Особенности учета в страховых организациях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2014 в 21:03, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что на сегодняшний день страхование затрагивает многие сферы жизни. Помимо обязательного страхования, страхователи все чаще заключают страховые договора на добровольной основе. Страховое дело во многом отличается от других видов предпринимательской деятельности. Прежде всего, тем, что результат деятельности страховщика затрагивает не только его интересы, но и интересы большого круга страхователей. Между тем страховая деятельность направлена на защиту имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий за счет денежных фондов, формируемых страхователями страховых взносов. Таким образом, финансовая деятельность страховщика затрагивает интересы значительного числа лиц. Именно поэтому, знание особенностей бухгалтерского учета и финансового анализа страховых организаций, актуально на сегодняшний день.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
3
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
4
1.1. Нормативное регулирование бухгалтерского учета. Принцы ведения.
4
1.2. Организация бухгалтерского учета в страховой организации
8
1.2.1. Учетная политика страховой организации для целей бухгалтерского учета
8
1.2.2. Документирование, инвентаризация активов и пассивов
17
1.2.3. План счетов бухгалтерского учета страховой организации
24
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
33
2.1. Лицензирование стразовой деятельности на территории Российской Федерации
33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
54
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

СИТНИКОВА.doc

— 377.00 Кб (Скачать файл)

При формировании учетной политики страховой организации по конкретному вопросу ведения и организации бухгалтерского учета осуществляется выбор одного из нескольких способов ведения бухгалтерского учета, допускаемых законодательными и нормативными актами, входящими в систему нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ. Если указанная система не устанавливает способа ведения бухгалтерского учета по конкретному вопросу, то при формировании учетной политики страховая организация разрабатывает соответствующий способ, исходя из действующих положений по бухгалтерскому учету (таблица 1).

Таблица 1, представлены варианты учетной политики страховой организации.

Учетная политика страховой организации

Таблица 1

 

Элементы учетной политики

страховой организации

 

Вариант выбора

1

2

3

Организационно-технические вопросы

1

Организация учетной работы

Бухгалтерия как самостоятельное структурное подразделение.

Бухгалтер, состоящий в штате организации

Специальная профессиональная организация на договорных началах.

Бухгалтер - специалист на договорных началах.

Руководитель (лично).

2

Организационная структура бухгалтерии в зависимости от организационной структуры организации

Централизованная

Децентрализованная

Смешанная

3

Рабочий план счетов

План счетов в соответствии с приказами Минфина России от 31.10.2000 г. № 94н и от 04.09.2001 г. № 69н

Собственный план счетов, разработанный на основе плана счетов по приказам Минфина России от 31.10.2000 г. № 94н и от 04.09.2001 г. № 69н

4

Формы первичных документов

Унифицированные формы документов

Унифицированные формы документов и формы документов, для которых нет унифицированных форм, разработанные самой организацией в соответствии с общими принципами формирования документов

5

Организация документооборота

Графики движения документов по организации и сдачи их в бухгалтерию. Перечень лиц, имеющих право подписи первичных документов

6

Порядок проведения инвентаризации

Положение о проведении инвентаризаций (количество, сроки, перечни проверяемого имущества и т.п.)

7

Форма бухгалтерского учета и технология обработки учетной информации

Журнал-главная (книга учета хозяйственных операций).

Мемориально-ордерная (упрощенная форма с ведением ведомостей).

Журнально-ордерная.

Автоматизированная.

8

Внутренняя отчетность организации

Положение о внутренней отчетности организации (состав и формы внутренней отчетности, периодичность, сроки составления, лица, ответственные за составление, пользователи)

9

Другие решения, необходимые для организации и ведения учета

Положения по организации и ведению учета на разных участках работы бухгалтерии: организация ведения журналов учета договоров и журналов учета убытков; расчета страховых резервов;

расчета страховых тарифов и др.

Методы ведения учета

1

Способ начисления амортизации основных средств

Линейный

Способ уменьшаемого остатка.

Способ списания стоимости пропорционально сумме чисел лет.

