Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 09:01, дипломная работа
Основные средства – один из важнейших факторов производства любой организации. Учет основных средств, их состояние и эффективное использование прямо влияет на конечные результаты хозяйственной деятельности организации. Рациональное использование основных средств и производственных мощностей организации способствуют улучшению технико-экономических показателей, снижению себестоимости продукции и услуг что, в конечном счете, увеличивает прибыль организации.
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………...6
1 БУХГАЛТЕРСКИЙ И НАЛОГОВЫЙ УЧЕТ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ……………………………………………..……………………..9
1.1 Определение основных средств ………………………………...9
1.2 Задачи бухгалтерского учета основных средств. Формы первичных документов по учету основных средств …………………..11
1.3 Регистры налогового учета основных средств ………………...15
1.4 Единица учета основных средств …………………………...….16
1.5 Оценка основных средств ……………………………………….19
1.6 Учет поступления основных средств ………………………..…22
1.7 Учет амортизации основных средств ………………………..…27
1.8 Учет ремонта основных средств………………………………...33
1.9 Инвентаризация основных средств……………………………...35
1.10 Переоценка основных средств ………………………………...\39
.11 Учет выбытия основных средств ……………………………...41
2 БУХГАЛТЕРСКИЙ, НАЛОГОВЫЙ УЧЕТ И АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ НА ПРИМЕРЕ ЗАО «НЭСКО»…………49
.1 Краткая характеристика предприятия…………………………..49
2.2 Аналитический учет основных средств………………………...51
2.3 Синтетический учет основных средств ………………………...54
2.3.1 Учет поступления основных средств ………………………...54
2.3.2 Учет амортизации основных средств…………………………59
2.3.3 Учет ремонта основных средств ……………………………...62
2.3.4 Учет арендных и лизинговых операций………………………63
2.3.5 Учет выбытия основных средств ……………………………..66
2.4 Анализ основных средств ……………………………………….69
2.4.1 Анализ правильности документального оформления и бухгалтерского учета основных средств………………………………..69
2.4.2 Анализ технического состояния, структуры и движения
основных средств ЗАО «НЭСКО»………………………………….72
.4.3 Анализ эффективности использования основных средств….. 80
2.5 Рекомендации по совершенствованию использования
основных средств…………………………………………………….85
3 ВОПРОСЫ БЕЗОПАСНОСТИ ИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ………….…\90
3.1 Организация охраны труда на предприятии ЗАО «НЭСКО»…90
3.2 Устойчивость предприятия в условиях ЧС……………………..92
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………….....…95
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………96
Согласно п. 1 ст. 257 НК РФ при использовании объектов основных средств собственного производства их первоначальная стоимость определяется как стоимость готовой продукции, исчисленная в соответствии с п. 2 ст. 319 Н К РФ, увеличенная на сумму соответствующих акцизов для основных средств, являющихся подакцизными товарами.
Согласно п. 4 ст. 252 НК РФ, если некоторые затраты с равными основаниями могут быть отнесены одновременно к нескольким группам расходов, организация вправе самостоятельно определить, к какой именно группе он отнесет такие расходы.
Организация закрепляет в своей учетной политике, куда следует относить соответствующие затраты по приобретению или строительству основных средств.
Таким образом, при приобретении либо сооружении объекта основных средств все связанные с этой операцией расходы могут включаться в его первоначальную стоимость - как в бухгалтерском учете, так и для целей налогообложения прибыли.
Изменение первоначальной стоимости объекта в течение срока его полезного использования не допускается, кроме следующих случаев:
-достройки;
-дооборудования;
-реконструкции;
-модернизации;
-частичной ликвидации;
-переоценки объектов основных средств.
Результат (увеличение +, уменьшение - ) от изменения первоначальной стоимости объекта относится на добавочный капитал организации.
Фактические затраты на приобретение и сооружение основных средств определяются (уменьшаются или увеличиваются) с учетом суммовых разниц, возникающих в случаях, когда оплата производится в рублях в сумме, эквивалентной сумме в иностранной валюте (условных денежных единицах). Под суммовой разницей понимается разница между рублевой оценкой, выраженной в иностранной валюте (условных денежных единицах) кредиторской задолженности по оплате объекта основных средств, исчисленной по официальному или иному согласованному курсу на дату принятия ее к бухгалтерскому учету, и рублевой оценкой этой кредиторской задолженности, исчисленной по официальному или иному согласованному курсу на дату ее погашения.
