Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 19:55, курсовая работа
Цель данной курсовой работы: исследовать содержание отчёта о прибылях и убытках, а также методы моделирования отчёта, технику его составления и их совершенствование.
Задачами данной работы являются:
- Исследование моделирования, содержания и практики составления отчёта о прибылях и убытках, а также модели отчёта в международной практике и методические основы формирования отчёта о прибылях и убытках.
Введение……………………………………………………………………………...3
Моделирование, содержание и практика составления отчёта о прибылях и убытках…………………………………………………………………….......5
1.1. Концептуальные основы бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности в РФ…………………………………………………………………..5
1.2. Модели отчёта о прибылях и убытках в международной практике….12
1.3. Методологические и методические основы формирования отчёта о прибылях и убытках…………………………………………………………….13
2. ЗАО «Нива» - экономический субъект исследования……………………..22
2.1. Технико-экономическая характеристика предприятия……………….22
2.2. Способы ведения учёта и формирования финансовой отчётности, определенные в учётной политике…………………………………………….24
3. Методика составления отчёта о прибылях и убытках в ЗАО «Нива»……27
3.1. Организация текущего учёта – подготовительный этап к формированию отчёта о прибылях и убытках………………………………..27
3.2. Раскрытие данных в отчёте, их использование для аналитических целей……………………………………………………………………………..29
3.3. Рекомендации по совершенствованию процедуры и формы представления информации в отчёте…………………………………………..34
Заключение………………………………………………………………………38
Список использованных источников…………
Изменения в бухгалтерской отчетности, относящиеся как к отчетному году, так и к прошлому (после ее утверждения), производятся в отчетности, составляемой за отчетный период, в котором были обнаружены искажения ее данных. Исправления ошибок в бухгалтерской отчетности подтверждаются подписью лиц, ее подписавших, с указанием даты исправления.
Для того чтобы бухгалтерская отчетность соответствовала перечисленным требованиям, при составлении бухгалтерских отчетов и балансов должна быть обеспечена соблюдением следующих условий:
- полное отражение за отчетный период всех хозяйственных операций и результатов инвентаризации всех производственных ресурсов, готовой продукции и расчетов;
- полное совпадение данных синтетического и аналитического учета, а также соответствие показателей отчетов и балансов данным синтетического и аналитического учета;
- осуществление записей хозяйственных операций в бухгалтерском учете только на основании надлежаще оформленных оправдательных документов или приравненных к ним технических носителей информации;
- правильная оценка статей баланса.
Бухгалтерская отчетность должна быть доступной для понимания, поэтому на практике построение бухгалтерской отчетности базируется на следующих принципах.
Система приводимых в бухгалтерской отчетности показателей имеет цель показать пользователям достоверную и полную информацию об имущественном и финансовом положении организации, об его изменениях, а также финансовых результатах ее хозяйственной деятельности.
Пользователями бухгалтерской отчетности являются юридические и физические лица, заинтересованные в информации об организации.
Согласно международным
К третьей группе лиц, имеющих косвенный финансовый интерес к данному бизнесу, относятся самые различные пользователи бухгалтерской отчетности: налоговые службы; фондовые биржи; органы, осуществляющие планирование, а также контроль над ценами, экспортом и импортом; другие пользователи (профсоюзы, общественные организации).
В связи с большим разнообразием применяемой отчетности ее изучение целесообразно строить на основе разносторонней классификации. Бухгалтерскую отчетность классифицируют по следующим основным признакам: по видам: периодичности составления; объему сведений (степени обобщения отчетных данных); по назначению.
По видам отчетность делится на бухгалтерскую, статистическую и оперативную. Бухгалтерская отчетность содержит сведения об имуществе, обязательствах и финансовых результатах по стоимостным показателям и составляется на основании данных бухгалтерского учета. Статистическая отчетность составляется по данным статистического, бухгалтерского и оперативного учета и отражает сведения по отдельным показателям хозяйственной деятельности организации как в натуральном, так и в стоимостном выражении.
Оперативная отчетность составляется на основе данных оперативного учета и содержит сведения по основным показателям за короткие промежутки времени - сутки, пятидневку, неделю, декаду, половину месяца. Сведения, содержащиеся в оперативной отчетности, используются для оперативного контроля и управлении процессами снабжения, производства и реализации продукции.
