Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июля 2013 в 20:16, курсовая работа
В настоящее время ни одна организация, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности, не может функционировать без ведения бухгалтерского учета, поскольку только данные бухгалтерского учета обеспечивают полную информацию об имущественном и финансовом состоянии организации. Синтетическая и аналитическая информация о состоянии материальных, трудовых и денежных ресурсов, о результативности инвестиционной и кредитной политики, о затратах и эффективности производства позволяет управлять хозяйственной деятельностью и контролировать выполнение планов прибыли, разрабатывать перспективные планы развития производства.
Актуальность темы заключается в том, что в рыночной экономике экономические субъекты (предприятия, организации) в процессе своей финансово-хозяйственной деятельности ежедневно сталкиваются с разными видами расчётов.
ВВЕДЕНИЕ
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ РАСЧЕТОВ С ПОКУПАТЕЛЯМИ И ЗАКАЗЧИКАМИ ПРИ ОКАЗАНИИ ПРОТИВОПОЖАРНЫХ РАБОТ И УСЛУГ
.1 Значение расчетов с покупателями и заказчиками. Основные принципы их организации
.2 Основные формы расчетов и их роль в организации платежного оборота ЧПТУП «Брестский областной комбинат противопожарных работ» РГОО «БДПО»
.3 Характеристика противопожарных работ и услуг как вида экономической деятельности предприятия
.4 Общая характеристика деятельности ЧПТУП «Брестский областной комбинат противопожарных работ» РГОО «БДПО». Охрана труда
МЕХАНИЗМ ОТРАЖЕНИЯ В БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ РАСЧЕТОВ С ПОКУПАТЕЛЯМИ И ЗАКАЗЧИКАМИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПРОТИВОПОЖАРНЫХ РАБОТ И ОКАЗАНИИ ПРОТИВОПОЖАРНЫХ УСЛУГ НА ПРИМЕРЕ ЧПТУП «БРЕСТСКИЙ ОБЛАСТНОЙ КОМБИНАТ ПРОТИВОПОЖАРНЫХ РАБОТ» РГОО «БДПО»
.1 Нормативно-правовое регулирование расчетов с покупателями и заказчиками
.2 Документальное оформление расчетов с покупателями и заказчиками
.3 Синтетический и аналитический учет расчетов с покупателями и заказчиками
АНАЛИЗ РАСЧЕТОВ С ПОКУПАТЕЛЯМИ И ЗАКАЗЧИКАМИ НА ПРИМЕРЕ ЧПТУП «БРЕСТСКИЙ ОБЛАСТНОЙ КОМБИНАТ ПРОТИВОПОЖАРНЫХ РАБОТ» РГОО «БДПО»
.1 Задачи и информационное обеспечение анализа расчетов с покупателями и заказчиками
.2 Соблюдение расчетно-договорной дисциплины с покупателями и заказчиками
.3 Анализ дебиторской и кредиторской задолженности предприятия
.4 Поиск резервов снижения дебиторской задолженности и своевременного погашения кредиторской задолженности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Преимущества данной формы расчета: упрощение документооборота и сокращение издержек; повышение ответственности за расчеты поставщика и плательщика. Недостатки: нет должной гарантии платежа и возникновение взаимной задолженности.
Когда основанием для безналичных расчетов является заявление на аккредитив, т.е. плательщик (покупатель) резервирует средства на отдельном счете в банке, а инициатором расчетов выступает получатель платежа (бенефициар), после передачи продукции покупателю переводы называются дебитовыми.
На рис. 1.4 отражена последовательность выполнения операции при расчетах заявлениями на аккредитив:
- выписка счета-фактуры на предполагаемую сумму сделки и передача покупателю;
- представление покупателем в банк заявления на аккредитив, для депонирования средств на специальном счете;
- депонирование указанной в заявлении суммы на специальном счете;
- извещение (отправление) банку поставщика об открытии аккредитива;
- отправка банком поставщика сообщения бенефициару об открытии аккредитива;
- отпуск продукции со склада поставщика покупателю на основании товарно-транспортной накладной и доверенности;
- представление в банк поставщика документов, подтверждающих отгрузку продукции покупателю, для зачисления денежных средств с аккредитива на расчетный счет поставщика;
- поступление денег на расчетный счет поставщика за реализованную продукцию со специального счета банка плательщика (аккредитива);
- выписка с расчетного счета о поступлении средств на расчетный счет поставщика;
- выписка со специального счета (аккредитива) о перечислении средств на расчетный счет поставщика.
- выписка со специального счета (аккредитива) о перечислении средств на расчетный счет поставщика.
Рис. 1.4 Аккредитивная форма расчетов (заявление на аккредитив)
При реализации продукции покупателям может быть также использована форма расчета с помощью чека из чековой книжки.
