Определение резервов и путей снижения себестоимости продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2014 в 16:51, курсовая работа

Краткое описание

Затраты организации на производство продукции (работ, услуг) называют издержками производства. В отечественной практике для характеристики всех издержек производства за определенный период применяют термин «затраты на производство».
Затраты – это стоимость ресурсов используемых на конкретные цели. Затраты на производство продукции являются основным изучаемым объектом управленческого учета.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические основы калькулирования себестоимости 5
1.1. Понятие и элементы калькулирования себестоимости 5
1.2. Затраты и их классификация 6
1.3. Принципы и методы калькулирования себестоимости 10
2. Калькуляция и анализ себестоимости готовой продукции в ОАО Пермская Научно-Производственная Приборо-строительная Компания (ПНППК) 16
2.1. Характеристика предприятия 16
2.2. Анализ основных показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятия 18
2.2.1. Анализ ресурсов предприятия 18
2.2.2. Анализ финансового состояния предприятия 21
2.2.3. Анализ финансовых результатов деятельности предприятия 25
2.2.4. Анализ эффективности предприятия 27
2.2.5. Выводы по результатам анализа 29
2.3. Анализ себестоимости продукции 30
3. Определение резервов и путей снижения себестоимости продукции 34
Заключение 39
Список использованной литературы 42

Вложенные файлы: 1 файл

Калькуляция и анализ себестоимости готовой продукции.doc

— 296.00 Кб (Скачать файл)

-основные средства (в том числе, более 10 зданий  на сумму свыше 203 млн. руб.,  машины и оборудование на сумму  свыше 670 млн. руб., земельные участки- 20 млн. руб.)

-нематериальные  активы (собственные изобретения,  патенты на суммы 600 тыс. руб.  секреты производства  и т.д.);

-НИОКР (83 699 тыс. руб.)

-персонал организации  (на предприятии работает свыше  2,2 тыс. сотрудников);

Все эти ресурсы  требуют гибкой и адаптивной к изменениям окружающей среды модели управления. Уже более пятнадцати лет на предприятии действует «административная система», в рамках которой каждая организационная единица и каждая позиция штатного расписания представлена с точки зрения целей бизнеса. Существуют такие нормативные документы, как паспорт подразделения и паспорт должности, в которых зафиксировано, для чего создана эта организационная единица, какова должна быть её деятельность во имя реализации поставленных целей, какие ценные конечные продукты являются ее результатом и какие статистические показатели отражают ее эффективность. Статистические показатели являются основой для разработки схем мотивации персонала.

Несмотря на то, что руководство ПНППК пребывает  в постоянном поиске передовых решений, компания всегда стараемся максимально полно использовать имеющиеся активы, навыки и возможности, прежде чем применять новые.

Продукты семейства ARIS используются в компании в качестве основного информационного ресурса. Разработку моделей проектировщики ведут на трех рабочих местах, которые оснащены программными продуктами ARIS Toolset, ARIS BSC и ARIS Easy Design, позволяющими создавать различные типы диаграмм. Для организации коллективной работы над моделями у нас используется модуль ARIS Business Server. Все ранее созданные объекты могут быть использованы при построении новых диаграмм путем их копирования и установки связей с уже имеющимися диаграммами. Это позволяет ускорить процесс проектирования, избежать дублирования информации и постепенно накапливать знания о компании в режиме реального времени. Для публикации моделей и их обсуждения во внутренней корпоративной сети используется ARIS Web Publisher, который поддерживает около двухсот рабочих мест.

Фактически  модель представляет собой долгосрочный план развития компании с привязкой к ежемесячному контролю его исполнения. Её можно представить в виде трехуровневой пирамиды. ЕЕ функциональность можно представить  в виде пирамиды.

Верх пирамиды —это уровень ответственности руководства компании (председатель совета директоров, генеральный директор). Середина —это уровень ответственности руководителей направлений деятельности. В модели компании их четыре: стратегическое, производственное, маркетингово-сбытовое, финансовое. Наконец внизу находится уровень ответственности руководителей отдельных подразделений. На первом этапе мы сформулировали миссию и цели компании, а также определили цели для всех уровней системы и назначили ответственных за них. Например, цель верхнего уровня звучит как «увеличение стоимости совокупного капитала».

Ответственность за нее несет генеральный директор. Эта цель раскладывается на несколько  целей нижестоящих уровней, и  у каждой из них есть свой ответственный. Затем определили ключевые показатели результативности для поставленных целей и источники их формирования. Степень достижения цели верхнего уровня оценивается такими показателями, как доходность совокупного капитала, доходность совокупных активов и совокупная ресурсоотдача подразделений компании, показывающая, насколько эффективно используются выделенные ресурсы для увеличения объемов производства.

Для всех декомпозированных  целей определены также показатели с соответствующими атрибутами, такими как плановое и фактическое значения, тип показателя, периодичность расчета и т. д.

Планирование  показателей деятельности компании осуществляется от высшего руководства к руководителям на местах, сверху вниз, а сбор фактических данных по показателям — наоборот, от непосредственных исполнителей до уровня компании в целом.

