Международные бухгалтерские принципы и стандарты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 15:54, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы, которая состоит в анализе международных стандартов и принципов бухгалтерского учета и возможности их применения в российской отчетности.
Для решения указанной цели решались следующие задачи:
- рассмотреть функции и задачи международных стандартов учета и отчетности;
- ознакомиться с международными принципами бухгалтерского учета;
- рассмотреть применение международных стандартов бухгалтерского учета в России.

Вложенные файлы: 1 файл

Введение.docx

— 49.20 Кб (Скачать файл)

Правление КМСФО дважды в год  встречается с Консультативной  группой для обсуждения проектов Комитета, рабочей программы и  долгосрочной перспективы развития. Таким образом. Консультативная  группа играет важную роль в процессе разработки и принятия международных  стандартов бухгалтерского учета.

Для достижения наибольшей степени  приемлемости Международных стандартов финансовой отчетности в условиях их использования на уровне компаний, в 1996 г. была основана Интерпретационная  комиссия. В нее входят эксперты, являющиеся представителями организаций, составляющих Консультативную группу. Они участвуют в обсуждении и  принятии международных учетных  стандартов. Работа Интерпретационной  комиссии является одним из наиболее приоритетных направлений в развитии КМСФО.

Традиционный процесс  разработки международных стандартов бухгалтерского учета включает следующие  этапы:

I этап: формирование Редакционной комиссии. Ее возглавляет уполномоченный представитель Правления. Она обычно включает представителей бухгалтерской профессии не менее чем из трех различных стран, но может включать представителей других организаций, состоящих в Правлении или Консультативной группе, а также экспертов в определенных областях;

II этап: разработка проекта Международного  стандарта. Редакционная комиссия  рассматривает возникающие вопросы  подготовки  и представления финансовых  отчетов, а также обсуждает  план работы КМСФО над этими  вопросами. Она изучает требования  к бухгалтерскому учету и учетную  практику на национальном и  региональном уровнях, включая  различные бухгалтерские системы  в различных экономических условиях. В результате обсуждения указанных  вопросов, Редакционная комиссия  представляет на рассмотрение  Правления «Общий план разработки  проекта международного стандарта  финансовой отчетности»;

III этап: подготовка рабочего проекта  положений стандарта. Редакционная  комиссия готовит «Рабочий проект  положений». Его целью является  установление тех принципов, которые  будут использованы при подготовке  «Проекта международного стандарта  финансовой отчетности». Он также  содержит описание рассмотренных  альтернативных решений и причины,  по которым рекомендуется их  принятие или отклонение. Все  заинтересованные стороны могут  вносить свои предложения и  замечания на стадии рассмотрения  проекта, которая обычно длится  четыре месяца;

IV этап: утверждение Правлением  рабочего проекта положений стандарта.  Редакционная комиссия просматривает  перечень замечаний по «Рабочему  проекту положений» и согласовывает  окончательный вариант, после  чего данный проект представляется  на утверждение Правления и  используется в качестве базы  для подготовки «Проекта международного  стандарта финансовой отчетности».  Окончательный вариант «Рабочего  проекта положений» не публикуется,  однако может быть представлен  по требованию общественности;

V этап: составление плана разработки  международного стандарта. Редакционная  комиссия разрабатывает план  «Проекта международного стандарта  финансовой отчетности», который  впоследствии рассматривается и  публикуется в случае его принятия. Все заинтересованные стороны  могут вносить свои предложения  и замечания на стадии рассмотрения  проекта, которая обычно длится  от одного месяца до полугода;

VI этап: подготовка проекта международного  стандарта. Редакционная комиссия  рассматривает все предложения  и замечания и готовит «Проект  международного стандарта финансовой  отчетности» на рассмотрение  Правления. После утверждения  проекта, для чего необходимо  не менее 2/3 голосов членов  Правления, публикуется новый  стандарт бухгалтерского учета.

