Определение резервов и путей снижения себестоимости продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2014 в 16:51, курсовая работа

Краткое описание

Затраты организации на производство продукции (работ, услуг) называют издержками производства. В отечественной практике для характеристики всех издержек производства за определенный период применяют термин «затраты на производство».
Затраты – это стоимость ресурсов используемых на конкретные цели. Затраты на производство продукции являются основным изучаемым объектом управленческого учета.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические основы калькулирования себестоимости 5
1.1. Понятие и элементы калькулирования себестоимости 5
1.2. Затраты и их классификация 6
1.3. Принципы и методы калькулирования себестоимости 10
2. Калькуляция и анализ себестоимости готовой продукции в ОАО Пермская Научно-Производственная Приборо-строительная Компания (ПНППК) 16
2.1. Характеристика предприятия 16
2.2. Анализ основных показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятия 18
2.2.1. Анализ ресурсов предприятия 18
2.2.2. Анализ финансового состояния предприятия 21
2.2.3. Анализ финансовых результатов деятельности предприятия 25
2.2.4. Анализ эффективности предприятия 27
2.2.5. Выводы по результатам анализа 29
2.3. Анализ себестоимости продукции 30
3. Определение резервов и путей снижения себестоимости продукции 34
Заключение 39
Список использованной литературы 42

Вложенные файлы: 1 файл

Калькуляция и анализ себестоимости готовой продукции.doc

— 296.00 Кб (Скачать файл)

Трехкомпонентный  показатель типа финансовой устойчивости говорит о том, что предприятие имеет избыточную величину запасов и затрат.

Финансовое  состояние предприятия можно  охарактеризовать как неустойчивое. Предприятию присущ недостаток собственных оборотных средств для покрытия текущих расходов. Для формирования запасов и затрат недостаточно собственных оборотных средств, долгосрочных заемных источников и  краткосрочных займов.

На начало исследуемого периода коэффициент соотношения заемных и собственных средств в разы превышает нормальное значение, что позволяет сделать вывод о зависимости предприятия от внешних источников, потере финансовой устойчивости.

2.2.3. Анализ финансовых результатов деятельности предприятия

В 2011 году компания реализовала все поставленные цели, так наряду с общим ростом выпуска товарной продукции значительно возрос и выпуск новой наукоемкой продукции на базе волоконно-оптических технологий. Этому в немалой степени поспособствовали заключенные соглашения о научно-техническом сотрудничестве как с производственными корпорациями ОАО «Тактическое ракетное вооружение», ОАО «ВПК НПО машиностроения», ОАО «Концерн ПВО «Алмаз-Антей», ОАО «Концерн морское подводное оружие», так и с научными и образовательными организациями НЦВО РАН, ФГБОУ ВПО «ПГНИУ», ФГБУ ВПО «ПНИПУ».

Наряду с  оптимизацией структуры Компании проведена  целенаправленная работа по капитальному ремонту производственных помещений  ОАО «ПНППК». Реализация данных работ  потребовала больших финансовых затрат.

Для того чтобы  проследить динамику показателей деятельности компании необходимо обратиться к Отчету о прибылях и убытках и Бухгалтерскому балансу. На основе  анализа этих документов можно увидеть следующие  изменения (Табл.4):

Таблица 4

Динамика финансовых результатов деятельности  ОАО «ПНППК» за 2010-2011гг.

Показатель

2010 год, тыс.  руб.

2011 год, тыс.  руб.

Абсолютное  отклонение 2011 от 2010 (+-)

Относительное отклонение 2011 от 2010

(+-)

Выручка

2 053 830

2 388 083

334 253

16,3%

Себестоимость продаж

1 585 389

1 751 475

166 086

10,5%

Валовая прибыль (убыток)

468 441

636 608

168 167

35,9%

Коммерческие  расходы

52 787

56 708

3 921

7,4%

Прибыль (убыток) от продаж

415 654

579 900

164 246

39,5%

Доходы от участия  в других организациях

624

154

-470

0,01%

Проценты к  получению

3 769

3 308

-461

-12,2%

Проценты к  уплате

-32 476

-41 067

-8 591

26,5%

Прочие доходы

244 149

261 729

17 580

7,2%

Прочие расходы

-328 805

-426 450

-97 645

29,7%

Прибыль (убыток) до налогообложения

302 915

377 574

74 659

24,6%

Текущий налог  на прибыль

48 638

63 509

14 871

30,6%

в т.ч. постоянные налоговые обязательства (активы)

12 850

22 358

9 508

74,0%

Изменение отложенных налоговых обязательств

13 706

17 418

3 712

27,1%

Прочее

-3

-2 929

-2 926

97533,3%

Чистая прибыль (убыток)

240 568

293 763

53 195

22,1%


 

Из данных представленной таблицы видно, что в 2011 году выручка  увеличилась на 334253 тыс. руб. (или  на 16,3%), в тоже время увеличилась  и себестоимость продаж (на 166 086 тыс. руб),  при этом темп роста выручки выше, чем темп роста себестоимости, что является положительной тенденцией. 