Расчетный чек - это именной расчетно-денежный документ, составленный на специальном бланке, содержащий письменное поручение чекодателя банку о перечислении с его счета определенной суммы на счет получателя-чекодержателя.
Чекодатель - физическое или юридическое лицо, осуществляющее платеж за товары и услуги посредством чека, которое заполняет и подписывает его.
Чекодержатель - юридическое лицо, являющееся получателем платежа по чеку.
Чеки используются в расчетах за товары и услуги на территории Республики Беларусь как между физическими и юридическими лицами, так и между юридическими лицами.
Различают расчеты разовыми чеками и с помощью расчетных чековых книжек. Расчетная чековая книжка выдается на год. Ее можно пополнять или переносить на другую чековую книжку. Расчетные чеки являются бланками строгой отчетности. Расчетный чек может быть выдан банком за счет средств, имеющихся на текущем счете физического лица, либо после внесения в банк наличных денежных средств.
Расчеты чеками между юридическими лицами производятся с депонированием средств на отдельном счете (по поручению покупателя). На депонированную банком по расчетному чеку сумму не может быть наложен арест, а также обращено взыскание по претензиям к чекодателю.
Чекодатель передает чек чекодержателю в момент приобретения товара. При предъявлении расчетного чека в уплату за товар работник предприятия, на которого возложены такие функции, проверяет:
· заполнен ли расчетный чек на бланке установленного образца;
· нет ли подчисток, исправлений текста или суммы чека;
· не просрочен ли чек;
· имеются ли на нем оттиск печати банка чекодателя и подписи должностных лиц банка чекодателя;
· удостоверяется в личности предъявителя чека по паспорту или другому документу, удостоверяющему личность.
После проверки и принятия чека в уплату за товар чекодержатель заполняет на обороте расчетного чека соответствующие реквизиты, ставит дату об оплате, проставляет оттиск штампа предприятия и подписывает данные записи. Затем сдает принятые чеки по месту открытия расчетного счета вместе с поручением-реестром. Банк чекодержателя пересылает чеки при поручении-реестре в банк плательщика.
При получении поручения-реестра банк-плательщик проверяет: относятся ли приложенные к ним чеки к этому банку, подлинность бланка чека и соответствие его номера выданной чековой книжке, правильность его оформления, наличие на чеке подписи владельца чековой книжки и соответствие ее образцу.
Предъявленные чеки оплачиваются с того счета, на котором была забронирована сумма. При отсутствии или недостаточности средств на этом счете банк относит недостающую сумму на счет прочих дебиторов и кредиторов со взиманием с клиента определенного процента от отнесенной на него сумму.
По истечении срока действия чековая книжка должна быть сдана в банк.
В тех случаях, когда на депонируемом счете имеется остаток неиспользованного лимита и срок действия чековой книжки не истек, а в чековой книжке использованы все чеки, банк может выдать новую чековую книжку.
При исчерпании лимита, но наличии неиспользованных чеков лимит чековой книжки может быть пополнен.
Основным преимуществом расчетов чеками является гарантия платежа, основным недостатком - усложнение документооборота, так как зачисление средств поставщику (чекодержателю) производится не в момент предъявления чеков в свой банк, а лишь после их списания со счета плательщика (чекодателя).
На рисунке 1.5 отражена последовательность выполнения операций при расчетах чеками:
- передача в бухгалтерию предприятия поставщика чека, заполненного покупателем на сумму сделки;
- отпуск продукции со склада поставщика покупателю осуществляется на основании товарно-транспортной накладной и доверенности;
- передача в банк предприятия-поставщика чека с реестром чеков для получения денег с покупателя;
- пересылка денег в банк покупателя;
- перечисление денег с депозитного счета покупателя на расчетный счет поставщика в счет оплаты по чеку;
- выписка с расчетного счета о поступлении средств на расчетный счет поставщика.
Рис. 1.5 Расчет чеками из чековой книжки
Банковская пластиковая карточка - это совершения безналичных платежей за то вары и услуги, выполнение вкладных операций, получение наличных денег физическими и юридическими лицами.
Национальная (международная) система расчетов с использованием карточек - это совокупность правил, институтов, платежных инструментов и программно-технических средств, используемых для выпуска в обращение и обслуживания банковских пластиковых карточек.
Банк, выпустивший пластиковую карточку (в дальнейшем - карточку), носит название банк-эмитент; юридическое или физическое лицо, заключившее с банком-эмитентом договор об использовании карточки в качестве платежного средства - держатель карточки; физическое лицо, получающее право на осуществление расчетных и других операций при помощи карточки на основании доверенности или заявления держателя - пользователь карточки.
Для совершения операций с карточками их держателю открывается в банке-эмитенте карт-счет.
