Развитие, цель, задачи и последовательность проведения аудита ВЭД

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2012 в 23:54, курсовая работа

Краткое описание

Для достижения поставленной цели автор предполагает решение следующих задач:
1. Ознакомится с историей развития аудита в России.
2. Проанализировать теоретические аспекты аудита.
3. Рассмотреть цель и задачи аудита ВЭД.
4. Изучить технологию и последовательность проведения аудита ВЭД.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ АУДИТЕ
1.1 Развитие аудита в России
1.2 Теоретические аспекты аудита
ГЛАВА 2.АУДИТ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ВЭД)
2.1 Цели и задачи аудита ВЭД
2.2 Технология и последовательность проведения аудита ВЭД
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Вложенные файлы: 1 файл

Курсачок.doc

— 151.50 Кб (Скачать файл)

     Государственное казенное образовательное учреждение

     высшего профессионального образования

     «Российская таможенная академия»

     Санкт-Петербургский  имени В.Б. Бобкова  филиал

     Российской  таможенной академии

     ______________________________________________

     Кафедра международных экономических отношений 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

     по  дисциплине «Аудит ВЭД»

          на тему: «Развитие, цель, задачи и последовательность проведения аудита ВЭД» 

                                                                              Выполнил: К.В. Змиенко,

                студент 4-го курса очной формы обучения факультета таможенного дела, группа 412

                Подпись   

              Научный руководитель:

              доцент  кафедры,

              Е.П. Антипова

                Подпись   
                 
                 

          Санкт-Петербург

     2012 

ОГЛАВЛЕНИЕ 
 
 
 

 

    ВВЕДЕНИЕ

     В современных условиях многие предприятия стремятся расширить рынки сбыта за счет выхода на международную арену. Вместе с тем российские организации налаживают контакты с зарубежными партнерами для получения новых видов товаров, работ, услуг, а также расширения ассортимента продукции, сырья, материалов.

     Эти экономические процессы требуют качественного информационного обеспечения для принятия различных управленческих решений на разных уровнях.

     Учет  и аудит внешнеэкономической  деятельности (ВЭД) вызывает значительное количество вопросов, как у специалистов-теоретиков, так и у практикующих бухгалтеров, аудиторов, аналитиков.

     Это связано, в первую очередь, с тем, что формирование учетно-экономической информации и проверка ее достоверности зависят от смежных знаний, которых порой не хватает специалистам.

     Имеются в виду области таможенного регулирования, валютного контроля, налогообложения и др. Некомпетентность бухгалтера в сфере внешнеэкономической деятельности может дорого обойтись предприятию — участнику ВЭД: экономические санкции за нарушение законодательства, упущенная выгода от неправильного оформления сделок, потеря деловой репутации на отечественном и зарубежном рынках и т. д. В результате аудит внешнеэкономической деятельности (ВЭД) становится востребованной услугой. 

     В соответствии с названием темы курсовой работы и выше изложенным обоснованием её актуальности автор ставит целью работы: изучить цель, задачи и последовательность проведения аудита ВЭД. 
 

     Для достижения поставленной цели автор  предполагает решение следующих  задач:

  1. Ознакомится с историей развития аудита в России.
  2. Проанализировать теоретические аспекты аудита.
  3. Рассмотреть цель и задачи аудита ВЭД.
  4. Изучить технологию и последовательность проведения аудита ВЭД.
 

 

      ГЛАВА 1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ АУДИТЕ

    1. Развитие  аудита в России

       Впервые в России звание аудитора было введено  Петром I. В Энциклопедическом словаре  Брокгауза и Ефрона сказано: «по характеру своему должность аудитора совмещает в себе черты должностей делопроизводителя, секретаря и прокурора». Была заимствована германская модель построения аудита. Однако в тот период отсутствовала общественная внутренняя потребность в возникновении и развитии аудита, а введенный директивно, он постепенно терял свое первоначальное назначение. Аудиторов в России называли присяжными бухгалтерами.1

       Выдающийся  российский ученый Я.В. Соколов в  своих трудах очень подробно описал все этапы развития учета и аудита в России. Анализируя его научные разработки, можно сделать вывод, что к середине XIX в. в России имелось много существенных недостатков в организации учета и контроля. Понимая это, в 1856 г. видный чиновник В.А.Татаринов (1816— 1871) был командирован за границу для изучения опыта постановки учета. По результатам представленного доклада Александр II написал: «По важности сего дела желаю, чтобы оно было прочитано в Совете министров. Я, со своей стороны, совершенно разделяю ваш взгляд и желал бы, чтобы и прочие министры убедились в необходимости приступить к радикальному улучшению, как нашего счетоводства, так и вообще финансовой системы нашей».