У ОАО «ПНППК»  снизились доходы от участия в  других организациях (на 0,01%), увеличились  прочие расходы на 30% и текущий  налог на прибыль (30,6%).

В целом чистая прибыль организации за изучаемый период увеличилась на 22,1% (53 195 тыс. руб.).

В ОАО «ПНППК»  наблюдается рост расходов, но темп их роста ниже, чем темп роста  выручки от продаж, что является позитивной тенденцией.

Выручка от реализации по основному виду деятельности составила 116,27% по сравнению с 2010 годом. Прибыль полученная от основной деятельности в 2011 году составила 139,52% к аналогичному периоду 2010 года.

Данный результат  стал возможен благодаря конструктивному, творческому настрою и слаженной  работе всего коллектива компании. Так в течение года было реализовано несколько инновационных проектов в ключевых областях, таких как маркетинг, производство, разработки  и проектирование, в управлении качеством, в  работе с персоналом.

Увеличение  выручки по основной деятельности привело  к положительной динамики показателя прибыли от продаж, и темпы роста прибыли значительно выше темпов роста выручки.

Анализ данных таблицы позволяет сделать вывод, что экономическая эффективность  предприятия увеличивается год  от года.

2.2.4. Анализ эффективности предприятия

Финансовое  состояние предприятия характеризуют  показатели рентабельности и деловой  активности. В широком смысле слова  понятие рентабельность означает прибыльность, доходность. Предприятие считают  рентабельным, если результаты от продажи продукции, работ и услуг покрывают его издержки и, кроме того, дают прибыль, достаточную для расширенного воспроизводства.

Рассчитаем  наиболее распространенные показатели рентабельности  и деловой активности для ОАО «ПНППК» за 2010-2011 гг.

Таблица 5

Динамика показателей  рентабельности и  деловой активности ОАО «ПНППК» за 2010-2011 г.г.

Наименование  показателя

2010

2011

Отклонение

Рентабельность  активов

0,10

0,86

0,76

Рентабельность  собственного капитала

0,20

0,20

0,00

Рентабельность  продаж

0,12

0,12

0,01

Коэффициент оборачиваемости  капитала

0,88

0,86

-0,01

Фондоотдача

2,68

2,52

-0,16

Коэффициент отдачи собственного капитала

0,31

0,31

0,00


 

Анализируя  данные таблицы 4 можно сделать выводы, что рентабельность ОАО «ПНППК» увеличивается с каждым годом (на 0,76).

За прошедший  период показатели деловой активности практически не изменились и учитывая отрасль предприятия находятся  на высоком уровне.

Незначительно снизился коэффициент фондоотдачи, показывающий эффективность использования  основных средств предприятия,  в связи с тем, что  в 2011 году было много денежных средств потрачено на обновление основных средств и данные вложения ещё не окупились.

Коэффициент оборачиваемости  капитала имеет незначительную отрицательную  тенденцию, снижаясь на 0,16. Данный показатель не велик, следовательно, размер активов слишком раздут, и необходимо избавиться от неработающих активов.

Значение коэффициента отдачи собственного капитала говорит  о том, что в 2011 году 0,31 рублей выручки  приходится на 1 рубль вложенного собственного капитала. По сравнению с 2010 годом данное значение не изменилось.

Проведённый анализ показателей рентабельности и деловой  активности свидетельствует об увеличении общей экономической эффективности  ОАО «ПНППК» в 2011 году. Для того чтобы сделать однозначные выводы о финансовом состоянии предприятия следует провести анализ показателей ликвидности.

Таблица 6

Коэффициенты ликвидности ОАО «ПНППК»

Показатели

Норматив

На начало года

На конец года

Отклонение

1

2

3

4

5 = 4 - 3

К1 –  коэффициент текущей ликвидности

³ 2

1,36

1,58

0,22

К2 –  коэффициент обеспеченности оборотных активов собственным капиталом

³ 0,1

0,26

0,37

0,10

К3 –  коэффициент утраты платежеспособности

³ 1

Х

 

1,64

 

 

 

В ходе анализа  Таблицы 5 структура баланса ОАО  «ПНППК» признается  удовлетворительной, а организация – платежеспособной, т.к. значения показателя К1 и показателя  К2 выше нормативного. При этом К3 больше 1, следовательно, организация, скорее всего, сохранит свою платежеспособность  в течении ближайших 3 месяцев.

Таким образом, для кредиторов предприятия ОАО  «ПНППК» это является положительной  тенденцией, так как платежеспособность предприятия возрастает.

2.2.5. Выводы по результатам анализа

На основе проведенного анализа бухгалтерского баланса  ОАО «ПНППК» за 2011 год можно сделать следующие выводы. Общая стоимость имущества предприятия увеличилось, что свидетельствует о том, что организация развивается.

Увеличивается наименее ликвидное имущество организации (основные средства и запасы), сокращается  количество денежных средств, что  в конечном счете, может отразится на платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия.

К отрицательной тенденции так же следует отнести увеличение доли долгосрочных и краткосрочных заемных средств. К концу периода выросла доля собственных средств, однако заемные средства доминируют, что говорит о зависимости предприятия от внешних кредиторов.

