Лекции по "Бухгалтерскому учету и аудиту"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 20:39, лекция

Краткое описание

Бухгалтерский учет - важный элемент финансово-экономических отношений современного общества. Он выполняет функции особой информационно-технической системы, обеспечивающей непрерывность и устойчивость работы предприятия, предсказуемость его финансового результата. Рыночные отношения объективно требуют освоения системы правовых и финансово-кредитных норм для более развитых экономических отношений. В этих условиях претерпевает изменение методология бухгалтерского учета, приближая его к международным стандартам.

Вложенные файлы: 1 файл

konspekt_bu.doc

— 317.50 Кб (Скачать файл)

При увеличении уставного  капитала дебетуются счета: 83 «Добавочный капитал», 82 «Резервный капитал», 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» кредитуется счет 80 «Добавочный капитал».

При уменьшении уставного  капитала дебетуется счет 80 «Добавочный капитал» кредитуются счета: 82 «Резервный капитал», 75 «Расчеты с учредителями».

Резервный капитал образуют акционерные общества и организации с иностранным капиталом. Законодательством установлены минимальные размеры резервного капитала. Так, акционерные общества создают резервный капитал в размере не менее 15% от величины уставного капитала, организации с иностранными инвестициями - не менее 25% от уставного капитала.

Отчисления в резервный капитал  осуществляются ежегодно при наличии чистой прибыли до достижения величины, предусмотренной учредительными документами организации.

Резервные фонды формируют другие хозяйствующие субъекты, если их создание за счет прибыли, остающейся в распоряжении организации, предусмотрено учредительными документами или учетной политикой.

Образование резервного капитала (резервного фонда) отражается следующей бухгалтерской записью:

Дебет счета 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)»

Кредит счета 82 « Резервный капитал».

За счет средств резервного капитала (резервного фонда) покрываются убытки от хозяйственной деятельности организации и другие непроизводительные потери. В акционерных обществах резервный капитал, кроме того, может использоваться для погашения облигаций общества и выкупа собственных акций.

Использование резервного капитала (резервного фонда) отражается следующими бухгалтерскими записями:

- на покрытие убытков:

Дебет счета  82 «Резервный капитал»

Кредит счета 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)»;

- при списании потерь товарно-материальных ценностей от стихийных бедствий:

Дебет счета 82 «Резервный капитал»

Кредит счетов 10 «Материалы», 20 «Основное производство», 43 «Готовая продукция», 41 «Товары».

Добавочный капитал  - прирост капитала предприятия, образовавшийся в результате переоценки объектов основных средств, эмиссионного дохода.

Учет добавочного капитала ведется на пассивном счете 83 «Добавочный капитал».

По кредиту счета 83 "Добавочный капитал" отражаются:

- прирост стоимости внеоборотных активов, выявляемый по результатам переоценки их, - в корреспонденции со счетами учета активов, по которым определился прирост стоимости;

   - сумма разницы между продажной и номинальной стоимостью акций, вырученной в процессе формирования уставного капитала акционерного общества (при учреждении общества, при последующем увеличении уставного капитала) за счет продажи акций по цене, превышающей номинальную стоимость, - в корреспонденции со счетом 75 "Расчеты с учредителями".Уменьшение добавочного капитала может иметь место в случаях:

1. погашения сумм снижения стоимости внеоборотных активов, выявившихся по результатам его переоценки, - в корреспонденции со счетами учета активов, по которым определилось снижение стоимости;

2. направления средств на увеличение уставного капитала - в корреспонденции со счетом 75 "Расчеты с учредителями" либо счетом 80 "Уставный капитал";

3.распределения сумм между учредителями организации - в корреспонденции со счетом 75 "Расчеты с учредителями" и т.п.

         Аналитический учет по счету 83 "Добавочный капитал" организуется таким образом, чтобы обеспечить формирование информации по источникам образования и направлениям использования средств.

Нераспределенная прибыль (убыток) представляет собой сумму:

 Нераспределенной прибыли (убытка) прошлых лет  и нераспределенной прибыли (убытка) отчетного года

Нераспределенная прибыль отчетного года - это часть чистой прибыли, которая не была распределена организацией в отчетном году. Этот показатель отражает конечный финансовый результат деятельности организации в отчетном году. Формирование чистой прибыли (убытка) >> 
      Для учета нераспределенной прибыли (непокрытого убытка) предусмотрен активно-пассивный счет 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток).

