Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2015 в 07:49, курсовая работа
Аудит учета расчетов с поставщиками и подрядчиками является одной из важнейших направлений в аудите, поскольку устанавливает соответствия совершенных операций действующему законодательству и достоверность отражения этих операций в бухгалтерской отчетности.
Актуальность работы заключается в том, что в современных сложных экономических условиях тщательно поставленный учет расчетных операций, в частности, учёт расчётов с поставщиками и подрядчиками, оказывает значительное влияние на финансовые результаты деятельности предприятия, среди которых основное место занимает прибыль.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………..……………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ АУДИТА РАСЧЁТОВ С ПОСТАВЩИКАМИ И ПОДРЯДЧИКАМИ………………………………………………………………5
Основные направления и экономическое содержание аудита расчётов с поставщиками и подрядчиками………………………...……………5
Цели, задачи, источники информации проведения аудиторской проверки…………………………………………………………...………………7
Особенности проверки расчётов с поставщиками и подрядчиками…………………………………………………………...…………8
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ УЧЁТА РАСЧЁТОВ С ПОСТАВЩИКАМИ И ПОДРЯДЧИКАМИ НА ПРИМЕРЕ ООО «СТРОЙ ИНВЕСТ»……….……14
Организационная и экономическая характеристика предприятия………………………………………………………………...……14
Планирование аудита расчётов с поставщиками и подрядчиками и проведение аудиторской проверки……………………………...……………18
Результаты аудита на предприятии и основные направления совершенствования………………………………………………………………26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………….………..31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………..……33
Анализ баланса предприятия выявил, что за представленный период уменьшилась показатели, как оборотных, так и внеоборотных активов на 3,24 и 8,77 % соответственно, что может говорить о недостаточно продуманной политике в этой области. Также среди отрицательных показателей деятельности предприятия можно выделить значительное снижение как прибыли от реализации, так и чистой прибыли. Но в то же время, уменьшился заёмный капитал предприятия на 22,4 %, также значительно увеличились собственные оборотные средства (на 78,8 %), что может говорить о прогрессивном развитии предприятия и его независимости.
Основные этапы и содержание выполняемых работ в рамках аудиторской проверки расчётов с поставщиками и подрядчиками представлены в таблице 2.3.
Таблица 2.3.
Основные этапы аудиторской проверки расчётов с поставщиками и подрядчиками
Этап |
Содержание |
Правило (стандарт) аудиторской |
Подготовка и |
Предварительное |
Правило
(стандарт) N 8 «Понимание |
Проведение |
Сбор аудиторских |
Правило
(стандарт) N 5 |
Заключительный |
Действия аудитора |
Федеральный стандарт
аудиторской |
При составлении документов аудиторы могут применять различные способы (простое сравнение, комплексный анализ с применением сложных статистических методов и др.).
В процессе проверки расчётов с поставщиками и подрядчиками изучение аудитором договоров является значимой частью всей проверки, по причине большого количества самых разнообразных вариантов расчетов анализируемого предприятия с поставщиками и подрядчиками.
По строке «Кредиторская задолженность» Бухгалтерского баланса отражается общая сумма кредиторской задолженности организации, не погашенная на отчетную дату, указывается задолженность: перед поставщиками и подрядчиками, перед прочими кредиторами. В процессе аудита расчетов с поставщиками ООО «СТАЛЬ ИНВЕСТ» были получены следующие доказательства по данному вопросу: сальдо в балансе ООО «СТАЛЬ ИНВЕСТ» соответствует данным бухгалтерского учета. Для получения данного утверждения были использованы дополнительные данные, представленные с материалами для проверки бухгалтерией ООО «СТАЛЬ ИНВЕСТ», а именно справка – расчет бухгалтерии по состоянию кредиторской задолженности для расшифровки суммы, отраженной в бухгалтерской отчетности.
Проверка началась с изучения договоров с поставщиками. Были выявлены отдельные хозяйственные операции, по которым договоры поставки отсутствовали, они представлены в таблице 2.4.
Таблица 2.4.
Хозяйственные операции, по которым выявлены случаи отсутствия договоров поставки
№ п\п |
Наименование, адрес |
Числится задолженность |
Сумма задолженности, |
Документ, подтверждающий задолженность | ||||
за что |
дата начала |
наименование |
номер |
дата | ||||
дебитор- |
кредиторская | |||||||
1 |
ООО «ИНСПЕКО» |
аванс за |
14.09.2013г. |
118 000-00 |
Платежное |
171 |
14.09.2013г. | |
2 |
ООО «Максим» |
за оказание |
11.10.2014г. |
85 600-00 |
Акт об оказании |
155-у |
11.10.2014г. | |
3 |
ЗАО «СПЕКТР» |
за оказание |
11.11.2013г. |
25 000-00 |
Акт об оказании |
100-у |
11.11.2013г. | |
4 |
ЗАО «МОНИКА» |
НДС по |
24.09.2013г. |
36 000-00 |
Счет-фактура |
1556 |
24.09.2013г. |
Аудиторами были указаны данные нарушения и даны рекомендации по восстановлению договоров.
Далее аудиторская фирма
проверила состояние первичной
документации по учёту
Аудитору необходимо проверить, ведётся ли аналитический учёт по счёту 71 «Расчёты с подотчетными лицами» по каждой сумме, выданной под отчёт. Ведь в деятельности предприятия, как и у любой другой организации, встречаются факты хозяйственной деятельности, когда расчёты с поставщиками производятся через подотчетных лиц. Руководство ООО «СТАЛЬ ИНВЕСТ» жестко ограничивает данный вид расчётов, однако на практике встречаются случаи, когда приобретение необходимых ТМЦ невозможно осуществить с помощью оплаты по безналичному расчёту. Отсутствие документов, подтверждающих расходы подотчётных лиц, является основанием для налоговых органов доначислить НДС и налог на прибыль.
