗН и «Белгосстрахом»…………………………………….
ГЛАВА 2




ГЛАВА 3 ИССЛЕДОВАНИЕ УЧЕТА РАСЧЕТОВ ПО СОЦИАЛЬНОМУ СТРАХОВАНИЮ И ОБЕСПЕЧЕНИЮ...............................................................
2.1 Методика расчетов отчислений в фонд социальной защиты населения и страховых взносов в «Белгосстрах»…………………………………………………
2.2 Синтетический и аналитический учет расчетов с ФСЗН………………………………………………………….
2.3 Синтетический и аналитический учет расчетов с «Белгосстрахом»………………………………………………ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА РАСЧЕТОВ ПО СОЦИАЛЬНОМУ СТРАХОВАНИЮ И ОБЕСПЕЧЕНИЮ……………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………

Вложенные файлы: 1 файл

СОЦСТРАХ.doc

— 361.00 Кб (Скачать файл)

    - государственные  органы - со дня вступления в силу нормативного правового акта, которым определён их правовой статус;

    - индивидуальные  предприниматели и частные нотариусы,  предоставляющие работу гражданам по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам, предметом которых является предоставление услуг, выполнение работ и создание объектов интеллектуальной собственности (далее - гражданско-правовой договор) - со дня заключения указанных договоров;

    - физические  лица, за исключением указанных  в пункте, которым законодательством  предоставлено право заключения  и прекращения трудовых договоров  с работниками, - со дня регистрации  этих договоров в местных исполнительных  и распорядительных органах.

Хочется подробнее остановиться на проблеме пенсионного обеспечения. Пенсионный фонд создается для обеспечения  работников пенсиями по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца и др. Ежемесячно организации производят отчисления (по установленному тарифу) страховых взносов в процентах от начисленной оплаты труда работников по всем основаниям.

Плательщики обязательных страховых взносов обязаны стать на учет в органах Фонда по месту нахождения (жительства) в течение 10 рабочих дней со дня регистрации.

Плательщики для регистрации  представляют следующие документы:

- заявление о постановке на учет;

- свидетельство о государственной регистрации;

- устав предприятия.

Органы Фонда в течение  двух рабочих дней с момента подачи документов осуществляют постановку на учет: вносят сведения о плательщике в электронную базу данных, присваивают учетный номер плательщика в органах Фонда, формируют учетное дело плательщика, выдают извещение о постановке на учет.

Объектом для начисления взносов в Фонд для работодателей и работающих граждан являются выплаты всех видов в денежном и (или) натуральном выражении, начисления в пользу работников по всем основаниям независимо от источников финансирования, включая вознаграждения по гражданско-правовым договорам

На некоторые виды выплат обязательные страховые взносы не начисляются. Перечень выплат, на которые не начисляются взносы по государственному социальному страхованию, в том числе по профессиональному пенсионному страхованию в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты и по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие «Белгосстрах», утвержден постановлением Совета Министров РБ от 25.01.1999 №115 (в редакции от 31.03.2009 №397)[14].

Уплата обязательных страховых взносов производиться плательщиками за вычетом сумм расходов на выплаты, предусмотренные законодательством о государственном социальном страховании. Плательщики, предоставляющие работу по трудовым договорам, уплачивают обязательные страховые взносы и иные платежи в Фонд не позднее установленного дня выплаты заработной платы за истекший месяц. Плательщики, предоставляющие работу по гражданско-правовым договорам, уплачивают обязательные страховые взносы в дни выплат вознаграждений по этим договорам, но не позднее установленного дня выплаты заработной платы за истекший месяц.

При перечислении обязательных страховых взносов плательщики  производят уплату суммы:

- расходов, не принятых к зачету органами Фонда в счет обязательных страховых взносов;

- недоимок и начисленных пеней по указанным взносам;

- доплат за путевки на санаторно-курортное лечение и оздоровление за счет средств государственного социального страхования;

- обратного требования (регресса) в размере пособий и пенсий, выплаченных в связи с увечьем или иным повреждением здоровья, а также по случаю потери кормильца вследствие указанных причин [27, с.52].

