Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 15:06, курсовая работа
Цель подробно изучить систему контроля качества работы аудитора и ее состояние на современном этапе. Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
раскрыть понятие качества аудита;
определить критериев качества аудита;
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ИНСТРУМЕНТЫ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА АУДИТА 4
1.1 Понятие качества аудиторской работы 4
1.2.Критерии качества аудита 6
ГЛАВА 2. НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 10
2.1. Понятие и цели контроль качества аудиторской деятельности 10
2.2. Регламентация контроля качества аудита 12
2.3. Организация контроля качества аудиторской деятельности 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА 26
Поскольку качество, прежде всего, есть средство получения прибыли и достижения конкурентного преимущества. Тактический подход к осуществлению контроля качества аудита направлен на обеспечение соответствия качества оказываемых аудиторских услуг установленным критериям10.
Системный контроль качества аудиторской деятельности должен быть направлен на:
1)предупреждение несостоятельности аудита, т.е. неверной оценки аудиторского риска и несоблюдения интересов аудируемого лица;
2) достижение разумной уверенности в том, что аудит удовлетворяет требованиям по качеству;
3) обеспечение необходимого и достаточного уровня доверия к профессиональному мнению аудитора со стороны пользователей.
Система оценки качества аудита с точки зрения уровня доверия схематично можно изобразить следующим образом (рис. 1).
Рисунок 1. Система оценки качества аудита
В России проблему повышения качества аудиторских услуг и создания унифицированной системы контроля аудиторской работы рассматриваются на трех уровнях. Сюда входит контроль качества как на государственном уровне и на уровне общественных аудиторских объединений, так и внутри самой организации11.
Контроль качества аудиторской деятельности следует рассматривать на различных уровнях. В Федеральном законе «Об аудиторской деятельности» особое внимание неоднократно уделено понятиям внешнего контроля качества, в том числе на уровне саморегулируемых организаций аудиторов. При этом контроль качества должен быть углублен и на внутрифирменном уровне. То есть, отмечая всю значимость регламентации аудиторской деятельности на федеральном уровне, нельзя игнорировать проблему разработки стандартов Саморегулируемых организаций аудиторов и внутрифирменных стандартов аудиторских организаций, в том числе в области контроля качества аудита и сопутствующих ему услуг.
Основными национальными нормативно-законодательными актами, регламентирующими вопросы контроля качества деятельности в сфере аудита являются:
- Федеральный закон № 307-ФЗ от 30.12.2008 г. «Об аудиторской деятельности»;
- ФПСАД 7 «Контроль качества
выполнения заданий по аудиту»
(название стандарта было
- ФПСАД 34 «Контроль качества
услуг в аудиторских
- Правило (стандарт) аудиторской
деятельности «Требования,
- Методические рекомендации
по организации и
Следует отметить, что федеральные стандарты 7 и 34 имеют различие в перечне регламентируемых ими вопросов. Если в ФПСАД 7 большее внимание уделено организации внутреннего контроля качества при проведении аудита, то в ФПСАД 34 и контроль качества аудита рассматривается применительно к деятельности аудиторской организации в целом, и контроль за оказанием сопутствующих и прочих услуг.
При разработке ФПСАД 34 «Контроль качества услуг в аудиторских организациях» в качестве базового стандарт выступил международный стандарт аудита (далее – МСА) 220 «Контроль качества работы в аудите». Принятие этого стандарта способствует унификации и регламентации требований к системе контроля качества услуг в аудиторских организациях, а также его можно рассматривать применительно к деятельности индивидуальных аудиторов (если иной порядок организации системы контроля качества не определяется спецификой работы индивидуальных аудиторов).
С другой стороны, многие аудиторские организации на практике ограничиваются при разработке внутрифирменных стандартов либо в прямом принятии в их качестве федеральных стандартов или стандартов СРО, либо в незначительном их дополнении. Их мнение, определявший такой подход к внутрифирменным регулятивам, базируется на постулате, что рост количества регламентирующих актов затрудняет практическую деятельность аудиторов. С другой стороны, отсутствие или недостаточная проработанность стандартов на различных уровнях, в том числе в области контроля качества аудита, снижает дееспособность всей системы оценки и контроля в области аудиторской деятельности12.
Уровни стандартизации в области контроля качества аудита и сопутствующих ему услуг представлены на рис. 2.
Рисунок 2. Уровни контроля за качеством аудиторской деятельности
Применение единого
При этом между уровнями регламентации аудиторской деятельности, в том числе в области контроля качества, должна соблюдаться последовательная взаимосвязь (табл. 1).
Законодательно большая роль в системе внешнего контроля по отношению к аудиторам и аудиторским организациям отведена саморегулируемым организациям аудиторов. При этом подчеркивается обязанность аудиторских организаций и аудиторов устанавливать и соблюдать правила внутреннего контроля качества всех видов работ, которые осуществляются аудитором, а не только аудиторских проверок13.
Таким образом, в системе стандартов СРО и внутрифирменных стандартов аудиторских организаций должны быть обязательно представлены стандарты (правила) в области контроля качества аудита.