В ходе этого процесса Правление  может решить, что рассматриваемый  вопрос требует дополнительной консультации или составления перечня обсуждаемых вопросов для получения различных комментариев. При этом может появиться необходимость подготовить не один, а несколько вариантов «Проекта международного стандарта бухгалтерского учета».

Правление может также принимать  решение о создании Редакционной комиссии для рассмотрения вопроса  о целесообразности корректировки  уже существующих стандартов с учетом изменений, которые произошли с  момента их принятия. В случае пересмотра существующего стандарта бухгалтерского учета, Правление поручает Редакционной комиссии подготовить «Проект международного стандарта бухгалтерского учета» без  предварительного опубликования «Рабочего  проекта положений».

Рабочая программа Комитета ставит две цели:

Во-первых, дальнейшее развитие международных  стандартов учета на базе, уже существующей, системы стандартов.

Во-вторых, содействие процессу унификации бухгалтерского учета путем сокращения количества альтернативных бухгалтерских  подходов, разрешенных международными стандартами бухгалтерского учета.

 

1.3 Международные  принципы бухгалтерского учета

Принцип — основа, исходное, базовое  положение бухгалтерского учета  как науки, которое предопределяет все последующие, вытекающие из него утверждения.

Международные принципы бухгалтерского учета заключаются в следующем:

1. Принцип непрерывности деятельности. Свидетельствует о том, что  предприятие функционирует в  данный момент и будет функционировать  в ближайшем будущем, так как  нет поводов для его закрытия, ликвидации, либо ощутимого снижения  производительности.

2. Неизменность принципов ведения  бухучета. Означает преемственность  методов и принципов учета.

3. Активы и пассивы необходимо  оценивать объективно и осторожно.  Нельзя допускать переноса имеющихся рисков, способных стать реальной угрозой финансовому положению компании, на последующие периоды.

4. В отчетах показывают доходы  и расходы, относящиеся к какому-либо  отчетному периоду — вне зависимости  от того, в какой период времени  поступили платежи или средства  по ним.

5. Активы и пассивы следует  оценивать отдельно и отражать  в развернутом виде. (Кредиторская  и дебиторская задолженности  в балансе необходимо отражать  раздельно).

6. Соблюдение незыблемости входящего  баланса — показатели остатков  на начало текущего периода  обязательно совпадают с показателями  остатков на конец предшествующего  периода (квартала или года).

7. Экономическая достоверность  операций важнее ее юридической  формы.

8. Отражение существенной информации. Бухгалтерский учет и отчетность, следуя этому принципу, должны  содержать полезную информацию  — для руководителей и внешних  пользователей (например, кредиторов), которая пригодится при принятии  ими тех или иных решений.

9. Финансовая отчетность отличается  понятностью и достаточной подробностью.

10. Составление сводной (консолидированной)  финансовой отчетности теми предприятиями,  которые имеют дочерние и совместные  организации. В том числе в  тех случаях, когда эти предприятия  имеют статус самостоятельных  юридических лиц.

Соблюдение изложенных выше международных  принципов бухгалтерского учета  позволяет стандартизировать порядок  анализа и обобщения данных в  бухгалтерской отчетности. Это позволяет  использовать ее при принятии решений, гарантируя высокую степень достоверности, надежности, понятности и уместности.

 

 

Глава 2. Применение международных стандартов бухгалтерского учета в России

 

В России переход на применение международных  стандартов бухгалтерского учета начался  еще в 1992 г. и продолжается в течение  всего периода экономических  реформ, проводимых в стране. Постановлением Верховного Совета РФ от 23.10.92 г. была утверждена Государственная программа перехода Российской Федерации на международные  стандарты учета и статистики, которая уже реализована по некоторым  направлениям.

