Контроль процесса реализации продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2015 в 17:18, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить теоретические аспекты ревизии отгрузки и реализации готовой продукции, на основе практического материала рассмотреть ведение финансово-хозяйственного контроля деятельности субъекта хозяйствования.
Задачами исследования являются:
- изучение положений и правил, регулирующих порядок, организацию и методику проведения финансово-хозяйственного контроля в Республике Беларусь;
- изучение нормативно-правовой, методической и другой специальной литературы, относящейся непосредственно к выбранной теме;
- рассмотрение реализации готовой продукции, как объекта финансово-хозяйственного контроля;
- изучение организации и методики проверки операций по отгрузке и реализации готовой продукции;
- получению практических навыков по методике оформления результатов проверки учета отгрузки и реализации готовой продукции.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ КОНТРОЛЯ 5
2 ЗАДАЧИ И ИСТОЧНИКИ РЕВИЗИИ ОПЕРАЦИЙ ПО УЧЕТУ ПРОЦЕССА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ (РАБОТ, УСЛУГ) 9
3 КОНТРОЛЬ ВЫПОЛНЕНИЯ ПЛАНА РЕАЛИЗАЦИИ С УЧЕТОМ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ПО ПОСТАВКАМ ПРОДУКЦИИ 13
4 ПОРЯДОК ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРОВЕРКИ СОХРАННОСТИ СРЕДСТВ ПО ОПЕРАЦИЯМ ОТГРУЗКИ И РЕАЛИЗАЦИИ ТОВАРОВ 16
5 ОСОБЕННОСТИ РЕВИЗИИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ ПРИ ТОВАРООБМЕННЫХ (БАРТЕРНЫХ) ОПЕРАЦИЯХ 24
6 ОСОБЕННОСТИ РЕВИЗИИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ В УСЛОВИЯХ ПРИМЕНЕНИЯ ПЭВМ 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 36

Вложенные файлы: 1 файл

9285 - РЕВИЗИЯ И АУДИТ - РЕВИЗИЯ (АУДИТ) ОПЕРАЦИЙ ПО УЧЕТУ ПРОЦЕССА РЕАЛИЗАЦИИ - КУРСОВАЯ - БИП.docx

— 72.03 Кб (Скачать файл)

Примечание - Источник: собственная разработка на данных предприятия

 

Как видно из табл. 1.1. в период 2012-2014 гг. ООО «ДвериОптомЗапад» увеличивало объемы выручки от продажи продукции: в 2013 г. на 69,7% по сравнению с 2012 г., в 2014 г. – 19,5% по сравнению с 2013 г. Показатель валовой  прибыли увеличился в 2013 г. по сравнению с 2012 г. на 69,6%, а в 2014 г. по сравнению с 2013 г. на 17,3%. Таким образом, рост валовой прибыли отставал от роста выручки от продажи продукции, что свидетельствует об относительном снижении эффективности производственной деятельности. В рассматриваемый период наблюдается постепенный рост стоимости основных производственных фондов: рост по годам составил 137,7% в 2013 г. по сравнению с 2012 г. и 125,3 % в 2014 г. по сравнению с 2013 г., связано это с обновлением торговых площадей. Так как темпы роста этого показателя опережают темпы роста выручки от продажи и валовой прибыли за 2014 г., можно сделать вывод, что основные производственные фонды с за последний год используются менее эффективно, чем за предыдущие. ООО «ДвериОптомЗапад» незначительно увеличило численность работников: в 2013 г. рост составил 2,1% по сравнению с 2012 г.,  а в 2014 г. - 18,7% по сравнению с 2013 г. Производительность труда в 2013 г. увеличилась, составив 166,1% по отношению к 2012 г. и снизилась в 2014 г. по сравнению с 2013г. и составила 100,6%.

При проверке сохранности средств по операциям отгрузки и реализации товаров в организации осуществлялась ревизия складского учета продукции. Учет товаров на складе ведет заведующий складом (кладовщик), являющийся материально ответственным лицом. Его принимают на работу по согласованию с главным бухгалтером организации. С кладовщиком заключается по установленной форме типовой договор о полной индивидуальной материальной ответственности.

