Содержание и значение аудита учета и использования производственных запасов
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2014 в 18:54, курсовая работа
Краткое описание
Цель исследования – изучить порядок проведения аудита оценки материально-производственных запасов. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи: 1. Изучить цели, задачи, объекты аудита учёта материально-производственных запасов и источники информации для их проверки. 2. Рассмотреть основные нормативные документы, приёмы и методы, используемые при аудите. 3. Рассмотреть методику аудита материально-производственных запасов. 4. Изучить план и программу аудиторской проверки.
Одним из основных направлений
аудита является аудит материально-производственных
запасов, которые составляют основу деятельности
предприятия. Для осуществления точного
и полного отражения в системе бухгалтерского
учета операций с материально-производственными
запасами необходимо руководствоваться
законодательными актами РФ, постановлениями
Президента и правительства, нормативными
документами и т.д. В системе материальных
запасов предприятия часто встречаются
нарушения и отклонения от действующих
нормативных положений. Таким образом
бухгалтерский учет и аудит с материальными
запасами являются жизненно необходимым
предприятиям, ведущим свою деятельность.
Постановка проблемы является
проведение аудиторской проверки материально-производственных
запасов, как на теории, так и на практике.
Одним из самых перспективных
и значительных направлений контроля
за деятельностью субъектов хозяйствования
является независимый контроль, осуществляемый
аудиторами. При проверке аудитору необходимо
изучить все нормативные документы, касающиеся
порядка приема, учета, хранения и отпуска
материальных ценностей, в частности,
положения по учету материалов, тары, малоценных
и быстроизнашивающихся предметов, о порядке
выдачи доверенностей материально-товарных
ценностей и другие.
Цель исследования – изучить
порядок проведения аудита оценки материально-производственных
запасов. Для достижения данной цели необходимо
решить следующие задачи:
1. Изучить цели, задачи, объекты
аудита учёта материально-производственных
запасов и источники информации
для их проверки.
2. Рассмотреть основные
нормативные документы, приёмы и
методы, используемые при аудите.
4. Изучить план и программу
аудиторской проверки.
Глава 1. Теоретическая
часть
1. Содержание
и значение аудита учета и
использования производственных
запасов
1.1. Законодательные
и нормативные акты по аудиту и контролю
производственных запасов
При учете и аудите материально-производственных
запасов необходимо руководствоваться
законодательно-нормативными документами.
Система нормативного регулирования
аудиторской деятельности, которыми следует
руководствоваться аудиторам при осуществлении
проверки достоверности информации учета
материалов в бухгалтерской отчетности,
а соответственно, и аудируемым лицам
при организации этого участка бухгалтерского
учета можно подразделить на четыре уровня
документов:
Первый уровень – Федеральные
законы, Кодексы РФ, Указы Президента РФ.
Конкретно к данному уровню относятся:
- Гражданский кодекс РФ. В нем
закреплены важнейшие нормы ведения учета
в организации (в том числе и учета материалов)
– наличие самостоятельного баланса у
каждого юридического лица, обязанность
утверждения годового отчета, порядок
регистрации, реорганизации и ликвидации
организации и т.д.;
- Налоговый кодекс РФ (часть
1и 2). Он определяет основы налоговой системы,
что влияет на организацию бухгалтерского
учета (в том числе и учета материалов)
при определении базы для расчета налогов;
- Федеральный закон от 21.11.1996
N 129-ФЗ (ред. от 28.09.2010) "О
бухгалтерском учете" (принят
ГД ФС РФ 23.02.1996), с изменениями и дополнениями.
В законе определены понятия бухгалтерского
учета материалов, его объекты, основные
правила и требования, порядок регулирования
и организации бухгалтерского учета материалов,
правила организации аналитического и
синтетического учета материалов, его
регистров, порядок оценки материалов,
их инвентаризации.
- Федеральный закон "Об аудиторской
деятельности" от 30.12.2008 N 307- ФЗ принят
ГД ФС РФ 24.12.2008, согласно которому аудиторские
организации, осуществляющие свою деятельность
без образования юридического лица, при
проведении аудиторской проверки организации
выражают мнение о достоверности финансовой
(бухгалтерской) отчетности компании и
соответствии порядка ведения бухгалтерского
учета материалов законодательству РФ.