Способ списания стоимости пропорционально объемам продукции.

2

Способ начисления амортизации нематериальных активов

Пропорционально объемам продукции.

Способ уменьшаемого остатка.

По нормам в расчете на 20 лет.

Не начисляется (указание конкретных наименований нематериальных активов).

3

Оценка материалов в текущем учете

По фактической себестоимости их приобретения (заготовления)

По учетным ценам

4

Отражение на счетах процесса заготовления материалов

На счете 10

На счетах 10, 15, 16

На счетах 10, 16

5

Способ оценки материалов, списываемых в расход

По себестоимости единицы

По средней себестоимости

По себестоимости первых по времени закупок (ФИФО)

По себестоимости последних по времени закупок (ЛИФО)

6

Метод учета расходов на ведение дела

Котловой

По видам страхования

Нормативный

7

Создание резервов за счет расходов на ведение дела

На оплату отпусков

На выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет

На ремонт основных средств

Другие резервы

Не производится

8

Отнесение затрат на ремонт основных средств

На счет 26

На счет 97

На счет 96

9

Списание расходов будущих периодов 

В течение срока, к которому они относятся

Пропорционально объемам страховых взносов

10

Текущий учет косвенных расходов по обслуживанию деятельности страховой организации и управлению ею

На счете 26

На отдельных субсчетах к счету 26

11

Способ распределения косвенных расходов по обслуживанию страховой организации и управления ею

Пропорционально основной заработной плате по видам деятельности

Пропорционально сумме прямых затрат по видам деятельности

Пропорционально страховым взносам, полученным по видам деятельности

12

Создание фондов за счет нераспределенной прибыли

Резервный капитал в соответствии с законодательством

Резервный капитал в соответствии с учредительными документами

Не производится

13

Создание резервов за счет прочих расходов

Резерв под снижение стоимости материальных ценностей

Резерв под обесценение финансовых вложении

Резерв сомнительных долгов

Резерв по условным фактам хозяйственной деятельности

Не производится

14

Способ оценки продаваемых ценных бумаг

По стоимости единицы

По средней стоимости

По стоимости первых по времени закупок (ФИФО

15

Создание страховых резервов

Резерв незаработанной премии (РНП)

Резерв заявленных, но неурегулированных убытков (РЗУ)

Резерв произошедших, но незаявленных убытков (РШНУ)

Стабилизационный резерв (CP)

Другие резервы

16

Создание резервов предупредительных мероприятий

Резервы создаются

Резервы не создаются

17

Метод расчета резерва незаработанной премии по учетным группам

Pro rata temporis

Метод 1/24

Метод 1/8


Учетная политика оформляется соответствующим приказом (распоряжением и т.п.) страховой организации и применяется с 1 января года, следующего за годом издания приказа (распоряжения). При этом она применяется всеми структурными подразделениями страховой организации (включая выделенные на отдельный баланс) независимо от их месторасположения.

Вновь созданная страховая организация оформляет избранную учетную политику приказом (распоряжением) до первой публикации бухгалтерской отчетности, но не позднее 90 дней со дня приобретения прав юридического лица (государственной регистрации).

Изменения в учетной политике страховой организации могут иметь место в случае: существенного условия деятельности, которое может быть связано с реорганизацией (слияние, разделение, присоединение), сменой собственников, изменением видов деятельности; изменения законодательства РФ или нормативных актов по бухгалтерскому учету; разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета, являющегося более рациональным или менее трудоемким без снижения достоверности информации.

Не считаются изменениями учетной политики принятие способов учета хозяйственных фактов, отличных по существу от имевших место ранее фактов или которые возникли впервые в деятельности страховой организации.

Изменение в учетной политике должно быть обоснованным и оформлено приказом (распоряжением). Последствия изменений в учетной политике, оказывающие существенное влияние на финансовое положение страховой организации, должны быть оценены в стоимостном выражении. Оценка в стоимостном выражении последствий изменений в учетной политике производится на основании выверенных страховой организацией данных на дату, с которой применяются измененные способы ведения бухгалтерского учета.

