Нормативное регулирование бухгалтерского учета в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2015 в 06:43, курсовая работа

Краткое описание

Согласно ст. 6 этого Положения Минфин РФ подготавливает предложения и реализует меры по методологическому руководству бухгалтерским учетом и отчетностью в Российской Федерации; утверждает планы счетов, типовые формы бухгалтерского учета и отчетности, инструкции по их применению и порядку составления отчетности (кроме бухгалтерского учета и отчетности в Центральном банке Российской Федерации и кредитных организациях); устанавливает порядок ведения бухгалтерского учета и составления отчетности об использовании федерального бюджета, смет расходов бюджетных организаций.

Содержание

1. Нормативное регулирование бухгалтерского учета в РФ ………………………......3
Система нормативного регулирования………………………………………...3
Федеральный закон о бухгалтерском учете…………………………………........9
1.3 Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ)……………………………...……..11
1.4 План счетов бухгалтерского учета……………………………………………..14
1.5. Учетная политика организации……………………………………………….16
2. Расчётная часть……………………………………………………..…………………19
Журнал регистрации хозяйственных операций за декабрь 2008г……………...19
Карточки счета……………………………………………………………………..27
Сальдо – оборотная ведомость за декабрь………………………………………30
Бухгалтерский баланс……………………………………………………………...32
Библиографический список…………………

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВОЙ.doc

— 791.00 Кб (Скачать файл)
  • -«Учетная политика организации». ПБУ 1/98. Утверждено приказом Минфина РФ от 09.12.1998 г. № 60н. В нем изложены основные принципы бухгалтерского учета (непрерывности деятельности организации, осмотрительности, последовательности применения учетной политики и др.).
  • -«Бухгалтерская отчетность организации». ПБУ 4/99. Утверждено приказом Минфина РФ от 06.07.1999 г. № 43н. В Положении изложены требования к бухгалтерской отчетности: достоверность и полнота, нейтральность, целостность, последовательность, сопоставимость, соблюдение отчетного периода, правильность оформления. Они являются дополнительными по отношению к допущениям и требованиям, раскрытым в ПБУ 1/98 «Учетная политика предприятия».

Некоторые положения по бухгалтерскому учету за истекший период переиздавались дважды (ПБУ 5 «Учет материально-производственных запасов», ПБУ 6 «Учет основных средств», ПБУ 8 «Условные факты хозяйственной деятельности»). Переработано ПБУ 3/2000 «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» (прежняя редакция была утверждена в 1995 г.).

Также требует переработки Положение по бухгалтерскому учету «Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство» (ПБУ 2/94), утвержденное Приказом Минфина России от 20.12.1994 № 167. Нормы, установленные действующей редакцией этого Положения, не соответствуют ни современному состоянию законодательной базы (части первая и вторая НК РФ были приняты после утверждения ПБУ 2/94), ни современному состоянию нормативной базы бухгалтерского учета. Планируется внести изменения в ПБУ 6/01 «Учет основных средств» в части уточнения критериев для признания в бухгалтерском учете основных средств для некоммерческих организаций, порядка начисления амортизации, стоимостной оценки малоценных основных средств.

Помимо вышеперечисленных стандартов, были также разработаны и утверждены:

  • -Положение по бухгалтерскому учету «Информация об аффилированных лицах» ПБУ 11/2000, утвержденное Приказом Минфина России от 13.01.2000 № 5н. В данном ПБУ регулируются некоторые вопросы, которые могут быть отнесены к взаимоотношениям со связанными сторонами.
  • -Положение по бухгалтерскому учету «Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию» (ПБУ 15/01), утвержденное Приказом Минфина России от 02.08.2001 № 60н;
  • -Положение по бухгалтерскому учету «Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы» ПБУ 17/02, утвержденное Приказом Минфина России от 19.11.2002 № 115н;
  • -Положение по бухгалтерскому учету «Информация об участии в совместной деятельности» ПБУ 20/03, утвержденное Приказом Минфина России от 24.11.2003 № 105н.