Чистая прибыль в конце года при реформации баланса списывается с дебета счета 99 «Прибыли и убытки» в кредит (дебет) счета 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)":

- списана чистая прибыль отчетного  года

          Дебет счета 99

  Кредит счета 84

- списан убыток отчетного года

  Дебет счета 84

          Кредит счета 99

  

 
       По дебету счета 84 отражаются записи по использованию нераспределенной прибыли отчетного года.

 Остаток нераспределенной прибыли переносится на следующий год. 
         Списание убытка отчетного года отражается записями:  
Дебет 80 «Уставной капитал» Кредит 84 - доведена величина уставного капитала до величины чистых активов организации;

 Дебет 82 «Резервный капитал» Кредит 84 - погашен убыток средствами резервного капитала;

Дебет 75 "Расчеты с учредителями" Кредит 84 - погашен убыток за счет взносов участников, учредителей.

Учет  заемных средств в виде кредитов и займов ведется в соответствии с ПБУ15/2008, утвержденного Минфином РФ от 06.10.2008 № 107н.

 Расходами, связанными с выполнением  обязательств по полученным займам  и кредитам (далее - расходы по займам), являются:

проценты, причитающиеся к оплате заимодавцу (кредитору);

дополнительные расходы по займам.

Дополнительными расходами по займам являются:

суммы, уплачиваемые за информационные и консультационные услуги;

суммы, уплачиваемые за экспертизу договора займа (кредитного договора);

иные расходы, непосредственно  связанные с получением займов (кредитов).

 Расходы по займам отражаются  в бухгалтерском учете обособленно  от основной суммы обязательства  по полученному займу (кредиту).

 Погашение основной суммы обязательства по полученному займу (кредиту) отражается в бухгалтерском учете организацией-заемщиком как уменьшение (погашение) кредиторской задолженности.

 Расходы по займам отражаются  в бухгалтерском учете и отчетности  в том отчетном периоде, к которому они относятся.

 Расходы по займам признаются  прочими расходами, за исключением  той их части, которая подлежит  включению в стоимость инвестиционного  актива.

В стоимость инвестиционного актива включаются проценты, причитающиеся к оплате заимодавцу (кредитору), непосредственно связанные с приобретением, сооружением и (или) изготовлением инвестиционного актива.

Дополнительные расходы по займам могут включаться равномерно в состав прочих расходов в течение срока займа (кредитного договора).

 Проценты, причитающиеся к оплате заимодавцу (кредитору), прекращают включаться в стоимость инвестиционного актива с первого числа месяца за месяцем прекращения приобретения, сооружения и (или) изготовления инвестиционного актива.

Одним из наиболее значимых изменений в ПБУ 15/2008 является установление единого порядка списания расходов, связанных с привлечением заемных средств для приобретения материально-производственных запасов и иных оборотных активов. Данные затраты необходимо списывать в состав прочих (счет 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 1 «Прочие расходы») независимо от времени оплаты их приобретения.

Вопросы для  самопроверки

1.Учет уставного капитала.

2.Учет резервного капитала.

3.Учет добавочного капитала.

4.Чистые активы предприятия

5.Учет кредитов и займов

 

Тема 22. ОТЧЕТНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ

 

Отчетность представляет систему показателей, отражающих результаты хозяйственной деятельности предприятий за отчетный период. Отчетность необходима, чтобы контролировать финансово-хозяйственную деятельность предприятий, для оперативного руководства, анализа результатов и принятия решений по улучшению показателей их деятельности на следующий период.

Все организации обязаны составлять на основе данных синтетического и аналитического учета бухгалтерскую отчетность. 