Если в штатном расписании организации отсутствует должность заведующий складом, то его обязанности могут быть возложены на любого работника организации с его согласия с обязательным заключением договора об индивидуальной материальной ответственности. От занимаемой должности кладовщик может быть освобожден только после сплошной инвентаризации товарно-материальных ценностей и передачи их по акту, утвержденному руководителем организации. На каждый номенклатурный номер материалов кладовщик заполняет материальный ярлык и прикрепляет его к месту хранения готовой продукции. В ярлыке указывают наименование продукции, номенклатурный номер, единицу измерения, цену и лимит наличия продукции. Правильность ведения учета в местах хранения ценностей оказывает большое влияние на состояние складского учета предприятия, так как при его запущенности создаются наиболее благоприятные возможности для нарушений и злоупотреблений. Для этого необходимо ознакомиться с фактическим состоянием складского учета. Проверяется: наличие в достаточном количестве книг или инвентарных карточек складского учета материалов; правильность их заполнения и ведения по хранимым ценностям; своевременность осуществления в них учетных записей и составления ежемесячных отчетов о движении материальных ценностей; правильность и своевременность проведения их инвентаризаций.

Следующим этапом ревизии является проверка условий хранения, обеспечения сохранности товаров.

В ходе ревизии устанавливают наличие и состояние складских помещений и других емкостей, предназначенных для хранения соответствующих видов товарно-материальных ценностей, подъездных путей и околоскладских площадок, весоизмерительных приборов, противопожарных средств, охраны, хранения и складского учета. Проверку складских помещений и емкостей для хранения товарно-материальных ценностей рекомендуется проводить путем их осмотра в натуре в начале аудита.

Ревизоры устанавливают техническое состояние тех или иных помещений (наличие исправной крыши, стен, полов, остекленных и огражденных оконных проемов, наружных и внутренних запоров на дверях и воротах, оборудование стеллажными полками, закромами), необходимых весов, расчетных таблиц, мерной тары и других измерительных приборов, а также поддержание режима влажности, температуры и освещенности. При этом обращают внимание на соблюдение действующего порядка клеймения весов и других измерительных приборов, обеспечения ими потребностей проверяемого предприятия. Необходимо помнить, что материалы по секциям складов, а внутри их по отдельным группам и типо-сорторазмерам материалов должны размещаться таким образом, чтобы обеспечить возможность быстрой их приемки, отпуска и проверки наличия. В местах хранения каждого вида материала должны быть прикреплены ярлыки, в которых указываются наименование, номенклатурный номер, единица измерения и норма запаса.

Одним из наиболее важных средств контроля за сохранностью собственности является инвентаризация, при которой проверяется сохранность ценностей и сличается фактическое их наличие с данными бухгалтерского учета. Инвентаризация служит средством проверки организации материальной ответственности, условий хранения ценностей, правильности цен, достоверности бухгалтерского учета.

Основными задачами инвентаризации являются:

  • установление фактического наличия хозяйственных ресурсов;
  • контроль за сохранностью материальных ценностей путем сопоставления их фактического наличия с данными бухгалтерского учета;
  • выявление сверхнормативных и неиспользуемых материальных ценностей;
  • проверка состояния складского хозяйства, условий хранения ценностей.

Ответственность за проведение инвентаризации несут руководитель и главный бухгалтер предприятия.

Результаты инвентаризаций должны быть оформлены инвентаризационными описями, которые составляются по каждому местонахождению материальных ценностей и материально ответственному лицу. Никаких помарок и подчисток в описях не допускается. Исправление ошибок производится путем зачеркивания неправильных записей и проставлением над зачеркнутыми правильных записей. Исправления должны быть оговорены и подписаны всеми членами комиссии и материально ответственными лицами.