Трехкомпонентный  показатель типа финансовой устойчивости говорит о том, что предприятие имеет избыточную величину запасов и затрат.

Из данных представленной таблицы видно, что в 2011 году выручка увеличилась на 334253 тыс. руб. (или на 16,3%), в тоже время увеличилась  и себестоимость продаж (на 166 086 тыс. руб),  при этом темп роста выручки выше, чем темп роста себестоимости, что является положительной тенденцией. 

В целом чистая прибыль организации за изучаемый  период увеличилась на 22,1% (53 195 тыс. руб.).

Выручка от реализации по основному виду деятельности составила 116,27% по сравнению  с 2010 годом. Прибыль  полученная от основной деятельности в  2011 году составила 139,52% к аналогичному периоду 2010 года.

Увеличение  выручки по основной деятельности привело  к положительной динамики показателя прибыли от продаж, и темпы роста  прибыли значительно выше темпов роста выручки.

Анализ данных позволяет сделать вывод, что экономическая эффективность предприятия увеличивается год от года.

2.3. Анализ себестоимости продукции

Основным фактором, влияющим на размер прибыли торговой фирмы, несомненно, выступает себестоимость  продукции. Кроме того, продажная цена (рассчитанная исходя из себестоимости) влияет на рентабельность торговой компании, ее положение на рынке товаров, а также на ряд иных количественных и качественных показателей фирмы. С учетом этого, вопросы себестоимости в производстве являются архиважными.

Основным документом по учету себестоимости является Учетная политика:

Формирование  себестоимости находится под  прямым воздействием следующих элементов  хозяйствования:

-  эффективная  ассортиментная политика;

-  рациональное  управление запасами;

-   поиск  инноваций.

Все эти факторы  учитываются при расчете себестоимости  продукции ОАО «ПНППК».

ОАО «ПНППК» применяет затратный метод образования и расчета цены.

Ценообразование сводится к тому, что цена образуется исходя из затрат производителя на производство и реализацию товара. В общем виде формулу расчета цены в соответствии с политикой ценообразования можно представить следующим образом:

Р=(  Z + R + T)/Q                                                                                     (1)

где P - цена реализации товара;

Z - совокупные  затраты продавца на производство  и реализацию товара;

R - норма прибыли,  заложенная в цене реализации  товара;

T - величина  косвенного налога;

Q - объем партии  товара, объем производства.

Данный метод  позволяет  ОАО «ПНППК» наиболее точно учитывать затраты организации в формировании цены, однако основным недостатком затратного подхода является его односторонность, то есть учет интересов только производителя. Суть метода не дает возможности отражать в цене изменения рыночной конъюнктуры, этапа жизненного цикла товара, ожиданий, вкусов и предпочтений потребителей. Более того, как правило, на практике полная фактическая себестоимость продукции формируется гораздо позже факта реализации. Поэтому информация о достоверной цене (то есть с учетом всех затрат организации) поступает несколько позже.

Рассмотрим  пример определения себестоимости  продукции на примере одного из наиболее продаваемого прибора – акселерометра.

Производственная  себестоимость акселерометра А 15 в 2011 г. составила 6947 тыс. руб., а в 2012 г. - 11 427 тыс. руб. Абсолютный прирост затрат составляет 4480 тыс. руб. x (11 427 - 6947), темп роста - 164,5% (11 427 : 6947 x 100), темп прироста - 64,5% (164,5 - 100), абсолютное значение 1,0% прироста составляет 69,5 тыс. руб., т.е. увеличение или уменьшение производственных затрат на 1,0% по сравнению с прошлым годом дает изменение затрат на 69,5 тыс. руб.

Показатели  динамики затрат служат аналитикам ОАО  «ПНППК» основой для выводов  и рекомендаций, менеджерам - для принятия управленческих решений по снижению и экономному расходованию средств.

При изучении динамики затрат необходимо сравнивать темпы  изменения затрат, чистой выручки  и общей суммы доходов. Превышение темпа роста доходов над расходами  указывает на увеличение прибыли и рентабельности, т.е. эффективности работы предприятия.

Для качественной характеристики изменения затрат необходимо рассчитать их относительное отклонение, т.е. экономию или перерасход по затратам в сравнении с базисным периодом или бизнес-планом.

Относительное отклонение рассчитывается определением уровня производственной себестоимости.

Для определения  экономии или перерасхода, т.е. относительного отклонения затрат, необходимо разницу  между фактическим и базисным уровнями затрат умножить на фактическую сумму реализованной продукции, по формуле:

ДЕЛЬТАЗат.осн.деят. = (Ур.зат.факт. - Ур.зат.баз.) x Реал.прод.факт.,

где ДЕЛЬТАЗат.осн.деят. - относительное отклонение затрат (экономия, перерасход);

Ур.зат.факт. - фактический  уровень затрат;

Ур.зат.баз. - базисный уровень  затрат;

Реал.прод.факт. - фактическая  сумма реализованной продукции  за отчетный период.

Информация о работе Определение резервов и путей снижения себестоимости продукции