Особенности составления учетной политики в бюджетных организациях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2012 в 15:05, курсовая работа

Краткое описание

Главной задачей этой работы является ознакомление с правилами формирования, раскрытия и изменения учетной политики в бюджетных организациях. Выделить особенности организации учета и учетной политики бюджетных организаций.

Содержание

Введение 3

Глава 1. Особенности составления учетной политики в бюджетных

организациях 5

1.1. Понятие учётной политики 5

1.2. Организационный раздел учетной политики 10

1.3. Особенности формирования учетной политики в бюджетных организациях 16

Заключение 23

Список использованных источников 25

ГЛАВА 2. Практическая часть 26

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Бюджетный.docx

— 51.17 Кб (Скачать файл)

- в отношении какого-то одного конкретного вопроса предприятие должно использовать один выбранный способ, если иное не установлено нормами; например, прибыль от реализации должна для всех видов деятельности предприятия определяться одним способом: по мере отгрузки товаров покупателю и предъявления расчетных документов или по мере оплаты.

При образовании  предприятия его руководство  должно выбрать определенную стратегию развития и исходя из нее - методику бухгалтерского учета на предприятии, так как в современном бухгалтерском учете многие проблемы допускают многообразие решений.

В начале каждого  года предприятие разрабатывает  учетную политику, составленную в соответствии с принципами ее формирования.

Федеральный закон  о бухгалтерском учете определяет основные элементы учетной политики, поэтому в приказе об учетной политике должны быть конкретно отражены все те параметры финансово-экономической деятельности предприятия, которые используются непосредственно в его работе:

  1. Рабочий план счетов. Наличие в этом плане счетов большого количества позиций объясняется тем, что в нем предусмотрены счета как для органов, осуществляющих исполнение бюджета, так и для органов, осуществляющих кассовое обслуживание исполнения бюджетов. Кроме того, к синтетическим счетам открыто множество аналитических счетов. В рабочем плане счетов бюджетного учета указывается перечень используемых учреждением счетов. Его можно оформить как приложение к учетной политике. Целесообразно указать корреспонденцию счетов по основным операциям финансово – хозяйственной деятельности учреждения.
  2. Порядок проведения инвентаризации. Нормативным актом по данному вопросу являются методические указания по инвентаризации имущества и финансовых результатов, утвержденные Минфином РФ от 13 июня 1995 г. № 49. (в ред. Приказа Минфина РФ от 08.11.2010 N 142н)

Альтернативные  способы:

    - определение  сроков проведения инвентаризаций  и их количества в отчетном году (кроме инвентаризаций, обязательных по законодательству РФ);

    -   перечень имущества и обязательств, проверяемых при каждой из них.

  1. График  документооборота. Регламентирует перечень и формы первичных учетных документов, сроки их составления, а так же перечень должностных лиц, ответственных за их оформление и утверждение.
  2. Перечень формы первичных документов, применяемых для формирования хозяйственных операций, по которым предусмотрены типовые формы и перечень регистров бюджетного учета.

Все операции, проводимые бюджетными учреждениями оформляются первичными учетными документами. Это могут быть приходный и расходный кассовый ордер, акт о списании групп объектов основных средств, требование-накладная и другие первичные документы, приведенные а Приложении № 2 к инструкции по бюджетному учету. В этом приложении так же содержаться указания по применению отдельных форм учётных документов.

  1. Способы ведения бухгалтерского учета (способы амортизации стоимости основных средств, нематериальных активов, оценки материально-производственных запасов, товаров, готовой продукции и т.д.).
  2. Порядок определения срока полезного использования имущества, полученного по договору дарения или пожертвования.
  3. Срок, на который выдаются денежные средства под отчет на хозяйственные нужды, предельный из размер и список должностных лиц, имеющих на это право. Лица, получившие наличные деньги под отчет, обязаны не позднее трех рабочих дней по истечении срока, на который они выданы, предъявить в бухгалтерию отчет об израсходованных суммах и произвести окончательный расчет по ним.
  4. Порядок контроля за хозяйственными операциями, обеспечивающий сохранность материальных ценностей учреждения. Закон о бухгалтерском учете не устанавливает каких-либо конкретных требований к организации контроля за хозяйственными операциями. При формировании системы внутреннего контроля в организации следует руководствоваться отраслевыми или ведомственными инструкциями, сложившейся практикой, а так же нормами иных нормативных документов.
  5. Если у бюджетного учреждения есть филиалы, оно должно определиться, каким образом в них будет организована учетная работа.
  6. Порядок хранения бухгалтерского архива и номенклатура дел.