На заключительном этапе аудиторской проверки аудитор в обязательном порядке формирует пакет рабочих документов, составляет аудиторский отчёт, аудиторское заключение и представляет его совместно с рабочей документацией руководителю проверки.
Перечислим основные виды нарушений, которые были выявлены аудиторской проверкой расчётов с поставщиками и подрядчиками ООО «СТАЛЬ ИНВЕСТ»:
1. Отсутствие договоров на постав
2. Нарушение порядка составления бухгалтерской отчётности в части формирования показателей отчётности ООО «СТАЛЬ ИНВЕСТ» за один из проверяемых периодов о размере дебиторской (кредиторской) задолженности, нарушения в части составления первичных документов, подтверждающих формирование показателей о дебиторской (кредиторской) задолженности;
3. Отсутствие или ненадлежащее ведение аналитического учёта, инвентаризации дебиторской (кредиторской) задолженности: инвентаризацию сверки расчётов с поставщиками ООО «СТАЛЬ ИНВЕСТ» аудиторы рекомендовали проводить чаще;
4. Несоблюдение порядка
Рассчитаем оценку риска для ООО «СТАЛЬ ИНВЕСТ»
При проведении оценки риска были определены следующие значения: неотъемлемый риск – 98%; риск контроля – 40%; риск не обнаружения – 10%,
таким образом: АР = 0,98*0,4*0,1 = 0,0392
Расчет уровня существенности для ООО «СТАЛЬ ИНВЕСТ» представлен в таблице 2.5.
Таблица 2.5.
Определение уровня существенности за 2014 г.
Наименование базового показателя |
Значение базового показателя бухгалтерской отчетности проверяемого экономического субъекта (тыс. руб.) |
Доля, % |
Значение, применяемое для нахождения уровня существенности, (тыс. руб.) |
1 |
2 |
3 |
4 |
Чистая прибыль организации |
1246 |
5 |
62,30 |
Валовой объем реализации без НДС |
25411 |
2 |
508,22 |
Валюта баланса |
26504 |
2 |
530,08 |
Собственный капитал (итог разл.3 баланса) |
13756 |
10 |
1375,60 |
Себестоимость товаров, работ, услуг |
40294 |
2 |
805,88 |
В столбец 2 записываем показатели, взятые из бухгалтерской отчетности экономического субъекта. Показатели в столбце 3 определены внутренней инструкцией аудиторской фирмы и применяться на постоянной основе. Столбец 4 получают умножением данных из столбца 2 на показатель из столбца 3, разделенный на 100%. Среднее арифметическое показателей составляет: (62,30 + 508,22 + 530,08 + 1375,40 + 805,88) / 5 = 656,38 тыс. руб. Наименьшее значение отличается от среднего на: (656,38 – 62,30)/656,38 * 100% = 90,51%.
Наибольшее значение отличается от среднего на: (1375,60 – 656,38) / 656,38 * 100% = 109,57%.
Поскольку значение 62,30 тыс. руб. и значение 1375,60 тыс. руб. отличается от среднего значительно, принимаем решение отбросить при дальнейших расчетах эти значения. Новое среднее арифметическое составит: (508,22 + 530,08 + 805,88) / 3 = 614,73 тыс. руб.
Различие между значением уровня существенности составляет:
(620 – 614,73) / 614,73 * 100% = 0,86%, что находится в пределах 20%.
Учету расчетов с поставщиками и подрядчиками свойственны факторы риска, обусловленные такими причинами как отсутствие многократного контроля за первичными документами на стадии их создания и проверки; сложность восстановления отсутствующих и исправления неправильно оформленных документов; большая вероятность несвоевременного поступления подтверждающих документов; отсутствие унификации значительной части первичных документов. Таким образом, высокий риск того, что первичная документация может быть не признана в качестве подтверждающей.
После завершения анализа рисков аудиторы, основываясь на предварительных данных об экономическом субъекте и результатах проведенных аналитических процедур, могут приступить к разработке общего плана и программы аудиторской проверки.
В общем плане необходимо предусмотреть сроки проведения аудита и составить график его проведения, подготовки отчета и аудиторского заключения. В процессе планирования необходимо учесть: реальные трудозатраты; уровень существенности; проведенные оценки рисков аудиторской проверки.
Аудитор документально оформляет программу аудиторской проверки, присваивает код каждой проводимой аудиторской процедуре, чтобы иметь возможность в процессе работы делать ссылки ни них в рабочих документах.
Аудиторскую программу следует составлять в виде программы тестов средств контроля и в виде программы аудиторских процедур по существу.
Программа аудиторских процедур по существу включает в себя перечень действий аудитора для детальной проверки верности отражения в бухгалтерском учете оборотов и сальдо по счетам. Аудитор должен составить программу аудиторской проверки по каждому разделу бухгалтерского учета, который он будет проверять. Программа может пересматриваться в процессе проверки в зависимости от изменений условий проведения проверки и результатов аудиторских процедур.
Выводы аудитора по каждому разделу аудиторской программы, документально отраженные в рабочих документах, являются фактическим материалом для составления аудиторского отчета и аудиторского заключения, а также основанием для формирования объективного мнения аудитора о бухгалтерской отчетности экономического субъекта.
Согласно программе аудита для достижения поставленных целей необходимо провести проверку правильности оформления договоров с поставщиками и подрядчиками. Аудит этого раздела проводился с использованием репрезентативной выборки и показал, что все договора оформлены в соответствии с действующим законодательством.