Необходимость и действенность
внутреннего контроля качества являются
основой эффективности работы любой
системы.
Требования к внутреннему
контролю можно найти в приложении
к международному стандарту аудита
МСА (ISA)-220 "Контроль качества аудиторской
работы". Основным в требованиях
МСА (ISA)-220 является следующее: "политика
и мероприятия качества должны восприниматься
персоналом фирмы так, чтобы чувствовалась
уверенность в том, что работники хорошо
понимают политику и мероприятия и воплощают
их в жизнь".
Анализ собранных FEE материалов
показал, что профессиональные учреждения
разных стран Европы выпустили национальные
стандарты аудита и согласовали
их с принципами МСА (ISA)-220. Исключением
является только Collegio Sindacale в Италии, чьи
позиции не совпадают с МСА (ISA)-220.
Следует отметить, что стандарты
аудита о внутреннем контроле теоретически
изложены очень сжато.
По мнению, например, Европейской
федерации экспертов, сегодня в
деловых кругах часто подчеркивают
важность качественного внутреннего
аудита для осуществления качественного
руководства фирмой в целом. Так,
Европейская комиссия выпустила
в июле 1996 г. Зеленый листок (Green Paper)
"О роли, позиции и обязанностях аудитора
в странах, которые относятся к Европейскому
Союзу". Там, в частности, отмечается:
"Компании, где существует слабый внутренний
аудит, не могут справиться с ответственностью
предоставлять достаточно существенную
информацию аудиторскому комитету. Оценка
эффективности информационных систем
руководства компании и оценка систем
внутреннего контроля должны осуществляться
на постоянной основе" [17, с. 57].
Наука об аудите началась с
того момента, когда Р.К. Мауц и Г.А. Шараф
сформулировали (1961 г.) восемь постулатов
аудита:
- Финансовая
отчетность и финансовые показатели должны
быть проверены.
- Конфликт
интересов аудитора и администрации является
неизбежным.
- Финансовая
отчетность и другая информация, которая
подлежит проверке, не содержат обусловленных
тайным сговором либо иных искажений.
- Удовлетворительная
система внутреннего контроля предотвращает
возможность несоответствий (нарушений
правил работы). Вызывает сомнение использование
в постулате слова "предотвращает".
Робертсон в 1984 г. предложил вместо него
слово "уменьшает". Следовательно,
чем эффективнее на предприятии организован
внутренний контроль, тем объективнее
его учет и отчетные данные. В условиях
системно ориентированного подхода этот
постулат подчеркивает значение системы
внутреннего контроля и указывает на возможность
уменьшения работы аудитора.
- Постоянное
соблюдение общепринятых принципов учета
дает возможность иметь объективное мнение
о финансовом состоянии и результатах
хозяйственной деятельности.
- То, что
было справедливым для предприятия в прошлом,
будет справедливым и в будущем, если нет
доказательства противоположного.
- Когда проверка
финансовой информации используется с
целью высказывания независимого мнения,
то деятельность аудитора регламентируется
только его полномочиями.
- Профессиональный
статус независимого аудитора адекватен
его профессиональным обязанностям [10,
с. 19-23].
В 1985 г. Робертсон, отметив, что
постулаты Маутца и Шарафа выступают основой
для дальнейших исследований теории аудита,
ввел новый постулат. Его суть такова:
"Информация, которая подлежала проверке,
более полезна, чем та, которая ей не подлежала".
Этот постулат подтверждает прямую связь
между теорией агентов и теорией аудита
и может использоваться в теории внутреннего
контроля.
Обоснование необходимости
внедрения внутреннего контроля
на промышленном предприятии представлено
в табл. 1.
Попытка решить проблемы предприятия,
руководствуясь этическими соображениями,
по мнению, например, Э.С. Хендриксена,
М.Ф. Ван Бреда, приводят к необходимости
поиска ответов на такие вопросы, как:
существует ли что-либо, что администрация
обязана сделать; есть ли что-то более
важное, нежели простое следование набору
принятых учетных процедур.
Таким образом, необходимость
во внутреннем контроле возрастает по
многим причинам: во-первых, развитие предприятия
и рынка капитала; во-вторых, стремление
предприятий к самоуправлению, в-третьих,
систематическое снижение уровня экономической
работы на предприятиях Украины.
