Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 16:47, курсовая работа
Целью данной работы является изучение подготовительных работ перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, нахождение путей их совершенствования на примере сельхозпредприятия СПК “Макаровцы”. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
● изучить теоретические аспекты проводимых предварительных работ, а так же составления годовой бухгалтерской отчетности;
● изучить последовательность проводимых подготовительных работ;
● рассмотреть правила составления предварительной документации по учету;
●изучить сроки предоставления предварительной документации главному бухгалтеру;
● рассмотреть нормативно-правовые документы по составлению бухгалтерской отчетности и проводимых предварительных работ.
Введение………………………………………………………………………...…3
1. Исследование общих вопросов по проведению подготовительных работ перед составлением годовой бухгалтерской отчетности.
1.1Теоретические основы подготовительных работ перед составлением годовой бухгалтерской отчетности………………………………………………5
1.2 Нормативно-правовые документы по составлению годовой бухгалтерской отчетности, а так же проводимым предварительным работам.………………..9
1.3 Обзор литературы……………….…………………………...………………13
2. Подготовительные работы перед составлением годовой бухгалтерской отчетности.
2.1 Порядок и особенности проведения подготовительных работ……………
2.2 Порядок проведения инвентаризации и переоценки активов и пассивов, а так же отражение результатов в учете…………………………………………20
2.3 Порядок и последовательность закрытия счетов бухгалтерского учета…27
2.4 Определение финансового результата и реформация баланса…………………………………………………...……………………….34
2.5 Состав и содержание годового отчета……………………………………...37
3. Совершенствование форм бухгалтерской отчетность в соответствии с учетом требований международных стандартов.
3.1 Основные направления перехода к МСФО…………………………………………………….………………………39
3.2 Совершенствование форм бухгалтерской отчетности в условиях перехода к МСФО…………………………………………………………………………..41
Заключение………………………………………………………………….…....22
Список использованной литературы…
● статьи баланса должны иметь реальную оценку.
● правильное и полное отражение в учете и отчетности результатов инвентаризации имущества и обязательств.
● нейтральность информации, т.е. ее соответствие интересам всех групп пользователей;
● осмотрительность, т.е. обеспечение большей готовности к бухгалтерскому учету потерь (расходов) и обязательств, чем доходов и активов; недопустимость сокрытия резервов;
Несоблюдение этих условий рассматривается как неправильное составление бухгалтерской отчетности.
Бухгалтерская отчетность составляется за отчетный год. Отчетным годом для всех организаций является календарный год - с 1 января по 31 декабря включительно, для вновь созданных организаций - с даты их государственной регистрации, создания по 31 декабря включительно. Организации (за исключением организаций, финансируемых из бюджета) представляют годовую бухгалтерскую отчетность в течение 90 дней по окончании года. [12]
Таким образом, бухгалтерская отчетность это система показателей, отражающая имущественное и финансовое положение организации на отчетную дату, а также финансовые показатели ее деятельности за отчетный период. Отчетность служит исходной базой планирования, прогнозирования и контроля использования активов. Она должна обеспечивать сопоставимость отчетных показателей с данными за прошлые отчетные периоды. В целях упорядочения и облегчения составления представляемую организациями отчетность классифицируют по различным признакам.
Рассмотрим некоторые из основных нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы составления бухгалтерской отчетности, а также проведение подготовительных работ на уровне государства и субъектов хозяйствования:
Закон Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» Закон принят 18 октября 1994г., № 3321-XII. Последнее изменение и дополнение: Закон Республики Беларусь от 26.12.2007 N 302-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007г. № 4, 2/1285). Настоящий Закон определяет правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета, устанавливает требования, предъявляемые к составлению и представлению бухгалтерской отчетности, регулирует взаимоотношения по вопросам бухгалтерского учета и отчетности в Республике Беларусь. [12]
Типовой план счетов. Новый типовой план счетов был утвержден Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 29.06.2011 N 50 "Об установлении типового плана счетов бухгалтерского учета, утверждении Инструкции о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства финансов Республики Беларусь и их отдельных структурных элементов". Данный документ вступил в силу 1 января 2012 г. В новом типовом плане бухгалтерских счетов некоторые из счетов, субсчетов упразднены, появились новые, поменялись подходы к фиксированию в бухгалтерском учете некоторых операции. Типовой план счетов и Инструкция устанавливают единый порядок отражения хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета для организаций (за исключением банков, небанковских кредитно-финансовых организаций, бюджетных организаций). [14]
Инструкции по инвентаризации активов и обязательств, утвержденная постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.11.2007 № 180, последнее изменение и дополнение от 22 апреля 2010 г. № 50 (зарегистрировано в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь - № 8/22313). Данная инструкция устанавливает единый порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организаций, ведущих в соответствии с законодательством бухгалтерский учет, оформления результатов инвентаризации и отражения их в бухгалтерском учете. [15]
Постановление
Министерства Финансов
Данная инструкция устанавливает единую методику внесения исправлений в учетные записи организаций (кроме организаций, финансируемых из бюджета, банков и небанковских кредитно-финансовых организаций) в случае обнаружения ошибок и искажений. Исправления вносятся в случае признания факта неверного (неправильного, ошибочного) отражения на счетах бухгалтерского учета и (или) в регистрах бухгалтерского или налогового учета записей, влияющих на формирование информации в бухгалтерском и налоговом учете: искажение оценки активов, обязательств, доходов и расходов в бухгалтерском учете и (или) неверное исчисление налогов, сборов (пошлин) в налоговом учете.