При перечислении взносов  на профессиональное пенсионное страхование плательщики производят уплату суммы недоимок и начисленных пеней по указанным взносам.

Уплата обязательных страховых взносов и взносов  на профессиональное пенсионное страхование  осуществляется отдельными платежными поручениями.

Не внесенная в срок сумма обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей в Фонд (кроме пеней) является недоимкой.

К недоимке относится  также задолженность плательщика  по обязательным страховым взносам, взносам на профессиональное пенсионное страхование и иным платежам в Фонд, выявленные при проверке правильности начисления, уплаты названных взносов и иных платежей в Фонд и расходования средств Фонда, в том числе и при представлении плательщиком отчетности в органы Фонда по месту постановки на учет.

На сумму недоимки за каждый день просрочки (включая день уплаты) начисляется пеня в размере 1/360 ставки рефинансирования Национального  банка, действующей на дату уплаты обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей в Фонд.

Значительной проблемой является задолженность субъектов хозяйствования перед ФСЗН по уплате страховых взносов, что порождает пени, штрафы, что еще больше усугубляет ситуацию в стране.

В случае отсутствия средств  на счетах плательщиков подлежащие уплате обязательные страховые взносы, взносы на профессиональное пенсионное страхование и иные платежи в Фонд взыскиваются в бесспорном порядке по постановлению уполномоченных должностных лиц органов Фонда со счетов дебиторов, для открытия которых требуется справка органов Фонда. Списание средств производится на основании представленного плательщиком заявления с указанием в нем дебитора и акта сверки задолженности.

При отсутствии у плательщика  и его дебиторов денежных средств взимание недоимок и пеней производится путем обращения взыскания на имущество плательщика в порядке, установленном законодательстве.

Суммы обязательных страховых  взносов и иных платежей в Фонд, излишне поступившие в Фонд, подлежат зачету в счет погашения числящейся за плательщиком задолженности, при отсутствии задолженности - в счет предстоящей уплаты обязательных страховых взносов и иных платежей в Фонд.

Суммы взносов на профессиональное пенсионное страхование, излишне поступившие  в Фонд, подлежат зачету в счет числящейся за плательщиком задолженности, а при отсутствии задолженности - возврату плательщику в течение 10 рабочих дней после подачи им заявления об этом в органы Фонда[27, с.53].

Страховщиком по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний является Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие «Белгосстрах».

Страхователями по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний являются организации (включая иностранные), их обособленные подразделения, а также физические лица, которые в соответствии с законодательством предоставляют работу гражданам Республики Беларусь, иностранным гражданам, лицам без гражданства, проживающим в Республике Беларусь, или привлекают к работе таких граждан.

Порядок регистрации (перерегистрации) страхователей (за исключением юридических лиц, вновь созданных в процессе реорганизации в форме преобразования) определен Положением о регистрации (перерегистрации) на Белорусском республиканском унитарном страховом предприятии «Белгосстрах» страхователей по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10.10.2003 № 1294 (с изменениями от 06.05.2009) (далее - Положение о регистрации)[14].

Регистрации подлежат юридические  лица (включая иностранные), осуществляющие свою деятельность на территории Республики Беларусь, а также их обособленные подразделения.

Юридические лица регистрируются по месту их государственной регистрации, а обособленные подразделения юридических лиц - по месту их расположения.

Формирование и расходование средств на обязательное страхование  от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний  осуществляется на солидарной основе.

Средства на обязательное страхование от несчастных случаев  на производстве и профессиональных заболеваний образуются за счет:

    • - страховых взносов страхователей;
    • - штрафов (пени;
    • - капитализированных повременных платежей;
    • - средств, возмещаемых страховщику по регрессным требованиям к лицам, ответственным за вред, причиненный застрахованным (за исключением страхователей).

За счет средств этого  вида обязательного страхования, формируемых  страховщиком, производятся страховые  выплаты.

Порядок уплаты страховых взносов определен Положением о порядке уплаты страховщику страховых взносов, в силу норм которого уплата начисленных страховых взносов производится за вычетом выплаченных страхователем сумм пособий по временной нетрудоспособности в связи со страховым случаем, а также доплат до среднемесячного заработка застрахованного лица, временно переведенного в связи с повреждением здоровья в результате страхового случая на более легкую нижеоплачиваемую работу. Страховые взносы перечисляются на счет, указанный в страховом свидетельстве либо в уведомлении страховщика.