       Проводилось обсуждение проблем учета и контроля, но его результаты подвел уже сын  Александра II — Александр III, который написал: «К сожалению, в официальных отчетах так часто приукрашивают, а иногда и просто врут, что я, признаюсь, всегда читаю их с недоверием...».

       К концу XIX в. наблюдалась та же картина, что и к началу великой реформы 1861 г. В Петербургском листке за 1884 г. можно было прочесть: «Что же мы видим в городском хозяйстве? Баланса вовсе не существует; счета имущества, принадлежащего городу, также нет; равно нет оценки этому имуществу; срочных бухгалтерских книг ни по арендным статьям, ни по платежам не существует; суммы, расходуемые на ремонт городского имущества, прямо списываются в безвозвратный расход и т.п.».

       Об  этом же писал A.M. Вольф: «В громадном  большинстве случаев ревизоры со счетоводством ничего общего не имеют  и в деле бухгалтерии младенчески чисты душою». Естественным в данных условиях было перенять опыт других стран.

       Однако  опыт западных стран для России не всегда был понятен и приемлем, так как в них суть аудиторов, или, как их правильно называли, присяжных  бухгалтеров, состояла в том, что они по просьбе клиентов и за плату должны были проверять объективность представляемой им отчетности различных фирм. Аудиторы принимали на себя ответственность за качество своей работы и возмещали убытки потерпевшим в случае, если не замечали искажений отчетности. Такая практика была неприемлема для России в тот период, так как в стране господствовал принцип вертикального контроля, т.е. ревизии, а не аудита. При этой системе, хотя и с трудом, можно было понять, что ревизору надо заплатить, но платить аудитору, да еще после того как проверяющий в акте раскрывал недостатки его работы, казалось странным и излишним.

       В исторических очерках Я.В. Соколова есть замечательная фраза о счетоводах того периода, которая наилучшим  образом характеризует их отношение к новшествам: «Англия, — писал один из счетоводов, — опередила нас и создала особое сословие аудиторов, но у нас чувствуется большая потребность в ответственных счетоводах, нежели в ответственных контролерах». Это замечание оказало большое влияние на тех, кого сегодня мы называли бы счетной общественностью.

       В 1894 г. в Санкт-Петербурге русские  бухгалтеры праздновали 400-летие выхода первого печатного труда по бухгалтерскому учету Луки Пачоли. Замечательный русский бухгалтер П.Д. Гопфенгаузен предложил создать в России по примеру Англии и Уэльса институт присяжных бухгалтеров. Доклад был принят с энтузиазмом, тут же подготовили документы, и очень скоро проект П.Д. Гопфенгаузена был направлен министру финансов С.Ю. Витте. Документы в министерстве не забраковали, но рекомендовали доработать. Огромное внимание при этом уделялось формулированию целей и задач института. Этот вопрос постоянно дискутировался. В 1895 г. их определили так: проверка правильности счетов и отчетов; кураторство по делам несостоятельности; ликвидация предприятий (за частую банкротством); ведение отчетов по делам душеприказчиков и опекунов; расчет по разделу и продаже имущества; судебные функции в качестве третейских судей по спорным вопросам, касающимся расчетов; заключение и проверка товарищеских и других счетов при окончательных расчетах и в других случаях; организация и ведение счетоводства в различных предприятиях и хозяйствах.

       В 1889 г. была сделана попытка создать  институт аудиторов, но это могло  быть осуществлено только при наличии  достаточно подготовленных кадров и  общественной потребности, а в России на тот период не было достаточного числа квалифицированных бухгалтеров. Кроме того, бухгалтеры боялись экзаменов. В то же время общественность настаивала на получении разрешений на членство в институте и лицензий на работу на основании или диплома учебного заведения, или стажа работы; от аудиторов также требовалось соблюдение нравственной этики.

       Кроме того, русские купцы требовали  надежных гарантий, планируя привлечение  иностранных капиталов, а членство в институте разрешалось только русским подданным, что не могло  обеспечить вливание новых, возможно более квалифицированных аудиторов. Создание института подняло бы престиж бухгалтерской профессии.

