Система внутрихозяйственной отчетности по уровням управления и сегментам бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 19:37, курсовая работа

Краткое описание

Цель: рассмотреть систему внутрихозяйственной отчетности по уровням управления и сегментам бизнеса.
Задачи:
- изучить цель внутрихозяйственной отчетности и ее место в системе управленческого учета;
- рассмотреть особенности составления отчетности по уровням управления и сегментам бизнеса.

Содержание

Введение………………………………………………………….3
1. Система внутренней управленческой отчетности………………4
Внутрихозяйственная отчетность в системе управленческого учета……………………………….4
Пользователи внутрихозяйственной отчетности и
периодичность ее составления………………………7
2. Отчетность по уровням управления……………………………...9
2.1.Отчет об исполнении сметы центром затрат……………..9
2.2. Отчет центра прибыли…………………………………...11
2.3. Отчет центра инвестиций………………………………..12
3. Отчетность по сегментам бизнеса……………………………...16
3.1. Сегменты бизнеса и их виды…………………………….16
3.2. Отчетность хозяйственных и географических сегментов бизнеса……………………………………………………………18
Заключение…………………………………………...………….23
Список используемой литературы……………………………24

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 50.40 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

по бухгалтерскому управленческому учету

На тему: «Система внутрихозяйственной отчетности по уровням управления и сегментам бизнеса»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение………………………………………………………….3

       1. Система внутренней управленческой отчетности………………4

    1. Внутрихозяйственная отчетность в системе управленческого учета……………………………….4
    2. Пользователи внутрихозяйственной отчетности и

периодичность ее составления………………………7                                                                                                          

       2. Отчетность по уровням управления……………………………...9

                2.1.Отчет об исполнении сметы центром затрат……………..9

    2.2. Отчет центра прибыли…………………………………...11

    2.3. Отчет центра  инвестиций………………………………..12

        3. Отчетность по сегментам бизнеса……………………………...16

    3.1. Сегменты бизнеса и их виды…………………………….16

    3.2. Отчетность хозяйственных и географических сегментов    бизнеса……………………………………………………………18

Заключение…………………………………………...………….23

Список используемой литературы……………………………24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

     В настоящее время управленческий учет применяется во многих крупных и средних фирмах во всех видах бизнеса - в промышленности, торговле, в сферах образования, и составление внутрихозяйственной отчетности на предприятии имеет большое значение, так как главным источником информации об условиях и результатах деятельности хозяйствующего субъекта является его отчетность.

     Актуальность: По своему содержанию, информационной базе управленческая отчетность существенным образом отличается от финансовой отчетности. Управленческая отчетность не регламентируется какими-либо нормативными актами. Решение вопросов, таких как содержание, состав, сроки представления внутрихозяйственной управленческой отчетности являются прерогативой самой организации, в то время как эффективное управление производственной деятельностью зависит от уровня информационного обеспечения его отдельных подразделений и служб. Именно данные внутрихозяйственной деятельности позволяют контролировать затраты и результаты на разных уровнях управления, и являются важнейшей базой для принятия управленческих решений. Независимо от специфики функционирования организации при составлении отчетности для целей управления предприятиям необходимо использовать единые подходы к формированию объектов управленческого учета, их оценке и отражению показателей в системе управленческой отчетности.

     Цель: рассмотреть систему внутрихозяйственной отчетности по уровням управления и сегментам бизнеса.

     Задачи:

- изучить цель внутрихозяйственной  отчетности и ее место в  системе управленческого учета;

- рассмотреть особенности  составления отчетности по уровням  управления и сегментам бизнеса.

 

1. Система внутренней  управленческой отчетности

Система управленческой отчетности - один из наиболее сложных и важных элементов управленческого учета, позволяющий руководству предприятия, с одной стороны, понять пределы  своих возможностей в получении  необходимых сведений от исполнителей, а также возможностей информационной и технической служб, а с другой стороны - получить эти сведения оформленными надлежащим образом, т. е. в том виде, в котором ими удобно пользоваться для принятия управленческих решений.

1.1. Внутрихозяйственная отчетность в системе управленческого учета

 

     Отчетность  представляет собой систему взаимосвязанных показателей, характеризующих условия и результаты деятельности предприятия (хозяйствующего субъекта) или составляющих его элементов (областей бизнеса) за истекший период, и является важнейшим источником информации для анализа и принятия решений.

     Применяемая на практике отчетность подразделяется на виды по трем основным признакам:

1) объему сведений, включаемых  в отчеты;

2) целям, для которых  составляются отчеты;

3) периодам, охватываемым  отчетностью.

