Организация учета производственных запасов в местах хранения и в Бухгалтерии организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 21:01, курсовая работа

Краткое описание

Материально-производственные запасы – это часть имущества:
а) используемая при производстве продукции (сырья и основные материалы);
б) предназначенная для продажи;
в) используемая для управленческих нужд организации (вспомогательные

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………
1 ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ЗАПАСЫ.
КОНТРОЛЬ ИХ НАЛИЧИЯ И ДВИЖЕНИЯ……………………………………..
1.1. Производственные запасы, их классификация и оценка…………………….
1.2. Значение контроля наличия и движения
производственных запасов. Задачи учета…………………………………………
1.3. Государственное регулирование производственных запасов……………….
2 ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕТА ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ
НА СКЛАДАХ И В МЕСТАХ ХРАНЕНИЯ
И БУХГАЛТЕРИИ ПРЕДПРИЯТИЯ…………………………………………….
2.1. Организация учета производственных запасов
на складах и иных местах хранения…………………………………………………
2.2. Учет производственных запасов в бухгалтерии организации……………….
2.3. Совершенствование учета производственных
запасов в местах хранения и в бухгалтерии…………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………………
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………………….

Вложенные файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.doc

— 172.00 Кб (Скачать файл)

В качестве учетных  могут использоваться средние покупные цены, цены плановой (нормативной) себестоимости, свободные рыночные (договорные), фиксированные, регулируемые оптовые и др.

При применении в текущем учете  материалов цен плановой (нормативной) себестоимости, среднепокупных или свободных  рыночных цен отдельно учитываются отклонения фактической себестоимости  ценностей от их стоимости по указанным ценам. Они учитываются не по каждому номенклатурному номеру ценностей, а по группам с приблизительно одинаковым уровнем этих отклонений.

При незначительной номенклатуре используемых материалов и наличии  условий хранения по отдельным партиям поступления от поставщиков в качестве учетных цен можно использовать цены фактической себестоимости их приобретения (изготовления). В этом случае цена единицы материала определяется путем деления общей фактической себестоимости приобретения (заготовления) товарно-материальных ценностей на их количество. По этим ценам и производится отпуск материалов в производство.

Возвратные отходы, учитываемые на счете 10 «Материалы» (субсчет 6), оцениваются в  следующем порядке:

  • по пониженной цене исходного материального ресурса (по цене возможного использования) – при их использовании для основного производства с повышенными затратами (пониженным выходом готовой продукции), для нужд вспомогательного производства, изготовления предметов широкого потребления (товаров культурно-бытового назначения и хозяйственного обихода) или реализации на сторону;
  • по полной цене исходного материала при реализации отходов на сторону для использования в качестве полноценного ресурса;
  • по действующей цене на отходы за вычетом расходов на сбор и обработку, когда отходы идут в переработку внутри организации или сдаются на сторону.

Материальные  ресурсы, на которые  цены в течение  года снизились (если они морально устарели или частично потеряли свое первоначальное качество), отражаются в бухгалтерском балансе на конец отчетного года по ценам возможной реализации, когда они ниже первоначальной стоимости приобретения (заготовления), с отнесением разницы в ценах на результаты хозяйственной деятельности.

Товарно-материальные ценности, полученные в счет вкладов в уставный фонд организации, оцениваются по договоренности сторон.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Значение контроля  наличия и движения  производственных  запасов. Задачи  учета

 

Наряду с определением твердой учетной цены очень важно установить единицу учета материальных ценностей. Такой единицей может быть каждый вид, сорт, марка, размер материалов, т.е. каждый номенклатурный номер, каждая партия, однородная группа и т.п. Единица учета материальных ценностей выбирается организацией самостоятельно. Она должна обеспечить формирование полной и достоверной информации о материальных запасах, надлежащий контроль за их наличием и движением.

Первичные документы  по поступлению и расходу производственных запасов являются основой организации материального учета. Непосредственно по первичным документам осуществляют предварительный, текущий и последующий контроль за движением, сохранностью и рациональным использованием материальных ресурсов.

Первичные документы  по движению материалов должны тщательно оформляться, обязательно содержать подписи лиц, совершивших операции, и коды соответствующих объектов учета. Контроль за соблюдением правил оформления движения материальных ресурсов возложен на главного бухгалтера и руководителей соответствующих подразделений.

Контроль за выполнением плана  материально-технического обеспечения  по договорам, своевременностью поступления  и оприходования материалов осуществляет отдел материально-технического снабжения. С этой целью в отделе ведут  ведомости (машинограммы) оперативного учета выполнения договоров поставки. В них отмечают выполнение условий договора о поставке по ассортименту материалов, их количеству, цене, срокам отгрузки и др. Бухгалтерия осуществляет контроль за организацией данного оперативного

учета.

