Современное состояние учета расчетов по налогам и сборам и пути его совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июля 2013 в 16:20, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: изучить порядок налогообложения сельскохозяйственных предприятий, рассмотреть организацию учета и контроля расчетов по налогам и сборам в действующем предприятии.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..4
1. Система налогообложения в организациях агропромышленного комплекса..5
1.1. Сущность налогов и их виды. Этапы становления и развития налогообложения……………………………………………………………………5
1.2. Элементы налога и терминология……………………………………………11
1.3. Нормативно-правовое регулирование налогообложения………………….15
1.4. Обзор литературных источников по теме исследования…………………...16
1.5. Краткая экономическая характеристика организации и раскрытие методических аспектов учета налогообложения в учетной политике исследуемой организации………………………………………………………….18
2. Организация налогообложения на предприятии ЧУП «Смолевичи-Сузон»...20
2.1. Виды, порядок расчета и уплаты платежей в бюджет………………………20
2.2. Контроль за соблюдением правильности ведения учета расчетов по налогам и сборам. Меры ответственности за несоблюдением налогового законодательства…………………………………………………………………...30
3. Бухгалтерский учет расчетов с бюджетом……………………………………..35
3.1. Организация синтетического и аналитического учета расчетов по налогам и сборам…………………………………………………………………………..…35
3.2. Автоматизация учета расчетов по налогам и сборам и пути его усовершенствования………………………………………………………………..40
Заключение………………………………………………………………………….43
Список использованных источников……………………………………………...44

Вложенные файлы: 1 файл

Желток курсач.doc

— 251.50 Кб (Скачать файл)

Соблюдение действующих  на территории Республики Беларусь нормативно - правовых документов позволяет предприятию при проверке расчетов с бюджетом избежать финансовых потерь, связанных с санкциями, налагаемыми налоговыми службами ввиду неправильного исчисления и несвоевременного перечисления платежей в бюджет.

 

1.4.Обзор литературных  источников по теме исследования

 

В условиях рыночных отношений  налоговая система является одним  из важнейших экономических регуляторов. Неизбежность налогов очевидна. Еще  в 1789 году Б. Франклин писал: "В этом мире ни в чем нельзя быть твердо уверенным, за исключением смерти и  налогов".

Во всех экономических теориях  прошлого и настоящего времени авторы обязательно рассматривают проблемы налогообложения, стремятся определить место налогов в экономической  системе, их назначение и варианты построения систем взимания налогов. Их всех интересует вопрос о происхождении налогов, причинах и условиях их возникновения. Изучение истории налогов позволяет понять суть и необходимость их уплаты, мощь регулирующего воздействия на жизнь общества. Изучение экономической литературы показывает, что к определению категории "налог" ученые подходят по - разному.

В фундаментальных работах современных  налоговедов И.В. Горского, В.В. Глухова, В.А. Кашина, С.Ф. Сутырина, Д.Г. Черника  и др. налог определяется как "одна из форм пополнения государственной  казны" или как "сбор, устанавливаемый в одностороннем порядке и взимаемый на основании законодательно закрепленных правил для удовлетворения общественных потребностей" [11, с.27].

В работах Н.Е. Заяц, Т.Е. Бондарь  отмечается, что "налоговая система  государства должна строиться исходя из знаний фундаментальных закономерностей распределительных отношений, их влияния на процесс развития экономики. Налоговедение, постигая экономические закономерности, определяет организационно - правовые принципы функционирования налоговой системы, формирует конкретные методики исчисления отдельных налоговых платежей" [15, с.17].

Киреева Е.Ф. считает, что "национальная налоговая политика должна базироваться на определенной государственной концепции  налогообложения, учитывающей объективные факторы экономического развития и характеризоваться системными, взаимосвязанными изменениями налогового законодательства и масштабностью осуществляемых правительством мероприятий экономической политики" [16, с.53].

Актуальным в настоящее время  в области налогообложения является вопрос: почему в рамках упрощения налогового учета не разрешено не заполнять регистры налогового учета, если все показатели формируются в бухгалтерском учете. По словам специалиста отдела по обеспечению работы Комиссии по бюджету, финансам и налоговой политике Палаты представителей: " в рамках программы либерализации экономики и выполнения мероприятий по выходу экономики из кризиса Правительством планируется принять ряд документов, в том числе направленных на упрощение налогообложения. При работе над проектами будем настаивать на действительном, а не декларируемом упрощении, в первую очередь на сокращении количества регистров и формуляров" [17, с.8].

Несмотря на разные мнения ученых о налогах и их значимости в  жизни общества, неоспоримым остается тот факт, что налоги будут всегда, необходимость их уплаты неизбежна, они являются мощным регулятором воздействия на жизнь общества.

