Лекции по "Бухгалтерскому учету и аудиту"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 20:39, лекция

Краткое описание

Бухгалтерский учет - важный элемент финансово-экономических отношений современного общества. Он выполняет функции особой информационно-технической системы, обеспечивающей непрерывность и устойчивость работы предприятия, предсказуемость его финансового результата. Рыночные отношения объективно требуют освоения системы правовых и финансово-кредитных норм для более развитых экономических отношений. В этих условиях претерпевает изменение методология бухгалтерского учета, приближая его к международным стандартам.

Вложенные файлы: 1 файл

konspekt_bu.doc

— 317.50 Кб (Скачать файл)

Вопросы для самопроверки

1.Организация работы бухгалтерии на предприятиях.

2.Права и обязанности главного бухгалтера.

3.Изменения в организации бухгалтерского учета в условиях его реформирования.

4.Учетная политика предприятия.

 

Тема 9. УЧЕТ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ

 

Денежные средства предприятий  находятся в кассе в виде наличных денег и денежных документов, на счетах в банках в выставленных аккредитивах и открытых особых счетах, чековых книжках и т.д.

Учет денежных средств  в кассе регулируется Инструкцией ЦБ РФ от 22.09.1993 г. № 40 «О порядке ведения кассовых операций в РФ» (с учетом изменений и дополнений от 26.02 1996 г. № 247), а также «Положением о правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации» от15.01.1998 г. № 14 П (в редакции изменений от 31.10.2002 г.).

Синтетический учет наличия  и движения денежных средств в  кассе осуществляется на счете 50 «Касса», сальдо которого означает сумму наличных свободных денег в кассе на начало месяца.

К счету 50 открываются  субсчета:

50-1 «Касса организации»,

50-2 «Операционная касса»,

50-3 «Денежные документы».

Бланки строгой отчетности, которые могут храниться в  кассе, учитываются на забалансовом счете 006 «Бланки строгой отчетности». На этом же счете учитываются бланки акций, облигаций и других ценных бумаг. Поступление и выдача ценных бумаг производится по приходным и расходным ордерам.

При применении журнально-ордерной формы учет кассовых операций отражается в журнале-ордере  1 «Касса».

 Учет банковских операций в Российской Федерации регулируется Положением о безналичных расчетах, утвержденное ЦБ РФ 03.10.2002 № 2-П, в соответствии с которым используются следующие расчетные документы: платежные поручения, аккредитивы, платежные требования, чеки, инкассовые поручения.

При проведении расчетов с поставщиками и подрядчиками применяются различные формы: акцептная, аккредитивная, чеками из лимитированных книжек и др. По экспортно-импортным операциям используются следующие формы расчетов: банковский перевод, расчеты по открытому счету или аккредитивам.

Синтетический учет денежных средств на расчетном счете ведется  на счете 51 «Расчетный счет».

При применении журнально-ордерной формы учет операций по расчетному счету фиксируется в журнале-ордере  2 «Расчетный счет».

При аккредитивной форме  расчетов используется счет 55 «Специальные счета в банках» субсчет «Аккредитивы». Открытие аккредитива отражается по дебету счета 55 «Аккредитивы» кредит счета 51 «Расчетный счет».

Учет денежных документов и переводов в пути ведется на счете 57 «Переводы в пути».

Вопросы для  самопроверки

1.Учет кассовых операций.

2.Безналичная форма расчетов.

3.Учет операций по расчетному счету и другим счетам в банке.

4.Учет денежных документов и переводов в пути.

5.Особенности расчетов с клиентурой за услуги связи.

6.Отчет о движении денежных средств.

 

Тема 10. УЧЕТ РАСЧЕТОВ И ТЕКУЩИХ

 ОБЯЗАТЕЛЬСТВ

 

Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками за полученные товароматериальные ценности, выполненные работы, оказанные услуги, а также по авансам выданным ведется на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» на соответствующих субсчетах.