План счетов и Положение о  бухгалтерском учете и отчетности, введенные в 1992 г., основаны на предположении, что учет капитала осуществляется в  организациях, обособленных в имущественном  и организационном отношениях от других организаций и от их собственников. Устанавливалось также, что бухгалтерский  учет ведется на предприятии, которое  не предполагает прекращать свою деятельность в обозримом будущем. Таким образом, реализовались принципы обособленности, непрерывности и непротиворечивости, принятые в международных нормах бухгалтерского учета. С 1993 г. отчетность, в частности баланс, начинает составляться в нетто-показателях, как и принято  международными нормами. С 1996 г. уже  все отчеты составляются в нетто-показателях. В 1994 г. с принятием Минфином РФ Положения  об учетной политике существенно  расширилось применение международных  принципов в российском учете, в  частности была констатирована необходимость  последовательного применения учетной  политики и полноты учета всех фактов хозяйственной деятельности, подчеркнут принцип непротиворечивости учета и отчетности во всех их структурных  составляющих, указано на необходимость  соблюдения принципа рациональности бухгалтерского учета. Были констатированы основополагающие принципы международного учета: осмотрительность, приоритет содержания над формой, временная определенность учитываемых фактов хозяйственной деятельности. Внедрение последнего принципа в практику учета сопряжено с определенными трудностями, так как принцип предполагает начисление показателей и, в частности отражение дохода от реализации по факту отгрузки продукции покупателю и ее отчуждения от поставщика. Отсутствие оборотных средств у большинства организаций и тотальные неплатежи делают этот метод неприемлемым для определения налогооблагаемых доходов. Начиная с 1996 г. он последовательно применяется для составления бухгалтерской отчетности, несмотря на то, что большинство организаций налогооблагаемые доходы определяют кассовым методом. В 1996 г. были упорядочены формы отчетности, порядок оценки и содержания отдельных ее статей, что приблизило ее по основным характеристикам к международным нормам. В том же году вступил в действие Закон Российской Федерации “О бухгалтерском учете”, был утвержден один из основополагающих стандартов, ориентированных на международные требования к бухгалтерскому учету – Положение “Бухгалтерская отчетность организации” (Приказ Минфина РФ от 08.02.1996г).

Рассмотрим, как реализуются эти  концепции в российском законодательстве и положениях (стандартах) по бухгалтерскому учету.       

Своевременность финансовой отчетности. Законом РФ о бухгалтерском учете (ст. 15) установлено, что годовые отчеты представляются в течение 90 дней, а  квартальные – в течение 30 дней по окончании отчетного периода. Эти требования к срокам представления  отчетов более жесткие по сравнению  с теми, которые установлены в  других странах. Но в отношении самого учета информации и отражения  в отчетности этот принцип не сформулирован  в российском учете и не используется. Значимость. Финансовые отчеты должны содержать все данные, которые  оказывают существенное влияние  на оценки и решения их пользователей. Состав форм отчетности определен Законом  о бухгалтерском учете (ст. 13). В  Положении “Бухгалтерская отчетность организации (в ред. Федерального закона от 23.07.98 N 123-ФЗ, от 08.05.2010 N 83-ФЗ), содержится исчерпывающий перечень показателей, обязательных для отражения в отчетности в интересах всех ее пользователей. Специальном приказом Министерство финансов РФ определило понятие “существенности” показателей, подлежащих дополнительной расшифровке. Существенными признаются такие показатели, удельный вес которых превышает 5% в общем итоге.

Ценность для прогнозирования. Она провозглашается несмотря на то, что отчетная информация относится  к прошедшим событиям и служит для оценки результатов деятельности. Этому требованию отвечает стандартный  набор показателей отчетности, предусмотренный  стандартом и формами бухгалтерской  отчетности со всеми приложениями к  ней, утвержденными приказом Минфина  РФ.

