Методика аудита

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 16:32, реферат

Краткое описание

До начала документальной проверки аудитору необходимо изучить организационные и технологические особенности предприятия, специализацию, масштабы и структуру каждого вида его производственной деятельности. На основе анализа учетной политики и особенностей производства аудитор выясняет обоснованность применяемого на практике метода учета производственных затрат и варианта сводного учета затрат. Если в процессе проверки установлено, что в учетной политике обоснован метод учета затрат, отвечающий требованиям технологического процесса, а фактически элементы этого метода не используются, то аудитор должен зафиксировать данное отклонение в рабочих документах и определить его влияние на формирование себестоимости продукции.

Вложенные файлы: 1 файл

Методика аудита.docx

— 138.56 Кб (Скачать файл)

Проверка правильности учета  расходов на обслуживание производства и управление

При проведении аудита необходимо установить выполняются ли требования нормативных актов при отражении в бухгалтерском и налоговом учете операций по учету расходов на обслуживание производства и управление.

Затраты на содержание, организацию  и управление цехами и другими  производственными подразделениями  основного, вспомогательного и обслуживающего производств включаются в состав общепроизводственных (общецеховых) затрат. Их учет ведется на собирательно-распределительном счете 25 "Общепроизводственные расходы". В подрядном строительстве и подрядных структурных подразделениях механизации строительно-монтажных работ счет 25 служит для учета затрат по эксплуатации и калькулирования фактической производственной себестоимости одной машино-смены работы строительных машин и механизмов.

В машиностроении, а также  в организациях других отраслей экономики, оснащенных большим количеством  единиц оборудования, машин и механизмов, затраты, связанные с их содержанием, учитываются на отдельном субсчете "Расходы по содержанию и эксплуатации машин и оборудования". Аналитический  учет указанных затрат ведется по номенклатуре статей, предусмотренных  отраслевыми нормативными документами.

Наиболее типичная номенклатура включает следующие статьи:

  • амортизация производственного оборудования, машин, механизмов транспортных средств;
  • затраты на ремонты указанных объектов основных средств;
  • затраты на содержание персонала, занятого текущим обслуживанием и текущим ремонтом оборудования, машин, механизмов, транспортных средств;
  • затраты на внутрипроизводственное перемещение грузов (погрузка, перевозка по ходу технологических процессов деталей, узлов, материалов, строительных конструкций и т.п.);
  • другие затраты (в том числе на топливо и энергию всех видов, расходуемых на приведение транспортных средств в рабочее состояние, если такие затраты не учитываются непосредственно на счетах 20, 23, 29, 44).

Помимо затрат на содержание и эксплуатацию оборудования, машин, механизмов и транспортных средств в состав общепроизводственных включаются затраты на обслуживание, организацию производства и управления им.

Типичная номенклатура представлена следующими статьями:

  • содержание аппарата управления цеха;
  • содержание прочего цехового персонала;
  • амортизация зданий, сооружений и инвентаря, относящегося к основным средствам производственного подразделения;
  • содержание указанного выше имущества;
  • все виды ремонтов зданий, сооружений и инвентаря, относящегося к основным средствам производственных подразделений;
  • затраты на испытания, опыты и исследования, рационализацию и изобретения;
  • затраты на охрану труда и технику безопасности;
  • потери от простоев;
  • потери от порчи материальных ценностей при их хранении в производственных подразделениях (фактические потери в пределах норм естественной убыли);
  • потери от недоиспользования комплекта деталей, узлов и технологической оснастки;
  • недостача материальных ценностей и незавершенного производства (в пределах норм естественной убыли материалов, топлива, сырья, продуктов);
  • прочие непроизводительные затраты;
  • прочие затраты, не предусмотренные предыдущими статьями.

Аналитический учет общепроизводственных затрат на содержание, организацию  производства и управление им ведется  на субсчете "Общецеховые расходы".

При наличии журнально-ордерной формы бухгалтерского учета затраты, связанные с содержанием оборудования и машин, а также общепроизводственные затраты учитываются в ведомости 12 "Затраты по цеху", которая  ведется но каждому производственному  подразделению в отдельности.

Независимо от типа производства и его принадлежности к определенной производственной отрасли экономики  в дебет счета 25 "Общепроизводственные расходы" в течение отчетного  периода "собираются" затраты, состав которых был приведен выше, с кредита  счетов 02, 05, 10, 16, 21, 23, 29, 43, 60, 69, 70, 71, 73, 76, 79, 96, 97.