2. Бухгалтерская отчетность организаций, за исключением отчетности бюджетных организаций, а также общественных организаций (объединений) и их структурных подразделений, не осуществляющих предпринимательской деятельности и не имеющих кроме выбывшего имущества оборотов по реализации товаров (работ, услуг), состоит из:

 а) бухгалтерского баланса;

 б) отчета о прибылях и убытках;

 в) приложений к ним, предусмотренных нормативными актами;  

г) аудиторского заключения или заключения ревизионного союза сельскохозяйственных кооперативов, подтверждающих достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту или обязательной ревизии;

  
    д) пояснительной записки.

  
  3. Формы бухгалтерской отчетности организаций, а также инструкции о порядке их заполнения утверждаются Министерством финансов Российской Федерации.

  Другие органы, осуществляющие регулирование бухгалтерского учета, утверждают в пределах своей компетенции формы бухгалтерской отчетности банков, страховых и других организаций и инструкции о порядке их заполнения, не противоречащие нормативным актам Министерства финансов Российской Федерации.

  1. Пояснительная записка к годовой бухгалтерской отчетности должна содержать существенную информацию об организации, ее финансовом положении, сопоставимости данных за отчетный и предшествующий ему годы, методах оценки и существенных статьях бухгалтерской отчетности, сведения, предусмотренные законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.

В пояснительной записке должно сообщаться о фактах неприменения правил бухгалтерского учета в случаях, когда они не позволяют достоверно отразить имущественное состояние и финансовые результаты деятельности организации, с соответствующим обоснованием. В противном случае неприменение правил бухгалтерского учета рассматривается как уклонение от их выполнения и признается нарушением законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете.

Кроме этого, к отчету прилагаются декларации по НДС, налогу на прибыль, на имущество организаций и другие.

Бухгалтерская отчетность подписывается руководителем и главным бухгалтером (бухгалтером) организации.

        Бухгалтерская отчетность организаций, в которых бухгалтерский учет ведется централизованной бухгалтерией, специализированной организацией или бухгалтером-специалистом, подписывается руководителем организации, централизованной бухгалтерии или специализированной организации либо бухгалтером-специалистом, ведущим бухгалтерский учет.  
     Бухгалтерская отчетность составляется, хранится и представляется пользователям бухгалтерской отчетности в установленной форме на бумажных носителях     Отчетным годом для всех организаций является календарный год - с 1 января по 31 декабря включительно.

   Первым отчетным годом для вновь созданных организаций считается период с даты их государственной регистрации по 31 декабря соответствующего года, а для организаций, созданных после 1 октября, - по 31 декабря следующего года.

Данные о хозяйственных операциях, проведенных до государственной регистрации организаций, включаются в их бухгалтерскую отчетность за первый отчетный год.

Месячная и квартальная отчетность является промежуточной и составляется нарастающим итогом с начала отчетного года.

                     Вопросы для самопроверки

1.  Роль и значение  бухгалтерской отчетности.

2.  Состав и сроки  представления отчетности.

З.  Подготовительная работа на предприятиях для составления  годовой

 бухгалтерской отчетности.

4. Анализ баланса предприятия.

 

Тема 25. УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ УЧЕТ

 

Управленческий учет следует рассматривать как систему  сбора и интерпретации информации о затратах, издержках и себестоимости продукции (работ, услуг). Необходимо отличать управленческий учет от финансового учета. Простейший вариант управленческого учета  - это система управленческой отчетности.

Следует различать следующие  системы управленческого учета:

бюджетное планирование;

проектное планирование;

управление по центрам  финансовой ответственности.

Система управленческой отчетности должна быть построена таким образом, чтобы содержащаяся в ней информация позволяла получать ответы на вопросы:

на чем специализироваться предприятию;

сколько можно продать;

что требуется для  обеспечения заданного уровня производства;

как получить необходимые  ресурсы;

сколько это будет  стоить;

каков будет результат  деятельности;

как изменить параметры, чтобы улучшить результаты.

При изучении данной темы необходимо знать, как организуется управленческий учет в зависимости от технологии и организации производства на предприятиях связи, а также как формируются на этих предприятиях издержки в управленческом учете.

Вопросы для  самопроверки

 Сущность управленческого учета.

  Системы управленческого учета, их характеристика.

 Управленческая отчетность, ее использование в практике управления предприятием.

 Организация управленческого учета на предприятиях связи.

Информация о работе Лекции по "Бухгалтерскому учету и аудиту"