Нормативное регулирование бухгалтерского учета в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2015 в 06:43, курсовая работа

Краткое описание

Согласно ст. 6 этого Положения Минфин РФ подготавливает предложения и реализует меры по методологическому руководству бухгалтерским учетом и отчетностью в Российской Федерации; утверждает планы счетов, типовые формы бухгалтерского учета и отчетности, инструкции по их применению и порядку составления отчетности (кроме бухгалтерского учета и отчетности в Центральном банке Российской Федерации и кредитных организациях); устанавливает порядок ведения бухгалтерского учета и составления отчетности об использовании федерального бюджета, смет расходов бюджетных организаций.

Содержание

1. Нормативное регулирование бухгалтерского учета в РФ ………………………......3
Система нормативного регулирования………………………………………...3
Федеральный закон о бухгалтерском учете…………………………………........9
1.3 Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ)……………………………...……..11
1.4 План счетов бухгалтерского учета……………………………………………..14
1.5. Учетная политика организации……………………………………………….16
2. Расчётная часть……………………………………………………..…………………19
Журнал регистрации хозяйственных операций за декабрь 2008г……………...19
Карточки счета……………………………………………………………………..27
Сальдо – оборотная ведомость за декабрь………………………………………30
Бухгалтерский баланс……………………………………………………………...32
Библиографический список…………………

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВОЙ.doc

— 791.00 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство по образованию РФ

 

Сибирский государственный аэрокосмический университет

им. академика М.Ф. Решетнева

 

Финансово – экономический факультет

 

Кафедра бухгалтерского учета

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВОЙ ПРОЕКТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«Теория бухгалтерского учёта»:

«Нормативное регулирование бухгалтерского учета в РФ»

 

 

Вариант № 18

 

 

 

 

 

 

Выполнила:  студентка группы Э- 62

Шевченко А. В.

 

Проверила: Грязнова О.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Железногорск 2009

 

Содержание

 

 

1. Нормативное регулирование бухгалтерского учета в РФ ………………………......3

    1. Система нормативного регулирования………………………………………...3
    2. Федеральный закон о бухгалтерском учете…………………………………........9

1.3 Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ)……………………………...……..11

1.4 План счетов бухгалтерского учета……………………………………………..14

1.5. Учетная политика организации……………………………………………….16

2. Расчётная часть……………………………………………………..…………………19

Журнал регистрации хозяйственных операций за декабрь 2008г……………...19

Карточки счета……………………………………………………………………..27

Сальдо – оборотная  ведомость за декабрь………………………………………30

Бухгалтерский баланс……………………………………………………………...32

Библиографический список…………………………………………………………….35

 

  1. Нормативное регулирование бухгалтерского учета в РФ

 

 

    1. Система нормативного регулирования

 

Статья 5 Закона № 129 «О бухгалтерском учете» определяет три уровня системы регулирования бухгалтерского учета.

1. Общее методическое  руководство Бухгалтерским учетом  в РФ осуществляется Правительством  РФ;

2. Органы, которым федеральными  законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, руководствуясь законодательством РФ, разрабатывают и утверждают в пределах своей компетенции обязательные для исполнения всеми организациями на территории РФ;

3. Организация, руководствуясь  законодательством РФ о бухгалтерском учете, нормативными актами органов, регулирующих бухгалтерский учет, самостоятельно формируют свою учетную политику, исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей деятельности.

Включение этой статьи в текст Закона «О бухгалтерском учете» фактически произвело переворот в регулировании бухгалтерского учета в нашей стране. Впервые на уровне Федерального закона было установлено, что именно Правительство Российской Федерации, а не центральные органы исполнительной власти, например, Министерство финансов, осуществляет «общее методологическое руководство бухгалтерским учетом в Российской Федерации».

Таким образом, из ведения Министерства финансов бухгалтерский учет перешел в ведение Правительства Российской Федерации, а это означает, что планы счетов, положения и другие нормативные акты, кем бы они ни разрабатывались, даже Министерством финансов РФ, должны быть согласованы и одобрены аппаратом Правительства РФ.