Таким образом, можно сделать вывод, что практически все стандарты, включенные в План 1998 г., хотя и с запозданием, но были разработаны и утверждены. Исключение составило Положение по бухгалтерскому учету «Аренда основных средств». Должны быть пересмотрены ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», ПБУ 1/98 «Учетная политика организации» и ПБУ 11/2000 «Информация об аффилированных лицах» и разработаны новые ПБУ – «Отчет о движении денежных средств» и «Промежуточная бухгалтерская отчетность».

Важно знать, что согласно Концепции № 180 Минфин больше не будет разрабатывать проекты ПБУ. Этим займутся профессиональные объединения бухгалтеров и аудиторов. Предполагается, что до 2007 г. произойдет утверждение основного комплекта российских стандартов индивидуальной бухгалтерской отчетности на основе МСФО.

Третий уровень системы составляют методические рекомендации по ведению бухгалтерского учета, в том числе инструкции, указания и т.п. Разрабатывать их могут все, кто заинтересован в интерпретации и детализации положений нормативных правовых актов первого и второго уровней (Министерство финансов, некоторые другие министерства и ведомства, объединения организаций, крупные компании, а также профессиональные объединения бухгалтеров, в частности Институт профессиональных бухгалтеров России). Примеры таких документов: Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств от 13.10.2003 г. № 91н;  Методические рекомендации по раскрытию информации о прибыли, приходящейся на одну акцию от 21.03.2000 г. № 29н;  Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств от 14.06.1995 г. № 49; Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов от 28.12.2001 г. № 119н и др.

К важнейшим документам этого уровня относятся План счетов бухгалтерского учета финансово - хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению. План счетов бухгалтерского учета представляет собой схему регистрации и группировки фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете. В нем приведены наименования и номера синтетических счетов (счетов первого порядка) и субсчетов (счетов второго порядка).

Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета устанавливает единые подходы к применению Плана счетов и отражению фактов хозяйственной деятельности на счетах бухгалтерского учета. В ней приведена краткая характеристика синтетических счетов и открываемых к ним субсчетов: раскрыты их структура и назначение, экономическое содержание обобщаемых на них фактов хозяйственной деятельности, порядок отражения наиболее распространенных фактов. С 1 января 2001 г. в России действуют новые План счетов бухгалтерского учета и Инструкция по его применению, утвержденные Приказом Министерства финансов РФ от 31 октября 2000 г. № 94н.

Четвертый уровень системы составляют так называемые рабочие документы организаций, в которых на основе общеустановленных правил и принципов они формируют свою учетную политику, свои подходы к раскрытию бухгалтерской информации в отчетах, представляемых заинтересованным пользователям.

Основными рабочими документами конкретной организации являются:

- документ по учетной  политике предприятия;

- утвержденные руководителем  формы первичных учетных документов;

- графики документооборота;

- утвержденный руководителем план счетов бухгалтерского учета;

- утвержденные руководителем  формы внутренней отчетности.

Основы формирования (выбора и обоснования) и раскрытия (придания гласности) учетной политики организации установлены Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации», утвержденным Приказом Министерства финансов РФ от 9 декабря 1998 г. № 60н. Учетная политика организации формируется главным бухгалтером (бухгалтером) организации и утверждается руководителем организации.

 

1.2. Федеральный  закон о бухгалтерском учете

 

В 1996 году был принят и вступил в силу Федеральный закон «О бухгалтерском учете».

Закон вобрал в себя существующий опыт бухгалтерского учета в рыночной экономике, раскрытый применительно к российским традициям и действующему в России гражданскому и финансовому праву. В нем определены концептуальные положения и общие принципы организации и ведения бухгалтерского учета, права, обязанности и ответственность в этой области юридических и физических лиц, управляющего персонала; меры, обеспечивающие достоверность бухгалтерской информации, порядок публикации бухгалтерской отчетности и государственного регулирования всей системы бухгалтерского учета.

Бухгалтерский учет законодательно определяется как упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения в денежном выражении информации об имуществе, обязательствах и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.

Налоговая отчетность, составленная с целью контроля за соблюдением налогового законодательства, является вторичной (производной) задачей бухгалтерского учета. Она формируется на основе данных бухгалтерского учета как самостоятельная, специально составляемая для этой цели и, следовательно, отличающаяся от обобщенной информации бухгалтерской отчетности. Задачи, которые решают бухгалтерская отчетность и налоговая отчетность, существенно отличаются. Следовательно, различны и показатели отчетности.