Таблица 1. Взаимосвязь стандартов различных уровней регламентации контроля аудиторской деятельности
Стандарты |
Сущность |
Международные стандарты аудита |
Обобщают на международном уровне требования к аудиту и сопутствующих ему услуг; являются базовыми для разработки национальных стандартов аудита |
Федеральные правила (стандарты) аудита |
Формулируют единые базовые требования к порядку оказания аудиторских услуг, к их качеству и надежности; определяют принципы и требования к организации осуществления внешнего и внутреннего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов |
Стандарты саморегулируемых организаций аудиторов |
Устанавливают дополнительные требования, обязательные для применения всеми членами данного СРО, в том числе в области контроля аудиторской деятельности; определяют формы внешнего контроля, сроки и периодичность проверок, в том числе проверок, осуществляемых членами СРО в отношении других членов этой организации |
Внутрифирменные правила аудиторской организации |
Определяют дополнительные требования, призванные создавать более высокий уровень гарантии качества аудита и сопутствующих ему услуг (выполнения аудиторских заданий); определяют правила внутреннего контроля качества работы |
Рассматривая направления контроля качества аудита и сопутствующих ему услуг, следует различать внешний и внутренний институты данного контроля (рис. 3).
Определяя внешнюю систему контроля качества аудита, следует детализировать не только субъекты, осуществляющие данный контроль (уполномоченный федеральный орган по контролю и надзору, саморегулируемые организации аудиторов), а также по видам аудиторских проверок, осуществляемых аудиторскими организациями и частнопрактикующими удиторами.
Статья 10 федерального закона «Об аудиторской деятельности» определяет, что внешний контроль качества при ведении аудиторской деятельности в сфере обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг, иных кредитных и страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, государственных корпораций, государственных компаний, а также консолидированной отчетности осуществляют не только СРО, но и уполномоченный федеральный орган по контролю и надзору.
Рисунок 3. Модели организации контроля качества аудита
При этом законодательно определена периодичность таких плановых проверок со стороны СРО – не реже одного раза в три года, со стороны уполномоченного органа – не чаще одного раза в два года. При деятельности, не связанной с обязательным аудитом, контроль осуществляют только СРО аудиторов с периодичностью не чаще одного раза в пять лет. При этом в обоих случаях возможны внеплановые проверки качества аудита на основании поданной в саморегулируемую организацию аудиторов или уполномоченный федеральный орган по контролю и надзору жалобы на действия (бездействие) аудиторской организации, индивидуального аудитора, нарушающие требования федерального закона «Об аудиторской деятельности», стандартов аудита, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, а также кодекса профессиональной этики аудиторов.
Следует отметить, что деятельность системы контроля качества осуществляется не только на стадии оценки результатов уже осуществленной аудиторской деятельности, но и на стадии допуска претендентов к сдаче квалификационных экзаменов путем установления определенных требований (образовательный, профессиональный, этический ценз)14. Оперативный контроль качества на макроуровне предопределен принятием федеральных стандартов и стандартов СРО аудиторов, который определяют должный уровень качества и надежности аудита путем детализации предъявляемых к нему требований.
Приступая к организации внутренней системы контроля качества аудита и сопутствующих ему услуг в конкретной аудиторской организации и в отношении частнопрактикующих аудиторов, необходимо дать определение составляющих компонентов данной системы.
Эффективно действующая система контроля качества услуг (заданий) в аудиторских организациях должна обеспечить разумную уверенность в том, что аудиторская организация в целом и ее работники в частности проводят аудит и оказывают сопутствующие аудиту услуги в соответствии с требованиями законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности, правилами (стандартами) саморегулируемых организаций аудиторов, внутренними правилами (стандартами) аудиторской деятельности, а также в том, что заключения и иные отчеты, выданные аудиторской организацией, соответствуют условиям конкретных заданий.
В соответствии с ФПСАД 34
аудиторские организации
Стандарт 34 содержит описание понятийного аппарата, используемого при рассмотрении системы контроля качества аудиторских услуг (заданий).
Рисунок 4. Элементы системы контроля качества аудиторской деятельности
Применение единой терминологии на всех уровнях стандартизации аудиторской деятельности позволит избежать разногласий при обсуждении вопросов организации и функционирования системы контроля качества услуг (заданий) в сфере аудита, оптимизирует оценку действенности данной системы при проведении внешнего контроля, в том числе со стороны саморегулируемых организаций аудиторов (СРО).
Организация системы внутреннего контроля качества аудиторской деятельности должна предусматривать реализацию четко определенных руководителем последовательных действий, обеспечивающих:
- контроль качества оказания
аудиторских услуг в
- контроль соответствия выдаваемого аудиторского заключения условиям конкретного задания15.
Данные решения руководителя должны быть представлены во внутренних регламентирующих актах (методических материалах, распоряжениях и т.п.).
Руководство аудиторской организации должно обеспечить непрерывность и действенность контрольной среды качества аудита, соблюдая приоритет высокого качества аудиторских услуг (заданий) над коммерческой направленностью аудиторской деятельности, признавая важность информированности и обеспечения обратной связи со специалистами, поощряя их к открытому обсуждению вопросов качества аудиторских услуг (выполнения заданий).
Процесс взаимного информационного обеспечения специалистов и руководителей может быть реализован посредством проведения внутрифирменных обучающих семинаров, совещаний, формальных и неформальных бесед, внутренних отчетов или информационных сообщений.
Специалисты аудиторской организации должны быть не только извещены руководителем о целях, принципах и процедурах системы контроля качества аудиторских услуг, но и ознакомлены о своей персональной ответственности за обеспечение качества оказываемых услуг (выполнения аудиторских заданий), то есть своей роли в функционировании данной внутренней системы контроля качества аудита.
Каждый работник аудиторской организации должен определять для себя первостепенной задачей обеспечение качества осуществляемой аудиторской деятельности, что должно способствовать поддержанию внутрифирменной культуры (культуры производства аудиторской организации), в которой должно быть заложена оценка и система поощрения высококачественной работы специалистов.