Восстановительная стоимость – это стоимость воспроизводства эксплуатируемых основных средств исходя из современных цен и современных условий изготовления аналогичных объектов.
Перевод первоначальной стоимости основных средств в восстановительную производится в результате их переоценки.
Остаточная стоимость рассматривается как реальная стоимость (без учета современных условий их воспроизводства) на определенную дату. Она исчисляется путем вычитания из первоначальной стоимости объекта суммы его износа за период эксплуатации.
Ликвидационная стоимость – стоимость полезных отходов (металлолом, запасные части, дрова и т. п.), полученных после ликвидации или реализации объекта и принятых к учету в условной оценке.
Различают также амортизируемую стоимость – стоимость, которая будет перенесена на вновь созданный продукт за период эксплуатации соответствующего объекта. Она исчисляется путем исключения из первоначальной стоимости ее ликвидационной части. Если такой части в период ликвидации нет, то амортизируемая стоимость будет совпадать с ликвидационной.
Для оценки основных средств могут также использоваться:
Страховая стоимость – величина страховой оценки объектов основных средств, подверженных риску повреждения, утраты или уничтожения (определяется на основании договора страхования);
Налогооблагаемая стоимость – стоимость основных средств, определяемая для целей налогообложения.
1.6 Учет поступления основных средств
Основные средства могут поступить на предприятие следующими способами:
- приобретение за плату или в обмен на другое имущество;
- внесение
учредителями в качестве
- по договору дарения или иными случаями безвозмездного получения;
- сооружение или изготовление;
- получение
от других подразделений
- аренда или лизинг;
- внесение
вклада в имущество
Поступившие в организацию объекты основных средств приходуются по их первоначальной стоимости. Необходимым условием для контроля и достоверного учета основных средств является ведение аналитического и синтетического учета.
Аналитический учет поступления основных средств ведется на карточках инвентарного учета основных средств (ОС-6). Они открываются в бухгалтерии на основании формы ОС-1 (кроме зданий и сооружений, в этом случае применяется форма № ОС-1а) на каждый объект. Акт составляется на каждый инвентарный объект, к нему прилагается техническая документация на данный объект, которая после открытия бухгалтерией инвентарной карточки передается в соответствующий отдел, цех предприятия по месту эксплуатации. Форма ОС-1 составляется двумя сторонами - принимающей объект и передающей, с указанием времени вступления в эксплуатацию, даты изготовления, первоначальной стоимости и суммы износа в части полного восстановления.
Учет основных средств организуют так, чтобы можно было установить их наличие по каждой классификационной группе и отдельно по каждому объекту, местам нахождения, историей движения и источникам их приобретения.
Инвентарные карточки и инвентарные книги заполняются на основе первичных документов, технических паспортов. Затем инвентарные карточки регистрируются в специальных описях, записи в которые производятся по классификационным группам основных средств. В описи для каждого вида основных средств отведен раздел, определенный серией инвентарных номеров. Зарегистрированные в описи карточки помещают в картотеку основных средств, где их группируют по отраслевым классификационным группам, а внутри групп - по местам нахождения, эксплуатации и видам. Карточки недействующих основных средств группируют отдельно.
Карточки открывают в начале января на текущий год. Сначала в них указывают их наличие на 1 января. Затем ежемесячно после записи оборотов за месяц определяют и записывают наличие основных средств на первое число следующего месяца. По данным карточек составляют оборотную ведомость движения основных средств, итоги которой сверяют с итогами Главной книги и на их основании составляют отчетность о наличии и движении основных средств.
Передачу основных средств другим предприятиям оформляют формой ОС-1. На ее основании осуществляют запись о выбытии в инвентарной карточке переданного объекта и отметку в описи инвентарных карт.
В случае получения объекта от других подразделений своего предприятия карточка инвентарного учета перемещается в картотеке в ячейку, где размещены карточки цеха-получателя.
Синтетический учёт – это обобщенная информация о наличии и движении основных средств и представляет собой запись корреспонденции счетов бухгалтерского и налогового учета предприятия.