 Для обеспечения производства сырьем и материалами на предприятии осуществляется неизменное пополнение производственных запасов: за счет поставщиков, собственного производства, от ликвидации главных средств и т.д. Основной источник - закупка у поставщиков. Предприятие заключает договоры с поставщиком, где указаны: - номенклатура; - качество; - сроки и размер поставок; - порядок расчетов; - права и обязанности сторон и т.д. Оперативный учет заключения договоров и контроль за из выполнением осуществляется отделом материально-технического снабжения. Поставщик отправляет расчетные и сопроводительные документы: счета-фактуры, транспортные документы и остальные документы. Для контроля за поступлением материальных ценностей все расчетные и товарные документы регистрируются в отделе снабжения в журнальчике учета поступления грузов. Расчетные документы или акцептуются или дается мотивированный отказ. После проверки и регистрации расчетные документы передаются в бухгалтерию. Дается распоряжение экспедитору на доставку материальных ценностей. На получение грузов у поставщика экспедитору выдается доверенность. Все данные о выдаче и расписке в получении доверенности фиксируются на корешке доверенности либо в журнальчике. Прибывшие грузы сверяются по весу и количеству в согласовании с документами. При обнаружении повреждений пломб, тары и т.д Составляется коммерческий акт, что является основой для претензий к поставщику.

При приобретении ПЗ возможны случаи неотфактурованных поставок - по которым расчетные документы  не выданы. Если документы акцептованы, а материалы не поступили, они числятся как "материалы в пути". неверно привезенные материалы либо материалы не по договору принимаются предприятием на ответное хранение. Экспедиторы привозят материалы и сдают их заведующему складом, который проверяет соответствие продукта сопроводительным документам и оформляет приемку выпиской приходных ордеров, где указывается наименование поставщика, № склада, наименование и номенклатура материалов, количество, стоимость, сумма. В целях сокращения количества первичных документов разрешается оформлять приемку без выписки приходных ордеров при отсутствии расхождений. На документах поставщика проставляется штамп, содержащий главные реквизиты приходного ордера. Также может употребляться товарно-транспортная накладная как приходный документ.

Таким образом, основными  задачами учета производственных запасов являются:

• правильное и своевременное  документальное отражение операций и обеспечение достоверных данных по заготовлению, поступлению и отпуску материалов;

• контроль за сохранностью материалов в местах хранения и а всех этапах их движения;

• контроль за соблюдением  установленных норм запасов;

• контроль за использованием материалов в производстве на базе технически обоснованных норм их расходования;

• своевременное выявление ненужных и излишних материалов (неликвидов).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3.Государственное регулирование  учета производственных запасов

Под рациональной организацией бухгалтерского учета следует понимать систему элементов и средств наиболее оптимального построения учетного процесса с целью получения достоверной, своевременной и уместной (полезной) для управления информации о деятельности организации и осуществления контроля за эффективностью использования производственных ресурсов. Основными элементами и средствами системы организации бухгалтерского учета являются: рабочий план счетов бухгалтерского учета; регистры бухгалтерского учета; первичные учетные документы; внутренняя бухгалтерская отчетность; документооборот; использование средств механизации и автоматизации учета; построение учетного аппарата и определение выполняемых им функций. Учетный процесс включает взаимосвязанные этапы системы бухгалтерского учета: текущее наблюдение, измерение и регистрация фактов хозяйственной деятельности; систематизация и группировка учетной информации и обеспечение контроля за движением имущества организации и ее обязательств путем отражения операций на счетах бухгалтерского учета; обобщение информации об имуществе организации, ее обязательствах и хозяйственных операциях путем составления бухгалтерской отчетности и представления этой отчетности внутренним и внешним пользователям информации с целью принятия решений. Для построения учетного процесса как единой информационной системы необходимо основываться на следующих организационных принципах: государственное регулирование общих принципов и правил организации, методики и техники бухгалтерского учета; в учетной политике сочетание государственного регулирования при выборе организационно-технических аспектов реализации методологии бухгалтерского учета с отраслевыми, технологическими и другими особенностями организации; организация вопросов совершенствования бухгалтерского учета, повышения квалификации и НОТ работников бухгалтерского аппарата, и на этой основе постоянное повышение роли бухгалтерского учета в эффективности функционирования информационной системы организации; совершенствование форм и методов представления информации с целью контроля и анализа в управлении эффективностью процессами воспроизводства; применение экономических методов управления и обеспечения оптимизации построения учетного аппарата, динамичности организации и аналитичности получения информации бухгалтерского учета. Организация для осуществления постановки бухгалтерского учета, руководствуясь законодательством Республики Беларусь о бухгалтерском учете, нормативными актами Министерства финансов Республики Беларусь и органов, которым   законодательством предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, самостоятельно формирует свою учетную политику, исходя из своей структуры, отраслевой принадлежности и других особенностей деятельности. Ответственность за организацию бухгалтерского учета в организации, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несет руководитель организации. Руководитель организации может в зависимости от объема учетной работы: а) учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером; б)ввести в штат должность бухгалтера; в)передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту; г)вести бухгалтерский учет лично. Случаи, предусмотренные в подпунктах «б», «в» и «г», рекомендуется применять в организациях, относящихся по законодательству Республики Беларусь к субъектам малого предпринимательства. Основными предпосылками рациональной организации бухгалтерского у чета являются: изучение организации, законоположений и инструкций и других регламентирующих документов по учету и отчетности; установление наиболее рациональных взаимоотношений производственных участков организации с ее бухгалтерией; определение характера и объема бухгалтерской информации; рациональное распределение труда между работниками учетного аппарата.