В соответствии с п. «б» ст. 114 Конституции РФ Правительство «обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики». Данное положение Конституции закреплено ст. 15 «Полномочия Правительства Российской Федерации в сфере бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики» Закона РФ «О Правительстве Российской Федерации» от 17 декабря 1997 г. № 2-ФЗ.

Пункт 1 ст. 5 Закона «О бухгалтерском учете», возложив на Правительство РФ общее методологическое руководство бухгалтерским учетом, установил, таким образом, приоритет государственного регулирования бухгалтерского учета в стране.

Пункт 2 ст. 5 Закона косвенно указывает на то, что к органам, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, в первую очередь относится Министерство финансов Российской Федерации. Специально устанавливается, что «нормативные акты и методические указания по бухгалтерскому учету, издаваемые органами, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, не должны противоречить нормативным актам и методическим указаниям Министерства финансов РФ».

В соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 6 марта 1998 г. № 273, в число основных задач МФ России входит «обеспечение методологического руководства бухгалтерским учетом и отчетностью, а также бухгалтерского учета и отчетности в Центральном банке Российской Федерации и кредитных организациях».

Согласно ст. 6 этого Положения Минфин РФ подготавливает предложения и реализует меры по методологическому руководству бухгалтерским учетом и отчетностью в Российской Федерации; утверждает планы счетов, типовые формы бухгалтерского учета и отчетности, инструкции по их применению и порядку составления отчетности (кроме бухгалтерского учета и отчетности в Центральном банке Российской Федерации и кредитных организациях); устанавливает порядок ведения бухгалтерского учета и составления отчетности об использовании федерального бюджета, смет расходов бюджетных организаций.

Существенная роль в разработке методологических и методических материалов в настоящее время отводится Институту профессиональных бухгалтеров России, Центральному Банку РФ, Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг, Комитету по валютному регулированию и валютному контролю и т.д.

Система нормативного регулирования бухгалтерского учета состоит из документов четырех уровней.

 

Система регулирования бухгалтерского учета

 

Уровень

Документы

Органы, принимающие документы

I уровень — законодательный

Федеральные законы, кодексы, указы, постановления

Федеральное собрание,

Правительство РФ,

Президент РФ

II уровень — нормативный

Положения (стандарты) по бухгалтерскому учету

Министерство финансов РФ,

Центральный банк РФ

III уровень — методический

Нормативные акты (иные, чем положения), методические указания

Министерство финансов РФ,

федеральные органы исполнительной власти,

консультационные фирмы

IV уровень —учетная политика организации

Организационно-распорядительная документация (приказ, распоряжение и т.п.)

Организации,

предприятия


 

Первый уровень системы составляют законодательные акты, которые принимаются Государственной Думой, указы Президента Российской Федерации и постановления правительства, регламентирующие прямо или косвенно постановку бухгалтерского учета в организации.

К данному уровню системы относится Гражданский кодекс Российской Федерации, прямо и косвенно влияющий на организацию учета. Так, например, в части первой Кодекса законодательно закреплены важнейшие нормы ведения учета в организациях, в том числе: наличие самостоятельного баланса у каждого юридического лица; обязательность утверждения годового бухгалтерского отчета; обязательные случаи составления аудиторского заключения; порядок регистрации, реорганизации и ликвидации юридического лица; раскрываются понятия чистых активов, дочерних и зависимых обществ. В части второй Кодекса представлены основные сделки и отдельные виды обязательств; нормы, содержащиеся в ней, которые оказывают влияние на оправдательную и регистрирующую функции бухгалтерского учета (виды договоров, обязательные условия договоров и т.п.).

К первому уровню системы также относятся Федеральные законы от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», от 8 августа 2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности»  и другие федеральные законы, так или иначе затрагивающие вопросы бухгалтерского учета и отчетности.

