Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2014 в 19:30, курсовая работа
Целью курсовой работы является углубленное изучение общей характеристики инвентаризации. Систематизация и закрепление знаний по данной теме, развитие навыков самостоятельного исследования и обобщение выводов.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ 6
1.1 Нормативное регулирование первичного учета в
Российской Федерации 7
1.2 Виды инвентаризаций и задачи, стоящие перед ними 14
3 ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ И ДОКУМЕНТАЛЬНОГО
ОТРАЖЕНИЯ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ
В ОРГАНИЗАЦИИ 21
3.1 Подготовка к проведению инвентаризации основных средств 21
3.2 Порядок проведения инвентаризации основных средств 25
3.3 Обобщение и отражение результатов инвентаризации основных
средств в бухгалтерском учете 34
3.4 Совершенствование документооборота при инвентаризации
Основных средств 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 41
- название и номер ПБУ;
- сфера применения
- основные определения и понятия по соответствующему объекту учета;
- способы оценки, применяемые по данному объекту;
- порядок учета наличия и изменения соответствующего объекта
учета;
-данные, подлежащие раскрытию
в составе информации по
В системе нормативного регулирования
План счетов относится к документам
второго уровня. В практической деятельности
бухгалтерских служб Плану
Методические указания, инструкции, рекомендации в системе нормативного регулирования бухгалтерского учета относятся к документам третьего уровня. Они призваны конкретизировать основные положения, изложенные в нормативных документах первого и второго уровней, с учетом отраслевых и иных особенностей. Основными нормативными документами третьего уровня являются:
- Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные приказом Минфина России от 13.06.95 г. №49;
- Методические указания
по бухгалтерскому учету
- Методические указания
по бухгалтерскому учету
- Методические указания
по бухгалтерскому учету
В системе нормативного регулирования бухгалтерского учета рабочие документы конкретной организации относят к четвертому уровню нормативно-правовой системы регулирования бухгалтерского учета. Основными рабочими документами конкретной организации являются:
- документ по учетной политике предприятия;
- утвержденные руководителем
формы первичных учетных
- графики документооборота;
- утвержденный руководителем
рабочий план счетов
- утвержденные руководителем формы внутренней отчетности.
Рабочие документы самого предприятия определяют особенности организации и ведения учета в нем. Основы формирования и раскрытия учетной политики организации установлены ПБУ 1/98 «Учетная политика организации». Учетная политика организации формируется главным бухгалтером (бухгалтером) организации и утверждается руководителем организации. Формы первичных учетных документов утверждаются руководителем организации в том случае, если они разработаны в самой организации.
Закон РФ о бухгалтерском учете
Основным законодательным актом, регулирующим организацию и ведение бухгалтерского учета, является Закон о бухгалтерском учете. Закон о бухгалтерском учете регулирует следующие вопросы:
• определяет объекты и основные задачи бухгалтерского учета; однозначно определяет основные понятия, используемые в законодательном регулировании бухгалтерского учета;
• устанавливает права и обязанности должностных лиц организаций за организацию ведения бухгалтерского учета, а также ответственность за нарушение требований законодательства о бухгалтерском учете; определяет основные требования к ведению бухгалтерского учета, оформлению и ведению первичных бухгалтерских документов и учетных регистров бухгалтерского учета;
• устанавливает общие принципы оценки имущества и обязательств организации;
• устанавливает сроки и общие требования к проведению инвентаризации имущества и обязательства организации;
• определяет сроки, адреса
и порядок представления
• устанавливает порядок хранения бухгалтерских документов.
1.2 ВИДЫ ИНВЕНТАРИЗАЦИЙ И ЗАДАЧИ, СТОЯЩИЕ ПЕРЕД НИМИ
В основу классификации инвентаризаций положены два признака: полнота охвата ценностей, назначение и характер проверки.
В зависимости от полноты охвата ценностей инвентаризации подразделяются на полные, частичные, выборочные и сплошные.
Полная инвентаризация – это проверка в натуре всего имущества организации и ее обязательств на определенную дату. Она проводится перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, при реорганизации экономического субъекта и распространяется на все без исключения материальные ценности и денежные средства, расчеты и другие статьи баланса.
Частичной инвентаризацией является каждая отдельная проверка в натуре объектов определенных видов и охватывает какой-либо один вид имущества предприятия, например, только денежные средства в кассе или только материалы на определенном складе.
Выборочная инвентаризация касается только части определенного вида имущества предприятия. Она может проводиться по переоценивающимся материальным ценностям. Выборочные инвентаризации снижают трудоемкость контрольных работ и позволяют сократить время проведения этих работ. Однако они не гарантируют безусловной объективности результатов проверки в натуре, а в случае причинения материального ущерба выборочные инвентаризации не позволяют определить полностью размер ущерба. В этих условиях необходимо проводить сплошную инвентаризацию.
Сплошная инвентаризация проводится одновременно во всех структурных подразделениях предприятия.
В зависимости от назначения и характера различают два вида инвентаризаций: плановые (периодические) и внеплановые.
Плановые инвентаризации проводятся в соответствии с планом контрольно-ревизионных работ органа внутрихозяйственного контроля (ревизионной комиссии, внутреннего аудита) и учетной политики организации, а также тогда, когда проведение инвентаризации обязательно согласно законодательству (например, перед составлением годовой бухгалтерской отчетности организации и т.д.).