Однако отсутствие или
недостаточность систематической
работы на каждом предприятии по снижению
себестоимости производимой продукции
приводили к снижению рентабельности
общественного производства. Об этом
свидетельствуют статистические данные
по абсолютному уровню прибыли: если в
1995 г. прибыль во всех отраслях экономики
страны составляла 18806 млн. грн., то в 1999
г. она снизилась до 7427 млн. грн., т.е. на
60 %. При этом следует учесть, что в 1995 г.
все отрасли экономики были прибыльными,
а в 1999 г. уже четыре отрасли из одиннадцати
были убыточными, и их убытки достигли
6595 млн. грн. [20, с. 39].
Таблица 1
Обоснование необходимости
внедрения внутреннего контроля
на промышленном предприятии
Предпосылки организации внутреннего
контроля |
Направленность внутреннего контроля
|
Преимущества внедрения внутреннего
контроля |
1.
Системный кризис отечественной
микроэкономики |
Принятый предприятием курс действий
(ее ориентиры), цели, стратегии
|
Достижение упорядоченной и эффективной
деятельности предприятием |
2.
Усиление рыночной конкуренции
|
Вид и масштаба деятельности предприятия
|
Обеспечение соблюдения политики руководства
каждым работником предприятия
|
3.
Потребность в "чистой" информации
для нужд внутренних и внешних
пользователей |
Неопределенность и риск деятельности
|
Своевременное обнаружение недостатков
в деятельности предприятия и
принятие мер к их устранению
|
4.
Взаимозависимость и взаимообусловленность внешнего
и внутреннего контроля |
Договорная дисциплина |
Выявление и мобилизация имеющихся
резервов производства, сверхнормативных запасов
|
5.
Регламентация государством основных
направлений внутреннего контроля
|
Кадровая политика |
Обеспечение сохранности собственности
|
6.
Реорганизация предприятия с
целью "встраивания" в рынок
|
Конфликтность в коллективах
|
Повышение эффективности и качества
работы, усиление режима экономии
|
7.
Отсутствие или недостаточность
систематической экономической
работы на предприятиях
|
Функционирование системы коммуникаций
и системы информационного обеспечения
управления |
Получение руководством предприятия "чистой"
информации |
8.
Обязательность внутреннего контроля
для каждого предприятия
|
Мотивация трудовой деятельность |
Выявление причин и условий, способствующих
образованию потерь, недостач и совершению
хищений |
9.
Тенденции развития предприятия
и рынка капитала |
Профессиональная подготовка кадров
|
Постоянное совершенствование хозяйственных
процессов |
10.
Конфликт интересов |
Документальное закрепление полномочий
и ответственности работников
|
Объективная оценка работы экономических
и других служб предприятия
|
11.
Направленность предприятия на
получение дохода |
Регламентация взаимоотношений между
звеньями предприятия |
Центры внутреннего контроля - центры
ответственности |
12.
Финансовая самостоятельность предприятия
|
Порядок проведения инвентаризации
|
Непрерывность осуществления внутреннего
контроля |
13.
Неэффективное использование вычислительной
техники |
Правила организации документооборота
|
Консультирование работников по вопросам,
входящим в компетенцию контролеров
|
14.
Риск банкротства |
Внешние влияния |
Соблюдение основной стратегии предприятия
|
15.
Нарушение режима экономии на
предприятии |
Система бухгалтерского учета, защиты информации,
СВК |
Служебные расследования по ЧП на предприятии
|
16.
Необоснованное списание |
Задолженность по недостачам |
Сохранность активов |
Статистические данные по
убыточным предприятиям и организациям
по отраслям экономики приведены
в табл. 2.
Таблица 2
Убыточные предприятия и
организации по отраслям экономики
Loss-taking enterprises and organizations, by industry [21, с. 66]
|
1998*
|
|
1999*
|
|
2000*
|
|
|
Процентов от общего количества предприятий
(организаций) |
Сумма убытков,
млн. грн. |
Процентов от общего количества предприятий
(организаций) |
Сумма убытков,
млн. грн. |
Процентов от общего количества предприятий
(организаций) |
Сумма убытков,
млн. грн. |
Всего |
55 |
17343 |
56 |
21114 |
38 |
22191 |
в т.ч. промыш-ленность |
54 |
7074 |
52 |
7014 |
43 |
8732 |
* Кроме банков и бюджетных
организаций.