К указанному уровню необходимо отнести Постановление Правительства РФ «О Программе реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными учетными стандартами финансовой отчетности» от 6 марта 1998 г. № 283, в которой:

    1. была сформулирована цель реформирования системы бухгалтерского учета - приведение национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями рыночной экономики и МСФО;
    2. - были определены задачи реформы:
    • сформировать систему стандартов бухгалтерского учета и отчетности, обеспечивающих полезной информацией пользователей, в первую очередь инвесторов;
    • обеспечить увязку реформы бухгалтерского учета в Российской Федерации с основными тенденциями гармонизации стандартов на международном уровне;
    • оказать методическую помощь организациям в понимании и внедрении реформированной модели бухгалтерского учета;
    1. были определены основные направления реформы:
    • совершенствование нормативного правового регулирования;
    • формирование нормативной базы (стандарты);
    • методическое обеспечение (инструкции, методические указания, комментарии);
    • кадровое обеспечение (формирование бухгалтерской профессии, подготовка и повышение квалификации специалистов бухгалтерского учета);
    • международное сотрудничество (вступление и активная работа в международных организациях; взаимодействие с национальными организациями, ответственными за разработку стандартов бухгалтерского учета и регулирование соответствующей деятельности).

Продолжением указанной Программы стала Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в РФ, разработанная по решению Правительства РФ и одобренная приказом Министерства финансов РФ от 1 июля 2004 г. № 180. Согласно Концепции бухгалтерский учет в РФ должен развиваться по следующим направлениям:

  • - повышение качества информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности;
  • - создание инфраструктуры применения МСФО;
  • - изменение системы регулирования бухгалтерского учета и отчетности;
  • - усиление контроля качества бухгалтерской отчетности;
  • - существенное повышение квалификации специалистов, занятых организацией и ведением бухгалтерского учета и отчетности, аудитом бухгалтерской отчетности, а также пользователей бухгалтерской отчетности.

Следует иметь в виду, что Концепция 2004 г., несмотря на то, что одобрена Приказом Минфина России, нормативным документом не является и определяет только основные направления деятельности официальных органов власти и негосударственных (коммерческих) институтов, работающих в сфере реформирования бухгалтерского учета и отчетности.

Главным же актом первого уровня системы, прямо регламентирующим постановку бухгалтерского учета, является Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», устанавливающий единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в Российской Федерации. Следует отметить, что закон был принят тринадцать лет назад в совершенно других экономических и правовых условиях. Он освещает преимущественно технические вопросы бухгалтерского учета и уже не отвечает современному уровню экономического развития страны, ее правовой системе. Отдельные положения Закона противоречат законодательным актам, принятым позднее, законодательно не закреплен статус финансовой отчетности, составленной по МСФО. Наиболее острой проблемой действующего закона является - зависимость главного бухгалтера от руководителя. Нынешний Закон предусматривает ответственность генерального директора за организацию бухгалтерского учета и соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций. Одновременно те же обязанности и та же ответственность в соответствии со ст.7 Закона о бухгалтерском учете возлагаются на главного бухгалтера.

Второй уровень системы составляют национальные стандарты - Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ), устанавливающие принципы, базовые правила ведения бухгалтерского учета отдельных объектов и на отдельных его участках, возможные бухгалтерские приемы без раскрытия конкретного механизма применения их к определенному виду деятельности, порядок составления и представления бухгалтерской отчетности. На этом уровне регулирующим органом в настоящее время выступает только Министерство финансов РФ, и никакой другой орган из числа участвующих в разработке стандартов не может осуществлять регулирование с точки зрения конечного результата. При разработке ПБУ Министерство финансов ориентируется на международные стандарты финансовой отчетности (МСФО). На данный момент принято 20 национальных стандартов. Среди них можно выделить наиболее важные, такие как:

Информация о работе Нормативное регулирование бухгалтерского учета в РФ