Внезапные (внеплановые) инвентаризации (проведение которых не предусмотрено в учетной политике и плане контрольно-ревизионных работ, а также их проведение не носит обязательный характер) проводятся внешними аудиторами при проведении аудита (обязательного или инициативного) в данной организации, внутренними ревизорами ревизионной комиссии, аудиторами аудиторской службы, инвентаризационной комиссией организации при выявлении фактов нарушений законности, по сигналам персонала, при обнаружении сомнительных хозяйственных операций и др. Таким образом, внезапные инвентаризации проводят по мере необходимости (смена материально-ответственных лиц, стихийные бедствия, хищения, требования аудитора, судебных органов и др.) по распоряжению руководителя, вышестоящих органов и по требованию органов дознания судебных органов, прокуратуры. Также может быть проведена повторная инвентаризация в случае сомнений в достоверности, объективности, качестве проведенной инвентаризации.
По содержанию различают инвентаризацию ресурсов и инвентаризацию процессов.
Инвентаризация ресурсов означает проверку в натуре имущества организации.
Инвентаризация процессов означает проверку в натуре отдельных моментов процессов кругооборота средств организации. Например, в процессе производства в натуре могут быть проведены выполненные работы, отдельные затраты на материалы и т.д. В процессе реализации могут быть осмотрены в натуре расчетно-финансовые операции, а в процессе снабжения – расчетно-заготовительные операции.
Основными задачами инвентаризации являются:
-проверка реальной стоимости учтенных на балансе товарно-материальных ценностей, сумм денежных средств в кассе, на расчетном, валютном и других счетах, денежных средств в пути, незавершенного производства, расходов будущих периодов, резервов предстоящих расходов и платежей, дебиторской и кредиторской задолженности и других статей баланса.
-контроль за сохранностью этих средств путем сопоставления фактического наличия с данными бухгалтерского учета;
-выявление товарно-материальных ценностей, частично потерявших свое первоначальное качество, не отвечающих стандартам качества, техническим условиям и т. п.;
-выявление сверхнормативных и неиспользуемых материальных ценностей с целью последующей реализации;
-проверка соблюдения правил и условий хранения материальных ценностей и денежных средств, а также правил содержания и эксплуатации машин, оборудования и других основных средств;
3 ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ
И ДОКУМЕНТАЛЬНОГО ОТРАЖЕНИЯ
ИНВЕНТАРИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ
3.1 ПОДГОТОВКА К ПРОВЕДЕНИЮ
Одной из основных задач бухгалтерского учета является формирование полной и достоверной информации о деятельности предприятия и его имущественном положении. На основе данных бухгалтерского учета предприятия составляют годовую финансовую отчетность.
Для
обеспечения достоверности
-
при передаче имущества в
-
перед составлением годовой
-
при смене материально-
-
при установлении фактов
- в случае стихийных бедствий, пожара, аварий и других.
До начала инвентаризации основных средств рекомендуется проверить:
а)
наличие и состояние
б)
наличие и состояние
в) наличие документов на основные средства, сданные или принятые организацией в аренду и на хранение.
На предприятии ООО «Арвен» инвентаризацию основных средств организует и руководит ее проведением главный бухгалтер. Данное должностное лицо является председателем инвентаризационной комиссии, который должен обеспечить не только все условия для полной и точной проверки фактического наличия имущества в установленные сроки, но и обеспечить внезапность в случае внеплановой проверки. Председатель инвентаризационной комиссии несет ответственность за организацию инвентаризации, правильное и своевременное ее проведение несет руководитель предприятия.
Перед началом инвентаризации членам рабочих инвентаризационных комиссий вручается приказ о проведении инвентаризации, а председателям комиссий – контрольный пломбир. В приказе должны быть указаны содержание, объем, порядок и сроки проведения инвентаризации, а также персональный состав инвентаризационной комиссии. Он может содержать в качестве приложения план проведения инвентаризации, который определяет срок окончания инвентаризации, разграничивает обязанности между членами рабочих комиссий. Кроме того, на этапе подготовки к проведению инвентаризации организация может разработать соответствующие внутренние документы, например:
– правила с подробным
описанием действий членов рабочих
комиссий при проверке наличия и
состояния имущества
– порядок урегулирования претензий к работе инвентаризационных комиссий;
– формы первичных документов для оформления результатов инвентаризации.
Прежде чем приступить к проверке фактического наличия имущества, рабочая инвентаризационная комиссия обязана опломбировать подсобные помещения, подвалы и другие места хранения ценностей, имеющие отдельные входы и выходы, проверить исправность всех весоизмерительных приборов и соблюдение установленных сроков их клеймения. Весы проверяются на устойчивость, чувствительность и точность взвешивания.
До начала инвентаризации необходимо произвести соответствующие записи в карточках (книгах) аналитического учета и вывести остатки на день инвентаризации. Комиссия должна получить последние на момент проведения инвентаризации приходные и расходные документы или отчеты о движении материальных ценностей и денежных средств. Председатель инвентаризационной комиссии визирует все приходные и расходные документы, приложенные к реестрам (отчетам), с указанием "до инвентаризации на "__________" (дата)", которое служит бухгалтерии основанием для определения остатков имущества к началу инвентаризации по учетным данным.
Информация о работе Порядок проведения и документальное отражение инвентаризации основных средств