Второй уровень – Постановления
Правительства РФ, нормативные правовые
акты государственного регулирования
аудиторской деятельности, министерств
и ведомств, призванные обеспечить эффективное
функционирование института отечественного
аудита в рыночных условиях, его поступательное
развитие и совершенствование, контроль
за деятельностью аудиторов. К данному
уровню относятся следующие нормативные
документы:
- Положение по бухгалтерскому
учету «Учет материально-производственных
запасов» (ПБУ 5/01), утвержденное приказом
Минфина РФ от 09.06.01г. №44-н. (в ред. Приказов
Минфина от 26.03.2007 № 26н). Этот документ
содержит основные понятия, базовые правила
и приемы бухгалтерского учета материалов,
а так же раскрывает другие вопросы бухгалтерского
учета материалов;
- Положением по ведению бухгалтерского
учета и бухгалтерской отчетности в Российской
Федерации, утвержденным Приказом Минфина
РФ от 29.07.1998 г. № 34н (ред. от 26.03.2007 № 26н.)
- Положение по бухгалтерскому
учету «Учет активов и обязательств, стоимость
которых выражена в иностранной валюте»
(ПБУ 3/2006) (утверждено приказом Минфина
России от 27.11.2006 г. № 154н) (в ред. От 25.12.2007
№147н);
Третий уровень – правила (стандарты)
аудиторской деятельности, разрабатываемые
с целью установления норм аудита, однозначно
интерпретируемыми всеми субъектами финансово-хозяйственной
деятельности. К ним относятся:
- Методические указания по
бухгалтерскому учету материально-производственных
запасов. Утверждены приказом Минфина
РФ от 28.12.01 г. №119-н (в ред. Приказов Минфина
РФ от 23.04.2002 N 33н, от 26.03.2007 N 26н);
- Методические рекомендации
по инвентаризации имущества и финансовых
обязательств. Утверждены приказом Минфина
РФ от 13.06.95 г. №49;
- Методические рекомендации
по сбору аудиторских доказательств достоверности
показателей материально-производственных
запасов в бухгалтерской отчетности, одобренные
Советом по аудиторской деятельности
при Министерстве финансов Российской
Федерации (протокол №25 от 23.04.2004 г.);
- Методические указания по
бухгалтерскому учету материально-производственных
запасов (утверждены приказом Минфина
России от 28 декабря 2001 г. № 119н);
- Порядок отражения в бухгалтерском
учете товарообменных операций или операций,
осуществляемых на бартерной основе (письмо
Минфина России от 30 октября 1992 г. № 16-05/4).
- Плана счетов бухгалтерского
учета финансово-хозяйственной деятельности
организации и Инструкция по его применению.
Утверждены приказом Минфина РФ от 31.10.2000
г. № 94н; (в ред. Приказов Минфина РФ от
18.09.2006 N 115н)
Четвертый уровень – методики
аудиторской деятельности, регламентирующие
порядок осуществления аудиторами проверок
применительно с конкретными отраслями,
по отдельным вопросам налогообложения,
финансов и по специальным аудиторским
заданиям. Такие как:
- внутрифирменные правила (стандарты);
- рабочий план счетов бухгалтерского
учета;
- должностные инструкции;
- инструкции по проведению
инвентаризации и т.д.
Приведенный выше перечень
документов, регламентирующих учет материалов
и его аудиторскую проверку в Российской
Федерации, основан на их юридической
значимости для формирования системы
бухгалтерского учета и его аудита.
1.2. Цель, задачи
и источники информации аудита МПЗ
В соответствии с ПБУ 5/01 «Учет
материально-производственных запасов»,
утвержденным Приказом Минфина РФ от 09.06.01
№44н, к материально-производственным
запасам (МПЗ) относятся активы:
- используемые в качестве
сырья, материалов и т.п. при производстве
продукции, предназначенной для
продажи (выполнения работ, оказания
услуг);
- предназначенные для
продажи;
- используемые для управленческих
нужд организации.
К таким активам относятся сырье,
материалы, топливо, полуфабрикаты и комплектующие
изделия, запасные части, тара, товары,
готовая продукция.
Целью аудита МПЗ является формирование
мнения о достоверности показателей отчетности
по статьям материальных ценностей «Запасы»
и о соответствии применяемой в организации
методики учета и налогообложения, действующим
в Российской Федерации нормативным документам.