В Законе ни слова не сказано о том, что бухгалтерский учет содержит достоверную информацию, используемую для расчета налогов, а бухгалтерская отчетность в интересах налогообложения должна представляться соответствующим налоговым органам. Настоящий Закон полностью посвящен вопросам обеспечения бухгалтерской информацией коммерческого оборота, движения капитала и управления хозяйственно-финансовой деятельностью организаций и предприятий.

Федеральный закон о бухгалтерском учете распространяется на все организации, находящиеся на территории России, включая филиалы и представительства иностранных организаций, если это не противоречит договорам России с другими государствами. Граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, ведут учет своих доходов и расходов в интересах налогообложения и в порядке, установленном налоговым законодательством Российской Федерации. Все юридические лица, зарегистрированные по российскому законодательству, унитарные предприятия, бюджетные учреждения обязаны вести бухгалтерский учет в полном соответствии с Законом.

Основная цель законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете - обеспечить единообразный учет имущества, обязательств и хозяйственных операций организаций, а также составление и представление сопоставимой и достоверной информации об имущественном положении, доходах и расходах организаций, необходимой пользователям бухгалтерской отчетности.

Законодательство о бухгалтерском учете устанавливает единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в стране и состоит из рассматриваемого Закона, других федеральных законов, указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации.

Закон «О бухгалтерском учете» состоит из четырех разделов и 19 статей.

В первом разделе - «Общие положения» — дано определение сущности бухгалтерского учета. Названы его объекты (имущество организации, ее обязательства и хозяйственные операции), указаны задачи бухгалтерского учета, приведены основные понятия, используемые в бухгалтерском учете (синтетический и аналитический учет, план счетов, бухгалтерская отчетность и т.п.).

Изложен порядок регулирования бухгалтерского учета, в соответствии с которым общее методологическое руководство бухгалтерским учетом осуществляется Правительством Российской Федерации, а органы, которым предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, разрабатывают и утверждают планы счетов и инструкции по их применению, положения (стандарты) по бухгалтерскому учету и другие нормативные акты и методические указания по бухгалтерскому учету,

Ответственность за организацию бухгалтерского учета в организациях, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций возложена на руководителей организаций.

Во втором разделе - «Основные правила ведения бухгалтерского учета» — изложены требования к ведению бухгалтерского учета (обязательность двойной записи хозяйственных операций на основе рабочего плана счетов, осуществление учета на русском языке, в валюте Российской Федерации, обязательность формирования учетной политики и обязательность обособленного учета текущих затрат и капитальных и финансовых вложений), к документированию хозяйственных операций, ведению регистров бухгалтерского учета, оценке имущества и обязательств, порядку осуществления инвентаризации имущества и обязательств.

В третьем разделе - «Основные правила составления и предоставления бухгалтерской отчетности» — изложены основные требования к составлению бухгалтерской отчетности, определены ее состав, правила оценки статей бухгалтерской отчетности, порядок ее представления, основные правила составления сводной бухгалтерской отчетности и порядок хранения документов бухгалтерского учета.

В четвертом разделе - «Заключительные положения» - раскрыты вопросы ответственности за нарушения законодательства о бухгалтерском учете.

Указанный Закон имеет большое значение для развития бухгалтерского учета в стране, поскольку он повышает юридический статус норм бухгалтерского учета для коммерческих и некоммерческих организаций и закрепляет обязательность ведения бухгалтерского учета в юридических лицах.

 

1.3. Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ)

 

Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ) устанавливают принципы, правила и способы ведения организациями учета хозяйственных операций, составление и представление бухгалтерской отчетности и являются важнейшими нормативными документами второго уровня системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в России, установленной Федеральным Законом «О бухгалтерском учете».

Разработка положений (стандартов) по бухгалтерскому учету базируется на общепринятых методологических принципах, предусмотренных международными стандартами и в целом структура каждого стандарта включает:

  • введение (общие положения);
  • определение;
  • содержание;
  • необходимые пояснения (предписания), регулирующие процедуру практического применения отдельных требований, составляющих основу того или иного положения (стандарта);
  • дату вступления в действие.

Информация о работе Нормативное регулирование бухгалтерского учета в РФ