Организация самостоятельно разрабатывает рабочий план счетов на основе утвержденного плана. Она вправе из всей совокупности синтетических счетов выбрать действительно необходимые для себя, вводить (с разрешения Министерства финансов Российской Федерации) новые синтетические счета, используя свободные коды счетов.

На основе системы  субсчетов, предусмотренной утвержденным Планом счетов и Инструкцией по применению Плана счетов, организации определяют перечень используемых субсчетов, при необходимости объединяя, исключая или добавляя новые субсчета, а также полную номенклатуру аналитических счетов и их кодовые обозначения.

Бюджетное учреждение самостоятельно выбирает организационное построение бухгалтерии. Кроме того, бухгалтерский учет и отчетность могут осуществляться специализированной организацией или соответствующим специалистом на договорных началах. Организация может выделить на отдельный баланс свои производства и хозяйства, а также филиалы, представительства, отделения и другие обособленные подразделения, входящие в состав предприятия.

При проведении обязательных инвентаризаций для составления годовой отчетности организациям предоставлено право, проводить инвентаризацию основных средств один раз в три года, библиотечных фондов - один раз в пять лет. В районах, расположенных на Крайнем Севере и приравненных к нему местностях, инвентаризация товаров, сырья и материалов может проводиться в период их наименьших остатков. Количество не обязательных для инвентаризации в отчетном году основных средств, даты проведения инвентаризаций, перечень имущества и обязательств, проверяемых при каждой из них, устанавливаются самой организацией.

Система внутрипроизводственного  учета, отчетности и контроля. Организации самостоятельно разрабатывают систему внутрипроизводственного учета, функционирования и контроля, исходя из особенностей функционирования и требований управления производством и реализацией продукции.

Организация должна раскрывать избранные при формировании учетной политики способы ведения бухгалтерского учета, существенно влияющие на оценку и принятие решения пользователей бухгалтерской отчетности.

Существенными признаются способы ведения бухгалтерского учета, без знания о применении которых заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности невозможна достоверная оценка финансового положения, движения денежных средств или финансовых результатов деятельности организации.

Состав и содержание подлежащей раскрытию в бухгалтерской  отчетности информации об учетной политике организации по конкретным вопросам бухгалтерского учета устанавливаются соответствующими положениями по бухгалтерскому учету или законодательными актами и постановлениями Правительства Российской Федерации.

В случае публикации бухгалтерской отчетности не в полном объеме информация об учетной политике подлежит раскрытию как минимум в части, непосредственно относящейся к опубликованным материалам.

Если учетная  политика организации сформирована исходя из допущений предусмотренных ПБУ 1/2008 то эти допущения могут не раскрываться в бухгалтерской отчетности.

В тех случаях, когда при формировании учетной  политики организации исходят из допущений, отличных от предусмотренных ПБУ 1/2008, такие допущения вместе с причинами их применения должны быть подробно раскрыты в бухгалтерской отчетности.

Если при подготовке бухгалтерской отчетности имеется  значительная неопределенность в отношении событий и условий, которые могут породить существенные сомнения в применимости допущения непрерывности деятельности, то организация должна указать на такую неопределенность и однозначно описать, с чем она связана.

Существенные  способы ведения бухгалтерского учета подлежат раскрытию в пояснительной  записке, входящей в состав бухгалтерской  отчетности организации за отчетный год.

Промежуточная бухгалтерская  отчетность может не содержать информацию об учетной политике организации, если в последней не произошло изменений со времени составления годовой бухгалтерской отчетности за предшествующий год, раскрывшей учетную политику.