Дни обеспечения сопоставимости данных бухгалтерского учета изменения учетной политики должны вводиться с начала финансового года.

При изменении учетной политики бухгалтерская отчётность за отчетный период включает в себя данные за периоды, предшествующие отчетному, откорректированные в соответствии с измененным способом ведения учета. Изменения в учетной политике подлежат обособленному раскрытию в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности.

Учетная политика раскрывается в составе пояснительной записки годового бухгалтерского отчета. При этом раскрытию подлежат способы ведения бухгалтерского учета, существенно влияющие на оценку и принятие решения пользователей бухгалтерской отчетности. Существенными признаются способы ведения бухгалтерского учета, без знаний которых пользователи бухгалтерской отчетности не могут достоверно оценить имущественное финансовое состояние, денежный оборот или результаты деятельности страховой организации, а именно: способы гашения стоимости основных средств, нематериальных и иных активов, оценки материальных ценностей, порядка отражения страховых операции, формирования страховых резервов и т.п.

В случае публикации неполной бухгалтерской отчетности информация об учетной политике подлежит раскрытию как минимум в части, непосредственно относящейся к публичным  материалам.

Если в течение отчетного года в учетной политике страховой организации не провели изменения со времени составления предыдущей годовой бухгалтерской отчетности, раскрывшей учетную политику, то квартальная отчетность страховой организации не содержит  информации об учетной политике.

Обособленному раскрытию в бухгалтерской отчетности подлежат изменения в учетной политике, существенно влияющие на оценку и принятие решения пользователей отчетности в отчетном году или в периодах, следующих за отчетным, а также причины этих изменений и оценка последствий их в стоимостном выражении.

1.2.2. Документирование, инвентаризация  активов и пассивов 

 

Документирование. Записи о совершенных хозяйственных операция производятся в регистрах бухгалтерского учета строго на документальной основе. Порядок создания, принятия и отражения в бухгалтерском учете первичных документов регламентируется. Положением о документах и документообороте. Первичные документы фиксируют факт совершения хозяйственной операции. Они должны содержать достоверные данные и оформляться своевременно, в момент совершения операции.

Все первичные документы можно разделить на организационно-распорядительные, оправдательные и документы бухгалтерского оформления.

К организационно-распорядительным документам относятся приказы, распоряжении, указания, доверенности и т.п. Эти документы разрешают проведение операции.

Информация, содержащаяся в этих документах, не отражается в учетных регистрах.

К оправдательным документам относятся накладные, требования, приходные ордера, акты приемки и т.п. Эти документы отражают факт совершения операции, и, соответственно, информация, содержащаяся в них, заносится в учетные регистры.

Существует целый ряд документов, сочетающих в себе разрешительный и оправдательный характер, например, расходный кассовый ордер, платежная ведомость и т.п.

Первичные документы бухгалтерского оформления заполняются бухгалтером. Это различные расчеты, справки. Информация данных документов также заносится в учетные регистры.

Первичные документы принимаются к учету, если они оформляются на бланках типичных форм или в специально разрабатываемых формах, если они отсутствуют в альбомах инфицированных (типовых) документов.

Документы должны иметь юридическую силу, т. е. содержать ряд обязательных реквизитов: наименование документа; код формы; дату; наименование организации, от имени второй составлен документ; содержание операции: ее количественные и стоимостные измерители; наименование должностных лиц, ответственных за ее совершение и правильность оформления; личные подписи этих лиц и их расшифровки.

Документы должны составляться такими средствами, которые обеспечивают сохранение записей длительное время (чернилами, шариковой ручкой, на принтере).

В документах не должно быть подчисток и неоговоренных исправлений: ошибка подчеркивается тонкой чертой, над ней надписывается правильная запись и оговаривается направление; в денежных документах не допускается никаких исправлений.

Все первичные документы, учетные регистры и отчетность должны составляться на русском языке, они могут составляться и на иностранном языке (по требованию иностранного инвестора), но должны иметь подстрочный перевод.

