Отчет по практике в ОАО «Сбербанк России»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 13:35, отчет по практике

Краткое описание

Общая цель преддипломной практики - получение практических знаний и навыков профессиональной деятельности ОАО «Сбербанк России» с целью дальнейшего применения этих знаний для написания дипломного проекта в соответствии с выбранной темой дипломной работы.
Объектом исследования является деятельность ОАО «Сбербанк России» .
Предмет исследования - организация системы бюджетирования на примере ОАО «Сбербанк России».
Информационной базой исследования послужила бухгалтерская отчетность ОАО «Сбербанк России» за 2009-2011гг.

Содержание

Введение
1 Организация документооборота и порядок оформления кассовых и расчетных операций в ОАО «Сбербанк России»
1.1 Краткая характеристика ОАО «Сбербанк России»
1.2 Организация документооборота при осуществлении кассовых операций, порядок отражения операций
2 Сущность и значение кассового и расчетного обслуживания
2.1 Особенности организации кассовой работы в кредитном учреждении
2.2 Структура кассового подразделения кредитного учреждения
2.3 Понятие оформления и приема расчетных операций в ОАО «Сбербанк России»
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

1 Организация документооборота и порядок оформления кассовых и р.docx

— 293.40 Кб (Скачать файл)

Во время приема наличных денежных средств от работника финансово-кредитной организации для зачисления на внутрибанковские счета должен выписываться приходный кассовый ордер в 3-х экземплярах, где первый экземпляр необходимо поместить в кассовые документы дня, 2-й экземпляр необходимо выдать вносителю после приема денежных средств в кассу, а 3-й нужно поместить в мемориальные документы дня после документов по дебетуемым балансовым счетам и в ленту подсчета не включается.  После получения из кассы третьего экземпляра приходного кассового ордера, где проставлена подпись кассира, свидетельствующая о приеме денежных средств кассиром, работник бухгалтерии должен проверить подлинность подписи кассира на данном документе с помощью  сверки с образцами подписей, делает условную отметку в кассовом журнале о возврате документа из кассы, после этого кассовый журнал передается для отражения операций в бухгалтерском учете.

Кассовый журнал по приходу кассы можно вести централизованно [14]

Суммы государственных платежей и доходов по обязательному страхованию, которые поступают наличными денежными средствами, можно записывать в кассовый журнал на основе сводного приходного кассового ордера, который составляется в конце дня работником бухгалтерии, который ведет эти операции на основе оставленных им у себя уведомлений первичных кассовых документов.

Бланки и различные ценности и документы могут быть выданы из кассы на основе переданных внутренним порядком в кассу мемориальных ордеров. На ордерах необходимо поставить расписку получателя бланков, документов и ценностей.

В любом из документов, на основании которых совершаются бухгалтерские записи, должны содержаться такие реквизиты как:

- обозначенные номера  счетов по дебету и кредиту, по которым необходимо провести  эти записи; в некоторых случаях  и иные реквизиты;

- ·дата проводки;

·- подпись работника бухгалтерии, который оформил документ, а по операциям, подлежащим дополнительному контролю, – подписи контролирующего и бухгалтерского сотрудников, и по операциям финансово-кредитной организации, которые связаны с перечислением денежных средств клиентам, иным организациям, – подписи руководителя финансово-кредитной организации и главного бухгалтера.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Сущность и  значение кассового  и расчетного обслуживания

2.1 Особенности  организации кассовой работы  в кредитном учреждении

 

Расчетно-кассовыми операциями по определению О.И.Лаврушина   является ведение счетов физических и юридических лиц, осуществление различных расчетов по их поручению. Для юридических лиц в России  хранение средств в финансово-кредитных организациях, банках обязательно, функция расчетно-кассового обслуживания является одной из приоритетных в деятельности  банка. Банк заинтересован в привлечении в РФ за  конкретный период времени в безналичной и наличной формах средств.

Все специалисты в сфере банковского дела, которые  осуществляют расчёты и платежи  для клиентов и для самих ФКО,  банков.

В финансов-кредитных учреждениях, банках расчётно-кассовое обслуживание осуществляет  специализированная структура, называющаяся расчетно-кассовым подразделением. Такое подразделение работает напрямую с клиентом [3].

Расчётно-платёжные операции в России проводят по единым правилам, которые установлены законодательством  и нормативными актами, а также Положение ЦБ РФ.