В конце отчетного периода  учтенная сумма общепроизводственных расходов относится по назначению.

В конце отчетного периода  общепроизводственные расходы распределяются между объектами аналитического учета (видами продукции или видами деятельности). Базовый показатель для распределения общепроизводственных расходов организация выбирает самостоятельно и закрепляет свой выбор в учетной  политике. Распределять общепроизводственные расходы можно, например, пропорционально  заработной плате рабочих основного  производства, другим технико-экономическим  показателям.

Порядок распределения общепроизводственных расходов между основным, вспомогательным  и обслуживающим производствами, а также видами продукции (работ, услуг) организация должна установить самостоятельно.

Распределять общепроизводственные расходы можно пропорционально  заработной плате рабочих различных  производств, сумме прямых затрат, связанных  с содержанием того или иного  производства, и т.д.

Выбранный порядок распределения  общепроизводственных расходов должен быть закреплен в учетной политике организации.

К общехозяйственным расходам относятся расходы, непосредственно  не связанные с производственным процессом: административно-управленческие расходы; содержание общехозяйственного персонала, не связанного с производственным процессом; амортизационные отчисления и расходы на ремонт основных средств  управленческого и общехозяйственного назначения; арендная плата за помещения  общехозяйственного назначения; расходы  по оплате информационных, аудиторских, консультационных и т.п. услуг; другие аналогичные по назначению управленческие расходы.

Синтетический учет общехозяйственных  расходов ведется на собирательно-распределительном  счете 26 "Общехозяйственные расходы", аналитический - в ведомости 15 (при  журнально-ордерной форме бухгалтерского учета) по статьям затрат, номенклатура которых устанавливается отраслевыми  нормативными документами.

Номенклатура статей общехозяйственных  затрат практически является типовой  единой во всех промышленных отраслях экономики, в других отраслях номенклатура общехозяйственных затрат мало отличается от промышленной.

Общехозяйственные затраты делятся  на четыре группы:

  • расходы на управление организацией (заработная плата аппарата управления организацией, командировки и перемещения, содержание пожарной, военизированной и сторожевой охраны, прочие затраты);
  • общехозяйственные расходы (затраты на содержание прочего общехозяйственного персонала, амортизацию основных средств общехозяйственного назначения, содержание и все виды ремонтов зданий, сооружений и других основных средств общехозяйственного назначения, производство испытаний, опытов, исследований, содержание общехозяйственных лабораторий, изобретательство и технические усовершенствования (некапитального характера), охрану труда, подготовку кадров, организованный набор рабочей силы, прочие затраты);
  • налоги, сборы и отчисления;
  • непроизводительные потери общехозяйственного характера (потери от простоев по вине организации, от порчи материалов и продукции при хранении на складах организации, недостачи материалов и продукции при хранении на складах организации в пределах норм естественной убыли, прочие непроизводительные расходы - некомпенсируемые из различных источников).

В конце отчетного периода  счет 26 закрывается, т.е. общехозяйственные  затраты относятся по назначению.

Порядок распределения общехозяйственных  расходов между основным, вспомогательным  и обслуживающим производствами устанавливается организацией самостоятельно.

Распределять общепроизводственные расходы можно пропорционально  начисленной заработной плате рабочих  различных производств; сумме прямых затрат, связанных с содержанием  того или иного производства, и  т.д.

Выбранный порядок распределения  общехозяйственных расходов должен быть закреплен в учетной политике вашей организации.

Порядок списания общехозяйственных  расходов зависит от способа формирования себестоимости продукции (работ, услуг):

  • по полной производственной себестоимости;
  • по сокращенной себестоимости.

Общехозяйственные расходы  списываются в дебет счетов учета  производственных затрат: счета 20 "Основное производство", счета 23 "Вспомогательные  производства", счета 29 "Обслуживающие  производства и хозяйства" (если учет готовой продукции (работ, услуг) ведется по полной производственной себестоимости).

Общехозяйственные расходы  могут включаться в состав затрат на содержание вспомогательных и  обслуживающих производств, только если эти производства продают изготовленную  ими продукцию (работы, услуги) сторонним  организациям.

Общехозяйственные расходы  списываются в дебет субсчета 90-2 "Себестоимость продаж" (если учет готовой продукции (работ, услуг) ведется по сокращенной себестоимости).

Общехозяйственные расходы  в многопрофильных производствах  распределяются в затраты на производство отдельного продукта труда по аналогии с распределением общепроизводственных затрат.