Потери рабочего времени
работников, занятых в отраслях промышленности
в январе - июне 2000 г. (в среднем
на 100 работников) составили всего 12484
часа, в том числе:
- неявки
по разрешению администрации - 2212 часов;
- отпуска
по инициативе администрации - 6981 час;
- неявки
в связи с переводом на сокращенный рабочий
день, неделю - 2420 часов;
- простои
- 461 час;
- массовые
невыходы на работу (забастовки) - 283 часа;
- прогулы
- 128 часов [22, с. 10].
В промышленности фактически
уволено 11692 лица, в процентах к 1999
г. - 74 %, в том числе: рабочие - 6993 лица,
служащие - 2953 лица, не требующие профессии,
специальности - 1746 лиц, что составляет
в процентах от общего количества
уволенных работников: женщины - 60,7
%; молодежь в возрасте до 28 лет - 8,5 %.
Спрос на рабочую силу в
промышленности по состоянию на 1 января
2001 г.: количество свободных рабочих
мест, вакансий, всего - 9032; в том числе:
рабочие места - 8135; должности служащих
- 605; места, которые не требуют профессии,
специальности - 292.
Все вышеперечисленные аргументы
и статистические данные обуславливают
необходимость разработки концептуальных
основ внутреннего контроля и
внедрения его на промышленных предприятиях
Украины.
Иерархия элементов концептуальных
основ внутреннего контроля представлена
в табл. 3.
Таблица 3
Иерархия элементов концептуальных
основ внутреннего контроля
Основная стратегическая цель (цели)
|
Дополнительная цель (цели) |
Оперативная цель (цели) |
Качественные характеристики и необходимая
информация |
Принципы эффективности внутреннего
контроля |
Стандарты (нормативы) внутреннего контроля |
Интерпретация стандартов (нормативов)
внутреннего контроля |
Применение субъектами внутреннего
контроля в различных ситуациях
контрольной практики |
Целями организации внутреннего
контроля (ВК) на предприятии являются:
осуществление упорядоченной и
эффективной деятельности предприятия;
обеспечение соблюдения политики руководства
каждым работником предприятия; обеспечение
сохранности имущества предприятия.
Цель внутреннего контроля
во времени непрерывна, перманентна
и достигается только на короткое
время.
Дополнительная цель ВК -
подготовка к проверкам общего аудита,
налоговой инспекции и других
органов государственной власти;
консультирование работников предприятия
по вопросам, входящим в компетенцию
внутреннего контроля.
Оперативная цель ВК - экспертиза
достоверности оперативного, статистического
и бухгалтерского учета.
Принципы эффективности
внутреннего контроля - основные правила,
охватывающие всю контрольную деятельность
в целом [2, с. 58].
Стандарты (нормативы) ВК определяют
требования к субъектам внутреннего
контроля, к общему подходу в отношении
проведения проверки, к отражению
результатов проверки.
Обобщение результатов теоретических
и аналитических исследований, проводимых
учеными и специалистами-практиками
в области контроля (аудита) и
изложенных в литературе [1]; [2]; [8-14],
позволяют сделать вывод о
необходимости комплексного подхода
к организации ВК. Для этого
целесообразно использовать обобщенную
модель ВК, которая раскрывает его структуру
и основные характеристики (табл. 4).
Таблица 4
Общая модель внутреннего
контроля
Предмет |
Метод |
Функции |
Элементы |
Этапы (стадии) |
Виды |
Приемы |
Рабочие документы |
Нормативы (стандарты) |
Мотивация |
Как и любой другой вид
деятельности, ВК следует рассматривать
с точки зрения системного процесса,
в центре которого отдел ВК (аудита).
Эффективно функционировать эта
организационная система может
лишь на основании законов и правил
современного ВК и менеджмента.
Совершенствование системы
внутреннего контроля - это непрерывный
процесс обоснования и реализации
наиболее рациональных форм, методов,
способов и путей ее создания (реструктурирования)
и развития; рационализация ее отдельных
сторон, контроль и выявление "узких"
мест на основе непрерывной оценки
соответствия системы контроля внутренним
и внешним условиям функционирования
организации [2, с. 185].