По периодичности
составления различают
По степени обобщения отчетных данных различают отчеты первичные, составляемые организациями, и сводные, обобщающие отчетность нескольких организаций соответствующей отрасли или региона. Разновидностью сводной отчетности является консолидированная отчетность, обобщающая отчет дочерних предприятий в рамках материнской компании.
По назначению бухгалтерскую отчетность подразделяют на внешнюю и внутреннюю. Внешняя бухгалтерская отчетность (кроме бюджетных организаций) является открытой для заинтересованных пользователей (инвесторов, банков, кредиторов, покупателей и др.). В отдельных случаях законодательством Российской Федерации предусмотрена публикация годовой бухгалтерской отчетности. В ее состав включается аудиторское заключение, подтверждающие ее достоверность.
Внутренняя
отчетность разрабатывается
Отчет о прибылях и убытках выступает обязательной составной частью годового финансового отчета во всех учетных системах и призван информировать пользователей об эффективности деятельности организации. Его структура регулируется на международном и национальных уровнях. Так, МСФО 1 «Представление финансовой отчетности» определяет, что компания должна указывать в отчете о прибылях и убытках информацию о доходах и расходах, используя классификацию, основанную на характере доходов и расходов или их функций в рамках компании. Статьи доходов и расходов разбиваются на подклассы по таким признакам, как стабильность и предсказуемость. Информация представляется в отчете одним из двух способов, что приводит к наличию двух вариантов его структуры. Оба варианта позволяют определить совершенно идентичный результат, различаются они классификацией расходов. Обоснование названных вариантов вытекает из теории Шмаленбаха, согласно которой затраты отчетного периода на производство и реализацию продукции, работ и услуг по его завершении могут во-первых, капитализироваться в актив, если они обещают получение будущих экономических выгод, во-вторых, признаваться расходами, если они обеспечили экономические выгоды текущего периода. Если затраты на производство и реализацию не обеспечили получение выгод в текущем периоде и не смогут их обеспечить в будущем, они списываются в убытки, увеличивая расходы. В первом случае затраты отражаются в балансе, во втором — в отчете о прибылях и убытках. Способ определения результата методом характера затрат предполагает сопоставление выручки от продаж продукции (товаров, работ, услуг) с общей суммой затрат периода, скорректированной на изменение остатков незавершенного производства и готовой продукции. Корректировка призвана отразить тот факт, что производство увеличило уровни запасов, или что продажи, превышающие производство, уменьшили уровни запасов.
Одной из обязательных форм, входящих в состав бухгалтерской отчетности, является отчет о прибылях и убытках (форма № 2).
Основные принципы заполнения формы № 2 такие же, как и при заполнении баланса. Во-первых, все существенные показатели, как по количественному признаку, так и по качественному должны быть раскрыты в отчете о прибылях и убытках. Во-вторых, в этой форме не должно быть пустых строк. Технические правила ее заполнения аналогичны правилам заполнения баланса.
В первом разделе отчета о прибылях и убытках отражаются доходы и расходы по обычным видам деятельности. Организация сама определяет, какие виды деятельности являются для нее обычными. При этом она должна исходить из принципов классификации доходов, которые изложены в Положении по бухгалтерскому учету «Доходы организации» (ПБУ 9/99), утвержденном приказом Минфина России от 06.05.99 № 32н.
В новой форме отчета о прибылях
и убытках нет дополнительных
строк для расшифровки
В разделе «Прочие доходы и расходы» отражаются операционные и внереализационные доходы и расходы организации. Характеризуя доходы и расходы как операционные и внереализационные, бухгалтер должен опираться на нормы ПБУ 9/99 и Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99), утвержденного приказом Минфина России от 06.05.99 № 33н.
После отражения прочих доходов и расходов бухгалтер формирует финансовый результат деятельности организации за отчетный период. Это прибыль (убыток) до налогообложения. Затем нужно скорректировать финансовый результат на величину отложенных налоговых активов и обязательств, вычесть сумму текущего налога на прибыль, и в итоге получится показатель чистой прибыли (убытка) отчетного периода.
Такова структура формы № 2 «Отчет о прибылях и убытках». Давайте остановимся на некоторых проблемах, с которыми может столкнуться бухгалтер при заполнении данной формы.