При изучении специфики  функционирования организации необходимо установить ее организационно-правовую форму, организационную структуру и структуру управления, определить наличие различных видов производств (основных, вспомогательных и др.) и видов хозяйственной деятельности, а также наличие структурных подразделений, филиалов, представительств и их территориальное расположение. Изучению подлежат также организационно-технологические особенности и системы методов управления видами деятельности организации. Все эти аспекты оказывают существенное влияние на организацию и построение учетного процесса, в частности на выбор рабочего плана счетов, других организационных, методических и технических аспектов бухгалтерского учета при разработке и принятии учетной политики организации. Например, знание организационной структуры, структуры вспомогательных, основных и обслуживающих производств предопределяет возможность правильного документооборота, рациональной расстановки учетных работников и распределения между ними объемов учетных работ. Знание технологии и организации производства позволяет правильно организовать учет затрат и выхода продукции, в практической деятельности использовать наиболее прогрессивные методы производственного и системы управленческого учета затрат на производство и т.д. При организации учета важным условием является знание работниками бухгалтерской службы законодательных актов и инструктивных материалов, регламентирующих бухгалтерский учет и отчетность в Российской Федерации. Без знания общеустановленных правил и принципов (вариантов) организации, методики и техники ведения бухгалтерского учета нельзя рационально организовать работу счетного аппарата и правильно отражать хозяйственные операции. При организации бухгалтерского учета необходимо установить наиболее рациональное взаимоотношение производственных подразделений (бригад, цехов и т.п.) с бухгалтерией. Эти взаимоотношения должны обеспечить получение необходимой информации для контроля за ходом процессов воспроизводства и управления хозяйственной деятельностью организации и ее сегментов. Для определения объема и характера бухгалтерской информации необходимо установление направлений и характера учетных работ путем определения штата аппарата бухгалтерии и распределения работ между отдельными работниками бухгалтерии. Рациональное распределение труда между работниками учетного аппарата означает составление перечня всех учетных операций, подлежащих выполнению за месяц, и установление нормы времени выполнения каждой операции работниками бухгалтерии. Для этого разрабатывают план организации бухгалтерского учета. План организации бухгалтерского учета включает: алан документации и документооборота; план инвентаризации; рабочий план счетов и проект их корреспонденции; план отчетности; план технического оформления учета; план организации труда и повышения квалификации работников бухгалтерии; план проверок и ревизии; организация бухгалтерского архива. В плане документации перечисляют документы, необходимые для организации учета хозяйственных операций и составляют расчет потребности в бланках. Определяют в плане также перечень документов, формы которых разрабатываются самостоятельно. Далее разрабатывается график документооборота. В плане инвентаризации определяют порядок, сроки и количество проведения инвентаризации отдельных видов имущества, обязательств и отдельных процессов хозяйственной деятельности организации. В плане отчетности определяют калькуляционный период и период определения финансовых результатов, а также формы внутренней и внешней отчетности, сроки их составления и представления. В плане технического оформления учета определяют форму бухгалтерского учета, которая будет применена в данной организации. Здесь дают подробную характеристику данной формы учета и приводят последовательность выполнения всех процедур бухгалтерского учета при использовании выбранной его формы. В плане организации труда и повышения квалификации работников бухгалтерии определяют штат работников и структуру бухгалтерии, дают должностную характеристику каждому работнику, намечают мероприятия, по повышению их квалификации, составляют график учетных работ и посещения учебных занятий, семинаров, консультаций отдельных работников бухгалтерии, а также других работников, ответственных за представление информации. В плане (проекте) корреспонденции счетов рабочего плана счетов определяют проект корреспонденции счетов бухгалтерского учета по предполагаемым хозяйственным операциям. Рациональность организации бухгалтерского учета в значительной степени зависит от правильности определения структуры бухгалтерии и бухгалтерского аппарата. Бухгалтерия является самостоятельной структурной единицей организации.. Количественный состав бухгалтерии зависит от размеров организации, от видов деятельности и их отраслевой принадлежности, от организации и технологии производства, от наличия структурных подразделений и их территориального расположения, от квалификации работников учета и автоматизации учетных работ и др. Структура аппарата бухгалтерии и самой бухгалтерии зависит от особенностей каждой организации. В современных условиях сложились три основных типа организации структуры бухгалтерии: линейная (иерархическая), по вертикали (линейно-штабная) и комбинированная (функциональная). При линейной организации все работники бухгалтерии подчиняются непосредственно главному бухгалтеру. Такая структура бухгалтерии применяется на небольших организациях. При организации аппарата бухгалтерии по вертикали создаются промежуточные звенья управления (отделы), возглавляемые старшими бухгалтерами. Работники бухгалтерии подчиняются непосредственно старшим бухгалтерам соответствующих отделов (звеньев управления). Данная модель структуры бухгалтерии применяется в средних и крупных организациях. В бухгалтерии средних и крупных организаций могут создаваться отделы: -расчетный — осуществляет учет расчетов с персоналом по оплате труда, расчетов с органами социального страхования, поставщиками, покупателями и заказчиками и др.; -материальный — ведет учет поступления и расходования материально-производственных запасов; -учет готовой продукции — ведет учет готовой продукции на складах и ее реализации; -производства и калькуляции себестоимости — ведет учет затрат и выпуск продукции, калькулирует себестоимость продукции, составляет отчетность о затратах и выпуске продукции; -общий отдел — осуществляет остальные операции и Главную книгу, составляет бухгалтерскую отчетность и налоговые декларации. В крупных организациях, кроме перечисленных, могут открывать отделы учета капитальных вложений, учета основных средств и др. При функциональной (комбинированной) организации структуры бухгалтерии ее специальные структурные подразделения (по центрам ответственности и другим организационным структурам) выполняют замкнутый цикл работ. Права главного бухгалтера в этом случае передаются руководителем подразделений бухгалтерий в пределах установленной компетенции. Такая структура аппарата бухгалтерии применяется в крупных организациях и в организациях, в которых созданы центры ответственности на базе организации внутрихозяйственной кооперации, аренды и т.д. При использовании любого типа организации структуры бухгалтерии только хорошо наложенные взаимоотношения с другими службами и подразделениями организации дают возможность получать необходимую информацию для управления и обеспечения контроля за хозяйственно-финансовой деятельностью организации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕТА  ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ НА  СКЛАДАХ И В МЕТАХ ХРАНЕНИЯ  И БУХГАЛТЕРИИ ПРЕДАПРИЯТИЯ

