Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июля 2013 в 20:16, курсовая работа
В настоящее время ни одна организация, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности, не может функционировать без ведения бухгалтерского учета, поскольку только данные бухгалтерского учета обеспечивают полную информацию об имущественном и финансовом состоянии организации. Синтетическая и аналитическая информация о состоянии материальных, трудовых и денежных ресурсов, о результативности инвестиционной и кредитной политики, о затратах и эффективности производства позволяет управлять хозяйственной деятельностью и контролировать выполнение планов прибыли, разрабатывать перспективные планы развития производства.
Актуальность темы заключается в том, что в рыночной экономике экономические субъекты (предприятия, организации) в процессе своей финансово-хозяйственной деятельности ежедневно сталкиваются с разными видами расчётов.
ВВЕДЕНИЕ
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ РАСЧЕТОВ С ПОКУПАТЕЛЯМИ И ЗАКАЗЧИКАМИ ПРИ ОКАЗАНИИ ПРОТИВОПОЖАРНЫХ РАБОТ И УСЛУГ
.1 Значение расчетов с покупателями и заказчиками. Основные принципы их организации
.2 Основные формы расчетов и их роль в организации платежного оборота ЧПТУП «Брестский областной комбинат противопожарных работ» РГОО «БДПО»
.3 Характеристика противопожарных работ и услуг как вида экономической деятельности предприятия
.4 Общая характеристика деятельности ЧПТУП «Брестский областной комбинат противопожарных работ» РГОО «БДПО». Охрана труда
МЕХАНИЗМ ОТРАЖЕНИЯ В БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ РАСЧЕТОВ С ПОКУПАТЕЛЯМИ И ЗАКАЗЧИКАМИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПРОТИВОПОЖАРНЫХ РАБОТ И ОКАЗАНИИ ПРОТИВОПОЖАРНЫХ УСЛУГ НА ПРИМЕРЕ ЧПТУП «БРЕСТСКИЙ ОБЛАСТНОЙ КОМБИНАТ ПРОТИВОПОЖАРНЫХ РАБОТ» РГОО «БДПО»
.1 Нормативно-правовое регулирование расчетов с покупателями и заказчиками
.2 Документальное оформление расчетов с покупателями и заказчиками
.3 Синтетический и аналитический учет расчетов с покупателями и заказчиками
АНАЛИЗ РАСЧЕТОВ С ПОКУПАТЕЛЯМИ И ЗАКАЗЧИКАМИ НА ПРИМЕРЕ ЧПТУП «БРЕСТСКИЙ ОБЛАСТНОЙ КОМБИНАТ ПРОТИВОПОЖАРНЫХ РАБОТ» РГОО «БДПО»
.1 Задачи и информационное обеспечение анализа расчетов с покупателями и заказчиками
.2 Соблюдение расчетно-договорной дисциплины с покупателями и заказчиками
.3 Анализ дебиторской и кредиторской задолженности предприятия
.4 Поиск резервов снижения дебиторской задолженности и своевременного погашения кредиторской задолженности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
· контроль над использованием денежных средств в расчетах исключительно по целевому назначению;
· контроль над соблюдением форм расчетов, установленных в договорах с покупателями и заказчиками;
· своевременная выверка расчетов с дебиторами для исключения просроченной задолженности.
Реализация товаров покупателям осуществляется через магазин-склад. Передача товаров покупателю происходит после оплаты им стоимости товара. В данном случае выписывается чек.
При оказании услуг или выполнении работ между заинтересованными сторонами заключается договор. Договор не является бланком строгой отчетности и поэтому его форма утверждается на предприятии.
Между юридическими лицами заключаются договора подряда или субподряда.
Договор субподряда имеет следующие обязательные реквизиты:
В договоре должны быть прописаны основные реквизиты обеих сторон - предприятия-заказчика и исполнителя.
Предмет договора. В данной части указывается причина, по которой заключается договор, сроки выполнения работы, стоимость работ. Цена может изменена, соответственно в договор вносятся изменения. Окончательная стоимость фактически выполненных работ уточняется по фактически выполненным объемам, подтвержденным сторонами.
Обязательства сторон. В данном пункте раскрываются обязательства сторон. Генподрядчик обязуется передать по акту субподрядчику объект для выполнения вышеуказанных работ, обеспечить непрерывное финансирование и своевременный расчет, осуществить контроль за качеством и приемку выполненных работ.
Субподрядчик обязуется: выполнить комплекс работ в соответствующем объеме и в указанные сроки; назначить руководителя работ для оформления актов, осуществления контроля и т.д.; приобрести и доставить необходимые материалы; своевременно устранить за свой счет выявленные недостатки и дефекты.