Учет расчетов с покупателями и заказчиками, в том числе  с клиентурой за услуги связи, авансам полученным ведется на счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» на соответствующих субсчетах. При получении аванса под выполнение работ или оказания услуг дебетуется счет 51 «Расчетный счет» и кредитуется счет 62 субсчет «Авансы полученные». Одновременно отражается НДС по полученному авансу, который учитывается по дебету счета 62 субсчет «Авансы полученные» и кредиту счета 68 субсчет «Расчеты с бюджетом по НДС».

 Учет расчетов с  подотчетными лицами ведется  на счете 71 «Расчеты с подотчетными  лицами».

Подотчетные суммы –  это денежные авансы, выдаваемые работникам организации на хозяйственные и командировочные расходы.

При учете расчетов по командировочным расходам, в части суточных установлены нормы. Суммы выплат, превышающие установленную норму, включаются в совокупный доход работника, облагаются налогом на доходы физических лиц и отражаются по дебету счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» и кредиту счета 68 субсчет «Расчеты с бюджетом по НДФЛ».

Фактически израсходованные  суммы на служебные командировки отражаются по дебету счета 26 «Общехозяйственные расходы» и кредиту счета 71 «Расчеты с подотчетными лицами» без НДС, сумму которого в части проживания в гостинице,  при наличии соответствующих документов следует отразить  по дебету счета 19 «НДС по приобретенным ценностям» и кредиту счета 71.

После окончательного расчета  с подотчетными лицами сумма НДС списывается с кредита счета 19 в дебет счета 68 субсчет «Расчеты с бюджетом по НДС».

При оприходовании материальных ценностей от подотчетных лиц в случае их приобретения  за наличный расчет в предприятиях розничной торговли, НДС не выделяется, а учитывается в сумме материальных ценностей, которые в установленном порядке включаются в состав себестоимости продукции (работ, услуг).

При применении журнально-ордерной формы учет расчетов с подотчетными лицами отражается в журнале-ордере 7.

Расчеты с разными  дебиторами и кредиторами у предприятий  возникают по различным причинам: по претензиям к поставщикам и подрядчикам; по страхованию имущества и персонала; за товары, купленные в кредит; по возмещению ущерба; по предоставленным работникам предприятия займам и др.

Расчеты по претензиям, предъявленные  к поставщикам, присужденным штрафам, пеням, неустойкам ведутся на счете 76 субсчет «Расчеты по претензиям».

Удержания с работников предприятия очередных платежей за товары, проданные в кредит, отражаются по дебету счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» и кредиту 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», после чего удержанные суммы перечисляются по лицевым счетам в торговое предприятие. Данная хозяйственная операция отражается по кредиту счета 51 и дебету счета 76.

Вопросы для  самопроверки

1. Учет расчетов с  подотчетными лицами.

2. Учет расчетов по  претензиям.

3. Учет расчетов по  имущественному и личному страхованию.

4. Учет расчетов с  персоналом по прочим операциям.

5. Учет расчетов с  разными дебиторами и кредиторами.

 

Тема 11. УЧЕТ ТРУДА И ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ

 

Учет труда и заработной платы является одним из трудоемких участков бухгалтерского учета на предприятиях.

Вопросы труда и заработной платы  регулируются Трудовым кодексом РФ.

Учет с рабочими и служащими  ведется на счете 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда».

Налог на доходы физических лиц, который удерживается в соответствии с Налоговым Кодексом РФ ч. 2 гл.23.

Кроме этого, надо изучить  разделы Трудового кодекса РФ: 4 «Рабочее время», 5 «Время отдыха» и 6 «Оплата и нормирование труда», в которых рассматриваются вопросы продолжительности и режима рабочего времени, порядок расчета отпускных, заработной платы, норм труда.

Вопросы для  самопроверки

1. Формы и системы  оплаты труда, применяемые на  предприятиях связи.

2. Расчет заработной  платы.

3. Определение сумм  доплат за работу в ночное  время и за сверхурочные часы работы.

4. Расчет заработной  платы в бригадах.

