Лекции по «Бухгалтерскому учету и анализу»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2014 в 22:51, курс лекций

Краткое описание

Поскольку интересы заинтересованных пользователей значительно различаются, бухгалтерский учет не может удовлетворить все информационные потребности этих пользователей в полном объеме. Информация, формирующаяся в бухгалтерском учете, удовлетворяет потребности, являющиеся общими для всех пользователей. В отношении информации для внутренних пользователей цель бухгалтерского учета состоит в формировании информации, полезной руководству для принятия управленческих решений. При этом имеется в виду, что информация для внешних пользователей формируется в том числе на основе информации для внутренних пользователей, относящейся к финансовому положению организации, финансовым результатам ее деятельности, изменениям в ее финансовом положении.

Вложенные файлы: 1 файл

УЧЕТ И АНАЛИЗ.docx

— 67.38 Кб (Скачать файл)

1.Пользователи бухгалтерской информации в рыночной экономике.

В системе бухгалтерского учета организации формируется  информация для внешних и внутренних пользователей. 
В отношении информации для внешних пользователей цель бухгалтерского учета состоит в формировании информации о финансовом положении, финансовых результатах деятельности и изменениях в финансовом положении организации (в дальнейшем - информация), полезной широкому кругу заинтересованных пользователей при принятии решений. 
Заинтересованные пользователи преследуют следующие основные интересы в информации, формирующейся в бухгалтерском учете: 
1) инвесторы и их представители заинтересованы в информации: о рискованности и доходности предполагаемых или осуществленных ими инвестиций, о возможности и целесообразности распоряжаться инвестициями, о способности организации выплачивать дивиденды; 
2) работники и их представители заинтересованы в информации: о стабильности и прибыльности работодателей, способности организации гарантировать оплату труда и сохранение рабочих мест; 
3) заимодавцы заинтересованы в информации, позволяющей определить, будут ли своевременно погашены предоставленные ими организации займы и выплачены соответствующие проценты; 
4) поставщики и подрядчики заинтересованы в информации, позволяющей определить, будут ли выплачены в срок причитающиеся им суммы; 
5) покупатели и заказчики заинтересованы в информации о продолжении деятельности организации; 
6) органы власти заинтересованы в информации для осуществления возложенных на них функций: по распределению ресурсов, регулированию народного хозяйства, разработке и реализации общегосударственной политики, ведению статистического наблюдения; 
7) общественность в целом заинтересована в информации о роли и вкладе организации в повышение благосостояния общества на местном, региональном и федеральном уровнях. 
Поскольку интересы заинтересованных пользователей значительно различаются, бухгалтерский учет не может удовлетворить все информационные потребности этих пользователей в полном объеме. Информация, формирующаяся в бухгалтерском учете, удовлетворяет потребности, являющиеся общими для всех пользователей. 
В отношении информации для внутренних пользователей цель бухгалтерского учета состоит в формировании информации, полезной руководству для принятия управленческих решений. При этом имеется в виду, что информация для внешних пользователей формируется в том числе на основе информации для внутренних пользователей, относящейся к финансовому положению организации, финансовым результатам ее деятельности, изменениям в ее финансовом положении. 
Финансовая отчетность организаций представляет интерес для широкого круга пользователей. Их можно подразделить на две группы: внешние и внутренние.

К внутренним пользователям отчетности финансового и управленческого учета относятся высшее руководство организации, а также менеджеры соответствующих уровней, которые несут ответственность за принимаемые управленческие решения. Внутренними пользователями бухгалтерской информации являются владельцы организации (полные товарищи, пайщики, коммандитисты, акционеры и т.п.) Собственникам учетная информация нужна для оценки финансовых перспектив организации в будущем и возможности получения доходов в виде дивидендов. Также к внутренним пользователям относятся служащие организации, интересующиеся данными отчетности с точки зрения уровня их заработной платы и перспектив работы в данном предприятии.

Внешние пользователи функционируют вне предприятий и их можно разделить на следующие подгруппы: пользователи с прямым финансовым интересом, пользователи с косвенным финансовым интересом, пользователи без финансового интереса.

Пользователи с прямым финансовым интересом - это настоящие и потенциальные инвесторы и кредиторы, а также кредитующие банки, которые на основе отчетной информации разрабатывают условия предоставления займов и кредитов, определяют вероятность возврата кредитов и осуществляют оценку доверия к организации как к клиенту. Предмет анализа этой группы - финансовое положение организации, финансовые результаты ее работы, ликвидность баланса.