     Выделение управленческого учета в самостоятельную область деятельности объективно по своей природе. Еще в 50-х годах в США и других развитых странах возникла потребность в эффективной системе оперативной информации о затратах и результатах, отвечающей запросам аппарата внутрифирменного управления в сложных (многоуровневых) производственно-хозяйственных системах. В новой информационной подсистеме - управленческом учете - не только решались чисто учетные вопросы, но и широко использовались приемы и методы из родственных областей: планирования, организации управления экономикой предприятия, математики, статистики, психологии, рыночных операций, технологии. Главная цель такой информационной подсистемы - генерация полезной финансовой (т.е. выражаемой денежным измерителем) информации для нужд внутрифирменного управления - определила структуру управленческого учета:

• производственный учет (традиционный учет затрат на производство и калькулирование себестоимости);

• планирование и контроль затрат и результатов;

• учетно-аналитическое  обеспечение специальных управленческих решений.

     В связи со сложившейся экономической ситуацией в России потребуется синтез управленческого учета и внутрипроизводственного хозрасчета. (Применение последнего в практике отечественного внутрифирменного управления имеет богатую историю.) Чтобы решить эту задачу, нужно создать на предприятии ряд организационных, управленческих, информационных, учетно-аналитических систем. Одной из таких систем является учет по центрам ответственности, хорошо разработанный в рамках управленческого учета на предприятиях экономически развитых стран. Объективная основа использования системы учета затрат (и результатов) по центрам ответственности -децентрализация внутрифирменного управления и формирование гибких организационных структур в сложных производственно-хозяйственных системах, т.е. процесс, который носит международный характер и присущ любой экономике с высокоразвитым крупным промышленным производством, в том числе и экономике России.

     В начале XX в. на Западе и в 30-х годах в СССР сложился определенный тип организации производства и управления. Суть его - жесткая централизация всех функций управления, вертикальная организационная структура, административно-командный стиль руководства. Производство территориально и организационно строилось как единая фабрика, управляющий которой может лично контролировать все параметры производственного процесса и руководить действиями подчиненных. В период после второй мировой войны четко обозначилась тенденция развития крупной промышленности в сторону усложнения организационных структур промышленных компаний. Эти изменения обусловили два фактора:

1) чисто количественное  укрупнение масштабов деятельности  вплоть до макроэкономических  величин;

2) диверсификация направлений  деятельности.

     Организационная структура предприятия может быть определена как совокупность линий ответственности внутри предприятия. Таким образом, организационная структура обычно представляет собой пирамиду, где менеджеры нижних уровней подотчетны менеджерам верхних уровней. Линиям ответственности соответствует движение информации (в частности отчетности).

     В последние десятилетия появилась тенденция организации структуры крупных предприятий не по традиционному функциональному принципу (маркетинг, финансы, снабжение, производство, отгрузка), а по линиям продукции, каждая из которых группируется вокруг производства определенного типа продуктов или услуг и включает необходимые функциональные службы. Эта тенденция обусловила введение во внутрифирменное управление, в том числе в управленческий учет, нового понятия - «сегмент бизнеса» - как части предприятия, работающей на внешнего потребителя или представляющей относительно самостоятельное структурное подразделение. Применительно к такому подразделению от предприятия могут быть выделены активы и результаты операций по основной и прочей деятельности в целях формирования финансовой отчетности. Другими терминами, часто используемыми относительно структурных единиц предприятия, являются «отделения» (внутренние единицы самого высокого уровня) и «подразделения» (единицы более низких уровней). Децентрализация управления требует более формализованного подхода к организационной структуре предприятия, охватывающей все структурные единицы сверху донизу и определяющей место каждой структурной единицы (подразделения, отделения, сегмента) с точки зрения делегирования ей определенных полномочий и ответственности. Таким обобщающим понятием стал «центр ответственности». В результате организационную структуру современного предприятия можно рассматривать как совокупность различных центров ответственности, связанных линиями ответственности. Бухгалтерская система, которая в рамках такой структуры обеспечивает отражение, накопление, анализ и предоставление информации о затратах и результатах и позволяет оценивать и контролировать результаты деятельности структурных единиц и конкретных менеджеров, называется учетом по центрам ответственности.

 

1.2. Пользователи внутрихозяйственной отчетности и

периодичность ее составления

Основными пользователями внутрихозяйственной (внутренней) отчетности (отчетности центров  ответственности) являются, во-первых - менеджеры всех иерархических уровней предприятия, во-вторых - персонал предприятия.