       Между тем, как отмечает известный специалист в области аудита, контроля и ревизии  проф. Ю.А. Данилевский, попытки создать  в России институт аудита предпринимались еще и в 1912, и 1928 г., но все они оказались нереализованными.

       Вопрос  о необходимости аудита в современной  истории России возник с начала рыночных преобразований. В Законе РСФСР от 04.07.1991 № 1545-1 «Об иностранных инвестициях в РСФСР» упоминается о необходимости проведения проверки для целей налогообложения финансовой и коммерческой деятельности предприятий с иностранными инвестициями силами аудиторских организаций РСФСР, а также проверки аудиторской организацией ликвидационного баланса предприятия при его ликвидации.

       Первые  аудиторские фирмы в России появились  в 1987 г., зачастую они создавались  с участием иностранного капитала. Многие из них действуют и до настоящего времени и входят в число крупнейших аудиторских фирм и объединений. Необходимость появления таких фирм была вызвана мощнейшим развитием внешнеторговых взаимоотношений.

       Для расширения торговли требовался капитал, а в условиях нестабильности денежной политики России и галопирующей инфляции это было возможно лишь с привлечением иностранного капитала. Его привлечение требовало гарантий возврата, а, следовательно, и независимой оценки деятельности предпринимательских структур. Кроме того, для России предпосылкой возникновения аудита послужила необходимость достоверной оценки имущества (прежде всего основных фондов) в условиях инфляции и приведение его стоимости в соответствие с рыночной. Обычный способ получения надежной информации — это проведение независимого аудита. Таким образом, необходимость аудита стала объективной реальностью.

       Первый проект закона об аудиторской деятельности был разработан в 1992 г., но в результате политического кризиса в нашей стране он не был принят. Указом Президента РФ от 22.12.1993 № 2263 были утверждены Временные правила аудиторской деятельности в Российской Федерации. Предполагалось, что данный документ будет иметь временный характер и просуществует недолго, однако на самом деле эти правила действовали почти восемь лет.

       Закон, регламентирующий деятельность аудиторских  фирм, появился 7 августа 2001 г.

       Как справедливо отметил А.В. Крикунов, развитие и становление аудита в России прошло несколько этапов.

       Первый  этап (1987-1993) характеризовался, с одной  стороны, созданием аудиторских  организаций директивным путем (1987 г. — создание первой аудиторской  организации «Интераудит»), с другой — стихийным зарождением аудиторской деятельности (подготовка кадров, неупорядоченная выдача первых сертификатов и лицензий в период 1990-1993 гг.).

       Второй  этап (декабрь 1993 г. (до принятия Закона об аудите) — август 2001 г.) можно охарактеризовать как период становления российского аудита, в процессе которого большую роль сыграли указанные выше Временные правила аудиторской деятельности.

       В этот период началась активная работа по аттестации аудиторов и лицензированию аудиторской деятельности, были созданы аудиторские общественные объединения и аудиторские фирмы, стали проводиться обязательные аудиторские проверки и оказание сопутствующих аудиту услуг.

       В 1994—2001 гг. Центральной аттестационно-лицензионной аудиторской комиссией Минфина России (ЦАЛАК)1 было выдано 23 600 лицензий лицензиатам (аудиторским организациям — 14 700 и индивидуальным аудиторам — 8900). Число действующих лицензий составило около 8900, в том числе по общему аудиту — 7700, аудиту инвестиционных институтов и аудиту страховщиков — 266.

       За  тот же период ЦАЛАК было утверждено к выдаче почти 36 500 квалификационных аттестатов аудитора. Число действующих  аттестатов составило 24 900.

       За  этот период Комиссией по аудиторской  деятельности при Президенте РФ было разработано и одобрено 37 правил (стандартов) аудиторской деятельности, а также методика проведения аудита, что и составило методологическую основу российского аудита.

       Третий  этап аудиторской деятельности в  России начался после принятия Федерального закона от 07.08.2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности». Его принятие подтвердило окончательное становление аудита в России, позволило принять ряд нормативных правовых актов по регулированию аудиторской деятельности в нашей стране, сделать шаг по пути интеграции российского аудита в международную аудиторскую систему.

Информация о работе Развитие, цель, задачи и последовательность проведения аудита ВЭД