Пользователи с косвенным  финансовым интересом представлены прежде всего налоговыми и финансовыми органами, которые интересуются правильностью составления финансовой отчетности и, главное, расчета налогов и их своевременным поступлением в бюджет. К этой группе относятся также обслуживающие банки и страховые организации, которых волнует оценка возможности заключения договоров по расчетным операциям и страхованию. Поставщики и покупатели входят в эту группу, так как они должны иметь информацию о перспективах функционирования предприятия.

Группа пользователей бухгалтерской информации без финансового интереса включает органы статистики, арбитраж и аудиторские фирмы. Пользователей этой группы финансовая отчетность интересует с целью проверки правомерности и законности совершаемых операций (арбитраж, аудиторские фирмы) или с целью получения статистической информации для проведения экономического анализа на макроуровне (органы госстатистики). К пользователям без финансового интереса относятся также законодательные органы, фондовые биржи, пресса и информационные агентства, использующие отчетную информацию для подготовки обзоров, оценки тенденций развития и анализа деятельности отдельных компаний; юристы, нуждающиеся в финансовой информации для оценки выполнения условий контрактов, соблюдения законодательных норм при распределении прибыли и выплате дивидендов, а также для определения условий пенсионного обеспечения, финансовые консультанты, использующие бухгалтерскую информацию в целях выработки рекомендаций своим клиентам относительно помещения их капиталов в ту или иную компанию.

 

2.Взаимосвязь  элементов метода бухгалтерского  учета.

1. Метод бухгалтерского учета - совокупность способов и приемов, позволяющих осуществлять контрольные функции, функции анализа и управления хозяйственной деятельностью предприятия. Посредством определенных способов учитывают кругооборот средств организации, познается предмет (то есть объекты) бухгалтерского учета. Метод бухгалтерского учета дает возможность познать явления в изменении и взаимосвязи, а также с учетом их взаимодействия.

Он зависит от изучаемого предмета учета, от поставленных задач  перед учетом и требований, предъявляемых  к нему, а также объектов, подвергаемых контролю.

Таким образом, непосредственно  содержание метода бухгалтерского учета  вытекает из особенностей бухгалтерского учета и его сущности.

2. Метод бухгалтерского учета складывается из нескольких элементов. 

  • инвентаризация;
  • оценка и калькуляция;
  • счета и двойная запись;
  • баланс и отчетность.

Документация используется для организации сплошного и непрерывного учета оборота средств предприятия, источников их формирования и операций с ними. При помощи документации осуществляется первичное наблюдение и учетное отражение хозяйственных операций, закрепляется ответственность работника за полученные ценности. Сразу по совершении операции для ее отражения в бухгалтерском учете должен быть составлен первичный документ, в котором даются описание совершенных операций и их точное количественное выражение и денежная оценка. Первичный документ должен обязательно содержать следующие реквизиты: наименование предприятия, наименование документа, его номер, дату, краткое содержание хозяйственной операции, ее количественное и денежное выражение, подписи лиц, ответственных за данную хозяйственную операцию. Правильность приводимых в документах сведений заверяется подписью ответственных за совершенные операции лиц.

Первоочередные требования к документам - своевременность составления, полнота и достоверность информации, обеспечивающие возможность предварительного и текущего контроля за хозяйственной  деятельностью предприятия и  активного воздействия на результаты его работы.

В регистрах бухгалтерского учета все записи должны быть сделаны  на основании проверенных на правильность и законность операций документов.

Инвентаризация как элемент метода бухгалтерского учета через проверку в наличии материальных ценностей, основных и денежных средств позволяет определить их фактическое состояние. Инвентаризация проводится путем описания, подсчета, взаимной сверки, взвешивания, оценки выявленных средств и сравнения данных бухгалтерского учета с полученными данными. Она или подтверждает данные бухгалтерского учета, или выявляет неучтенные ценности, допущенные потери, хищения, недостачи. Поэтому при помощи инвентаризации контролируется сохранность собствен- . ности предприятия, а также проверяется полнота и достоверность данных бухгалтерского учета, соответствие их фактическому наличию имущества и обязательств.

Счета бухгалтерского учета предназначены для группировки и текущего учета однородных хозяйственных операций, они являются способом вторичной регистрации средств и операций с ними. Для наблюдения и контроля за множеством совершаемых операций объекты учета необходимо группировать по экономически однородным признакам. Такую систематизацию осуществляют с помощью счетов бухгалтерского учета. На счетах операции фиксируются в денежном измерителе, а при необходимости используются натуральные и трудовые измерители.