Возможности по применению в расчетах платёжных поручений различны и многообразны. С помощью данных расчетов можно совершать расчеты по нетоварным и товарным операциям. При этом все нетоварные платежи совершаются исключительно платежным и поручениями [4].

Платежные поручения используются в расчетах за товары, работы и услуги:

1. при  получении товаров и  оказанных услуг (прямой акцепт  товара), необходимо соблюдать условие  ссылки в поручении на номер  и дату товарно-транспортного  документа, который подтверждает  получение продукции или услуг  плательщиком;

2. при платежах в порядке предоплаты  и услуг и т.д.

Платежное поручение действует на протяжении 10 дней со дня выписки.

Для расчетов и платежей чеки ФКО, банков не применяются через подразделения расчетной сети ЦБ РФ.

В чеке должны содержаться все обязательные реквизиты, которые предусмотрены в ГК РФ, а также могут содержаться дополнительные реквизиты, которые определяют специфику банковской деятельности и налоговым законодательством.  Банк имеет право сам определять форму чека.

Непременным условием при использовании в расчетах чеками является то, что чекодатель должен вручить чек поставщику в момент получения продукции (выполнении работ, оказании услуг).

Чек дает  возможность покупателю проверить выполнение поставщиком условий, которые предусмотрены аккредитивом:

– безотзывной аккредитив - не имеют права отменить без согласия получателя средств;

– отзывной аккредитив  может  изменить или отменить банк-эмитент без предварительного уведомления получателя средств.

На любом аккредитиве может быть указано, является ли он отзывным или безотзывным, правильность оформления реестра счетов, условия аккредитива.

 

    1. Структура кассового подразделения кредитного учреждения

 

В настоящее время к вопросу организации кассовой работы в финансово-кредитной организации, банке придается огромное значение: она должна гарантировать сохранность ценностей, своевременное обеспечение кассовой наличностью обслуживаемых банком  компаний и организаций, инкассацию денежных средств (рис. 1). При этом ее деятельность должна полностью соответствовать установленным регламентам, в частности требованиям Положения Банка России «О порядке ведения кассовых операций и правилах хранения, перевозки и инкассации банкнот и монет Банка России в кредитных организациях на территории Российской Федерации» от 24 апреля 2008 г. № 318-П .

 

Рис. 1. Кассовое обслуживание в ОАО «Сбербанк России» 

 

Чтобы  обеспечить работу кассы банк создает в своей структуре специально оборудованное подразделение ¾ кассовый узел, который состоит из денежного хранилища (кладовая) , а также расходных, приходных, приходно-расходных и касс пересчета, вечерних касс, касс для выдачи чековых книжек и т. п. Количество и виды этих касс зависит от объема операций и характера деятельности кредитной организации, банка [5] .

Организовать оперативное и качественное кассовое обслуживание  большинству банков помогает современный программный комплекс RS-Retail V.6, который обеспечивает:

1) качественное и оперативное  кассовое обслуживание физических  лиц, которое сопровождается выпуском  документов и отчетов;

2) формирование соответствующих  бухгалтерских проводок и учет  выполняемых операций;

3) организация эффективной  работы хранилища.

До введения в действие новых доработок в функциональность по учету ресурсов кредитного учреждения в рамках программного комплекса банк представлял собой довольно ограниченную в возможностях линейно-организованную однофилиальную структуру (рис. 2): его функциональность включала взаимодействующие между собой модули «Кладовая банка» (располагалась на уровне филиала) и «Операционная касса» (на уровне внутреннего структурного подразделения — ВСП).

 

Рис. 2. Линейная организация структуры банка

 

 

Обмен ресурсами между различными подразделениями ФКО происходит при помощи  простых интегрированных двусторонних операций: в подразделении-отправителе создавался документ на отправку ценностей, а в подразделении-получателе — на их получение. При этом  первый считается проведенным в подразделении - отправителе лишь после подтверждения его поступления.

Необходимо отметить, что данная технология актуальна исключительно для подразделений одного филиала, которые  работают в режиме онлайн на одной базе. Для  других  используется традиционный принцип автономного выполнения ручных операций. Выбор какой-либо  технологии, которая применяется в определнном случае, осуществлялся с помощью настроенных для определенного подразделения параметров «Доступ к базе данных» и «Размещение». Если подразделение было расположено вне кассового узла и пользовалось услугами инкассации, проводки формировались не в прямой корреспонденции с кассой, а с применением так называемых путевых счетов.