1.5. Краткая экономическая характеристика организации

 

Исследуемое предприятие ЧУП "Смолевичи-Сузон" является коммерческой организацией - юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, печать, штамп, бланки со своим наименованием, открытые в установленном порядке текущий (расчетный), валютный и иные счета в банках.

Расстояние от ЧУП "Смолевичи-Сузон" до областного центра - 35 км., находится в районном центре, расстояние до ближайшей железнодорожной станции – 0.5 км. Почвы хозяйства обладают достаточным потенциалом плодородия и при внесении сбалансированных доз удобрений благоприятны для получения высоких и устойчивых урожаев c/х культур. Основной целью деятельности предприятия является получение прибыли.

Основные виды деятельности:

1.Услуги механизированного отряда: по вывозке, погрузке и внесению органических удобрений, химзащитным работам, известкованию кислых почв, обработка почвы, посев и уборка зерновых (тракторный парк  предприятия  насчитывает 32 единицы: трактора МТЗ-80 (82), МТЗ-1221,  МТЗ-2522, FENDT – 930 (936), а также различное навесное и прицепное оборудование к ним. Кроме этого есть в наличии  погрузчики ТО-18Д  и  Амкодор.

2.Услуги автомобильного транспорта: по перевозке различных грузов   сельскохозяйственного и прочего  назначения (автомобильный парк  предприятия насчитывает 21 грузовой  автомобиль: МАЗ- 5551, 555102, 555142, 551605,  МАЗ- 5334, – автокран, МАЗ- 54329,  ГАЗ- 5203, 5307)

3.Услуги отдела поставок химической  продукции: оказание услуг по выгрузке-погрузке  и хранению минеральных,  известковых удобрений и средств защиты растений, обеспечение хозяйств  района минеральными,  известковыми удобрениями и средствами защиты растений.

4.Розничная торговля через магазин  «ЗАПАДНЫЙ»: продукты питания, табачные  и винно-водочные товары.

5.Откорм и реализация свиней  живым весом. На предприятии на 2 свинофермах производится откорм свиней по методу «шведского стола».

6.Оказание услуг службой ПМК: занимается ремонтом и текущим обслуживанием молокопроводов и холодильников на  фермах.

7.Выращивание зерновых, рапса и гречихи. Общая земельная площадь составляет 3345 га, сельскохозяйственные угодья –  3077 га, из них площадь пашни – 2624га, балл пашни – 33.3.

8.Сдача  основных средств  в аренду.

Среднегодовая численность работников, занятых в с/х производстве - 324 человека, в т. ч.270 человек, занятых  в растениеводстве и животноводстве.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Организация налогообложения на предприятии ЧУП «Смолевичи-Сузон»

2.1. Виды, порядок расчета и уплаты платежей в бюджет

 

Налоги - основной источник доходов государственного бюджета. Поступления из бюджета сводятся лишь к целевому финансированию и  поступлению разницы в ценах при расчетах за продукцию, на закупку которой из бюджета выделяются дотации.

ЧУП "Смолевичи-Сузон" является плательщиком НДС [приложение А], земельного налога [приложение Б], экологического налога [приложение В], налога на недвижимость [приложение Г], налога на прибыль и отчислениям в инновационный фонд [приложение Д], подоходного налога.

 

НДС [приложение А], Особенная часть Налогового кодекса Республики Беларусь от 29.12.2009 №71-3 (глава 12 «Налог на добавленную стоимость) [18].

Основные ставки налога:

    • 10%;
    • 20%;
    • 0% - экспорт товаров и услуг.

Уплата:

  • 22 числа после отчетного периода – ежемесячно или поквартально, по выбору;
  • при импорте из России и Казахстана – 20 числа месяца, следующего за месяцем ввоза;
  • при прочем импорте – при ввозе.

Отчетность:

  • декларация 20 числа после отчетного периода [приложение А];
  • заявление по уплате НДС при ввозе из России и Казахстана – 20 числа после месяца ввоза.

Налоговая база:

  • при ввозе на таможенную территорию Республики Беларусь из стран таможенного союза (Россия, Казахстан) – контрактная стоимость;
  • при ввозе на таможенную территорию Республики Беларусь – контрактная стоимость + таможенная пошлина;
  • при реализации на территории Республики Беларусь – выручка с вычетом уплаченного НДС при ввозе, покупке товаров, работ, услуг.

Вычеты по налогу

Общая сумма налога уменьшается  на налоговые вычеты, которыми признаются предъявленные продавцами-налогоплательщиками  Республики Беларусь при приобретении на территории РБ товаров, работ, услуг, имущественных прав, а также уплаченные в бюджет: при ввозе на территорию РБ и приобретении у иностранных организаций. Налоговые вычеты производятся на основании первичных учетных и расчетных документов. Вычеты отражаются в Книге покупок [приложение Е], если это предусмотрено учетной политикой организации. 