Договор подписывается обеими сторонами и скрепляется печатями
К договору составляется акт сдачи-приемки выполненных работ строительных или иных специальных монтажных работ, справка о стоимости выполненных работ и затрат. Расчет стоимости строительных работ ведется в базисных ценах 1991 года, а также 2006 с поправкой на индексы изменения стоимости строительных работ. Данные индексы изменяются с учетом роста инфляции.
Акт выполненных работ (оказанных услуг) является документом, который удостоверяет факт исполнения обязательства. Акт свидетельствует о совершении сделки, направленной на прекращение гражданских прав и обязанностей. Сделки, если речь идет о юридическом лице, совершают его органы. Полномочия органов юридического лица устанавливаются в учредительных документах и законодательстве. Как правило, исполнительным органом юридического лица, которое действует без доверенности, является директор, который и имеет право совершать сделки от имени юридического лица. Таким образом, учитывая то, что акт выполненных работ (оказанных услуг) свидетельствует о совершении сделки, направленной на прекращение гражданских прав и обязанностей, подписывать его имеет право директор. Подписание акта другим работником юридического лица, которое не имеет на это соответствующих полномочий, не может свидетельствовать о том, что именно юридическое лицо совершает сделку.
Акты сдачи-приемки выполненных строительных работ имеют следующий порядок расчета и включения отдельных статей затрат с применением ресурсно-сметных норм:
Заработная плата. Расходы на заработную плату определяются путем применения к ее величине в базисных ценах индекса изменения заработной платы.
Эксплуатация машин и механизмов. При определении стоимости эксплуатации машин и механизмов в текущих ценах применяются индексы изменения стоимости эксплуатации машин-представителей к их базисной стоимости. Количество отработанных машино-часов и вид механизма устанавливаются согласно ресурсно-сметным нормам. При этом необходимо отметить, что в случае отсутствия индексов стоимость эксплуатации машин и механизмов определяется с применением индекса на аналогичную по назначению и по технической характеристике строительную технику, а при его отсутствии - по общему индексу изменения стоимости эксплуатации машин и механизмов по региону.
Строительные материалы. Стоимость строительных материалов определяется путем применения индексов изменения стоимости материалов-представителей к их оптовой цене, учтенной в базисных сметных ценах, или средневзвешенных цен к объему данных материалов, рассчитанному по ресурсно-сметным нормам. Индексы на строительные материалы публикуются ежемесячно в печати. При поставке материалов на стройку заказчиком данные материалы передаются подрядчику на ответственное хранение и в акты сдачи-приемки выполненных работ включаются по их фактической стоимости. Стоимость материалов включается в акты без сумм НДС, уплаченных строительной организацией при приобретении материалов для производственных целей (кроме материалов, используемых для выполнения работ, услуг, обороты по реализации которых освобождены от НДС, например, работ по строительству и ремонту объектов жилищного фонда. При выполнении таких работ (услуг) материалы включаются в акты по ценам с учетом НДС).
Транспортные расходы. Величина транспортных затрат определяется путем применения к ее базисной стоимости индекса транспортных затрат.
Накладные расходы и плановые накопления. По накладным расходам и плановым накоплениям рассчитываются и ежемесячно утверждаются Минстройархитектуры РБ индексы накладных расходов и индексы плановых накоплений для расчетов за выполненные работы с применением ресурсно-сметных норм. При расчете данных индексов учитывается уточненная структура накладных расходов и плановых накоплений.
Временные здания и сооружения. Расчет затрат на временные здания и сооружения производится исходя из установленной нормы к их стоимости в базисных ценах с применением индекса изменения стоимости временных зданий и сооружений. Необходимо отметить, что расчеты также могут производиться за фактически построенные здания и сооружения в пределах установленной нормы по актам сдачи-приемки выполненных работ.
Зимние удорожания. При расчетах за выполненные работы дополнительные затраты при производстве строительно-монтажных работ (далее - СМР) учитываются в стоимости работ только в зимний период по нормам раздела 2 Сборника ресурсно-сметных норм дополнительных затрат при производстве строительно-монтажных работ в зимнее время (РДС 8.01.103-02) и пересчитываются в текущие цены по индексу изменения стоимости данных затрат.
На оказание противопожарных работ и услуг физическим лицам также в обязательном порядке составляется договор.
В данном договоре указываются стороны, заключающие договор, а также:
Предмет договора;
Гарантии;
Порядок расчетов. Составляется счет-протокол согласования цен и может указывается, что подрядчик приступает к выполнению работ после 100% оплаты заказчиком;
Ответственность сторон;
Срок действия договора;
Юридические адреса сторон.