Основные направления
совершенствования систем внутреннего
контроля украинских промышленных предприятий:
- Улучшение
качества законодательного процесса.
Пока ни в одной из сфер экономической
деятельности мы не имеем логически завершенного
системного законодательного обеспечения.
Особенно разрушительным для экономики
стало принятие законов, которые не учитывают
реальной социально-экономической ситуации,
вступают в конфликт с Конституцией Украины,
бюджетом, другими раннее принятыми актами
[23, с. 5]. Основными направлениями дальнейшего
развития теории и практики ВК является
решение в законодательном плане следующих
проблем. Прежде всего, это определение
рамок проведения внутреннего контроля.
Если объектом подтверждения достоверности
финансовой информации является в основном
бухгалтерский баланс, отчет о финансовых
результатах, то какой должна быть полнота
проверки, ее временные термины и достаточность
свидетельств? Кроме этого, требует решения
вопрос о том, какую ответственность и
перед кем несет внутренний контролер
за допущенные ошибки.
- Информационные
и координационные институты ВК. Необходимо
создать информационные и координационные
институты ВК для обеспечения оперативных
контактов между государственными органами
и субъектами хозяйствования, юридически
обеспечить участие этих организаций
в законодательной деятельности.
- Перестройка
структуры СВК и совершенствование методов
управления для усиления их целенаправленности
на решение новых задач.
- Научная
организация труда (НОТ) в контрольной
деятельности. Основным элементом НОТ
в контрольной деятельности является
оптимизация процессов использования
труда работников отдела внутреннего
контроля, материальных средств и информационных
ресурсов, организационных средств и факторов.
- Внутренний
контроль качества в СВК предприятия.
Политика и мероприятия контроля качества
должны восприниматься персоналом предприятия
так, чтобы чувствовалась уверенность
в том, что работники хорошо понимают политику
и мероприятия и воплощают их в жизнь.
- Подготовка
проекта методических указаний по внутреннему
контролю в промышленности должна осуществляться
творческой группой специалистов и научных
работников. Проект этих указаний может
быть оформлен после обсуждения Министерством
финансов Украины и рекомендован предприятиям
к использованию применительно к конкретным
условиям деятельности (объем производства,
характер деятельности, отрасль промышленности,
степень диверсификации).
- Сочетание
жестких и гибких систем планирования
деятельности предприятия. Для повышения
эффективности СВК целесообразно сочетать
жесткие (привязанные к конкретным плановым
периодам) и гибкие (не привязанные к определенным
срокам действия и меняющиеся достаточно
произвольно по мере изменений внутренних
и внешних условий функционирования предприятия)
[2, с. 209].
- Регламентация
деятельности на основе специальных схем
последовательности операций [2, с.188]. Такие
схемы должны содержать всю необходимую
информацию о разделении обязанностей,
санкционировании операций, процедурах
контроля, а также все правила, определяющие
порядок внутреннего контроля.
- Периодическое
перераспределение обязанностей между
работниками [2, с. 190]. Во избежание злоупотреблений
и для повышения эффективности ВК целесообразно
периодически перераспределять обязанности
работников, имеющих необходимую квалификацию
и допуск к соответствующим видам работ.
- Оценка
продуктивности сотрудников отдела внутреннего
контроля. Для этого необходимо, в частности,
оценить способность и готовность каждого
сотрудника к выполнению тех или иных
функций, его склонность к аналитике и
синтезу, стремление к познанию, квалификацию,
моральную и психологическую устойчивость,
состояние здоровья и другие факторы,
влияющие на эффективность труда.
- Система
подготовки, отбора, повышения квалификации
и совершенствования профессиональных
качеств контролеров. Эффективным методом
проверки профессионального уровня, деловых
и моральных качеств сотрудников, имеющих
опыт работы в СВК предприятия, является
установление для них испытательного
срока работы.
- Эффект
внутреннего контроля. Используя подход
А.С. Северина [24, с. 500], сформулируем основные
направления в измерении эффекта системы
внутреннего контроля предприятия:
- по совокупному
эффекту, получаемому от всей хозяйственной
деятельности;
- по доле
совокупного эффекта, обусловленной функционированием
СВК;
- по непосредственному
эффекту от функционирования СВК.