 

Подоходный  налог. Особенная часть Налогового кодекса Республики Беларусь от 29.12.2009 №71-3 (глава 16 «Подоходный налог с физических лиц») [18].

Плательщиками подоходного  налога с физических лиц  признаются физические лица.

Основные ставки налога:

  • 12%;
  • 9% - резиденты Парка высоких технологий;
  • 15% - индивидуальные предприниматели;
  • в фиксированных суммах (при сдаче в аренду помещений, машино-мест).

Сумма подоходного налога с физических лиц исчисляется:

  • по доходам от сдачи физическими лицами жилых и нежилых помещений, машино-мест – исходя из размера фиксированных сумм подоходного налога с физических лиц;
  • по другим доходам – как произведение налоговой базы и налоговой ставки.

Уплата:

  • налоговыми агентами – при выплате дохода;
  • физическими лицами, после подачи декларации – не позднее 15 мая;
  • в фиксированных суммах – предварительно, до сдачи имущества в аренду.

Отчетность:

  • декларация физических лиц не позднее 1 марта.

Налоговая база:

  • доходы, полученные плательщиком-резидентом как от источников на территории Республики Беларусь, так и за ее пределами;
  • доходы, полученные плательщиком-резидентом от источников на территории Республики Беларусь

Стандартные налоговые вычеты:

  • в размере 550 000 бел. руб. в месяц при получении дохода в сумме, не превышающей 3 350 000 бел. руб. в месяц;
  • в размере 155 000 бел. руб. в месяц на ребенка до 18 лет и (или) каждого иждивенца;
  • в размере 780 000 бел. руб. в месяц для особых категорий плательщиков

 

Налог на прибыль [приложение Д] Особенная часть Налогового кодекса Республики Беларусь от 29.12.2009 №71-3 (глава 14 «Налог на прибыль») [18].

Плательщиками налога на прибыль являются юридические лица Республики Беларусь, иностранные и международные организации, простые товарищества (участники договора о совместной деятельности), хозяйственные группы.

Основные ставки налога на прибыль:

  • 18%;
  • 12% - по дивидендам, указанных в п. 1 статьи 126 и п. 3 статьи 128 НК РБ;
  • 9% - ставка налога на прибыль, полученную от реализации долей в уставном фонде (паев, акций) организаций, находящихся на территории РБ.

Налоговый период налога на прибыль – календарный год.

Налоговым периодом налога на прибыль с дивидендов, начисленных белорусскими организациями – календарный месяц.

Срок уплаты текущих платежей по налогу на прибыль: не позднее 22 марта, 22 июня, 22 сентября и 22 декабря (п. 7 статья 143 НК РБ).

Срок уплаты текущих платежей по налогу на прибыль с дивидендов: производится налоговыми агентами не позднее 22 числа месяца, следующего за месяцем, в котором были начислены дивиденды.

Налоговая декларация по налогу на прибыль представляется плательщиком в налоговые органы не позднее 20 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Исчисление налоговой базы по налогу на прибыль:

НБ = ВП – Л – У, где:

ВП – валовая прибыль и приравненные к ней доходы, признаваемые таковыми в соответствии с  п.1 статьи 35 НК РБ, начисленные белорусскими организациями

Л – сумма льгот, предоставленных организации (согл. статье 140)

У – сумма убытков, переносимых на этот отчетный год (согл. статье 141)

 

Земельный налог [приложение Б], Особенная часть Налогового кодекса Республики Беларусь от 29.12.2009 №71-3 (глава 18 «Земельный налог») [18].

Плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, которым земельные участки на территории Республики Беларусь предоставлены на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного или временного пользования либо предоставлены в частную собственность.

Налоговая база земельного налога определяется в размере кадастровой стоимости земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных статьей 195 главы 18 ОЧ НК.

В соответствии с ОЧ НК ставки земельного налога определяются исходя из кадастровой стоимости земельных участков в зависимости от целевого назначения этих участков в размерах, установленных приложением 5 к Налоговому кодексу Республики Беларусь.

Налоговая база земельного налога определяется на 1 января календарного года в отношении:

- земельного участка, предоставленного для одной цели, - в размере его кадастровой стоимости;

- земельного участка, предоставленного для нескольких целей, для которых в приложении 5 к Налоговому кодексу предусмотрены разные ставки земельного налога;

- в размере суммы кадастровой стоимости, определенной исходя из площадей, приходящихся на соответствующее функциональное использование земельного участка;

- земельного участка, предоставленного для нескольких целей, которые соответствуют разным видам функционального использования земельных участков и в отношении которых в приложении 5 к Налоговому кодексу предусмотрены разные ставки земельного налога, - в размере суммы кадастровой стоимости, определенной исходя из площадей, приходящихся на соответствующее функциональное использование земельного участка;

Информация о работе Современное состояние учета расчетов по налогам и сборам и пути его совершенствования