Первичные документы, поступающие в бухгалтерию, подлежат обязательной проверке по форме (полнота и правильность оформления документа, заполнение реквизитов);

После приемки информация с источника переносится в учетные регистры, а на самом документе делается отметка, исключающая возможность его повторного использования. Например, при ручной обработке на документе проставляется дата записи в учетный регистр.

Все первичные документы, на основании которых принимаются или выдаются деньги, подлежат обязательному гашению штампом или надписью от руки «Получено» или «оплачено» с указанием даты.

Все документы подлежат обязательному хранению. Сроки хранения устанавливаются федеральной архивной службой РФ от 06.10.2000 г. (главные книги и отчеты - 5 лет, лицевые счета работников страховой организации - 75 лет). Для акционерных обществ порядок и сроки хранения документов установлены постановлением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 16.07.2003 г. №03-33/пс (решения об учреждении общества, устав общества, решения о выпуске ценных бумаг, годовые отчеты обществ, протоколы заседаний директоров обществ и собраний акционеров, бюллетени для голосования, заключения ревизионной комиссии, отчеты эмитентов - хранятся постоянно; иные документы - в соответствии со сроками, утвержденными Федеральной архивной службой РФ).

Для сдачи в архив документы подбираются в хронологическом порядке, комплектуются, переплетаются и подшиваются в папки.

Изъятие первичных документов, учетных регистров, отчетных документов у страховых организаций может производиться органами дознания, предварительного следствия, прокуратуры и судами на основании постановления этих органов в соответствии с действующим законодательством. Изъятие документов может производить и налоговая инспекция. Изыматься могут все документы, за исключением документов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну.

К государственной тайне могут быть отнесены сведения из следующих областей:

  • военной;
  • экономики, науки и техники;
  • внешней политики и экономики;
  • разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности.

Страховые организации обязаны представлять документы, содержащие сведения, которые в соответствии с Федеральным законом от 29.07.2004 г. № 95-ФЗ «О коммерческой тайне» не могут составлять коммерческую тайну.

Режим коммерческой тайны не может быть установлен лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, в отношении следующих сведений:

  • содержащихся в учредительных документах юридического лица, документах, подтверждающих факт внесения записей о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствующие государственные реестры;
  • содержащихся в документах, дающих право на осуществление предпринимательской деятельности;
  • о составе имущества государственного или муниципального унитарного предприятия, государственного учреждения и об использовании ими средств соответствующих бюджетов;
  • о загрязнении окружающей среды, состоянии противопожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке, безопасности пищевых продуктов и других факторах, оказывающих негативное воздействие на обеспечение безопасного функционирования производственных объектов, безопасности каждого гражданина и безопасности населения в целом;
  • о численности, о составе работников, о системе оплаты труда, об условиях труда, и том числе об охране труда, о показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, и о наличии свободных рабочих мест;
  • о задолженности работодателей по выплате заработной платы и по иным социальным выплатам;
  • о нарушениях законодательства Российской Федерации и фактах привлечения к ответственности за совершение этих нарушений;
  • об условиях конкурсов или аукционов по приватизации объектов государственно или муниципальной собственности;
  • о размерах и структуре доходов некоммерческих организаций, о размерах и состав их имущества, об их расходах, о численности и об оплате труда их работников, об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации;
  • о перечне лиц, имеющих право действовать без доверенности от имени юридического лица;
  • обязательность раскрытия, которых или недопустимость ограничения доступа, к которым установлена иными федеральными законами.

Документы изымаются на основании письменного мотивированного постановления должностного лица государственной налоговой инспекции, которое производит проверку, в присутствии должностных лиц страховой организации. Должностным лицом государственной налоговой инспекции составляется специальная опись изъятых документов и фиксируется их содержание. Изъятие оформляется протоколом, копия которого вручается под расписку соответствующему должностному лицу страховой организации.

Информация о работе Особенности учета в страховых организациях