- Эффективный
всесторонний контроль. При планировании
контрольных мероприятий необходимо всесторонне
рассматривать экономический, юридический,
научно-технический, производственно-коммерческий
и социальный блоки.
- Препятствие
несанкционированному доступу к активам
и файлам. Такая система должна включать:
- схему выдачи
разрешений на доступ сотрудников к сведениям,
составляющим коммерческую тайну;
- оформление
обязательств о неразглашении сведений,
составляющих коммерческую тайну;
- формальное
установление порядка работы с документами
с грифом "КТ" (коммерческая тайна);
- контроль
и ведение досье на сотрудников, допущенных
к работе с документами и материалами,
составляющими коммерческую тайну;
- учет и
анализ нарушений режима работы с документами,
содержащими коммерческую тайну, а также
различного рода попыток несанкционированного
доступа к конфиденциальным документам
традиционного и автоматизированного
исполнения (базы данных и др.) [2, с. 186-187].
- Система
обеспечения безопасности активов и файлов
[2, с. 187].
- Система
защиты от злоупотреблений при использовании
оборотных документов (векселей, чеков).
Иногда векселя служат прикрытием операций
с высоколиквидной продукцией, когда задержка
выплаты денег использовалась для дополнительного
их "прокручивания". Установление
высокого дисконта векселей для ликвидной
на самом деле продукции обогащает нечестных
дельцов [25, с. 3].
- Всеобщая
инвентаризация предприятий. Необходимо
провести всеобщую инвентаризацию предприятий,
как это делалось в США, Германии, Франции
и других странах в период кризиса, с целью
определения их эффективности, их энерго-,
капитало-, материалоемкости, экспортного
потенциала, конкурентоспособности, зависимости
от импорта, транспортных связей, поставок
сырья и т.д. [26, с. 6].
- Определение
правового статуса долгов. В современных
условиях производитель, который выпустил
качественные товары и отгрузил их потребителям,
не имеет никаких гарантий своевременного
возврата денег из-за неопределенности
в правовом статусе долга.
- Интегрированная
система учета. Большинство промышленных
предприятий США, Великобритании, Канады
и других стран англосанксонской группы
используют интегрированную систему учета,
обеспечивающую калькулирование себестоимости
отдельных видов продукции и контроль
затрат на ее производство. Это достигается
через "вмонтирование" счетов производственного
учета в общую систему счетов, в результате
чего они корреспондируют со счетами финансового
учета. Интегрированная система учета
базируется на непрерывном учете запасов,
т.е. все текущие изменения запасов сырья,
готовой продукции и производства отражаются
на счетах соответствующих запасов [25,
с. 3].
- Интеграция
внутреннего контроля и проблемного учета.
Проблемный учет охватывает и так называемые
организационные расчеты: организации
грузопотоков внутри предприятия, транспортных
работ, регулирования производственных
запасов и др. [26, с. 45].
Таким образом, повышение "гибкости"
СВК на промышленном предприятии
может быть обеспечено за счет:
- достоверности
и быстроты получения информации об изменениях
условий внешней и внутренней среды (надежные
каналы связи и накопители информации);
- оперативного
регулирования и функционирования системы,
что может быть обеспечено в результате
создания специального структурного подразделения,
постоянно осуществляющего его настройку;
- высокого
уровня профессиональной подготовленности
работников, их готовности переключаться
с одного вида работ на другой, менять
связи;
- быстрой
переориентации методов контроля;
- возможности
маневра ресурсами.
Следовательно, основная проблема
на современном этапе - обеспечить сбалансированность
всех элементов СВК промышленного
предприятия таким образом, чтобы
наиболее эффективно использовать потенциал
предприятия и повышать его конкурентоспособность.
ЛИТЕРАТУРА
- Сотникова
Л.В. Внутренний контроль и аудит. - М.: Финстатинформ,
2001. - 239 с.
- Бурцев
В.В. Организация системы внутреннего
контроля коммерческой организации. -
М.: Экзамен, 2000. - 320 с.