Основными задачами аудита
материально-производственных запасов
на предприятии является проверка:
- состояния учета, хранения
и эффективности использования
материальных ресурсов;
- соответствия фактического
наличия ресурсов данным бухгалтерского
учета и потребностям предприятия;
- выявления непригодных
для использования ценностей
с определением суммы причиненного
ущерба и виновных лиц;
- полноты и своевременности
оприходования, законности и целесообразности
расходования и списания МПЗ;
- обоснования и соблюдения
установленных норм расхода сырья,
материалов, топлива, нефтепродуктов
и других ценностей, своевременности
и качества инвентаризаций и
правильности принимаемых по
результатам ревизии решений.
Для достижения целей аудита
в соответствии с федеральным Правилом
№3 «Планирование аудита» составляется
программа аудиторской проверки по разделу
«Материально-производственные запасы»,
являющаяся частью общей программы аудита.
Перечень вопросов, подлежащих
рассмотрению в ходе аудита МПЗ:
1) Оценка эффективности
системы внутреннего контроля
в отношении МПЗ:
- обоснованность и оптимальность
выбора в учетной политике
организационно-технических и методических
аспектов данного участка учета;
- представление финансовой
информации наиболее эффективным
образом в целях ее оптимального
использования уполномоченными
лицами;
- проверка объективности
информации, представленной в бухгалтерской
отчетности, об имеющихся в наличии
МПЗ;
- проверка организации
системы утверждений (наличие приказа
об установлении круга лиц, которым
дано право подписывать документы
на отпуск МПЗ со склада).
2) Проверка обеспечения
контроля за наличием и сохранностью
МПЗ:
- организация складского
хозяйства для различных видов
МПЗ;
- соблюдение условий хранения
(обеспечение измерительными приборами);
- правильность классификации
и группировки МПЗ (сырье, основные
и вспомогательные материалы, запчасти
и т.д.);
- правильность хранения
собственных МПЗ и находящихся
в организации на иных условиях (на
ответственном хранении, на комиссии,
давальческое сырье);
- организация материальной
ответственности за МПЗ;
- организация аналитического
учета МПЗ;
- организация проведения
инвентаризации МПЗ;
- соблюдение сроков проведения
инвентаризации МПЗ согласно
учетной политике;
- правильность отражения
в учете результатов инвентаризации
(проверка материалов о результатах
годовой инвентаризации МПЗ).
3) Проверка правильности
документального оформления движения
МПЗ:
- наличие первичных документов,
подтверждающих движение МПЗ;
- применение унифицированных
форм первичной учетной документации;
- особенности документального
оформления (соответствие содержания
первичного документа сути хозяйственной
операции).
4) Проверка полноты и
своевременности оприходования
материальных ценностей:
- правильность учета неотфактурованных
поставок и МПЗ в пути.
5) Проверка правильности
оценки МПЗ при их оприходовании
и списании в производство:
- правильность оценки
МПЗ в текущем учета и в
балансе;
- правильность формирования
учетной стоимости отечественных
и импортных материальных ценностей
и соблюдение условий договоров
и учетной политики.
6) Проверка использования
материальных ценностей на производственные
и другие цели:
- законность и целесообразность
расходования МПЗ;
- использование МПЗ по
различным направлениям деятельности;
- правильность оценки
МПЗ при их списании.
7) Проверка правильности
отражения материальных ценностей
на счетах бухгалтерского учета:
- отражение операций оприходования
и списания МПЗ в регистрах
синтетического учета;
- вопросы налогообложения,
связанные с оприходованием и
списанием МПЗ;
- сверка данных синтетического
и аналитического учета;
- правильность списания
недостач и порчи МПЗ.
Поставленные задачи решаются
путем выполнения определенного набора
аудиторских процедур, которые выбираются
при планировании аудита и в ходе проверки
уточняются. Конкретный порядок проведения
процедур и их содержание должны определяться
исходя из особенностей хозяйственной
деятельности проверяемой организации.
Основными источниками информации
являются первичные документы по учету
производственных запасов и различные
аналитические и синтетические регистры.
В качестве первичных документов по учету
материалов используются преимущественно
унифицированные учетные документы, к
числу которых относятся следующие формы:
- доверенность (форма №М-2 и
№М-2а) – применяется для оформления права
лица выступать в качестве доверенного
лица организации при получении материальных
ценностей, отпускаемых поставщиком по
наряду, счету, договору, заказу, соглашению;
- приходный ордер (форма №М-4)
– используется для учета материале поступающих
от поставщиков или из переработки;