К договору прикрепляется акт сдачи-приемки выполненных работ. Документы подписываются обеими сторонами и скрепляются печатью.
Договоры нумеруются. Номер проставляется автоматически.
Необходимо следить за правильностью составления документов, а также за тем, чтоб они были пронумерованы, подписаны обеими сторонами. Только тогда они могут приниматься к учету.
Только при наличии правильно оформленных документов с помощью налоговых органов, Фонда социальной защиты населения или через Хозяйственный суд можно взыскать дебиторскую задолженность.
2.3 Синтетический и аналитический учет расчетов с покупателями и заказчиками
Информация о расчетах с покупателями и заказчиками за реализованные товары, продукцию, выполненные работы, оказанные услуги, а также по полученным авансам и предварительной оплате отражается на счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».
Типовым планом счетов к данному счету рекомендуется открывать следующие субсчета:
/1 «Расчеты в порядке инкассо»;
/2 «Расчеты плановыми платежами»;
/3 «Векселя полученные»;
/4 «Авансы полученные»;
/5 «Расчеты с дольщиками по финансированию создания объекта долевого строительства» и др.
Кроме того, организации могут открывать и другие субсчета, которые следует закрепить в рабочем плане счетов, прилагаемом к учетной политике организации.
Счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» дебетуется (кредитуется) в корреспонденции с кредитом (дебетом) счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» на стоимость строительных работ, выполненных привлеченными в установленном порядке субподрядными организациями. Дебетуется в корреспонденции с кредитом счетов 90 «Реализация», 91 «Операционные доходы и расходы» на суммы, на которые предъявлены расчетные документы и в установленном порядке признан доход. Кредитуется в корреспонденции с дебетом счетов учета денежных средств, расчетов на суммы поступивших платежей (включая суммы полученных авансов) и т.п.
При реализации имущества за иностранную валюту на счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» отражаются возникшие при переоценке задолженности курсовые разницы, которые увеличивают (уменьшают) оборот по этому счету.
На ЧПТУП «Брестский областной комбинат противопожарных работ» РГОО «БДПО» к счету 62 отрыты 2 субсчета:
/1 - «Расчеты с покупателями и заказчиками в рублях»;
/01 - «Расчеты с покупателями за товары по договору комиссии»;
Расчеты с покупателями и заказчиками в рублях
Все платежи, независимо от их направленности, осуществляются путем безналичных и наличных расчетов.
Наличный расчет - расчеты между предприятиями и юридическими лицами наличными денежными средствами. Данный вид расчетов наиболее характерен для розничной торговли, а также для расчетов с физическими лицами.
Расчеты наличными денежными средствами осуществляются через операционную кассу предприятия. Порядок ведения кассовых операций, а также сумма наличных денежных средств, которая может использоваться при расчетах между определены Инструкцией о порядке ведения кассовых операций и расчетов наличными денежными средствами на территории Республики Беларусь, утвержденной Постановлением Правления Национального Банка Республики Беларусь 17.01.2008г. № 4 (с изменениями и дополнениями от 21.09.2009 № 154 (ред. 12.10.2009)).
Безналичные расчеты - форма денежного обращения, при которой хранение и движение денежных средств происходит без участия наличных денег, посредством зачисления денег на банковский счет и перечисления со счета плательщика на счет получателя.
Примерный перечень проводок отражающих расчеты с покупателями и заказчиками приведен в таблице (табл. 1.8).