Качество проведения инвентаризаций устанавливают по данным инвентаризационных описей, где проверяют наличие наименования предприятия, места проведения инвентаризации (склад, цех, кладовая), времени ее проведения; полноты записи наименований материалов, их марки, сортности, артикулов и других отличительных признаков; порядок исправлений и указаний на каждой странице описи прописью показателей, числа порядковых номеров товарно-материальных ценностей и общего итога количества всех единиц в натуральном выражении; наличие на инвентаризационных описях подписей членов инвентаризационной комиссии, а также записи ответственных лиц с их подписью о правильности проведения инвентаризаций и принятии ценностей на ответственное хранение.

Если при формировании инвентаризационных материалов выявлены нарушения, проверяющий обязан их изучить и выяснить причины. Эти нарушения могут быть результатом небрежного отношения комиссии к выполнению своих обязанностей или результатом должностного подлога с целью сокрытия установленных фактов недостач и излишков отдельных видов товарно-материальных ценностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5 ОСОБЕННОСТИ РЕВИЗИИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ ПРИ ТОВАРООБМЕННЫХ (БАРТЕРНЫХ) ОПЕРАЦИЯХ

Товарообменными операциями являются операции, осуществляемые в рамках исполнения договоров, в том числе внешнеэкономических, предусматривающих обмен продукцией, товарами, работами или услугами на эквивалентное по стоимости количество другого товара, и иные операции, предусматривающие полный или частичный расчет в товарной форме.

При наличии товарообменных (бартерных) операций в организации ревизор должен ознакомиться с договорами (контрактами) и установить, правильно ли определена учетная цена. При этом необходимо иметь в виду, что учетная цена определяется следующим образом: при обмене товара собственного производства - как сформированная в соответствии с законодательством Республики Беларусь и действующая на территории страны отпускная цена производителя товара, обеспечивающая ему возмещение экономически обоснованных затрат на производство товара, выплату налогов и неналоговых платежей и прибыль, рассчитанную из принятого товаропроизводителем планового уровня рентабельности: при государственном регулировании цены - как отпускная цена в соответствии с действующим порядком регулирования ее уровня; при обмене иного товара -как цена приобретения.

Ревизор должен ознакомиться с документами, удостоверяющими отгрузку и поступление товаров (товарно-транспортными накладными, таможенными декларациями и др.), и установить, правильно ли данные операции отражены на счетах бухгалтерского учета. Следует знать, что датой исполнения товарообменной операции является дата совершения каждой отгрузки товара, оформленная отдельным товаросопроводительным документом (таможенная декларация, накладная и др.), либо дата выполнения каждого этапа работ (оказания услуг), оформленная отдельным актом о приеме-сдаче выполненных работ (оказанных услуг). Товар, полученный субъектом хозяйствования Республики Беларусь при исполнении товарообменной операции, приходуется по учетной стоимости отгруженного товара на дату отгрузки.

При совершении товарообменных операций используется метод определения выручки от реализации товаров по мере их отгрузки.

По мере отгрузки товары и другое имущество, отгруженные в счет товарообменной операции, отражаются в учете следующей записью:

Д-т счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»;

Д-т счета 76 « Расчеты с разными дебиторами и кредиторами »;

К-т счета 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности» — в размере учетной цены на дату отгрузки товаров и иного имущества.

Одновременно в дебет счета 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности» списывается фактическая стоимость отгруженного организацией имущества в корреспонденции с соответствующими счетами учета этих ценностей: 01 «Основные средства», 10 «Материалы», 41 «Товары» и др.

Таможенные сборы, пошлины и другие расходы предварительно учитываются на счете 44 «Расходы на реализацию», а затем с кредита этого счета списывается в дебет счета 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности».

В дебет счета 90 относят также исчисленные налоги из выручки от реализации. Счет 90 закрывается, и финансовый результат списывается на счет 99 «Прибыли и убытки». При поступлении товаров взамен отгруженных товаров в учете делают следующие записи:

Д-т счета 07 «Оборудование к установке и строительные материалы»;

Д-т счета 10 «Материалы»;

Д-т счета 41 «Товары» и др.;

К-т счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» или К-т счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Оприходование поступивших товаров производится исходя из учетной стоимости при отгрузке.