- Прокушев
Е.Ф. Менеджмент первичного уровня. - М.:
Дашков и К, 1999. - 320 с.
- Шредер
Г.А. Руководить сообразно ситуации. - М.:
Интерэксперт, 1994. - 156 с.
- Уткин Э.А.
Управление фирмой. - М.: Акалис, 1996. - 516
с.
- Ткаченко
А.М. Сутнiсть та необхiднiсть становлення
внутрiшнього аудиту в перiод трансформацiї
економiки України // Економiка промисловостi.
- 2000. - № 3 (9). - С. 38-45.
- Камышанов
П.И. Знакомьтесь: аудит (организация и
методика проверок). - М.: Маркетинг, 1994.
- 78 с.
- Богомолов
А.М., Голощапов Н.А. Внутренний аудит. Организация
и методика проведения. - М.: Дело и Сервис,
2001. - 112 с.
- Макальская
А.К. Внутренний аудит: Учеб.-практ. пособие.
- М.: Дело и Сервис, 2001. - 112 с.
- Дорош
Н.i. Аудит: методология i органiзацiя. - К.:
Знання, 2001. - 402 с.
- Ткаченко
А. Види внутрiшнього аудиту та його фундаментальнi
принципи // Схiд. - 2000. - № 6 (37). - С. 14-17.
- Бурцев
В.В. Принципы внутреннего аудита // Бухгалтерский
учет. - 1998. - С. 80-81.
- Внутрiшнiй
аудит - запорука ефективного корпоративного
управлiння // Урядовий кур'єр. - 2001. -№ 180.
- C. 7.
- Усач Б.Ф.,
Дячишин Я.В., Шмикова Л.М. Аудит i судово-бухгалтерська
експертиза. - Львiв.: Каменяр, 1998. - 134 с.
- Шевчук
В.О. Контроль господарських систем в суспiльствi
з перехiдною економiкою (Проблеми теорiї,
органiзацiї, методологiї). - К.: КДТЕУ, 1998.
- 371 с.
- Хендриксен
Э.С., Ван Бреда М.Ф. Теория бухгалтерского
учета: Пер. с англ. / Под ред. проф. Я.В. Соколова.
- М.: Финансы и статистика, 1997. - 576 с.
- Европейская
федерация экспертов (Federation dex Experts Comptables
Europeens, FEE ) "Обеспечение постоянного
контроля. Внешний аудит в Европе" //
Бухгалтерский учет и аудит. - 2002. - № 3.
- С. 55-62.
- Maytz R., Sharaf
H. The philosophy of auditing. - American Accounting Association, 1993.
- 299 p.
- Роджер
А. Основы аудита: Пер. с англ. - М.: ЮНИТИ,
1995. - 398 с.
- Белоусова
И. Проблемы развития управленческого
учета в Украине // Бухгалтерский учет
и аудит. - 2001. - № 2. - С. 39-44.
- Статистичний
щорiчник України 2000 / За ред. О.Г. Осауленка.
- К.: Технiка, 2001. - 598 с.
- Праця
у Донецькiй областi за сiчень - червень
2000 року // Статистичний бюлетень № 14/221.
- Донецк: Донецьке обласне управлiння
статистики, 2000. - 75 с.
- Україна:
поступ у ХХi столiття // Послання Президента
до Верховної Ради України. - Урядовий
кур'єр. - 2000, 23 лютого. - С. 5-12.
- Северин
А.С. Совершенствование управления предприятиями
на основе маркетинга // Проблемы управления
предприятием в условиях переходной экономики
в Украине. - Донецк: ДонГУЭТ, 2001. - 594 с.
- Швайка
М. Платiжну кризу мусимо здолати // Урядовий
кур'єр. - 1998, 23 травня. - С. 7.
- Вiд макроекономiчної
стабiлiзацiї до економiчного протекцiонiзму:
Круглий стiл за участю об'єднань пiдриємцiв
// Урядовий кур'єр (УК). - 1999, 16 грудня. - C
.6.
- Голов
С. Управленческий учет: концепция и организация
// Бухгалтерский учет. - 1997. - № 5. - C. 3-8.
- Мизиковский
Е.А. Управленческий учет: необходимость
// Бухгалтерский учет. - 1995. - № 8. - C. 44-47.