Сам факт ведения учета  и составления отчетности по центрам  ответственности повышает дисциплину и ответственность менеджера. Но главное - информация внутренней отчетности необходима для принятия управленческих решений по таким вопросам, как оценка деятельности центров ответственности менеджерами вышестоящих уровней, выявление тенденций развития центров ответственности, недостатков и положительных моментов в их деятельности. Необходимо подчеркнуть, что внутренняя отчетность является информационным обеспечением управленческих решений и по оптимизации деятельности предприятия в целом. Так, отчетность по центрам прибыли и инвестиций позволяет составить прогноз о динамике прибыли предприятия или оценить риск новых капитальных вложений.

Западные социологи и  работники управленческого звена  постоянно подчеркивают, что ознакомление персонала с данными отчетности предприятия улучшает отношения  в коллективе, формирует уверенность  работников в своем положении, т.е. активизирует человеческий фактор производства.

Как отмечалось выше, отчетность сегментов имеет двойственный характер. Это одновременно и внешняя, и  внутренняя отчетность. Поэтому она  предназначена и внутренним, и  внешним пользователям.

Основную группу пользователей  отчетности сегментов составляют финансовые аналитики. Они работают по найму  потенциальных инвесторов, партнеров  и кредиторов и должны предоставить заказчикам информацию о прогнозе развития конкретных сегментов, о сравнении  прибыльности по отдельным сегментам, о риске вложения капитала в данный сегмент. В качестве самостоятельной перед аналитиками ставится задача «понимания предприятия», т.е. понимания того, как выделяются сегменты и каков прогноз их развития.

Периодичность составления  внутренней отчетности - вопрос индивидуальный. Можно сформулировать лишь общий  критерий выбора периодов составления  внутренней отчетности. Им является своевременность  принятия по данным отчетности управленческих решений, т.е. когда управленческие решения способны в начальной  стадии предотвратить развитие негативных тенденций или, наоборот, содействовать  развитию позитивных тенденций. Поскольку на нижних уровнях роль оперативности принятия управленческих решений выше, чем на верхних, периоды представления отчетности на нижних уровнях значительно короче.

Конкретно же периоды составления  внутренней отчетности определяет само предприятие для каждой однородной группы центров ответственности и сегментов индивидуально. Важно иметь четкий график представления отчетности.

 

    1. Отчетность по уровням управления
      1. Отчет об исполнении сметы центром затрат

 

Рассматривая эволюцию системы  контроля в рамках внутрифирменного управления, можно выделить три основные стадии ее развития:

1. Административный контроль - персональное наблюдение менеджера  предприятия за ходом производственного  процесса и деятельностью подразделений.

2. Бухгалтерский (ретроспективный)  контроль - регистрация имевших место  фактов по принципу двойной записи и последующее корректирующее воздействие на объекты управления.

3. Сметный (бюджетный,  перспективный) контроль-использование  смет (бюджетов) для планирования  и контроля за затратами.

Смета для центра затрат должна содержать информацию об ожидаемых  затратах, основанную на планах управления и концепции контроли­руемых  затрат. Определение контролируемых статей - ключевая задача при внедрении  на предприятии системы учета по центрам ответственности. В идеале все затраты должны быть закреплены за определенными подразделениями и конкретными подотчетными лицами.

Если за определенным участком или центром закрепляется ответственность  за какие-то статьи затрат, то менеджер такого подразделения должен иметь  реальную возможность влиять на величину этих затрат. На практике это по большей  части невозможно, вследствие чего используют понятие «относительный контроль». Последний означает, что  менеджер контролирует большую часть  факторов, воздействующих на данную статью сметы. Сметы, разрабатываемые для центров затрат, иногда называют сметами учета по ответственности. Чтобы обеспечить внутри предприятия кооперацию (взаимодействие) менеджеров различных уровней и направлений деятельности и быть уверенными в обоснованности отраженных в смете целей, необходимо каждого менеджера активно вовлекать в подготовку сметы его подразделения.

Широкое распространение  получили гибкие сметы, позволяющие  пересчитывать ожидаемые затраты  на фактический объем производства. Суть пересчета заключается в  четком разделении всех учитываемых  статей затрат на переменные (т.е. прямо  пропорциональные динамике объемных показателей) и постоянные и корректировке  ожидаемых переменных затрат на коэффициент  фактического изменения объема производства. Это позволяет исключить неконтролируемое изменение затрат, поскольку объем  производства не контролируется центрами затрат.

Информация о работе Система внутрихозяйственной отчетности по уровням управления и сегментам бизнеса