 

2.1. Организация учета  производственных запасов на  складах и иных местах хранения

Для учета отпуска  материалов хозяйствам своей организации, расположенным за пределами ее территории, или сторонним организациям применяется  накладная на отпуск материалов на сторону (форма № М-15). Накладную выписывает работник структурного подразделения в двух экземплярах на основании договоров (контрактов), нарядов и других соответствующих документов и по предъявлении получателем доверенности на получение ценностей, заполненной в установленном порядке.

Первый экземпляр передают складу как основание для отпуска  материалов, второй -получателю материалов.

Отходы, образующиеся в  подразделениях организации, собираются в установленном порядке и, сдаются  на склады по сдаточным накладным с указанием их наименования и количества.

Учет отходов должен способствовать обеспечению контроля за их сохранностью и использованием.

В случае последующего использования  отходов на изготовление изделий (деталей  и т.д.) их отпуск в производство оформляется выпиской требований-накладных.

Для распределения стоимости  отпущенных в производство материалов по видам продукции и статьям  расходов организация может ежемесячно составлять сводную ведомость расхода  материалов.

В указанной ведомости  материальные затраты приводятся в разрезе цехов и других подразделений с распределением по счетам учета затрат, а внутри них - по заказам (видам продукции) и статьям расходов.

Бухгалтерская служба организации  обязана:

- проверять поступившие  от подразделений организации  отчеты и документы;

- производить сверку  отчетов подразделений организации  с данными складского учета  организации, а также с данными  бухгалтерской службы. При выявлении  расхождений производятся соответствующие  исправления. О внесенных исправлениях  уведомляются склады, цехи и другие подразделения, в которых установлены расхождения. В отчеты, карточки учета материалов и другие учетные документы вносятся соответствующие исправления. При осуществлении бухгалтерского учета с использованием средств вычислительной техники указанные исправления должны быть внесены в используемую информационную базу;

- определять совместно  с другими заинтересованными  службами (отделами) организации отклонения  фактического расхода материалов  от установленных норм;

Информация о работе Организация учета производственных запасов в местах хранения и в Бухгалтерии организации