Основные показатели страховой и финансовой деятельности Белгосстраха за январь-октябрь 2012 года представлены в Приложении В.

Страхователи, предоставляющие  работу застрахованным лицам по трудовым договорам (контрактам), уплачивают страховые взносы не позднее установленного дня выплаты заработной платы за истекший месяц.

Страхователи, предоставляющие  работу застрахованным лицам по гражданско-правовым договорам, уплачивают страховые взносы в дни фактических выплат вознаграждений по этим договорам.

Согласно п. 18 Положения о порядке уплаты страховщику страховых взносов суммы страховых взносов, излишне поступившие страховщику, подлежат зачету в счет погашения числящейся за страхователем задолженности, а при отсутствии задолженности - возврату страхователю в течение 10 рабочих дней после подачи им письменного заявления о возврате излишне уплаченных страховых взносов в обособленное подразделение страховщика по месту регистрации.

Право застрахованных на получение страховых выплат возникает со дня наступления страхового случая.

Таким образом, обоснованная система социального страхования - одно из условий обеспечения социальной справедливости, создания и поддержания стабильности в обществе. Материальной основой данной системы выступают специализированные фонды денежных средств, количество и назначение которых в каждом государстве соответствуют уровню его экономического и политического развития.

 

1.2 Международные  стандарты и зарубежный опыт  учета пенсионного обеспечения

 

В Беларуси остро стоит  проблема выбора пути, по которому должно развиваться пенсионное обеспечение. В связи с этим полезным является международный опыт в этой области.

В социально ориентированных промышленно  развитых странах государством устанавливается минимальный уровень пенсионного (как, впрочем, и других видов социального) обеспечения. Он несопоставимо ниже уровня, получаемого по системам пенсионного страхования, как солидарно-распределительным, так и накопительным. При этом для пенсионного обеспечения стран с рыночной экономикой характерно сочетание базовых, обязательных систем, обеспечивающих всем жителям или большинству экономически активного населения возмещение доходов при выходе на пенсию, и дополнительных систем, предназначенных для того, чтобы гарантировать добавочный доход при выходе на пенсию для отдельных профессиональных групп.

Дополнительная система пенсионного  обеспечения характеризуется большим  количеством модификаций, зависящих  от конкретных условий каждой страны, и строится на обязательных или добровольных принципах внесения взносов. Возникновение дополнительных пенсионных систем объясняется специфическими недостатками базовых национальных систем, построенных как по уравнительному, так и по компенсационному принципу.

В Великобритании, Ирландии, Дании дополнительные системы носят обязательный характер и связаны с оплатой труда за весь период трудовой деятельности. В Португалии, Германии и Бельгии, где размер пенсии зависит от страховых взносов, производимых в течение всей жизни, дополнительные системы носят добровольный характер.

 Во многих странах  не существует законодательных  актов, обязывающих наемных работников  вступать в дополнительные системы.  Как правило, они являются результатом  коллективных соглашений между  работодателями и работниками. Тем не менее, в Нидерландах, например, где дополнительная система носит добровольный характер, она охватывает 80% населения. Распределительная система является полным антиподом накопительной пенсионной системы. Она характеризуется тем, что пенсионеры получают деньги на свое содержание от другого поколения работников, пришедших им на смену. Следовательно, уровень благополучия пенсионеров будет целиком и полностью зависеть от экономического благополучия именно этого поколения, на которое они уже никак не могут повлиять. Поэтому может показаться, что вторая модель более зависима от изменений в экономической сфере или от социально-политической ситуации. Однако ни в первом, ни во втором случае не удастся избежать непосредственного влияния общей экономической ситуации, поскольку главная задача накопительной системы пенсионного обеспечения заключается не в том, чтобы больше собрать, а в том, чтобы надежно сохранить и по возможности преумножить средства[26, с.286].

Информация о работе Исследование учета расчетов по социальному страхованию