Изменения учетной  политики, оказавшие или способные  оказать существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или финансовые результаты организации, подлежат обособленному раскрытию в бухгалтерской отчетности. Информация о них должна включать причину изменения учетной политики; оценку последствий изменений в денежном выражении (в отношении отчетного года и каждого иного периода, данные за который включены в бухгалтерскую отчетность за отчетный год); указание на то, что включенные в бухгалтерскую отчетность за отчетный год соответствующие данные периодов, предшествующие отчетному, скорректированы.

Изменения учетной  политики на год, следующий за отчетным, отражаются в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности организации.

 

  1.   Особенности формирования учетной политики в бюджетных организациях

 

Все бюджетные учреждения, как и другие организации, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, нормативными актами органов, регулирующих бухгалтерский учет, самостоятельно формируют свою учетную политику, исходя из своей структуры, специфики отрасли и других особенностей деятельности.

Учетная политика для бюджетных  учреждений на уровне государства регламентируется нормативно  - правовыми актами, разграниченными  в зависимости от их юридической  силы на уровни законодательного регулирования  бюджетного учета.

Порядок ведения бухгалтерского учета в учреждениях, установленный  Инструкцией бухгалтерскому учету  в бюджетных учреждениях, предусматривает:

- план счетов бухгалтерского  учета в учреждениях;

- мемориально-ордерную форму  ведения бухгалтерского учета.  Вместе с тем не исключается использование других форм счетоводства - в соответствии с пунктом 20 Инструкции по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях в отдельных случаях Министерство финансов Российской Федерации может разрешать федеральным органам исполнительной власти вести в учреждениях, находящихся в их ведении, бухгалтерский учет по журнально - ордерной форме бухгалтерского учета при наличии разработанных методических документов. Следовательно, в учетной политике может быть отражена форма счетоводства, используемая в учреждении;

- способы применения субсчетов  плана счетов бухгалтерского  учета для отражения операций  по исполнению сметы доходов  и расходов как бюджетных средств, так и средств, полученных за счет внебюджетных источников. Несмотря на то что в Инструкции по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях приводится полный перечень счетов и субсчетов, используемых в бюджетных учреждениях, представляется целесообразной разработка и утверждение рабочего плана счетов бюджетного учреждения;

- формы первичных учетных  документов и регистров бухгалтерского  учета;

- методы оценки активов  и обязательств;

- корреспонденцию субсчетов  по основным бухгалтерским операциям;

- другие вопросы организации  бухгалтерского учета.

При разработке учетной политики учитываются два аспекта - методический и организационный. Тот факт, что  учетная политика бюджетных учреждений изложена в Инструкции по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях, еще не означает, что руководители учреждений не имеют права выбора между различными вариантами отражения  в учете отдельных операций.

Существуют основные методические аспекты, которые отражаются в учетной  политике коммерческих организаций  и которые, при определенных условиях могут быть отражены в учетной  политике бюджетных учреждений.

1. Порядок начисления  амортизации объектов основных  средств.

По общему правилу амортизация  по объектам, приобретенным за счет бюджетных средств, не начисляется. С введением в действие ПБУ 6/01 и главы 25 НК РФ бюджетные организации  при осуществлении предпринимательской  деятельности имеют право начислять  амортизацию на объекты основных средств, используемые при осуществлении  такой деятельности.

Следовательно, при формировании учетной политики такие учреждения должны определить и раскрыть способы  начисления амортизационных отчислений - отдельно для целей бухгалтерского учета и для целей налогообложения. Если учреждение использует основные средства в нескольких видах деятельности - основной и предпринимательской - в учетной политике учреждения должен быть определен порядок распределения суммы начисленного износа (собственно износ и сумма амортизации применяемые для целей налогообложения).

2. Порядок начисления  амортизации объектов нематериальных  активов.

После введения в действие Инструкции по бухгалтерскому учету  в бюджетных учреждениях на объекты  нематериальных активов не начисляется  не только амортизация, но и износ (который  ранее, когда нематериальные активы числились на субсчете 019, начислялся).

Информация о работе Особенности составления учетной политики в бюджетных организациях