Постановление Министерства Финансов Республики Беларусь от 5 ноября 2010 г. № 162/131/37 “О порядке проведения переоценки основных средств, не завершенных строительством объектов, неустановленного оборудования”. Последние изменения и дополнения от 9 декабря 2011 г. № 196/130/58.
Инструкция о порядке переоценки основных средств, не завершенных строительством объектов и неустановленного оборудования устанавливает единый порядок проведения переоценки числящихся в бухгалтерском учете организаций в составе внеоборотных активов основных средств, не завершенных строительством объектов и неустановленного оборудования, а также правила отражения ее результатов в бухгалтерском учете и отчетности, в том числе при переоценке на 1 января 2011 г. [13]
Инструкция о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности, утвержденная постановлением Минфина РБ от 17.02.2004 № 16 (с учетом изменений, внесенных постановлением Минфина РБ от 22.12.2004 № 178). Настоящая Инструкция о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности устанавливает порядок формирования бухгалтерской отчетности для коммерческих и некоммерческих организаций (кроме банков и иных небанковских финансово-кредитных организаций, страховых организаций и организаций, финансируемых из бюджета, индивидуальных предпринимателей). Бухгалтерская отчетность формируется в составе форм, установленных Министерством финансов Республики Беларусь. В бухгалтерскую отчетность должны включаться данные, необходимые для формирования достоверного и полного представления о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении. [17]
Постановление
об утверждении инструкции по
бухгалтерскому учету
Постановление об установлении форм бухгалтерской отчетности от 31.10.2011 N 111, утверждении Инструкции о порядке составления бухгалтерской отчетности и признании утратившими силу постановления Министерства финансов Республики Беларусь от 14 февраля 2008 г. № 19 и отдельного структурного элемента постановления Министерства финансов Республики Беларусь от 11 декабря 2008 г. № 187. Настоящее постановление устанавливает порядок составления бухгалтерской отчетности, начиная с 1 квартала 2012 года. [19]
Постановление Министерства финансов Республики Беларусь 27 июня 2008 г. N 107 “Об утверждении инструкции о порядке расчета стоимости чистых активов и признании утратившими силу некоторых нормативно правовых актов Министерства финансов Республики Беларусь”. Последнее изменение и дополнение от 11.06.2012 № 35
Инструкция о порядке расчета стоимости чистых активов устанавливает порядок расчета стоимости чистых активов коммерческими организациями (кроме банков), индивидуальными предпринимателями, осуществляющими предпринимательскую деятельность и ведущими бухгалтерский учет, а также состав активов и пассивов, принимаемых к расчету стоимости чистых активов, с учетом особенностей осуществляемой организациями деятельности. [20]
Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 30.06.2012 № 41 “Об утверждении инструкции о порядке отражения в бухгалтерском учете налога на добавленную стоимость”. Последнее изменение и дополнение от 24.08.2012 №51. Настоящая Инструкция о порядке отражения в бухгалтерском учете налога на добавленную стоимость разработана в соответствии с главой 12 Налогового кодекса Республики Беларусь, определяет порядок отражения в бухгалтерском учете налога на добавленную стоимость. Расчеты с бюджетом Республики Беларусь по налогу на добавленную стоимость отражаются организациями на счете 68 "Расчеты по налогам и сборам"[21]
Постановление Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь от 31.08.2009 N 65 "Об утверждении Методических рекомендаций по учету затрат и калькулированию себестоимости сельскохозяйственной продукции (работ, услуг)". Настоящий приказ вступил в силу с 1 января 2010 г. Целью настоящих Методических рекомендаций является: регламентация состава и структуры затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), обеспечение единообразия в исчислении экономически обоснованной величины затрат, необходимой для производства и реализации продукции, определение порядка формирования себестоимости продукции в промышленных организациях.[22]
Таким образом, все коммерческие организации и предприятия составляют годовую бухгалтерскую отчетность, а так же проводят подготовительные работы перед её составлением в соответствии с действующими нормативно правовыми документами. В нашей стране создана достаточная нормативная база, регулирующая данные вопросы. Нормативная документация постоянно пересматривается, обновляется, изменяется и утверждается Министерством Финансов Республики Беларусь.