Автоматизированное выполнение операций (отсутствие необходимости выбора операции, ввода данных и формирования документа) значительно облегчило бы работу кассиров, получающих ценности, и, как следствие, существенно снизило трудозатраты и вероятность возникновения ошибок.

Работа подсистемы «Кладовая банка» в многофилиальном кредитном учреждении и в бесфилиальном банке в значительной степени разнятся (особенно в части межмодульного взаимодействия). Отличие основывается главным образом на необходимости ведения раздельного, в разрезе узлов ТС, учета объектов системы. В этой связи одной из главных целей при реализации дополнительных требований к уже имеющимся возможностям модуля «Кладовая банка» подсистемы RS-Retail V.6 release 20 стала необходимость обеспечить функционирование подсистемы в режиме централизованной АБС.

Новый функционал (рис. 3) предоставил банкам долгожданные возможности для работы в оперативных централизованных режимах.

Рис. 3. Территориальная структура банка 

 

Рассмотрим более подробно перечень доработок в алгоритмах выполнения операций между структурными подразделениями (филиалами) многофилиального банка, работающего в централизованной АБС.

1. В справочник территориальной  структуры добавлены параметры  «Наличие кладовой» и «Обслуживающая  кладовая». Они позволяют обозначить  наличие или отсутствие в узле  функциональности «Кладовой банка», а также определить связь узла  ТС без данной функциональности  с узлами ТС, предоставляющими  услуги кладовой. Благодаря этому  пользователь может выбирать  контрагента из списка доступных  для данного узла в процессе  определения парамеров операций «Расход по кладовой отделения», «Приход по кладовой отделения» или «Приход по вечерней кассе».

2. Усовершенствован интерфейс  настройки подвида операций «Кладовой  банка»: в операции «Расход по  кладовой отделения», «Приход по  кладовой отделения», «Приход по вечерней кассе» реализована возможность заимствовать подвиды операций из других подразделений.

3. Выбрать узел с наличием  функциональности кладовой поможет  список доступных узлов, который  формируется на основе «Справочника  ТС» как совокупность всех (а  не одного, как ранее) узлов с  установленным параметром «Наличие  кладовой».

4. Для выбора узла с  наличием функциональности кладовой  в операциях предназначен список  доступных узлов, формируемый на  основании «Справочника ТС» как  выборка с установленным параметром  «Наличие кладовой» (за исключением  выбирающего узла).

5. Появилась возможность  выбрать кассу-контрагента из  списка доступных узлов, который  формируется на основании «Справочника  ТС» как выборка с параметром  «Обслуживающая кладовая», равным  выбирающему узлу.

6. В модуле «Операционная  касса» для операции «Сдача  в хранилище» определена кладовая-контрагент  — исходя из значения параметра  «Обслуживающая кладовая».

7. В модуле «Бухгалтерия  розничных услуг» в списках  документов кладовой для контировки и выгрузки теперь доступна фильтрация по узлу ТС. Данный фильтр учитывается при обработке первичных документов.

8. В список видов клиентов  «Кладовой банка» добавлены «Обслуживаемая  касса» и «Кладовая».

9. В связи с появлением  возможности использовать функциональность  «Кладовая банка» в разных  узлах ТС добавлен пункт меню  «Выбор подразделения» в модуле  «Кладовая», из которого доступен  список «Выбор кладовой». С его  помощью можно переключиться  в режим работы доступных пользователю  узлов ТС с наличием этой  функциональности.

 

2.3 Понятие оформления  и  приема расчетных операций  в ОАО «Сбербанк России»

 

Количество разнообразных услуг, оказываемых кредитными организациями, возрастает с появлением трастовых, факторинговых и лизинговых операций. Банковские операции - одна из старых областей предпринимательства в мире, которая отражает функции банков. Некоторые операции носят финансово-кредитный характер, и поэтому их могут

Формой существования активных и пассивных банковских операций являются расчетные операции банка - это операции, связанные с перемещением денег между участниками рынка через банк безотносительно к целям этого перемещения.

Пассивные или активные операции банка не существуют в отрыве от его расчетных операций. И наоборот, расчетные операции делают возможным проведение пассивных и активных операций. Можно сказать: расчетные операции являются «носителем», или «формой существования», пассивных и активных операций банка.

Информация о работе Отчет по практике в ОАО «Сбербанк России»