В соответствии со своими функциональными характеристиками карточки подразделяются на:
· дебетовая карточка - это карточка, предназначенная для расчета за товары, получения средств в налично-денежной форме путем прямого списания с карт-счета владельца в банке;
· дебетно-кредитная - эта карточка используется для совершения платежей за товары и услуги, а также для получения банковских услуг как за счет собственных средств пользователя, так и, в отдельных случаях, за счет кредита, предоставляемого банком-эмитентом.
Карточки являются платежными инструментами, выпускаемыми банками-эмитентами.
Юридическому лицу (предпринимателю без образования юридического лица) для получения карточек необходимо представить в банк:
· дубликат извещения о присвоении учетного номера налогоплательщика;
· заявление-анкету на каждого держателя карточки;
· доверенность на каждого держателя, подписанную руководителем и главным бухгалтером, скрепленную оттиском печати.
Операции с дебетной или дебетно-кредитной карточкой производятся только при наличии на карт-счете необходимой суммы средств, которую юридические лица перечисляют со своего расчетного счета, физические лица - с вкладного счета или вносят наличными (через кассу банка-эмитента). При необходимости карт-счет пополняется.
Банк-эмитент может установить определенные ограничения по операциям с карточками - минимальный и максимальный предел суммы одной операции, количество расчетных операций в течение того или иного периода, предел суммы расчетных операций в течение одного дня, недели и т.п.
Карточка действительна в течение срока, предусмотренного договором.
При истечении срока действия карточка может быть заменена. Замена карточки производится также при преждевременном выходе карточки из строя, при желании клиента рассчитываться карточкой другого вида. Новая карточка выдается на сумму неиспользованных средств на карт-счете.
Платеж по карточке фиксируется в карт-чеке, в котором указывается:
· наименование платежной системы;
· наименование и адрес предприятия торговли (сервиса);
· номер карточки;
· наименование валюты платежа, сумма платежа;
· дата и время совершения операции.
Карт-чеки представляются предприятием торговли (сервиса) вместе с реестром в обслуживающее учреждение банка для зачисления выручки на его расчетный счет.
В соответствии с видами деятельности ЧПТУП «Брестский областной комбинат противопожарных работ» РГОО «БДПО» осуществляет безналичные расчеты и расчеты наличными денежными средствами.
Так как у предприятия имеется магазин, то расчеты за выполненные работы по газовентканалам и реализацию товаров физическим лицам осуществляются через операционную кассу.
Учет кассовых операций регламентируется Правилами ведения кассовых операций утвержденные постановлением Правления Национального Банка Республики Беларусь от 26.03.2003 № 57. К кассовым операциям относятся:
· оприходование в кассу наличных денег;
· соблюдение порядка и сроков сдачи денег в банк;
· прием наличных денег в кассу, их выдача и оформление кассовых документов;
· порядок использования выручки;
· порядок и целевое использование наличных денег, полученных из банка.
· ведение кассовой книги, хранение наличных денег и других ценностей.
На предприятии установлен лимит остатка кассы.
Лимит остатка кассы - максимально допустимая сумма денег, которая может находиться в кассе на конец рабочего дня. Лимит устанавливается обслуживающим банком с учетом специфики деятельности предприятия и режима работы предприятия.
Расчеты по договорам подряда, а также за реализацию товаров и оказанию услуг и работ юридическим лицам на ЧПТУП «Брестский областной комбинат противопожарных работ» РГОО «БДПО» осуществляются безналичным путем.
Безналичные расчеты в белорусских рублях и иностранной валюте осуществляются в форме банковского перевода в соответствии с инструкцией о банковском переводе, утвержденной Постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 29. 03. 2001 г. № 66 с изменениями и дополнениями от 30. 07. 2009 №127. ЧПТУП «Брестский областной комбинат противопожарных работ» РГОО «БДПО» осуществляет расчеты только в белорусских рублях.
Банковский перевод, по определению Кравцовой Г. И., - это последовательность операций, начинающихся с выдачи инициатором платежа платежных инструкций, в соответствии с которыми один банк (банк-отправитель) осуществляет перевод денежных средств за счет плательщика в другой банк (банк-получатель) в пользу лица, указанного в платежных инструкциях (бенефициара). Банковский перевод завершается акцептом банка-получателя платежного поручения банка-отправителя.
Если счета плательщиков находятся в одном банке, то банк-отправитель и банк-получатель совпадают в одном лице.
Клиенты оплачивают услуги банков, связанные с осуществлением операций по банковскому переводу, на условиях, определенных в договоре между банком и клиентом.
При осуществлении банковского перевода банки не несут никаких обязательств в отношении проверки полученных платежных инструкций, кроме проверки на предмет их оформления.
1.3 Характеристика противопожарных работ и услуг как вида экономической деятельности предприятия
Предметом деятельности предприятия является оказание услуг организациям и населению и юридическим лицам в области противопожарных работ, производство, реализация и техническое обслуживание противопожарного оборудования, выполнение работ по монтажу, наладке и техническому обслуживанию пожарной сигнализации.