На основе ключевых показателей результативности (КПР) строится система мотивации управленческого персонала.

Основные показатели, на которые мы ориентируемся, оценивают  экономику предприятия в целом. Это целевые, или стратегические показатели. В компании существует отдел экономики и контроллинга, который планирует и учитывает результаты деятельности компании на основе целевых показателей. Они дают ориентиры, какова должна быть величина добавленной стоимости, доходность совокупных активов, оборачиваемость сырья и готовой продукции, рентабельность продаж и т.д. Поскольку среда обитания бизнеса меняется чрезвычайно динамично, а в последнее время доминирующим её свойством становится турбулентность, то особую важность приобретает методика формирования плановых значений стратегических показателей. Сегодня мы можем отказаться от методики планирования «от достигнутого» с ориентацией на динамику прошлых периодов и смотреть в будущее.

То есть можем планировать такие значения ключевых показателей, которые позволят нам должным образом развивать различные направления деятельности компании. Стратегические показатели фиксируются в бизнес-плане и актуализируются на основе управления бюджетами.

Мы применяем  и функциональные показатели эффективности  бизнес-процессов, которые являются более стабильными величинами. Это не обязательно экономические или финансовые показатели, такие как доходность совокупных активов. Здесь могут быть и показатели нефинансовые, например процент заполнения позиций штатного расписания или какие-то другие. В компании действуют нормативные документы, в которых определен порядок разработки статистических показателей и их утверждения. Отдел инспекций и статистики регулярно проводит аудиты методик расчета по этим показателям и выясняет, насколько они сбалансированы. Поскольку этими показателями оцениваются работы, закрепленные за определенной позицией штатного расписания, то контроль их значений входит в компетенцию отдела по работе с персоналом.

2.2.2. Анализ финансового состояния предприятия

Проведем анализ финансово-экономическое состояние предприятия,  в связи с чем, произведем анализ структуры баланса, рентабельности, деловой активности  и финансовой устойчивости, что позволит наиболее полно  охарактеризовать его положение на рынке и эффективность работы вцелом.

Проведем анализ и динамику структуры баланса  за 2009-2011г.

Таблица 1

Горизонтальный и вертикальный анализ актива баланса ОАО «ПНППК»  за 2009-2011 г.

Статьи баланса

2009

2010 год

2011 год

Отклонение, +/-

 

Тыс.  
руб.

Доля статьи, %

Тыс.  
руб.

Доля статьи, %

абсолютное

относительное, %

 

1

2

3

4

5

6=4-2

7=5-3

8=(4-2)/2 *100

Результаты исследований и разработок

34667

53587

2,15%

49350

1,63%

-4237

-0,52%

-7,9%

Основные средства

707638

824512

33,06%

1070674

35,29%

246162

2,23%

29,9%

Доходные вложения в материальные ценности

   

0,00%

9529

0,31%

9529

0,31%

 

Финансовые вложения

5358

2946

0,12%

1922

0,06%

-1024

-0,06%

-34,8%

Отложенные налоговые активы

8654

4942

0,20%

7107

0,23%

2165

0,03%

43,8%

Прочие внеоборотные активы

5698

5961

0,24%

15274

0,50%

9313

0,26%

156,2%

Итого по разделу I

762015

891948

35,76%

1153856

38,04%

261908

2,28%

29,4%

II. ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ

               

Запасы

856223

1052002

42,18%

1449598

47,78%

397596

5,60%

37,8%

Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям

10580

5142

0,21%

2516

0,08%

-2626

-0,13%

-51,1%

Дебиторская задолженность

381666

346053

13,87%

250686

8,26%

-95367

-5,61%

-27,6%

Финансовые вложения

135155

155279

6,23%

135103

4,45%

-20176

-1,78%

-13,0%

Денежные средства

38644

43568

1,75%

41687

1,37%

-1881

-0,38%

-4,3%

Прочие оборотные активы

723

221

0,01%

142

0,00%

-79

-0,01%

-35,7%

Итого по разделу II

1422991

1602265

64,24%

1879732

61,96%

277467

-2,28%

17,3%

БАЛАНС

2185006

2494213

100,00%

3033588

100,00%

539375

0,00%

21,6%


 

Совокупные  активы предприятия за анализируемый  период увеличились  на 840582 тыс. руб. (на 21,6%). 

Увеличение активов предприятия  в 2011 году произошло за  счет увеличения темпа роста внеоборотных активов  на 29,4%., или на 261908тыс. руб.

Структура внеоборотных активов за 2011 год изменилась значительно, за счет доходных вложений в финансовые ценности (прирост составил 9529 тыс. руб.). Наибольшую долю в структуре  внеоборотных активов занимают основные средства (35,3%) на протяжении всего рассматриваемого периода (произошел прирост на 2,2%).

Оборотные активы предприятия за анализируемый период увеличились  на 277467 тыс. руб., что в относительном отклонении составило 17,3% за счет  увеличения доли запасов (48%). В то же время уменьшается доля денежных средств (на 0,38%), дебиторской задолженности ( на 5,61%).