Все изменения, происходящие со средствами, представляют собой  либо их уменьшение, либо увеличение. С  целью отдельного учета данных процессов  бухгалтерские счета разделены  на две части - дебет и кредит. По дебету отражается увеличение средств  и уменьшение их источников, по кредиту - уменьшение средств и увеличение их источников.

Двойная запись - способ регистрации хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета, она обеспечивает возможность контроля за правильностью отражения хозяйственных операций.

Хозяйственные операции отражаются на счетах с помощью двойной записи, показывающей взаимную связь объектов учета. Благодаря двойной записи каждая операция отражается в одной  сумме не менее чем на двух счетах: по дебету одного счета и по кредиту  другого. Двойная запись позволяет  понять внутреннюю связь яачений, экономический  смысл, содержание каждой операции. Двойное  отражение хозяйственных операций на счетах является необходимостью, обусловленной  переходом средств и их источников из одного состояния в другое, а  также сменой форм стоимости в  процессе кругооборота средств. Взаимосвязь  счетов бухгалтерского учета называется корреспонденцией счетов, а счета - корреспондирующимися.

Бухгалтерский баланс представляет собой систему показателей, характеризующих финансово-хозяйственную деятельность предприятия, состояние его средств и источников на определенную дату в единой денежной оценке. Баланс - это способ их обобщения и группировки.

Бухгалтерский баланс является основной отчетной формой, которая  характеризует размер имущества  и финансовое состояние предприятия. Информация в балансе сгруппирована  по разделам, которые, в свою очередь, состоят из статей. Дебетовые остатки  счетов находят отражение в левой  части (активе) баланса, кредитовые - в  правой части (пассиве) баланса Сумма  всех статей актива баланса (информация о хозяйственных средствах) находится в соответствии с суммой всех статей пассива баланса (информация об источниках хозяйственных средств). Данные баланса используются для контроля за наличием и структурой хозяйственных средств и их источников, анализа финансового состояния предприятия, его платежеспособности, размещения средств, степени изношенности основных средств и пр.

Бухгалтерская отчетность представляет собой систему обобщающих технико-экономических показателей. Она предназначена намного шире освещать деятельность предприятия и поэтому, кроме баланса, включает в свой состав ряд таблиц и сведений о движении средств, фондов, о структуре доходов, себестоимости, налогах и платежах и пр. Входящие в ее состав показатели должны в большей степени удовлетворять требованиям обеспечения информацией для осуществления управления, анализа и контроля за хозяйственной деятельностью предприятия и создания базы для последующего планирования его деятельности.

Оценка необходима для получения обобщающих показателей о различных средствах, их источниках, операциях с ними. Такая оценка осуществляется в денежном выражении. Оценка хозяйственных средств базируется на их фактической себестоимости, чем и достигается реальность оценки.

Основные принципы оценки устанавливаются правительством (например, основные средства и нематериальные активы оцениваются по первоначальной стоимости с включением в нее  расходов по доставке, доведению до состояния, пригодного к использованию; готовая продукция - по производственной или нормативной себестоимости; материалы - обычно по заготовительной  себестоимости с включением транспортно- заготови- тельных расходов; товары - по оптовым или розничным ценам).

Калькуляция необходима для осуществления контроля и установления цен. Посредством такого способа группировки затрат определяют себестоимость приобретенных материальных ценностей, изготовленной продукции, выполненных работ, оказанных услуг. Для определения себестоимости единицы все произведенные затраты по данному виду продукции делят на количество единиц выпущенной реализуемой продукции.

Следует отметить, что перечисленные  выше методы применяются в органической связи друг с другом. Учет начинают с документации операций. На основании  документов осуществляют отражение  операций на счетах с помощью двойной  записи. Для обобщения в едином измерении данных, содержащихся в  документах, используют денежную оценку; для их проверки и уточнения применяют  инвентаризацию. Уточненные данные счетов используют для исчисления себестоимости  путем калькуляции, а также для  составления бухгалтерского баланса  и других форм отчетности.

 

3.Классификация бухгалтерских балансов по срокам составления, объему  информации , по полноте информации, формам собственности.

Бухгалтерский баланс – это способ обобщения и группировки имущества и прав организации и источников их образования в денежной оценке на определенную дату: на дату создания организации; конец отчетного периода; в случае санации, ликвидации и т.д.

Информация о работе Лекции по «Бухгалтерскому учету и анализу»