Тамара Алейникова в своей статье описала порядок проведения инвентаризации материалов и ее документальное оформление.
Единый порядок проведения инвентаризации материалов установлен Инструкцией по инвентаризации активов и обязательств, утвержденной постановлением Минфина РБ от 30.11.2007 № 180 (далее – Инструкция № 180). В ходе инвентаризации документально подтверждаются наличие, состояние и оценка материалов путем: сопоставления с данными бухгалтерского учета; выявления материалов, частично потерявших свое первоначальное назначение (потребительские свойства) и устаревших морально; выявления сверхнормативных и неиспользуемых материалов с целью их учета и последующей реализации или списания. Инвентаризации подлежат материалы организации независимо от их местонахождения, а также материалы, не принадлежащие организации, но числящиеся в бухгалтерском учете за балансом (принятые на ответственное хранение, в переработку и др.). Пунктом 8 Инструкции № 180 установлено, что инвентаризация материалов должна проводиться не реже одного раза в год. При этом по решению руководителя организации количество проводимых в течение года обязательных инвентаризаций может быть увеличено. Перед составлением годовой бухгалтерской отчетности инвентаризация должна проводиться не ранее 1 ноября. [1,с.19]
С.Н. Козырев в своей статье описывает порядок организации работ по провидению инвентаризации. Согласно данной статье для проведения инвентаризации руководителем организации издается приказ, в котором: устанавливаются сроки проведения инвентаризации и подготовки сведений для проведения инвентаризации; назначается комиссия по проведению инвентаризации; определяется перечень структурных подразделений, в которых проводится инвентаризация, и ответственные должностные лица, участвующие в проведении инвентаризации в данных структурных подразделениях; определяется перечень лиц, допускаемых к проведению инвентаризации в организации в случае проведения инвентаризации юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, уполномоченными организацией на проведение инвентаризации. [10,c.32]
Анна Волчек
в своей статье описывает систему
проведение инвентаризации отходов
производства. В результате производственной/
Александр Михалкевич
в своей статье рассматривает
и анализирует нормативно-
Необходимость внесения исправлений в бухгалтерский учет возникает не только по причине самостоятельного обнаружения ошибок или их выявления контрольными органами. Зачастую она вызвана нестабильностью нормативно-правовой базы, а также появлением нормативных документов и разъяснений, которые начинают действовать «задним» числом. Основными документами, регулирующими порядок внесения исправлений в бухгалтерский учет, являются:
1) Порядок внесения исправлений в бухгалтерский учет в случаях обнаружения искажений и ошибок, утвержденный Минфином РБ 09.12.1996 № 15-1/605, ГГНИ при Кабинете Министров РБ 10.12.1996 № 05-130 и Аудиторской палатой РБ 09.12.1996 № 01-1/165 (далее - Порядок) (примечание);
2) Инструкция о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности, утвержденная постановлением Минфина РБ от 17.02.2004 № 16 (с учетом изменений, внесенных постановлением Минфина РБ от 22.12.2004 № 178).
Ни Порядок, ни Инструкция не вобрали в себя все возможные ошибки и не предусмотрели порядок их исправления. Данные документы определяют лишь общие подходы, используемые при отражении в учете исправительных записей. Причем нормы, содержащиеся в Порядке и Инструкции, в ряде случаев противоречат друг другу. Но с учетом того, что Инструкция принята позже Порядка, в первую очередь необходимо руководствоваться положениями Инструкции. К сожалению, Инструкцией не предусмотрено отражать исправления в учете методом «красное сторно». При исправлении неправильно отраженных хозяйственных операций предусмотрено производить либо прямые (увеличивающие стоимостную оценку хозяйственной операции), либо обратные (уменьшающие стоимостную оценку хозяйственной операции) проводки. Это в ряде случаев приводит к непрозрачности показателей, отраженных в учете, а также неудобству прочтения пользователями данной отчетности. [11,с.36]