Так, общехозяйственные расходы  включаются в затраты на производство продукции, работ, услуг, изготавливаемой  и осуществляемых организацией с  целью продажи (включая производство и продажу полуфабрикатов, работы и услуги вспомогательных производств  и непромышленных хозяйств, выполняемых (оказываемых) на сторону и т.п.).

Выбранный способ списания общехозяйственных  расходов должен быть закреплен в  учетной политике организации.

Для целей налогового учета, согласно ст. 253 НК РФ, расходы, связанные  с производством и реализацией, включают в себя:

1) расходы, связанные с  изготовлением (производством), хранением  и доставкой товаров, выполнением  работ, оказанием услуг, приобретением  и (или) реализацией товаров  (работ, услуг, имущественных прав);

2) расходы на содержание  и эксплуатацию, ремонт и техническое  обслуживание основных средств  и иного имущества, а также  на поддержание их в исправном  (актуальном) состоянии;

3) расходы на освоение  природных ресурсов;

4) расходы на научные  исследования и опытно-конструкторские  разработки;

5) расходы на обязательное  и добровольное страхование;

6) прочие расходы, связанные  с производством и (или) реализацией.

2. Расходы, связанные с  производством и (или) реализацией,  подразделяются на:

1) материальные расходы;

2) расходы на оплату  труда;

3) суммы начисленной амортизации;

4) прочие расходы.

Проверка правильности учета  затрат вспомогательных производств

При проведении аудита необходимо установить выполняются ли требования нормативных актов при отражении в бухгалтерском и налоговом учете операций по учету расходов вспомогательных производств.

Часть производственной деятельности предприятия, необходимая для обслуживания основного производства и поддержания  непрерывного выпуска продукции, сосредотачивается  во вспомогательных производствах, учет затрат которых осуществляется с применением счета 23 "Вспомогательные  производства".

Типовая номенклатура статей расходов включает следующие позиции:

1) материалы за вычетом  возвратных отходов;

2) топливо;

3) энергия;

4) зарплата производственных  рабочих и отчисления на их  социальные нужды;

5) расходы по содержанию  и эксплуатации оборудования;

6) общепроизводственные расходы;

7) общехозяйственные расходы  (по продукции, работам и услугам,  реализуемым на сторону).

Обычно учет затрат и калькулирование себестоимости продукции, работ и услуг вспомогательных производств осуществляется позаказным методом. Заказы, например, открываются на выпуск предметов нестандартного оборудования, на изготовление групп однородных специальных приспособлений на ремонт отдельных объектов основных средств.

В простых вспомогательных  производствах чаще всего не бывает незавершенного производства, поэтому  позаказный метод дает хорошие результаты. В сложных вспомогательных производствах  при исчислении себестоимости заказов  и всей выпущенной продукции, приходится учитывать объем незавершенного производства. В этих случаях используют комбинации позаказного и планового (нормативного) метода.

Себестоимость продукции, работ  и услуг исчисляется обычно в  соответствии с плановой (нормативной) себестоимостью, либо фактической калькуляцией. Ежемесячно разница между плановой и фактической себестоимостью работ  и услуг вспомогательных цехов  включается в соответствующие статьи расходов. Себестоимость работ и  услуг, выполняемых одними цехами для  других цехов своего предприятия, определяется исходя из фактической суммы основных затрат, расходов на содержание и эксплуатацию оборудования и цеховых расходов. При расчете себестоимости работ  и услуг, выполняемых цехами для  собственных нужд, учитываются только основные затраты. Себестоимость продукции, работ и услуг небольших вспомогательных  производств, используемых полностью  внутри предприятия, обычно отдельно не калькулируется, а затраты на их производство непосредственно включаются в соответствующие статьи расходов на обслуживание производства и управление.

В конце месяца затраты, сгруппированные  на счете 23 "Вспомогательные производства", распределятся по потребителям. В  сложных производствах предварительно оцениваются остатки незавершенного производства (НЗП). Этот процесс может  быть одинаковым с процессом оценки НЗП в основном производстве, а  может быть упрощенным. Например, прямые затраты часто распределяются по укрупненным нормам, а расходы  на счетах 25 "Общепроизводственные расходы" и 26 "Общехозяйственные  расходы" - пропорционально заработной плате производственных рабочих. Нормативная (плановая) себестоимость взаимных услуг отражается проводкой Д 23 - К 23.

Информация о работе Методика аудита