Взаимный зачет задолженности в учете отражается следую¬щей записью:

Д-т счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» или Д-т счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»;

К-т счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» или К-т счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Курс Национального банка Республики Беларусь при внешне-торговых товарообменных операциях не применяется.

Типичные нарушения, выявляемые в процессе аудита учета готовой продукции, ее реализации, товарообменных (бартерных) операций:

  • несвоевременное отражение в учете отгруженной и реализованной продукции;
  • неправильный расчет и отражение в учете отклонений фактической производственной себестоимости готовой продукции от ее стоимости по учетным ценам;
  • неправильные исчисления фактической себестоимости ре¬ализованной продукции;
  • неправильное отражение в учете изготовленной в производстве продукции;
  • несоответствие данных аналитического и синтетического учета готовой продукции;
  • неправильное формирование выручки от товарообменных (бартерных) операций.

 

 

 

6 ОСОБЕННОСТИ РЕВИЗИИ РЕАЛИЗАЦИИ  ПРОДУКЦИИ В УСЛОВИЯХ ПРИМЕНЕНИЯ ПЭВМ

Применения  компьютерных  программ   бухгалтерского   учета   требует усовершенствования  методики  контроля   и   разработки   программ   ревизии финансово-хозяйственной  деятельности  предприятий.  Для  этого  современная компьютерная техника имеет широкие возможности, с ее помощью,  прежде  всего можно выполнять расчеты и прочие логические шаги за продолжительные  периоды времени и без ошибок.

Тем не менее, не следует забывать, что компьютеры  не  могут  мыслить или проникать  в  суть  проблемы,  которое  немаловажное  для  компетентного контроля.   Базы   данных   содержат   полную   информацию   о   результатах деятельности, но в них не содержится  информации  об  учетной  политике  или принципы учета предприятия, нет разнообразных объяснений к  отчетам  и  т.п.

Также не всегда есть возможность  сопоставить  данные  отчетного  периода  с соответствующими данными других периодов. Последние чаще всего  недоступные, их базы данных архивируются.

При использовании учетных программ предприятие самостоятельно  вносит изменения и избирает внутреннюю систему кодирования информации, без  которой невозможно правильно решить вопроса  стандартизации  информации,  сокращения объемов  начальных  данных,   повышение   уровня   оперативности   обработки информации и компактности выдачи учетных  регистров.  Поэтому  бухгалтерская служба предприятия в зависимости от информационных потребностей и их  объема определяет необходимую для предприятия структуру построения  кодов,  который усложняет (через возможное несоответствие систем таких  кодирований)  работу ревизора во время осуществления встречных проверок.

При ведении  автоматизированного  учета  бухгалтерская  служба  имеет возможность быстро обрабатывать нужную информацию и  получать  промежуточные результаты деятельности, необходимые для потребностей управления.  Такую  же возможность имеет ревизор,  который  осуществляет  соответствующую  проверку предприятия.

При этом ведения автоматизированного учета в большинстве случаев само собой  исключает  неправильное  разнесение  первичных  данных   на   учетные регистры,  поскольку  корректность  бухгалтерских   записей   контролируется программой при  введении  первичной  документации  в  ПЭВМ.  Исчезает  также возможность допущения ошибки  при  подведении  итогов  (оборотов)  и  выводе конечных результатов деятельности. Ошибки могут возникать  лишь  в  случаях, когда неправильно определяется экономическая  суть  хозяйственных  операций.

Поэтому во время проверки финансово-хозяйственной  деятельности  предприятия ревизор должен сначала выучить его учетную политику  и  выяснить,  правильно ли работники бухгалтерской службы осуществляют «признание»  той  или  другой хозяйственной операции.

Информация о работе Контроль процесса реализации продукции