Правдивость представленных данных. Положение “Учетная политика предприятия” содержит специальный раздел о раскрытии  учетной политики. В п. 17 сказано, что способы ведения бухгалтерского учета подлежат раскрытию в пояснениях к отчетности, в особенности тогда, когда изменения в учетной политике могут существенно повлиять на оценку и принятие решений пользователей бухгалтерской отчетности. Правдивость отчетных данных предполагает также отсутствие существенных ошибок и отклонений в бухгалтерской отчетности. В соответствии с Законом о бухгалтерском учете (ст. 13 п. 2), в состав бухгалтерской отчетности должно входить аудиторское заключение, подтверждающее ее достоверность и правдивость; таким образом защищаются интересы пользователей. Реально контролируется только соответствие нормативным документам. На практике почти все российские компании представляют заведомо неверную информацию, но соответствующую нормативным документам.

Преобладание содержания над формой. В докладе Рабочей группы по международным  стандартам сказано, что при составлении  отчетности операции и события можно  рассматривать с точки зрения их юридической формы, поскольку они вытекают из договорных отношений, и с экономической точки зрения, выделяя в бухгалтерской отчетности экономическое содержание операций, даже если юридическая форма отличается от экономического содержания и предполагает иную оценку данного явления. В тех случаях, когда такой подход противоречит принятому законодательству, этот факт, его воздействие на финансовое положение и результаты коммерческой деятельности необходимо указывать в документации.

В Положении по бухгалтерскому учету “Учетная политика предприятия” (ПБУ 1/2008) предусматривается, что в бухгалтерском учете факты хозяйственной деятельности должны отражаться исходя не только из их правовой формы, но и из экономического содержания фактов и условий хозяйствования, тем самым в нашем учете закрепляется концепция приоритета содержания над формой.

Специалисты Минюста РФ полагают, что в соответствии с Гражданским  кодексом РФ к активам любой организации  можно относить только стоимость  ее собственного имущества. Именно таким  образом трактуется положение п. 2 статьи 8 Закона о бухгалтерском  учете: “Имущество, являющееся собственностью организации, учитывается обособленно  от имущества других юридических  лиц, находящегося у данной организации”. На этом основании возникает требование учитывать лизинговое имущество  на внебалансовых счетах, несмотря на то, что по своему экономическому содержанию лизингополучатель вполне может учитывать его в балансе  как имущество, приравниваемое к  собственному. По договору лизинга  арендатор может заказать любое  оборудование, а лизингодатель оплачивает его и передает арендатору на полный амортизационный срок, т.е. по сути, безвозвратно. В течение срока  аренды арендатор обязан оплатить стоимость  оборудования с учетом процентов  за пользование кредитом. Но лизинговое оборудование будет числиться и  амортизироваться на балансе лизингодателя. Лизинговые операции часто проводят банки, следовательно, лизинговое имущество числится на балансе банка. Если тот же банк выдает организации долгосрочный кредит на покупку оборудования по кредитному договору, а не договору лизинга, то такое оборудование по форме и содержанию будет учитываться и амортизироваться на балансе организации, его купившей и эксплуатирующей. И в первом, и во втором случае оборудование используется в экономике организации с одинаковыми последствиями. В учете оно будет отражено по-разному, а бухгалтерская отчетность укажет различные характеристики структуры собственного заемного капитала и существенные отклонения в показателях эффективности. Понятность формы представления отчетности связана с ее стандартным содержанием и форматом, устанавливаемым Министерством финансов для всей бухгалтерской отчетности страны. Нейтральность. Отчетная информация должна быть объективной по отношению к разным пользователям. Практическое применение этого принципа затруднено, поскольку при составлении отчетности доминируют интересы регулирующих органов.

Осмотрительность должна обеспечить нейтрализацию фактора неопределенности, влияющего на достоверность информации. Рабочая группа по международным  стандартам учета и отчетности под  осмотрительностью подразумевает  большую готовность к учету потенциальных  убытков или пассивов, нежели потенциальных  прибылей или активов.

Информация о работе Международные бухгалтерские принципы и стандарты