5. Расчет оплаты основного и дополнительного отпусков и их компенсаций в случае неиспользования.

6. Определение размера  пособия по временной нетрудоспособности.

7. Понятие и учет  депонированной заработной платы.

8. Расчет удержаний  из заработной платы.

9. Синтетический и аналитический учет расчетов с рабочими и служащими.

10. Особенности учета  заработной платы на предприятиях  связи.

 

Тема 12. УЧЕТ КАПИТАЛЬНЫХ ВЛОЖЕНИЙ

И ИСТОЧНИКОВ ИХ ФИНАНСИРОВАНИЯ

 

Капитальные вложения представляют собой затраты на строительство и приобретение новых основных средств, реконструкцию, расширение и техническое перевооружение предприятия.

 Капитальные вложения могут быть производственного и непроизводственного назначения, следовательно, источники их финансирования будут различными. Капитальные вложения используются в производственной сфере, как на простое, так и на расширенное воспроизводство.

Капитальные вложения при  простом воспроизводстве направляют на строительство и приобретение основных средств только в размерах, соответствующих сумме начисленной амортизации по действующим основным средствам. Источником их финансирования являются средства, получаемые в составе выручки от реализации в форме амортизации основных средств, начисленной в отчетном периоде. При этом делаются следующие бухгалтерские проводки:

 Приобретение внеоборотных активов - дебет счета 08 «Вложения во внеоборотные активы», дебет счета 19 субсчет «НДС при осуществлении капитальных вложений» и кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

Ввод в эксплуатацию основных средств отражается по дебету счета 01 «Основные средства» и кредиту счета 08.

Капитальные вложения при  расширенном воспроизводстве, направленные на строительство и приобретение основных средств в размерах, превышающих сумму уменьшения основных средств в результате их изнашиваемости, финансируются за счет средств, получаемых в составе выручки: в форме амортизации - для простого воспроизводства и в форме прибыли - для расширенного. Источниками финансирования капитальных вложений в непроизводственной сфере является только прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия.

Вопросы для  самопроверки

1. Определение капитальных  вложений и система их организации.

2. Структура капитальных  вложений.

3. Учет капитальных  вложений и источников их финансирования при простом воспроизводстве.

4. Учет капитальных  вложений и источников их финансирования  при расширенном воспроизводстве.

 

 

Тема 13. УЧЕТ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ

И НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ

 

Учет основных средств  регламентируется «Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств», утвержденными приказом Минфина РФ  от 29.07.2003 г. № 91н, а также ПБУ 6/01 «Учет основных средств», утвержденного приказом Минфина РФ от 30.03 2001г. № 26н (в ред.изменений от 12.12.2005 г. № 147н).

Актив принимается организацией к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, если одновременно выполняются следующие условия: 
а) объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование;

б) объект предназначен для использования  в течение длительного времени, т.е. срока продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

в) организация не предполагает последующую  перепродажу данного объекта) объект способен приносить организации  экономические выгоды (доход) в будущем.

Сроком полезного использования  является период, в течение которого использование объекта основных средств приносит экономические выгоды (доход) организации. Для отдельных групп основных средств срок полезного использования определяется исходя из количества продукции (объема работ в натуральном выражении), ожидаемого к получению в результате использования этого объекта.

 Основные средства  принимаются к бухгалтерскому  учету по первоначальной стоимости.

Первоначальной стоимостью основных средств, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации).

 Фактическими затратами на  приобретение, сооружение и изготовление основных средств являются:

- суммы, уплачиваемые в соответствии  с договором поставщику (продавцу), а также суммы, уплачиваемые за доставку объекта и приведение его в состояние, пригодное для использования;

- суммы, уплачиваемые организациям  за осуществление работ по договору строительного подряда и иным договорам;

- суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением основных средств;

- таможенные пошлины и таможенные сборы;

- невозмещаемые налоги, государственная пошлина, уплачиваемые в связи с приобретением объекта основных средств;

Информация о работе Лекции по "Бухгалтерскому учету и аудиту"