Существует ряд основных счетов, предназначенных для внесения данной информации Прежде всего, это счет 01 “Основные средства” и счет 08 “Капитальные вложения”.
Счет 01 активный, инвентарный, сальдо дебетовое отражает сумму первоначальной стоимости действующих или находящихся в запасе и на консервации собственных основных средств предприятия, оборот по дебету – поступление, по кредиту – выбытие объектов по разным причинам, по первоначальной (восстановительной) стоимости.
Счет 08 “Капитальные вложения” предназначен для обобщения информации о капитальных вложениях в основные средства (затраты по возведению зданий и сооружений, приобретению оборудования, инструментов, инвентаря и других предметов). Счет активный, калькуляционный, сальдо дебетовое отражает сумму фактических затрат по незаконченному строительству и приобретениям, т. е. по объектам, не сданным в эксплуатацию. Схема поступления основных средств, приведена на рисунке 1.
Содержание хозяйственных
1 – акцепт счетов поставщиков
и подрядчиков за
2 – НДС, уплаченный при
3 – оплата дополнительных
4 – оплата акцептованных счетов поставщиков и подрядчиков;
5 – ввод в эксплуатацию
6 – поступление основных
Рисунок 1 - Схема поступления основных средств
Оприходование основных средств, представленных в собственность предприятия в счет вклада в уставный капитал, производится в оценке, определенной по договоренности участников.
Передающая сторона в акте передачи приводит их перечень, указывает первоначальную стоимость, износ и цену согласно договоренности. Одновременно должна быть передана вся техническая документация на эти объекты основных средств.
Отражение хозяйственных операций по поступлению основных средств в виде вклада в уставный капитал представлено на рисунке 2.
Содержание хозяйственных
1
– отражение объявленного
2 – передача по согласованной стоимости основных средств в счет вклада в уставный капитал.
Рисунок 2 - Поступление основных средств
в виде вклада в уставный капитал
Безвозмездно полученные основные средства производственного назначения отражаются в бухгалтерском учете по дебету счета 01 “Основные средства” и кредиту счета 87 “Добавочный капитал”, субсчет 3 “Безвозмездно полученные ценности”.
Расходы, связанные с доставкой основных средств, полученных безвозмездно, в первоначальную стоимость основных средств не включаются и относятся за счет соответствующих источников финансирования. Схема учета безвозмездного поступления основных средств, приведена на рисунке 3.
Содержание хозяйственных операций:
1 – отражение рыночной
стоимости безвозмездно
Рисунок 3 - Безвозмездное поступление основных средств
Таким образом, учет основных средств организуют так, чтобы можно было установить их наличие по каждой классификационной группе и отдельно по каждому объекту, местам нахождения и источникам их приобретения.
Это обеспечивается аналитическим учетом основных средств на карточках, открываемых для каждого инвентарного объекта, и синтетическим учетом в целом по счету 01 "Основные средства".
1.7 Амортизация в бухгалтерском и налоговом учете основных средств
Амортизация основных средств представляет собой денежное выражение возмещения затрат путем перенесения стоимости основных средств на себестоимость продукции (работ, услуг), а по объектам непроизводственного назначения – на собственные источники.
Если материалы и сырье списываются на себестоимость по мере списания в производство в полной сумме, то основные средства – частями.
Понятие амортизации означает процесс перенесения стоимости основных средств на себестоимость продукции. Осуществляется этот процесс путем начисления износа, который учитывается на счете 02 «Износ основных средств». Этот счет предназначен для обобщения информации об амортизации, накопленной за время эксплуатации объекта. Счет 01 не корреспондирует со счетом 02.
В балансе этот процесс отражается уменьшением внеоборотных активов, которые учитываются по остаточной стоимости.
Порядок амортизации основных средств определен разделом 3 "Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств". Стоимость объектов основных средств, находящихся в организации на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления (включая объекты основных средств, переданные в аренду, безвозмездное пользование, доверительное управление), погашается посредством начисления амортизации, если иное не установлено Положением по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01.
В бухгалтерском учете в соответствии с п. 17 ПБУ 6/01 амортизация не начисляется по:
-используемым
для реализации
-объектам
основных средств
-объектам
основных средств,