Данные тенденции говорят об утяжелении структуры баланса предприятия – сокращении наиболее ликвидных активов.

Таблица 2

Горизонтальный и вертикальный анализ пассива баланса ОАО «ПНППК»  за 2009-2011 г.

 

Статьи баланса

2009

2010 год

2011 год

Отклонение, +/-

 

%

Тыс.  
руб.

Доля статьи, %

Тыс.  
руб.

Доля статьи, %

абсолютное

относительное, %

ПАССИВ

1

1.1

2

3

4

5

6=4-2

7=5-3

8=(4-2)/2 *100

III КАПИТАЛ И РЕЗЕРВЫ

                 

Уставный капитал (складочный капитал, уставный фонд, вклады товарищей)

209

0,01%

209

0,01%

209

0,01%

0

0,00%

0,00%

Добавочный капитал (с переоценкой)

95210

4,36%

94014

3,77%

93778

3,09%

-236

-0,68%

-0,25%

Резервный капитал

115

0,01%

115

0,00%

115

0,00%

0

0,00%

0,00%

Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)

858233

39,28%

1099992

44,10%

1393993

45,86%

294001

1,76%

26,73%

Итого по разделу III

953558

43,64%

1194121

47,87%

1487886

48,95%

293765

1,08%

24,60%

IV ДОЛГОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА

                 

Заемные средства

200298

9,17%

40331

1,62%

208733

6,87%

168402

5,25%

417,55%

Отложенные налоговые обязательства

25472

1,17%

39661

1,59%

59199

1,95%

19538

0,36%

49,26%

Прочие обязательства

80

0,00%

 

0,00%

 

0,00%

0

0,00%

 

Итого по разделу IV

225850

10,34%

79992

3,21%

267932

8,81%

187940

5,61%

234,95%

V КРАТКОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА

                 

Заемные средства

281528

12,88%

256170

10,27%

477535

15,71%

221365

5,44%

86,41%

Кредиторская задолженность

692723

31,70%

925010

37,09%

664580

21,86%

-260430

-15,22%

-28,15%

Доходы будущих периодов

31436

1,44%

38982

1,56%

94706

3,12%

55724

1,55%

142,95%

Резервы предстоящих расходов

                 

Прочие обязательства

5

0,00%

5

0,00%

46929

1,54%

46924

1,54%

938480,00%

Итого по разделу V

1005692

46,02%

1220167

48,92%

1283750

42,23%

63583

-6,68%

5,21%

БАЛАНС

2185100

100,00%

2494280

100,00%

3039568

100,00%

545288

0,00%

21,86%


 

Наибольшую  долю  в структуре источников финансирования занимают заемные средства. Собственный капитал предприятия  составляет 953558 тыс. руб., его доля за последние 3 года увеличилась с 44% до 449%, за счет роста нераспределенной прибыли ( на 26,73%).

Доля заемного капитала сократилась за счет уменьшения доли долгосрочной кредиторской задолженности (на 417,55%), краткосрочных заемных  средств (на 235%). В то же время происходит сокращение кредиторской задолженности (28 %), прочих обязательств.

На основе проведенного анализа бухгалтерского баланса  ОАО «ПНППК» за 2011 год можно  сделать следующие выводы. Общая  стоимость имущества предприятия  увеличилось, что свидетельствует  о том, что организация развивается.

Увеличивается наименее ликвидное имущество организации (основные средства и запасы), сокращается  количество денежных средств, что  в  конечном счете, может отразится  на платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия.

К отрицательной тенденции так же следует отнести увеличение доли долгосрочных и краткосрочных заемных средств. К концу периода выросла доля собственных средств, однако заемные средства доминируют, что говорит о зависимости предприятия от внешних кредиторов.

Рассмотрим данные по финансовой устойчивости предприятия.

Таблица 3

Оценка финансовой устойчивости ОАО «ПНППК»

Наименование  показателя

2010

2011

1. Собственные  средства (стр.1300+1530)

1233312

1582801

2. Внеоборотные  активы (стр.1100)

892224

1160045

3. Наличие собственных оборотных средств (п.1-п.2)

341088

422756

4. Долгосрочные  кредиты и займы (стр.1410)

40331

208733

5. Наличие собственных  и долгосрочных заемных  источников  финансирования (п.3+п.4)

381419

631489

6. Краткосрочные  кредиты и займы (стр.1510)

256170

477535

7. Общая величина  источников финансирования (п.5+п.6)

637589

1109024

8. Величина запасов  и затрат (стр.1210+1220)

1057144

1452114

9. Излишек (+) или недостаток (-) собственных оборотных средств (п.3-п.8)

-716056

-1029358

10. Излишек (+) или недостаток (-) собственных и долгосрочных заемных средств (п.5-п.8)

-675725

-820625

11. Излишек (+) или недостаток (-) общей величины  источников финансирования запасов и затрат (п.7-п.8)

-419555

-343090

12. Трехкомпонентный  показатель типа финансовой ситуации

(0;0;0)

(0;0;0)

Информация о работе Определение резервов и путей снижения себестоимости продукции