Табл. 2.8 Типовые проводки по расчетам с покупателями и заказчиками
Содержание хозяйственной операции |
Дебет |
Кредит |
Отражена задолженность покупателей за отгруженную продукцию. |
62 |
90/1 |
Сторнирована взысканная покупателем сумма недостач и потерь, выявленных при приемке продукции |
(62) |
(90/1) |
Отражена взысканная покупателем сумма недостач и потерь. |
62 |
76/2 |
Отражена задолженность покупателей за проданные: |
62 |
91/1 |
объекты основных средств, |
||
нематериальные активы, |
||
объекты незавершенного строительства и оборудование, |
||
материалы, |
||
ценные бумаги и другие финансовые вложения. |
||
Отражена арендная плата к получению (при признании доходов от аренды доходами от обычных видов деятельности). |
62 |
91/1 |
Отражена арендная плата к получению (при признании доходов от аренды прочими доходами). |
62 |
91/1 |
Начислены лизинговые платежи в соответствии с условиями договора. |
62 |
90/1 |
Отражено исполнение обязательств организации зачетом встречных требований, исполнение обязательств по договорам мены. |
60 |
62 |
Поступили денежные средства от покупателей и заказчиков. |
50, 51, 52 |
62 |
Поступили авансовые платежи в счет предстоящей поставки продукции (выполнения работ, оказания услуг). |
50, 51 |
62 |
Поступили авансовые платежи в иностранной валюте в счет предстоящей поставки продукции (выполнения работ, оказания услуг). |
52 |
62 |
Начислен НДС с авансовых платежей. |
62 |
68 |
Зачтена сумма НДС с авансовых платежей при отпуске оплаченной продукции (выполнении работ, оказании услуг). |
68 |
62 |
Зачтен авансовый платеж в счет оплаты отгруженной продукции (выполненных работ, оказанных услуг). |
62 |
62 |
Поступили денежные средства в оплату проданной продукции, товаров (работ, услуг). |
51 |
62 |
Поступила валютная выручка за проданную продукцию, товары (работы, услуги) |
52 |
62 |
Возвращены от покупателей и заказчиков средства, излишне полученные в оплату проданной продукции, товаров (работ, услуг). |
62 |
50, 51 |
Возвращены авансы покупателям и заказчикам. |
62 |
50, 51 |
Возвращены от покупателей и заказчиков средства, излишне полученные в оплату проданной продукции, товаров (работ, услуг) в иностранной валюте. Возвращены авансы покупателям и заказчикам в иностранной валюте. |
62 |
52 |
Начислены положительные курсовые разницы на задолженность покупателей и заказчиков в иностранной валюте на дату совершения операции и отчетную дату (конец месяца). |
62 |
91/1 |
Начислены отрицательные курсовые разницы на задолженность покупателей и заказчиков в иностранной валюте на дату совершения операции и отчетную дату (конец месяца). |
91/1 |
62 |
Отражена положительная суммовая разница по расчетам с покупателями и заказчиками по доходам от обычных видов деятельности. |
62 |
90/1 |
Отражена отрицательная суммовая разница по расчетам с покупателями и заказчиками по доходам от обычных видов деятельности. |
(62) |
(90/1) |
Отражена положительная суммовая разница по расчетам с покупателями и заказчиками при продаже основных средств и прочих активов. |
62 |
91/1 |
Отражена отрицательная суммовая разница по расчетам с покупателями и заказчиками при продаже основных средств и прочих активов- сторно. |
(62) |
(91/1) |
Расчеты с покупателями за товар отражаются следующими проводками (табл. 2.9).
Табл. 2.9 Типовые операции по расчетам с покупателями за товар
Содержание операции |
Дебет |
Кредит |
Отражена покупная стоимость товаров |
90 |
41/4 |
Реализованы товары покупателю |
62/1 |
90 |
Начисленная сумма НДС |
90 |
68 |
Товар оплачен покупателем |
50, 51 |
62 |
Отражен финансовый результат (прибыль) |
90.9 |
99 |
При оказании услуг или выполнении работ, корреспонденция счетов следующая (согласно анализу счета за апрель месяц 2010 года (Приложение 7)):
Табл. 2.10 Корреспонденция счетов при оказании услуг или выполнении работ
Содержание операции |
Дебет |
Кредит |
Сумма |
Отражена фактическая себестоимость выполненных работ |
90 |
10, 25, 26,60,76 |
59 777 747 |
Выполнены работы заказчикам |
62/1 |
90 |
457 466 893 |
Исчислена сумма НДС (20%) |
90 |
68 |
91 493 379 |
Отражен финансовый результат (прибыль) |
99/9 |
99 |
306 195 767 |
Поступили денежные средства на расчетный счет |
51 |
62/1 |
608 738 019 |
Расчеты с покупателями за товары по договору комиссии
Под договором комиссии понимается договор, согласно которому одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента. Рассматривая договоры комиссии на реализацию товара, необходимо определиться, какие права возникают у комитента и комиссионера. Так, право собственности на поступивший к комиссионеру для реализации товар остается за комитентом. Права, а также обязанности по сделке, совершаемой комиссионером с покупателем (третьим лицом), возникают именно у комиссионера, в частности, даже если комитент был назван в сделке или вступил с покупателем в непосредственные отношения по исполнению сделки, например, осуществил отгрузку товара непосредственно покупателю.
Следует отметить, что в обеспечение своих требований по договору комиссии комиссионеру дано право удерживать находящиеся у него вещи, подлежащие передаче комитенту либо лицу, указанному комитентом. Комиссионер также может удерживать причитающиеся ему по договору суммы из всех сумм, поступивших к нему за счет комитента.