В новой форме отчета о прибылях и убытках не предусмотрено строк для отражения чрезвычайных доходов и расходов. Чем руководствовался Минфин, убирая эти строки, сказать сложно. Как бы то ни было, если в организации произойдут какие-то чрезвычайные события, в связи с которыми она понесет определенные расходы или получит какие-то доходы вследствие устранения последствий чрезвычайных обстоятельств, то это будет не что иное, как чрезвычайные доходы и расходы. Ни в одной из имеющихся строк формы № 2 их отразить не удастся, поскольку по нормам ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99 это особый вид доходов и расходов, который учитывается отдельно. Значит, чтобы показать чрезвычайные доходы и расходы, бухгалтеру придется ввести в форму № 2 дополнительные строки.
В прежней форме отчета о прибылях и убытках строки для отражения чрезвычайных доходов и расходов располагались непосредственно перед строкой «Чистая прибыль (убыток) отчетного периода». Получалось, что сумма чрезвычайных доходов и расходов не участвовала в формировании финансового результата организации — показателя строки «Прибыль (убыток) до налогообложения».
На наш взгляд, это не совсем логично. В бухгалтерском учете учитываются все доходы и расходы организации. Финансовый результат деятельности организации образуется как совокупность всех ее доходов и расходов. Отделение чрезвычайных доходов и расходов в форме № 2 от реализационных, операционных и внереализационных доходов и расходов было еще с тех давних пор, когда налог на прибыль исчислялся по данным бухгалтерского учета на основе отчета о прибылях и убытках. С той поры многое изменилось. Налоговый учет превратился в особую дисциплину и полностью отделился от бухгалтерского учета. Теперь нет никакого смысла показывать чрезвычайные доходы и расходы в отрыве от остальных видов доходов и расходов организации. Финансовый результат (прибыль/убыток до налогообложения), сформированный без учета чрезвычайных доходов и расходов, является неполным. Поэтому при введении новых строк в форму № 2 было бы логично расположить их вместе с остальными доходами и расходами. Таким образом, чрезвычайные доходы и расходы будут участвовать в формировании финансового результата за отчетный период.
Подтверждение этому можно найти в ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99. Согласно пункту 4 ПБУ 9/99 чрезвычайные доходы относятся к прочим поступлениям. А в пункте 4 ПБУ 10/99 содержится аналогичная норма: чрезвычайные расходы относятся к прочим расходам. Следовательно, в форме № 2 чрезвычайные доходы и расходы должны отражаться в разделе «Прочие доходы и расходы».
После того как бухгалтер рассчитает финансовый результат деятельности организации за отчетный период, ему предстоит перейти к заполнению раздела с налоговыми величинами. В новой форме отчета о прибылях и убытках рядом со строкой «Текущий налог на прибыль» появились две новые строки — для отражения отложенных налоговых активов и обязательств. Эти показатели рассчитываются по нормам Положения по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» (ПБУ 18/02), утвержденного приказом Минфина России от 19.12.2002 № 114н. Они оказывают непосредственное влияние на величину чистой прибыли (убытка) предприятия за отчетный период.
В отличие от баланса форма № 2 строится не на остатках счетов бухгалтерского учета, а исходя из оборотов. Если в балансе показывается финансово-экономическое состояние организации на конец отчетного периода, то в форме № 2 — финансовые результаты за конкретный отчетный период, то есть за определенный диапазон времени. Баланс непрерывен в течение всего периода жизнедеятельности предприятия, а форма № 2 каждый год формируется заново, то есть «с нуля». Поэтому в форме № 2 отражаются не остатки по счетам 09 «Отложенные налоговые активы» и 77 «Отложенные налоговые обязательства», а итоги по оборотам этих счетов за отчетный период. В отчете о прибылях и убытках надо отразить разницу между начисленными и списанными отложенными налоговыми активами и обязательствами. А именно: по строке «Отложенные налоговые активы» показать разницу между дебетовым оборотом счета 09 и кредитовым оборотом по этому счету за отчетный период, а по строке «Отложенные налоговые обязательства» — разницу между кредитовым и дебетовым оборотами по счету 77.
Информация о работе Отчет о прибылях и убытках: моделирование, содержание, техника составления